Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДИЗАЙНЕРА'

РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДИЗАЙНЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / DESIGN EDUCATION / PRODUCTION PRACTICE / VISUAL COMMUNICATION / CREATIVE ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCIES / SPECIAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Марина Николаевна

В статье раскрыты вопросы, связанные со спецификой обучения студентов-дизайнеров, исследуется роль производственной практики как эффективного способа приобретения индивидуального опыта дизайнерской деятельности, способа формирования специальных способностей, становления профессиональной компетентности, средства развития творческой активности студента в процессе практической деятельности на производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Ирина Леонидовна, Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INDUSTRIAL PRACTICE IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE DESIGNER

The article reveals the issues related to the specifics of training design students, examines the role of industrial practice as an effective way to acquire individual experience in design activities, a way to form special abilities, the formation of professional competence, a means of developing student's creative activity in the process of practical activity in production.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДИЗАЙНЕРА»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Белова Ирина Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Уракова Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ДИЗАЙНЕРА

Аннотация. В статье раскрыты вопросы, связанные со спецификой обучения студентов-дизайнеров, исследуется роль производственной практики как эффективного способа приобретения индивидуального опыта дизайнерской деятельности, способа формирования специальных способностей, становления профессиональной компетентности, средства развития творческой активности студента в процессе практической деятельности на производстве.

Ключевые слова: дизайн-образование, производственная практика, визуальная коммуникация, творческая активность, профессиональные компетенции, специальные способности.

Annotation. The article reveals the issues related to the specifics of training design students, examines the role of industrial practice as an effective way to acquire individual experience in design activities, a way to form special abilities, the formation of professional competence, a means of developing student's creative activity in the process of practical activity in production.

Keywords: design education, production practice, visual communication, creative activity, professional competencies, special abilities.

Введение. Современный дизайн, тесно взаимодействуя с окружающим миром, формирует визуально-коммуникативную и предметно-пространственную среду, оказывает психологическое воздействие на целевую аудиторию, влияет на развитие визуальной культуры общества. Дизайн-образование, находясь на пути перемен, ставит перед собой задачу подготовки высококвалифицированного дизайнера, учитывая постоянно изменяющиеся условия потребительского спроса и уровня развития визуальной культуры. С развитием спроса на квалифицированных дизайнеров, появляются и определённые требования к подготовке профессионалов профиля «Графический дизайн», ориентированного на современного потребителя. Сегодня как никогда актуальна проблема формирования профессиональной компетентности графического дизайнера, способного самостоятельно ставить и реализовывать цели, решать проектные задачи разного уровня сложности в процессе проектирования объектов визуальной коммуникации, информации и идентификации.

Изложение основного материала статьи. Графический дизайн - это процесс выбора и организации графических компонентов с целью достижения определенной цели, которая может быть либо эстетической, либо функциональной, а зачастую преследовать обе эти цели. Оперируя невербальными, визуальными символами, графический дизайн оказывает огромное влияние на современную потребительскую культуру [1].

Задумывая проект, дизайнер всегда начинает с аналитической деятельности - изучения требований заказчика, осмысление промежуточных и конечных результатов проектной работы. Анализ подводит к проектному решению через рассмотрение определенного круга проблем и соотнесение их с собственной творческой позицией. В процессе проектирования дизайнер развивает проектную идею, сравнивая варианты по функциональным и художественным критериям. Стремление к улучшению проектного предложения заставляет автора в течение всего периода проектирования постоянно проверять и перепроверять -достаточно ли выразительно выглядит объект, то ли визуальное впечатление возникнет у потребителя в процессе его эксплуатации.

Современным обществом востребован дизайнер, обладающий не только прочным запасом знаний, навыков и умений, но и выраженной творческой индивидуальностью, гибким и нешаблонным мышлением. Поэтому для развития творческой активности обучающегося по профилю «Графический дизайн» целесообразно осуществлять целенаправленное преобразование стоящих перед ним интеллектуальных проблем в эмоциональные. Этот принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное содержание выступает в качестве основного принципа развития творческого потенциала личности. В условиях роста социальной конкуренции начинающему дизайнеру необходимо уметь творчески применять те знания и умения, которые он приобрел в вузе. Для профессионального становления дизайнера необходимым условием в практической художественно-проектной деятельности является творческая свобода. Именно свобода является непременным условием развития творческого потенциала личности будущего дизайнера, необходимым условием дизайнерского творчества. Исходя из вышесказанного, особое внимание следует уделять развитию самостоятельности, ответственности, креативности, специальных способностей как важных профессиональных качеств дизайнера-графика.

