Научная статья на тему 'Воронежский государственный медицинский университетим. Н. Н. Бурденко от истоков до сегодняшнего дня'

Воронежский государственный медицинский университетим. Н. Н. Бурденко от истоков до сегодняшнего дня Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1445
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ЮРЬЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / THE YURYEV UNIVERSITY / ВОРОНЕЖСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ / VORONEZH MEDICAL INSTITUTE / АКАДЕМИЯ / ACADEMY / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / МЕДИЦИНА / MEDICINE / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTHCARE / КАФЕДРА / ФАКУЛЬТЕТ / FACULTY / НАУЧНАЯ ШКОЛА / МЕДИЦИНСКАЯНАУКА / АКАДЕМИК / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / TEACHING STAFF / МЕДИЦИНСКИЙ СПЕЦИАЛИСТ / СТУДЕНТЫ / ВЕЛИКАЯОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / MEDICAL INSTITUTION / CHAIRS / SCHOLARLY TRADITIONS / HEALTH SCIENCES / ACADEMICIANS / MEDICALPROFESSIONALS / GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Есауленко Игорь Эдуардович, Попов Валерий Иванович

В статье представлены основные исторические этапы становления Воронежскогомедицинского вуза. Приведены данные, характеризующие формирование платформы высшего медицинского образования в Воронеже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VORONEZH N.N.BURDENKO STATE MEDICAL UNIVERSITY FROM THEFOUNDATION TILL PRESENT DAYS

The article reports about the main historical stages of the Voronezh Medical Institution development.It gives the evidence characterizing the foundation of the higher medical education in Voronezh.

Текст научной работы на тему «Воронежский государственный медицинский университетим. Н. Н. Бурденко от истоков до сегодняшнего дня»

УДК 61+378.4(091) ББК 5г

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Н. БУРДЕНКО - ОТ ИСТОКОВ ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Есауленко Игорь Эдуардович, доктор медицинских наук, профессор, ректор ГБОУ ВПО ВГМУ им. H.H. Бурденко Минздрава России Попов Валерий Иванович, доктор медицинских наук, профессор, помощник ректора,

заведующий кафедрой общей гигиены ГБОУ ВПО ВГМУ им. H.H. Бурденко Минздрава России

Аннотация. В статье представлены основные исторические этапы становления Воронежского медицинского вуза. Приведены данные, характеризующие формирование платформы высшего медицинского образования в Воронеже.

Ключевые слова: медицинский вуз, Юрьевский университет, Воронежский медицинский институт, академия, университет, медицина, здравоохранение, кафедра, факультет, научная школа, медицинская наука, академик, профессорско-преподавательский состав, медицинский специалист, студенты, Великая Отечественная война.

Yesaulenko I.E., Doctor of Medicine, professor, Rector of the State Budgetary Institution of Higher Professional Education «Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko» of the Ministry of

Popov V.I., Doctor of Medicine, professor, Rector Assistant, Head of the General Hygiene Chair of the State Budgetary Institution of Higher Professional Education «Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko» of the Ministry of Public Health of the Russian Federation

Abstract. The article reports about the main historical stages of the Voronezh Medical Institution development. It gives the evidence characterizing the foundation of the higher medical education in Voronezh.

Key words: medical institution, the Yuryev university, the Voronezh Medical Institute, academy, university, medicine, healthcare, chairs, faculty, scholarly traditions, health sciences, academicians, teaching staff, medical professionals, Great Patriotic War.

VORONEZH N.N.BURDENKO STATE MEDICAL UNIVERSITY FROM THE

FOUNDATION TILL PRESENT DAYS

Public Health of the Russian Federation

240 -

Все течет, ничего не стоит на месте.

Гераклит

Жить - значит непрерывно двигаться вперед.

С. Джонсон

Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир.

А. Камю

Здоровье - это та глобальная ценность, которая делает каждого из нас свободным и сильным. И если человек утрачивает его по той или иной причине, это обстоятельство делает нас беспомощными и несчастными. Профессия врача в разные периоды истории человечества была посвящена избавлению людей от боли и страданий. Гуманизм, человеколюбие, активное стремление приоткрыть завесу тайны жизни, понять, что есть рождение и что есть смерть - все эти проблемы стимулировали научную мысль и порождали активный поиск, развивая медицину во все времена.

