РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ
Шелковникова Светлана Геннадьевна
канд. мед. наук, ассистент Воронежской государственной медицинской
академии им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж E-mail: [email protected] Корецкая Инесса Владимировна канд. мед. наук, доцент Воронежской государственной медицинской академии
им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж E-mail: [email protected] Лотоненко Александр Петрович старший преподаватель Воронежского государственного технического
университета, РФ, г. Воронеж E-mail: [email protected]
THE ROLE OF PRACTICE IN TRAINING STUDENTS OF HIGHER
MEDIKAL EDUCATION
Svetlana Shelkovnikova
assistant of the Voronezh State Medical Academy N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
Koretskaya Inessa
associate professor of the Voronezh State Medical Academy N.N. Burdenko, Russia
Voronezh Lotonenko Alexander
senior lecturer of the Voronezh State Technical University, Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы о профессиональной подготовке студентов стоматологического факультета ВГМА им. Н.Н. Бурденко и об осознанном освоении студентами профессиональных компетенций в ходе производственной практики в условиях практического здравоохранения.
ABSTRACT
^e article deals with the questions of training of students of stomatological faculty VGMA. N.N. Burdenko and conscious development of professional competencies students during practical training in a practical health care.
Ключевые слова: компетентностный подход; производственная практика; контекстное образование; профессиональная подготовка студентов.
Keywords: competence approach; manufacturing practice; the shortcut; training students.
Модернизация образования с учетом компетентностного подхода призвана привести систему отечественного образования в соответствие с новыми образовательными стандартами. Под профессиональной компетентностью выпускника понимают его готовность и способность самостоятельно выполнять основные задачи и разрешать возникающие проблемные вопросы при осуществлении возложенных функций в предстоящей как профессиональной, так и социальной деятельности. Одним из важнейших путей достижения поставленной цели является производственная практика студентов. Во время нее будущие врачи приобретают опыт практической, организаторской и воспитательной работы.
Основными задачами производственной практики, которую студенты стоматологического факультета ВГМА им. Н.Н. Бурденко проходят по окончании VI семестра в качестве помощника врача стоматолога - терапевта являются: закрепление теоретических знаний и практических навыков по диагностике и методам лечения зубов, ознакомление с организацией работы терапевтического стоматологического кабинета, ведением медицинской документации, организацией санации и диспансеризации больных, санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимами в учреждениях стоматологического профиля [4, с. 7].
Производственная практика предусматривает использование всех основных педагогических категорий: образование, обучение, воспитание, развитие и т. д. Однако именно принцип контекстного образования наиболее полно раскрывается во время осознанного освоения студентами мануальных навыков в условиях практического здравоохранения. Контекстное образование подразумевает реализацию плавного перехода от академической деятельности (лекций, семинаров и т. д.) к квазипрофессиональной, где ранее полученные знания реализуются в профессиональную деятельность, активно проявляются
знания, умения и навыки студентов; используется принцип: «Делаю, учась, и учусь, делая». Особую роль в этом играет педагогическая преемственность преподавания, а именно высокая квалификация руководителей практики, их информированность и заинтересованность в подготовке профессиональных кадров [1, с. 55].
Координация всех организационно-методических мероприятий по проведению производственной практики студентов в Воронежской государственной медицинской академии осуществляется учебно-методическим управлением (УМУ), а также отделом производственной практики. Руководство практикой на кафедре возлагается на опытных преподавателей, а непосредственно на местах руководят главные врачи, заведующие терапевтическими отделениями базовых поликлиник, врачи, имеющие II, I и высшую квалификационную категории.