Решение проблемы формирования у будущего дизайнера профессиональной компетентности предполагает учет и введение в систему высшего дизайн-образования специальных развивающих средств, интерактивных технологий, коммуникационных связей для успешного осуществления практической деятельности на предприятии. Будущему дизайнеру необходимо серьезно, осмысленно, ответственно и, что важно, творчески подходить к вопросу прохождения производственной практики. Производственная практика - это как серьезное «самостоятельное плавание», а дизайн, являясь своеобразным свободным полем для творчества, дает возможность, с одной стороны, возможность становления интенционального опыта, а с другой стороны, - уникальную возможность творческого проявления дизайнера, его индивидуальности [7].

В соответствии с ФГОС ВО раздел основной образовательной программы производственной практики является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки, способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Производственная практика - по художественно-проектной деятельности проходит непосредственно в системе производства: дизайн-студиях, рекламных бюро, типографиях и т.д. Формы и методы осуществления практики предполагают активное участие практикантов в проектировании различных визуальных объектов, поиск художественного образа, вычерчивание графических эскизов, графические поиски при помощи ручной и компьютерной графики [5].

Практика - это особый вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся по программе бакалавриата. Во время прохождения творческой практики необходимо овладеть профессиональными умениями в соответствии с квалификационными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Дизайн». Основное назначение производственной практики - применение полученных знаний и умений в практической дизайнерской деятельности, приобретение навыков в работе над конкретным проектным заданием, функции практики определяются в соответствии с общими целями и задачами дизайн-образования. Общими задачами являются ознакомление со спецификой работы дизайнера в проектной организации (дизайн-фирме, арт-студии, типографии, салоне декора и т.п.), углубление знаний, полученных при изучении специальных предметов, ознакомление с производственной деятельностью предприятия, основными технологическими процессами, технологическим оборудованием, современными материалами, приобретение практических навыков работы, профессиональных умений и навыков.

Целью производственной практики является - получение практических навыков поэтапного проектирования объектов дизайнерской деятельности, с использованием последних инноваций в компьютерных программах графического изображения. Перед обучающимися (практикантами) ставятся следующие задачи:

1) познакомиться с будущей профессией, связанной с художественной и проектной деятельностью дизайнера;

2) овладеть методами творческого процесса дизайнеров, практическими навыками художественно-технического редактирования, принципами разработки и выполнения дизайн-проектов, новыми компьютерными технологиями;

3) усвоить особенности технологического процесса, используемых на конкретном предприятии (проектной организации, дизайн-фирме, рекламном бюро, арт-студии, типографии и т.п.) [6].

В процессе практической творческой деятельности на предприятии в качестве практиканта (дизайнера), существенная роль принадлежит личной мотивации обучающегося, имеющей разные уровни активности. Активность воспроизведения характеризуется стремлением понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу. Активность интерпретаций связана с желанием постичь смысл изучаемого, установить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Производственная практика является важным этапом освоения профильных знаний, приобретения специальных навыков работы, при этом большую роль имеет степень социальной активности самого субъекта творчества. Что касается социальной активности, то ее высшим уровнем является творческая активность - мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая скоростью включения в нее, эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию в процессе творчества. Творческая активность предполагает стремление к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявлению познавательного интереса.

Стимулирование творческой активности личности требует таких методов, которые вызывают профессиональный интерес, потребность в знаниях и в конечном итоге сознательное их усвоение. Универсальным методом развития творческой активности дизайнера является метод «проб и ошибок», суть которого заключается в том, что при поиске решения проектной задачи перебираются всевозможные варианты, разрабатываются самые различные модели и находится наиболее подходящий оптимальный вариант [3].

В процессе практической художественно-проектной деятельности будущий дизайнер должен не только усвоить методы дизайн-проектирования разнообразных графических объектов, но и творчески применять эти методы на практике. В самостоятельной практической деятельности у будущего дизайнера есть уникальная возможность проявить свой творческий потенциал и продемонстрировать уровень развития творческой активности.

Для успешного прохождения практики у студента должна быть хорошо развита саморефлексия, позволяющая шаг за шагом самостоятельно проверять качество проделанной им работы. Если в процессе учебной деятельности, проверку делает педагог, ведущий профильную дисциплину, то в процессе самостоятельной работы, это делает сам практикант: проверяет гармоничность, визуальную целостность проектируемых объектов, колористическое решение, композиционную согласованность, пропорциональные связи, художественно-композиционные закономерности формообразования и т.п.

Личностная способность решать определенный класс профессиональных задач называется компетенцией (от лат. сompetere -соответствовать, подходить). Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Выделяет следующие сферы и объекты профессиональной деятельности графических дизайнеров: они могут выполнять творческие работы в сфере проектирования пространственной среды, экспозиций, визуальных коммуникаций, рекламы, предметов бытового назначения. В соответствии с порученным заданием от руководителя предприятия, обучающиеся (дизайнеры-практиканты) могут разрабатывать графические символы, товарные знаки, фирменные стили, системы визуальных коммуникаций, иллюстрации; заниматься дизайном книг и журналов, упаковкой, разработкой полиграфической продукцией, рекламой для электронных и печатных средств массовой информации, наружной рекламой и т.д. [8].