Если окинуть мысленным взором ту плеяду выдающихся врачей и ученых, которые заложили основу сегодняшнего Воронежского медицинского университета, то станет ясно, какие колоссальные усилия, знания и умения создали тот базовый фундамент, на котором зиждется и развивается сегодня воронежская медицинская школа, которую смело можно на-

звать одной из старейших в России. Школа, которая известна по всему миру и благодаря которой почти 100 лет выпускники Воронежского медицинского спасают человеческие жизни и возвращают людям утраченное здоровье во многих уголках земли. Вряд ли кто-нибудь может сосчитать, скольких врачей выпустили эти стены и скольких пациентов они вылечили и спасли... Мы с вами все равно никогда не узнаем этих цифр.. Важно другое. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что Воронежский медицинский вуз - это сложный и многогранный живой организм, способный не только обучать студентов и заниматься переподготовкой медицинских кадров, но и вести активный научный поиск, генерировать идеи, создавать новые методы лечения и профилактики заболеваний и разрабатывать инновационные научные и образовательные проекты.

А начиналось все 98 лет назад, когда на Воронежской земле возник медицинский факультет, выросший за это время до крупнейшего медицинского университета с 78 кафедрами, 9 образовательными и научно-исследовательскими институтами. Его история начинается с 1802 года на северо-западе Российской империи в г. Дерпте (сейчас г. Тарту, Эстония), где по указу Александра I (1801 г.) был основан Дерптский университет (рис. 1), в состав которого входил медицинский факультет.

Рис. 1 Дерптский университет

В 1893 году Дерпту было возвращено его историческое название - Юрьев. В годы первой мировой войны русская профессура и студенты Юрьевского университета были эвакуированы в Воронеж, здесь в 1918 году на их основе образуется уже Воронежский университет также с медицинским факультетом.

10 декабря 1930 года медицинский факультет Воронежского государственного университета был преобразован в Воронежский государственный медицинский институт (ВГМИ). С 1977 года вуз носит имя выдающегося русского хирурга H.H. Бурденко. Николай Нилович Бурденко - выпускник и профессор кафедры оперативной хирургии и топог-

241

рафической анатомии медицинского факультета медицины как выдающийся хирург, основополож-

Юрьевского университета, профессор медицинско- ник советской нейрохирургии, академик и первый

го факультета ВГУ, основатель воронежской хирур- президент Академии медицинских наук СССР

гической школы. Н. Н. Бурденко вошел в историю (рис 2.).

Рис. 2. H.H. Бурденко - фото из музейного архива ВГМУ

В 1994 году институт переименован в Воронежскую государственную медицинскую академию им. H.H. Бурденко (ВГМА).

В 2015 году Воронежская медицинская академия получила статус университета и стала называться «Воронежский государственный медицинский университет им. H.H. Бурденко».

История становления высшего медицинского образования на воронежской земле полна драматизма и, вместе с тем, достижений и успехов. В 1918 году студентам и преподавателям Юрьевского университета, бежавшим от немецкой оккупации, в Воронеже пришлось обустраиваться в условиях социального разлома гражданской войны и «военного коммунизма». Политических симпатий к большевикам у большинства студентов и профессоров не было. Но граждане уже не царской, а советской России продолжали болеть, эпидемии захлестывали страну, потребность в медицинских работниках была огромна.

Медицинский факультет нового Воронежского университета, в отличие от других факультетов Юрьевского университета, приступил к обучению студентов, сохраняя опытную профессуру, традиционные методы организации и ведения учебного процесса, научный потенциал преподавательского состава. Среди приехавших в Воронеж были выдающиеся профессора медицины: хирург H.H. Бурденко, анатом И.В. Георгиевский, патологоанатом

В.А. Афанасьев, офтальмолог А.Г. Люткевич, химик Д.М. Лавров, гистолог С.Е. Пучковский и многие другие. Именно они стали основателями и руководителями теоретических и клинических кафедр медицинского факультета Воронежского университета. Все базовые кафедры современного Воронежского медицинского университета - кафедры анатомии, гистологии, общей гигиены, психиатрии, акушерства и гинекологии, офтальмологии, физиологии, патологической анатомии и ряд других - отсчитывают свою историю от медицинского факультета ВГУ, где заведовали кафедрами профессора Юрьевского университета. В Воронеже с 1918 года появилось не только традиционное медицинское обучение, но и продолжили формироваться научные школы.

