ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО
ВУЗА
Овсянникова Вера Викторовна
ассистент кафедры госпитальной терапии и эндокринологи Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: ovsiannikovavera @yandex.ru Плотникова Ирина Егоровна канд. пед. наук, зав. кафедрой педагогики и психологии, доцент Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: pedagogika51 @mail.ru Свиридова Татьяна Николаевна канд. мед. наук, доцент кафедры госпитальной терапии и эндокринологи Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко,
РФ, г. Воронеж E-mail: [email protected]
INTERNSHIP AS A MEANS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MEDICAL INSTITUTION STUDENTS
Vera Ovsyannikova
assistant of Department of Hospital Therapy and Endocrinology, Voronezh N.N. Burdenko State Medical Academy, Russia Voronezh
Irina Plotnikova
candidate of pedagogic sciences, Head of Pedagogy and Psychology Department, associate professor of Voronezh N.N. Burdenko State Medical Academy, Russia
Voronezh Tatiana Sviridova
candidate of Medical Science, associate professor of Department of Hospital Therapy and Endocrinology, Voronezh N.N. Burdenko State Medical Academy, Russia
Voronezh
АННОТАЦИЯ
В результате проведенного исследования продемонстрированы важность и необходимость прохождения производственной практики как средства профессионального развития студентов медицинского вуза. Важным критерием эффективности обучения являются положительные межличностные отношения в процессе производственной практики, складывающиеся между студентами и медицинскими работниками
ABSTRACT
As a result of research there are presented importance and necessity of an internship as a means of professional development of medical institution students. An important criterion of learning efficiency is positive interpersonal relationships during an internship between students and health workers.
Ключевые слова: производственная практика; профессиональная компетентность; студенты медицинского вуза.
Keywords: internship; professional competence; students of medical institution.
Важнейшим условием выполнения государственной политики в области повышения качества образования является совершенствование подготовки студентов медицинских вузов как будущих специалистов высшего медицинского звена. Современному стремительно развивающемуся обществу требуются выпускники высших образовательных учреждений медицинского профиля, имеющие клинический опыт практической деятельности, полученный в рамках учебно-производственной практики в процессе восприятия и понимания всесторонних аспектов профессиональной деятельности. Заинтересованность на этапах обучения студентов достигается проведением научно-исследовательских работ в особо организованном пространстве производственной практики. Таким образом, молодые специалисты становятся конкурентоспособными и в дальнейшем продолжении образования, и для работы в клиниках.
Своеобразным тренировочным полем, где будущие специалисты в области медицины развивают свои мыслительные способности, приобретают и совершенствуют практические навыки, осваивают социокультурные и деонтологические нормы, становятся лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), служащие основательной базой для практической подготовки, будущих врачей и осуществляющие профессионально-адаптивные функции. В структуре профессиональной адаптации в период производственной практики выделяют несколько уровней адаптированности студента:
1. готовность к профессиональному обучению (на этапе обучения в образовательном медицинском учреждении);
2. готовность к профессиональной деятельности (теоретические знания);
3. ознакомление с лечебно-профилактическим учреждением;
4. осведомленность;
5. переход к самостоятельной деятельности;
6. профессиональная самостоятельность на этапе деятельности в лечебно-профилактических учреждениях [3, с. 377].
Маркова А.К. указывает на существование следующих видов профессиональной компетентности: специальная компетентность, проявляющаяся во владении собственно профессиональной деятельностью, способностью проектировать дальнейшее профессиональное развитие (тождественно профессиональной компетентности); социальная компетентность как ответственность за результаты собственного труда, высокий уровень профессионального общения и взаимодействия; личностная компетентность — владение приемами личностного самовыражения, противостояния профессиональной деформации; индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии [1, с. 8].
Таким образом, производственная практика представляет собой немаловажное звено исполнения стандартов образования и учебных планов, обеспечивает развитие студента как личности и профессионала высокого уровня, способствует формированию основополагающих профессиональных компетентностей будущего специалиста-медика.
С целью изучения мнения о важности производственной практики как средства профессионального развития будущих специалистов высшего медицинского звена нами был проведен опрос 96 студентов 5 курса на кафедре госпитальной терапии и эндокринологии ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Использовалась анкета, разработанная в соответствии с рекомендациями [2, с. 68—72]. Подведя итоги анкетирования, были выявлены
следующие результаты — 91,7 % опрошенных студентов дали положительный ответ на вопрос открытого типа: «Важна ли производственная практика в приобретении практических навыков?», тогда как 8,3 % респондентов ответили отрицательно на заданный вопрос. Степень согласия оказалась довольно высокой и составила 53 % с ответом «важна», 47 % — необходима. Стоит отметить, что 64 % опрошенных желают увеличить время производственной практики с целью совершенствования получаемых практических навыков.
Положительную психологическую атмосферу в коллективе на базе ЛПУ, где студенты проходили производственную практику, отметили 92,7 % респондентов, в то время как 7,3 % участвовавших в опросе посчитали дискомфортной психологическую обстановку, сложившуюся среди студентов и медицинских работников. Важность доброжелательного отношения врачей к студентам — практикантам как критерий эффективного обучения отметили 97,9 % опрошенных.
Проанализировав полученные данные, необходимо отметить, что важность прохождения производственной практики осознает подавляющее большинство студентов, благоприятные межличностные отношения среди врачей и студентов в коллективе являются мощным положительным аспектом обучения во время производственной практики.
Список литературы:
1. Ангеловский А.А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) / А.А. Ангеловский // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). Уфа: Лето, 2011. — С. 7—13.
2. Есауленко И.Э. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие для системы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования преподавателей медицинских и фармацевтических вузов / И.Э. Есауленко, А.Н. Пашков,
И.Е. Плотникова; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Воронежская гос. мед. акад. им. Н.Н. Бурденко». Воронеж, 2011. (2-е изд.) — 483 с.
3. Назифуллин В.Л., Насретдинова Л.М., Аглямова Д.В. Профессиональная адаптация студентов в условиях производственной практики — составляющая профессионализма будущих медицинских работников / В. Л. Назифуллин, Л.М. Насретдинова, Д.В. Аглямова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2010. — № 5-2. — С. 376—377.