Основными требованиями к дизайн-деятельности являются:

- знание категориального аппарата, понимание значения и смысла основных дефиниций дизайн-проектирования;

- готовность к активному, более глубокому изучению профессионального языка дизайна;

- готовность использовать полученные знания и творчески интерпретировать их в практической деятельности;

- желание приобретения творческого опыта, получения практических навыков профессиональной деятельности в соответствии с профилем подготовки, выполнение самостоятельных творческих проектов [4].

В основу производственной практики положена одна из главных формы человеческой деятельности: коммуникативная. Коммуникативная форма деятельности - это организация общения (коммуникации) между отдельными людьми или организациями. К этому направлению деятельности дизайнера можно отнести организацию презентации проекта, встреча с заказчиком, научная конференция, переговоры, общения в сети Интернет, психологический тренинг общения [9].

Деятельность дизайнера реализуется практическими средствами проектирования, одна часть находится и изобретается профессионалом в процессе работы, а другую составляют методы научного анализа и классификации. Поэтому дизайнер часто пользуется приобретенным опытом, авторскими наработками, приобретенными индивидуально в практической деятельности. Чаще всего практиканту дается конкретное задание, это может быть разработка технической части, концептуальной идеи, элементов оформления дизайн-проекта, а может быть и проектирование целостной системы визуальной айдентики. В процессе работы с заказчиком практикантом могут использоваться различные приемы систематизации и визуализации информации, творческие способы решения проектных задач.

В результате прохождения практики на предприятии практикант должен приобрести следующие специальные способности:

- способность обосновать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном творческом подходе к решению дизайнерской задачи;

- способность анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта;

- способность разрабатывать конструкцию изделия с учетом технологий изготовления: выполнять технические чертежи, разрабатывать технологическую карту исполнения дизайн-проекта;

- способность составлять подробную спецификацию требований к дизайн-проекту и готовить полный набор документации по дизайн-проекту, с основными экономическими расчетами для реализации проекта;

- способность применять универсальные методы дизайна (метод картирования, метод кластеров, мозговой штурм и т.п.), способствующие открытию пути для инноваций, дающие возможность грамотно сформулировать проектную задачу, помогающие решать проблемы и сфокусироваться на обсуждаемом предмете, продемонстрировать связи между отдельными отраслями дизайна.

Таким образом, роль производственной практики в том, что:

во-первых, будущий дизайнер может применить знания, умения, навыки решения проектных задач на индивидуально-творческом уровне;

во-вторых, в процессе разработки различных объектов визуальной информации, коммуникации и идентификации практикант может использовать методы аналитической, исследовательской, художественной и проектной деятельности;

в-третьих, студент может освоить новые компьютерные технологии и графические редакторы, познакомиться со спецификой фирмы, наладить дальнейшие связи для трудоустройства.

Выводы. Производственная практика развивает творческий интеллект будущего дизайнера, оттачивает его художественно-эстетический вкус, способствует становлению индивидуального стиля деятельности (дизайнер создает нечто новое, аналогов которому не существует), формирует умение выстраивать стратегию (планирование позволит рассчитывать время, в которое необходимо уложиться, чтобы сдать вовремя работу). Как видим, значение производственной практики велико с позиций ее влияния на становление дизайнера как профессионала. Процесс художественно-проектной деятельности нельзя рассматривать вне взаимосвязи различных видов творческой деятельности. Воздействие визуальной информации на человека происходит во времени и пространстве, в этом прослеживается постоянная взаимосвязь всех видов дизайна. Поэтому будущему дизайнеру необходимо в первую очередь освоить универсальные методы дизайнерского творчества. Отсюда появляется необходимость рассматривать данный вид практики под творческим углом зрения, применяя особые подходы, технологии, специфические приемы, творческие методики.

Литература:

1. Белова И.Л., Порошина И.В. К вопросу дизайн-проектирования детской полиграфической продукции // В сборнике: Дизайн вчера, сегодня, завтра. Сборник статей по материалам регионального форума студентов и магистрантов. 2017. С. 11-16.

2. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Принципы современного образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 68-70.

3. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Цыплакова С.А. Теоретические основы использования педагогических технологий при обучении студентов в системе среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 78-80.

4. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Пулькина Е.Е. Современные педагогические технологии как основа проектирования образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 79-81.

5. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 2.