В эти нелегкие для страны годы на факультете работают и преподают основатель неврологии в нейрохирургии М.Ю. Раппопорт, выдающийся анатом Г.М. Иосифов и М.Г. Привес (учебник по анатомии и атлас М.Г. Привеса переиздавался в СССР и России большое количество раз). Кафедру микробиологии возглавлял профессор М.И. Штуцер (автор открытия «шигелла Штуцера-Шмитца»), кафедрой судебной медицины заведовал автор первого в России учебника по судебной медицине А.С. Игнатовский.Во главе кафедр находились тогда еще будущие академики и члены-корреспонденты АМH СССР профессора Лепорский НИ., клиницисты - терапевты НА. Куршаков, В.А. Равич-Щербо. Все они создатели своих научных школ.

Рис. 3 Ученый совет медицинского факультета ВГУ, 1923 год

История становления хирургических кафедр неразрывно связана с деятельностью Н. И. Пирого-ва - хирурга, педагога и профессора теоретической и практической хирургии Дерптского университета. Его учеником и преемником считал себя Н. Н. Бурденко. В 1918 году он стал одним из многих юрьев-цев, которые организовывали работу медицинского факультета ВГУ. В Воронеже Н. Н. Бурденко руководил кафедрой факультетской хирургии. На кафедре хранились хирургические инструменты, истории болезней и анатомический атлас, составленный Н. И. Пироговым. Н. Н. Бурденко воспитал и подготовил воронежскую плеяду талантливых учеников, которые продолжили лечебную, научную и педагогическую деятельность на хирургических кафедрах. Среди них основатель Северной школы хирургов профессор Г.А. Орлов, выпускник ВГМИ 1933 года.

Медицинский как основной факультет находился в составе ВГУ до 1930 г. Именно в это время в советской медицине резко обозначился «кризис кадров».

Образовавшийся дефицит медицинских работников предполагалось преодолеть за счет увеличения выпуска врачей высшей медицинской школой. Для масштабной и ускоренной подготовки специалистов университетская система представлялась руководству страны малоэффективной. В связи с этим 23 июля 1930 г. ЦИК и СНК СССР издали постановление о реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов. Уже в сентябре 1930 г. Наркомпрос издал распоряжение о выделении медицинского факультета из состава Воронежского университета. Факультет был преобразован в Воронежский государственный медицинский институт (ВГМИ). Первоначально в его составе было 2 факультета: лечебно-профилактический и санитарно-гигиенический. В 1933 появился третий

факультет - педиатрический. Реорганизация проводилась ускоренными темпами, но медицинский факультет давно располагал самостоятельной учебной базой, существенную часть которой составляли больничные комплексы города. Несмотря на трудности первого десятилетия (отсутствие учебных помещений, проблемы с общежитием и оборудованием учебных помещений и клиник, формирование новых кафедр, образовательные эксперименты, вопросы улучшения бытовых условий студентов и преподавателей т.п.), институт сохранил основной профессорско-преподавательский состав и лучшие традиции медицинского факультета Императорского Юрьевского (Дерптского) и Воронежского государственного университетов. Эти традиции сохраняются и до настоящего времени, к их числу относятся: преемственность научных школ и связь научных поколений, академическая свобода как право на поиск истины и новых идей; высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава; методологическая культура медицинского преподавания; универсальная классическая форма подготовки специалистов, способных к инновационной деятельности; традиции гуманизма и широкий спектр гуманитарного образования; широкое международное сотрудничество; верность А1шаМа1ег и корпоративная солидарность студентов и выпускников, студенческая творческая активность; традиции воспитания и подготовки российской интеллигенции.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. -особая страница в истории Воронежского медицинского вуза. На долю преподавателей и студентов выпали все тяготы военного времени: бомбежки, две эвакуации, голод, учеба и дежурство в госпиталях, возвращение в разрушенный Воронеж и восстановление вуза. К началу Великой Отечественной войны

в 1940 г. в Воронежском медицинском институте обучалось 2506 студента, профессорско-преподавательский состав насчитывал 249 человека, на 44 кафедрах преподавали 34 доктора наук и 80 кандидатов медицинских наук, ассистентов и преподавателей. Срок обучения на трех факультетах - лечебном, педиатрическом и санитарно-гигиеническом - составлял 5 лет.

