ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (JURIDICAL SCIENCE)
УДК 34
Ильющенкова Г.А.
магистрант, юридический факультет Санкт-Петербургская юридическая академия (г. Санкт-Петербург, Россия)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Аннотация: в статье освещены актуальные вопросы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Ключевые слова: прокурорский надзор, коррупция, противодействие коррупции.
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме коррупционных проявлений в системе органов государственной и муниципальной власти. Факты коррумпированности освящаются в средствах массовой информации и широко обсуждаются в обществе. Несмотря на принимаемые государством меры, уровень коррупции остаётся достаточно высоким. Эффективная борьба с таким дестабилизирующим общество фактором, как коррупция, невозможна без участия органов прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации является государственно-правовым институтом, призванным осуществлять антикоррупционную деятельность. По мнению И.А Калиты, прокуратуру следует расстраивать как основного субъекта, обеспечивающего взаимодействие и координацию различных органов государственной власти и правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции [3, 12].
Работа органов прокуратуры по противодействию коррупции организуется не только путём проведения мероприятий, нацеленных на выявление и пресечение правонарушений, но и путём разработки и проведения профилактических мероприятий, призванных предупреждать совершение преступлений. Надзорная деятельность прокурора в рассматриваемом направлении не ограничивается только предупреждением, пресечением и профилактикой преступлений.
В качестве предмета прокурорского надзора авторами называются общественные отношения, связанные с выполнением законов, деятельность должностных лиц, направленную на выполнение требований законодательства; нормы права.
Прокурорский надзор существенно отличается от надзора, выполняемого иными органами и должностными лицами. В отличие от других видов надзора, которые производятся от имени тех или иных органов и субъектов, прокурорский надзор осуществляется от имени государства. Таким образом, прокуратура преследует целью соотношение интересов органов, организаций и лиц с интересами государства.
Основные задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства содержатся в приказах и указаниях Генерального прокурора. Важным документом рассматриваемого направления надзора является Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
Согласно приказу, задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции направлены на выявление и предотвращение коррупционных правонарушений и содержат следующее: необходимость использования при осуществлении прокурорского надзора вне зависимости от звена прокуратуры всего комплекса полномочий прокурора для выявления нарушений закона, их причин и условий; обеспечение единства
законности на территории всего государства, в том числе путём приведения в соответствие законов органов местного самоуправления и органов субъектов федерации федеральному законодательству.
Для повышения эффективности принимаемых мер по борьбе с коррупцией 25 декабря 2008 года принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». Этот федеральный закон устанавливает основные положения, которые в дальнейшем получают развитие и конкретизацию в других нормативных правовых актах: дефиниция коррупции, принципы противодействия коррупции, права, обязанности и ограничения, накладываемые на государственных служащих с целью противодействия коррупции.
Законодательное понятие коррупции, согласно данному закону:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» от имени или в интересах юридического лица.
Для избавления общества от такого зла, как коррупция, необходимо работать на всех возможных направлениях, использовать весь комплекс мер прокурорского реагирования.
Прокуроры проводят ежеквартально в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проверки соблюдения законности при получении информации о преступлениях коррупционной направленности, о правильном ее документировании, проверке и принятии последующих решений.
Административная ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения: незаконное вознаграждение от имени юридического лица
(19.28 КоАП РФ), незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, либо бывшего государственного или муниципального служащего (19.29 КоАП РФ).
Прокурор обладает полномочиями по возбуждению дел об административном правонарушении, в том числе по данной категории дел (часть 1 статьи 28.4 КоАП РФ).
Выявление нарушений законодательства о противодействии коррупции сложный процесс, требующий привлечения комплекса мероприятий, технических ресурсов и сотрудников правоохранительных органов.
Состав административного правонарушения, квалифицированного по ст.19.29 КоАП РФ возможно выявить только при налаженной и чёткой работе правоохранительных органов с отраслевыми ведомствами, а по ст.19.28 КоАП РФ - с оперативными подразделениями полиции, поскольку установление объективной стороны указанного правонарушения невозможно без предварительного проведения оперативно - розыскных мероприятий [2, с. 55].
Если говорить о прокураторе, то орган не наделён полномочиями для возбуждения уголовных дел и привлечения лиц к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений, тем не менее, прокурор может по результатам проведённой проверки отразить выявленные нарушения в мотивированном постановлении о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Так же от уровня квалификации прокурорского работника зависит качество правовой оценки процессуальных действий и решений, принятых поднадзорными следственными органами при расследовании и раскрытии преступлений коррупционной направленности.
К числу факторов, препятствующих эффективному противодействию коррупции, можно отнести следующие:
- отсутствие общественного контроля
- отсутствие общепринятого стандарта антикоррупционного поведения среди государственных и муниципальных служащих.
Система наказаний за преступления коррупционной направленности в должной мере обеспечивает реализацию одного из принципов уголовного права-принцип неотвратимости наказания, реализует функции предупреждения и устрашения. Однако, в антикоррупционном законодательстве наличествуют и пробелы, создающие препятствия для реализации отбельных антикоррупционных норм.
Повысить эффективность деятельности органов государственной власти по противодействию коррупции возможно путём:
- увеличения финансирования и технического обеспечения мероприятий по противодействию коррупции
- повышения уровня взаимодействия органов государственной власти и правоохранительных органов
- проводить ежеквартально мероприятия по антикоррупционному просвещению населения, в частности в учебных заведениях разных уровней и степеней подготовки.
Коррупция- опасное социально- политическое явление с экономической основой. Только системный, комплексный подход к решению общей проблемы даст нужный результат. Искоренить коррупцию полностью вряд ли возможно, но предупредить коррупционные преступления, а также нивелировать последствия коррупционных проявлений можно путём применения совместных и скоординированных мероприятий органов государственной власти и правоохранительных органов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Алексеева Л.Г. Противодействие коррупции мерами прокурорского надзора // Законность, 2016. N0 5. С. 17-20.
Бородина О.А. Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 1 (122). С. 136-147.
Калита И.А. Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 25 с.
Полукаров А.В. Правовые и организационные средства противодействия коррупционным правонарушениям в социальной сфере // Российская юстиция, 2016. No 5. С. 55-59. Файзуллин Р.В. Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции // Восточно-Европейский научный вестник, 2016. No 3 (7). С. 1014.
Черникова Е.Н. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2017. No 8 -2. С. 4952.
Щепотин А.В. Отнесение преступлений к категории коррупционной направленности // Законность, 2016. No 1. С. 56-59.
Ilyushchenkova G.A.
Master's student, Faculty of Law St. Petersburg Law Academy (St. Petersburg, Russia)
GENERAL CHARACTERISTIC OF PROSECUTOR'S SUPERVISION FOR THE PERFORMANCE OF THE LAW ABOUT ANTI-CORRUPTION
Abstract: the article highlights topical issues of prosecutorial supervision over the implementation of anti-corruption legislation.
Keywords: prosecutor's supervision, corruption, anti-corruption.