6. Проектное моделирование из бумаги: Монография / И.Л. Белова - Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of: OmniScriptum GmbH & Co. KG.; 2015. С. 7. www. lap-publishing. ru

7. Структура творческого потенциала личности будущего дизайнера // Белова И.Л. В сборнике: Дизайн-образование: особенности развития креативности будущих дизайнеров.- Н.Новгород: Мининский университет, 2015. С. 69.

8. Чембаров Е.А., Белова И.Л. Проектные умения в подготовке специалистов в области дизайна // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 2 (6). С. 25.

9. Чембаров Е.А., Белова И.Л. Экодизайн, как новое направление в дизайне // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 4 (8). С. 13.

10. Швецова Е.А., Белова И.Л. Формирование у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения дизайну В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. 2018. С. 76-81.

Педагогика

УДК 378.026 / 091.322: 004

доктор технических наук, профессор Бойченко Олег Валерьевич

Институт экономики и управления Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь); ассистент Смирнова Оксана Юрьевна

Институт экономики и управления Федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье исследованы дидактические аспекты применения цифровых технологий в организации самостоятельной работы обучающихся. Представлены: этапы развития цифровых технологий и их использование в образовательных организациях высшего образования; классификация цифровых технологий; дидактические свойства средств цифровых технологий; типология проектов на основе цифровых технологий. Цель исследования состоит в анализе потенциальных возможностей цифровых технологий в образовательном процессе и организации самостоятельной работы обучающихся посредством телекоммуникационных проектов. Обоснована актуальность применения цифровых технологий для организации самостоятельной работы обучающихся с учетом деятельностного подхода, то есть проблемно-ориентированного характера, общих характеристик учебной и профессионально-педагогической деятельностей, актуализации компетенций.

Ключевые слова: цифровые технологии, организация самостоятельной работы, обучающиеся, метод проектов, телекоммуникационные (электронные) проекты, образовательная организация высшего образования.

Annotation. The article explores the didactic aspects of the use of digital technology in the organization of students' independent work. Presented: the stages of development of digital technologies and their use in educational institutions of higher education; Siemens G digital technology classification.; didactic properties of digital technology; typology of projects based on digital technology. The purpose of the study is to analyze the potential of digital technologies in the educational process and organize students' independent work through telecommunication projects. The relevance of the use of digital technologies for the organization of students' independent work, taking into account the activity approach, that is, a problem-oriented nature, general characteristics of educational and professional-pedagogical activities, and the updating of competencies, is substantiated.

Keywords: digital technologies, organization of independent work, students, project method, telecommunication (electronic) projects, educational organization of higher education.

Введение. В системе образования использование цифровых технологий непрерывно растет в последнее время. Анализ применения цифровых технологий (в том числе информационно-коммуникационных технологий, информационных технологий, информационно-коммуникативных технологий) в системе образования проводили многие ученые отечественные и зарубежные. Цифровые технологии довольно многообразны, а также непрерывно развиваются и обновляются, что способствует постоянному возникновению новых вопросов об условиях их внедрения.

Изложение основного материала статьи. Проблемой эффективности применения цифровых технологий в системе образования в последние десять лет занимались Н.В. Апатова, Т.П. Гордиенко, О.Г. Смолянинова, Н.И. Пак, и многие другие. В научных исследованиях и публикациях анализируются: цели и задачи использования средств цифровых технологий в высшем образовании; дидактические возможности средств цифровых технологий для осуществления различных целей в образовательном процессе - развитие мотивации, повышения учебной активности и познавательного интереса обучающихся, формирование профессиональных компетенций, развитие творческого, логического, аналитического мышлений; методика применения системы и средств цифровых технологий; педагогические, организационные, информационно-методические условия и аспекты их применения; влияние средств ЦТ на развитие академической и информационной мобильности, самостоятельной работы обучающихся.

Использование средств цифровых технологий во многих исследованиях рассматривается в рамках дисциплин или учебных курсов, следовательно, можно заключить, что недостаточно изучены принципы и условия системного и последовательного применения цифровых технологий во всем образовательном процессе. Общей классификации цифровых технологий не существует, так разными учеными выделены различные основания для классификаций, например, по решаемым педагогическим задачам; по функциям; по типу информации; по степени интерактивности и так далее.

В научной публикации «Preparing for the digital university» приведена классификация цифровых технологий:

- ЦТ, которые обеспечивают передачу и доступ к информации;

- ЦТ, которые обеспечивают взаимодействие между пользователями;

- социальные ЦТ, которые обеспечивают деятельность коллектива (принятие решений, планирование, образовательные технологии) [11].

Классификация, предложенная Siemens G. удобна для понимания иерархии средств и методов обработки информации в профессиональной деятельности специалиста. Процесс развития ЦТ в системе образования включает четыре этапа. Первый этап ЦТ - обучение с помощью компьютера и веб-сайтов. Второй этап ЦТ -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.