В условиях начавшейся войны борьба за сохранение и восстановление здоровья защитников Родины имела огромное значение. От ее успешного проведения во многом зависело достижение победы над врагом. С 25 июля 1941 года все студенты медицинских институтов страны были мобилизованы для работы в госпиталях на должности младшего или среднего медицинского персонала. Для подготовки студентов ВГМИ для работы в госпиталях Воронежа организованы были краткосрочные курсы по подготовке сестер и фельдшеров из студентов 1,2,3 курсов, а учебные занятия строились так, чтобы студенты могли совмещать работу в госпиталях с обучением в институте.

Профессорско-преподавательский состав медицинских вузов не всегда и не везде мог выполнять лечебную работу, будучи занятым преподавательской деятельностью. Поэтому по приказу Наркомзд-рава СССР был создан институт консультантов эвакогоспиталей. Все преподаватели ВГМИ стали консультантами госпиталей Воронежа. Не прекращалась и научная работа. Например, осенью 1941 г., в связи с острым недостатком некоторых лечебных препаратов, которые требовались в большом количестве для лечебных учреждений города и области, был создан комитет ученых по изысканию и организации производства медикаментов из местного сырья. Председателем комитета был избран профессор-терапевт М.Ф. Рябов. Коллективом кафедры биохимии под руководством заведующей кафедрой проф. А.И. Кудрявцевой был разработан метод приготовления витаминных экстрактов из непищевого сырья: листьев березы, крапивы, люцерны.

С началом Великой Отечественной войны медицинские вузы должны были переориентироваться на «ускоренную подготовку специалистов». Недостаток медицинских кадров обозначился с первых недель войны. Поэтому Народный Комиссариат здравоохранения принял решение о досрочном выпуске врачей из числа студентов 5 и 4 курсов. Разделение по факультетам было отменено, подготовка врачей велась по единому профилю лечебного факультета, ориентированному на подготовку врачей для армии, с углубленным изучением военно-полевой хирургии, военной гигиены, эпидемиологии.

В июне 1941 г. состоялся плановый выпуск студентов. Внеплановые выпуски студентов с 5 курса

(560 человек) состоялись в медицинском институте осенью 1941 года.

В это же время города Орел и Курск были оккупированы немецкими войсками. Начались бомбежки Воронежа. Кроме учебы и помощи госпиталям весь коллектив ВГМИ был мобилизован на рытье укрытий, которые были сделаны при каждом здании института. Подвал главного здания был превращен в бомбоубежище. В вузе были организованы группы противовоздушной обороны, которые предотвращали пожары зданий от немецких зажигательных бомб. ВГМИ получил приказ эвакуироваться в Красноярск. Подготовка к эвакуации заняла почти 2 месяца и завершилась в декабре 1941 года, когда мединститут полностью выехал из Воронежа. В пути было получено распоряжение от Наркомата вернуться назад в связи с улучшением положения на фронте.

10 января 1942 года институт возвратился в Воронеж. Учитывая необходимость подготовки большого количества врачей в 1942 году, в январе в ВГМИ прошел дополнительный набор студентов на 1 курс. Студенты дополнительного набора 1942 года занимались по учебному плану военного времени. По ускоренному переходному плану занимались и студенты выпускного курса.