Работая в базовой поликлинике, студенты должны ознакомиться с порядком приема и санацией больных, ведением медицинской документации, оформлением больничных листов, состоянием санитарно-просветительной работы, а также с организацией труда медицинского персонала, санитарным состоянием, хозяйством лечебного учреждения (водоснабжение, отопление, бельевая), порядком снабжения медикаментами и оборудованием. Помимо лечебной работы студент принимает участие в производственных совещаниях, научных и клинических конференциях, профилактических и санитарно-просветительных мероприятиях. При прохождении производственной практики ему надлежит соблюдать основы деонтологии: показывать пример чуткого и внимательного отношения к больному и его родственникам, строго выполнять принципы профессиональной этики, правильно строить взаимоотношения с персоналом медицинского учреждения. В период прохождения практики руководитель от кафедры неоднократно посещает базы с целью контроля посещаемости студентов, приема ими тематических пациентов, ведения необходимой медицинской документации.
По окончании практики во время дифференцированного зачета на кафедре оценивают выполнение студентом практического минимума, его участие в клинических конференциях и санитарно-просветительской работе, характеристику, подписанную руководителем практики базовой поликлиники. Кроме того, анализируют истории болезни, ведение дневника. При сдаче зачета по производственной практике учитывают суммарный рейтинговый балл по дисциплине (сумма баллов учебной дисциплины и экзамена). Рейтинговая система оценки знаний предназначена для повышения качества образовательного процесса, стимулирования индивидуальной самостоятельной работы студентов, развития принципов конкурентности, объективизации оценки степени подготовленности обучающихся и предусматривает оптимизацию содержания организационных форм обучения в соответствии с возможностями студентов. Такая система позволяет в процессе обучения ранжировать обучающихся по уровню знаний на каждом этапе и принимать конкретные меры по стимулированию их учебной деятельности. Поэтапный анализ рейтинговых оценок студентов разных групп дает возможность объективно оценить, с одной стороны, отношение к учебе в каждой группе, а с другой, выявить возможные пробелы преподавания того или иного раздела дисциплины, что помогает своевременно корректировать дидактические и педагогические подходы к усвоению учебного материала [3, с. 4].
Непосредственно контрольно-оценочный этап зачета по производственной практике проводят с помощью индивидуальных бесед, тестирования и решения ситуационных задач. В зависимости от степени подготовки студента, которая определяется во время индивидуальной беседы, используют тесты разного уровня сложности: открытые, закрытые, полузакрытые — 1 уровень сложности; тесты на соответствие, на последовательность — 2 уровень. Ситуационные задачи как метод проверки знаний на зачете по производственной практике зачастую используют при отсутствии или недостаточном количестве «тематических» больных. Они заменяют курацию [2, с. 338].
После зачета кафедра представляет отчет об итогах в отдел производственной практики, деканат, обсуждает его на кафедральном совещании. В ходе обсуждений приходит понимание того, что развитие новых технологий в стоматологии диктует необходимость постоянного изменения содержания теоретической и практической подготовки будущих врачей.
Инновационные кафедральные разработки рекомендуются студентам для изучения в ходе самостоятельной работы, некоторые темы предлагаются в качестве элективных лекций и практических занятий. Характер, объем и качество выполнения практического минимума студентами во время производственной практики влияет на качество обучения и совершенствование практических умений на последующих курсах.
Таким образом, производственная практика позволяет оптимально сочетать самостоятельную практическую деятельность студентов с усвоением выводов науки, вовлекает их в процесс решения проблемных задач, активизирует мыслительную деятельность и способствует поиску и освоению новых знаний и умений. Производственная практика становится тем интегральным методом обучения и контроля, который позволяет объективно выявить уровень полученных знаний и способность студента к реальной конкретной профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
2. Есауленко И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие для системы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования преподавателей медицинских и фармацевтических вузов / И.Э. Есауленко, А.Н. Пашков, И.Е. Плотникова; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Воронежская гос. мед. акад. им. Н.Н. Бурденко». Воронеж, 2011. (2-е изд.) — 384 с.
3. Пашков А.Н., Резников К.М. Рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов. Воронеж: ВГМА, 2004. — 16 с.
4. Почивалов А.В., Блинова А.С., Заполина А.Н. Положение о производственной практике студентов ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Воронеж: ВГМА, 2006. — 15 с.