28 июня 1942 года началось наступление немецко-фашистских войск на воронежском направлении. Город продолжали бомбить немецкие самолеты. Без приказа об эвакуации медицинский институт покинуть Воронеж не мог. 3 июля 1942 года был подготовлен новый досрочный выпуск 464 студентов 4 курса со справками «зауряд-врача», это произошло уже под обстрелами и бомбежкой гитлеровцев. На следующий день 4 июля институт спешно эвакуировался. Для студентов, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в июле 1942 года, часть экзаменационной сессии была перенесена на октябрь. Об организованной эвакуации необходимого имущества, оборудования, библиотеки уже не могло быть и речи, так как немецкие войска уже перешли Дон, и бои шли недалеко от города. Часть сотрудников института выехали из Воронежа последними эшелонами с ранеными, большая часть преподавателей и студентов пешком уходила из горящего города на восток до г. Бори-соглебска и дальше в товарных вагонах до конечного пункта эвакуации. Эвакуироваться институту было назначено в Ульяновск. Организация работы высшего учебного заведения на новом месте и в мирные годы являлась сложной задачей. Ульяновск, переполненный беженцами, госпиталями и другими эвакуированными учреждениями, не был готов к приему и размещению Воронежского мединститута.

244 -|

Но, несмотря на все трудности, 1 октября 1942 года в Ульяновске Воронежский медицинский институт начал занятия. Всего удалось собрать 580 студентов. К концу года количество студентов увеличилось до 755, были сформированы 33 кафедры. Выделенные институту здания отапливались плохо, чернила за ночь замерзали, температура воздуха в некоторых аудиториях при чтении лекций была намного ниже нормативной. Студенты, кроме учебы и дежурства в госпиталях, выполняли трудовые работы - погрузка и разгрузка, уборка снега, территорий. К трудностям добавилась организация питания для студентов (суточная норма: чай, крупяной или овощной суп и 400 граммов хлеба).

Преподавательский состав, как и в Воронеже, консультировал госпитали Ульяновска. Кафедра госпитальной хирургии в составе 4-х человек расположилась в одном из военных госпиталей, сотрудники кафедры одновременно оказывали консультативную помощь в другом госпитале №1847, в котором осуществлялась специализированная помощь бойцам с черепно-мозговыми ранениями. В 5-ти госпиталях консультировали сотрудники кафедры нервных болезней.

Исследования всех кафедр института военного времени были связаны с проблемами ранений - клиника и лечение травматических поражений головного мозга и периферических нервов, последствиями эпидемий и многим другим. В октябре 1942 преподаватели Воронежского мединститута провели свою первую в эвакуации научную сессию на тему: «Лечение ран и борьба с инфекциями», на которой было заслушано 26 докладов.

После освобождения Воронежа в 1943 г. студенты и преподаватели ждали возвращения своего института в родной город. Но Воронеж был разрушен на 95% и вошел в число городов наиболее пострадавших от фашистской оккупации. Погибла библиотека института, архивы, ценнейшее оборудование кафедр, уникальный анатомический музей. Из 23 зданий, принадлежавших институту, сохранилось лишь три. Стоимость разрушенного определялась в сумму более 18 млн рублей. Дальнейшая судьба Воронежского мединститута зависела от решения Наркомздрава, где рассматривался вопрос о целесообразности возвращения вуза и перспективы создания на его основе Ульяновского мединститута.

Рис. 4 Анатомикум, 1943 год

В мае 1943 года в период эвакуации в Ульяновске ВГМИ принял 500 студентов на 1 курс.

В этом же году произошло еще одно значимое для вуза событие. 14 и 15 мая 1943 года ВГМИ провел первую студенческую научную конференцию. На многих кафедрах были организованы студенческие научные кружки и на конференции были доложены результаты их исследовательской работы.

10-12 июня 1943 года Воронежский медицинский институт праздновал свое 25-летие. В честь юбилея была проведена научная сессия с отчетами о результатах научно-исследовательской работы кафедр.

В октябре 1943 года в Ульяновском драматическом театре произошел торжественный выпуск 179 врачей. В разрушенном Воронеже, ещё до возвращения из эвакуации основного состава преподавателей и студентов, филиалом ВГМИ 1 октября 1943 года был проведен набор на 1 курс, студентами стали 472 абитуриента, зачисление происходило без экзаменов с хорошими оценками за среднюю школу. Воронежский медицинский институт стал работать в Ульяновске и в Воронеже.

В соответствии с распоряжением СНК СССР от 21 июня 1944 года Воронежский медицинский институт был реэвакуирован из Ульяновска в Воронеж.

245

В августе 1944 года институт, студенты и преподаватели вернулись в Воронеж. Сразу же после возвра-

щения началось восстановление разрушенных корпусов.

Рис. 5. Преподаватели и студенты на работах по восстановлению родного вуза.

Были организованы студенческие строительные бригады каменщиков, штукатуров, плотников, слесарей. Студенческие бригады помогли восстановить санкорпус, общежитие, несколько аудиторий главного корпуса. Несмотря на то, что семестры становились трудовыми, студентам не хватало учебников, учебных пособий, почти не было неудовлетворительных оценок в экзаменационные сессии. Приказом по Народному Комиссариату Здравоохранения СССР от 14 ноября 1944 года «За образцовую работу, проведенную по организации в г. Воронеж филиала Воронежского медицинского института, после освобождения города от фашистской оккупации» семь наиболее отличившихся работников вуза были награждены значком «Отличник здравоохранения», пяти - была объявлена благодарность Комиссариата. За организацию работы медицинского вуза в условиях эвакуации ректор Е.Н. Ковалев был награжден орденом «Знак Почета», профессор Д.А. Бирюков орденом «Знак Почета», профессор А.Г. Русанов орденом «Трудового Красного Знамени».

В 1946 году за работу в помощь фронту, за восстановление вуза и города многие студенты и преподаватели ВГМИ получили награды, медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945». Всего за годы войны Воронежский мединститут подготовил 1767 врачей. Подавляющее количество выпускников направлялось в действующую армию. На фронт ушли студенты, 156 человек профессорско-преподавательского состава. Среди них: главный терапевт Донского, Центрального, и 1-го Белорусского фронтов профессор,

полковник медицинской службы Рябов Михаил Федорович, который до 1942 года заведовал кафедрой факультетской терапии ВГМИ; доцент кафедры микробиологии главный эпидемиолог Юго-Западного и 3-го Украинского фронтов, впоследствии -д.м.н. профессор ВГМИ подполковник Михаил Васильевич Земсков. Ассистент кафедры микробиологии Грабовский Борис Стефанович после призыва в армию в 1941 году младшим врачом в 1944 году стал главным эпидемиологом 2-го Прибалтийского фронта. Ассистент кафедры фармакологии Виктор Иванович Завражнов - подполковник медицинской службы, армейский токсиколог, затем д.м.н. заведующий кафедрой фармакологии. Доцент кафедры общей хирургии Андрей Иванович Сержанин стал ведущим хирургом полевого госпиталя 1-го Прибалтийского фронта. Выпускник ВГМИ, ректор Иван Павлович Фурменко был начальником полевого госпиталя. После войны в ВГМА работали главный хирург Воронежского фронта д.м.н. профессор, полковник Гуревич Арон Маркович, главный хирург 2-го Белорусского фронта д.м.н. Дивногорский Борис Федорович и многие-многие другие.

После войны в 1957 году в ВГМИ был образован стоматологический факультет. В 1961 году открыта стоматологическая поликлиника ВГМИ. В октябре 1962 г. была создана Центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ). При ректоре ВГМИ И.П. Фурменко (1963-1983) в 1975 году в ВГМИ работали 44 кафедры, имеющие в своем составе 40 профессоров.

246 -I

В 1968 году за заслуги в развитии медицинской науки, подготовке кадров и в связи с 50-летием со дня основания ВГМИ был награжден грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.

23 июня 1994 года при ректоре ВГМИ А.С. Фаустове (1983-2000) приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности России Воронежский медицинский институт был переименован в Воронежскую Государственную медицинскую академию. Учебный процесс осуществлялся на базе 6 факультетов: лечебного, педиатрического, стоматологического, усовершенствования врачей (1983), довузовской подготовки и иностранных студентов (1992). В 1994 году был открыт факультет высшего сестринского образования (ФВСО). Начато строительство нового корпуса.

В декабре 1999 года ректором Воронежской государственной медицинской академии избран профессор Игорь Эдуардович Есауленко.

За период с 2000 по 2006 годы в вузе были открыты еще 3 факультета: фармацевтический (2002 г.), медико-профилактический (2004 г.), среднего медицинского и фармацевтического образования (2005 г.), а также 3 института: институт стоматологии (2004 г.), институт последипломного медицинского образования (2006 г.), институт сестринского образования (2006 г.).

Решением Национального Комитета Общественных наград РФ от 10.02.2006 года за значительный вклад в развитие отечественной медицины и здравоохранения Воронежская медицинская академия награждена орденом М.В. Ломоносова.

Рис. 8. Награждение орденом Ломоносова

247

В 2012/13 году открыт новый факультет для подготовки руководящих кадров здравоохранения.

Преемственность научных идей находит свое воплощение в научных школах, совместных научных изысканиях. Сегодня в ВГМУ активно развиваются 11научных школ: по кардиохирургии (проф. С.А. Ковалев), детской нефрологии (проф. В.П. Сит-никова и проф. Т.Л. Настаушева), клинической иммунологии (проф. А.М. Земсков), по лазеротерапии заболеваний внутренних органов (проф. А.В. Никитин), по проблеме «общественное здоровье и здравоохранение» (проф. И.Э. Есауленко), по анестезиологии и реаниматологии (проф. А.А. Лаврентьев), кардиологическая научная школа и другие.

Сегодня ВГМУ обладает современнейшей в России базой для подготовки студентов и повышения квалификации и переподготовки врачей. С 2010 г. в ВГМУ действует Центр практической подготовки специалистов. Занятия проводятся со студентами всех курсов, клиническими ординаторами, врачами-интернами и врачами, получающими подготовку в институте дополнительного последипломного образования. Для обучения студентов практическим навыкам и формирования профессиональных компетенций в реаниматологии и анестезиологии, акушерства и гинекологии, педиатрии и хирургии создана учебно-виртуальная клиника, оснащенная современным симуляционным оборудованием, учебными тренажерами и фантомами.

Обучение специалиста-медика наиболее эффективно в условиях реального лечебного процесса в лечебно-профилактических учреждениях. ВГМУ имеет две собственных академических клиники: стоматологическую и детскую. Традиционно академические клиники являются лечебными учреждениями и учебными базами для студентов. Клинические кафедры академии работают в 28 больницах Воронежа и в 19 лечебно-профилактических учреждениях областного значения. Богатые традиции и научно-практическая деятельность кафедр ВГМУ позволили подготовить за 1918-2013 гг. свы-

ше 50 тыс. специалистов медицинского и фармацевтического профиля. Среди выпускников вуза выдающиеся исследователи, клиницисты, организаторы здравоохранения: эндокринолог И.И. Дедов, иммунолог Р.В. Петров, онкогинеколог В.П. Козаченко, хирург-ангиолог В.А. Покровский, фтизиатр А.А. Приймак, иммунолог В.М. Земсков и многие другие, известные в стране врачи и ученые. В разные годы в медицинском вузе Воронежа работали академики АМН: физиолог Д.А. Бирюков, анатом Д.А. Жданов, члены-корреспонденты АМН: терапевты И.И. Ле-порский, Н.А. Куршаков, гистолог А.А. Войтке-вич, стоматолог А.И. Евдокимов.

ВГМУ им. Н.Н. Бурденко чтит память профессоров и сотрудников, стоявших у истоков его создания, ученики продолжают дело своих Учителей.

Лучшие студенты медицинской академии получают именные стипендии выдающихся ученых и преподавателей, деятельность которых была связана с высшей воронежской медицинской школой: хирурга Н.Н. Бурденко, терапевта Н.И. Лепорского, невролога Н.М. Иценко, кардиохирурга В.А. Покровского, стипендию эндокринолога, выпускника ВГМИ, академика РАН, президента РАМН И.И. Дедова.

Университетские истоки, которые получили выражение в ориентации на фундаментальное образование и развитие методологической культуры, широкий кругозор и системность базовых знаний, обеспечивают высокую адаптивность и конкурентноспособность выпускников высшей Воронежской медицинской школы на всех этапах развития страны. Образовательная и научная деятельность ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, по данным мониторинга, вузов, проведенного в Минобрнауки прошла аккредитацию и признана эффективной. Воронежский медицинский университет заслуженно занимает одно из лидирующих мест в рейтинге медицинских и фармацевтических вузов России, сочетая классические университетские традиции с новейшими тенденциями развития российской и мировой систем образования.

248 -I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.