ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ И «МАСТЕР-КЛАСС» ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФТИЗИАТРИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЁЗНОЙ
ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ»
Лушникова Анна Владимировна канд. мед. наук, доцент кафедры фтизиатрии, Воронежской государственной
медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: anna-lushnikova@yandex. ru Великая Ольга Викторовна д-р мед. наук, зав. кафедрой фтизиатрии, доцент Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: alexvel@rumbler. ru Хорошилова Надежда Егоровна канд. мед. наук, доцент кафедры фтизиатрии, Воронежской государственной
медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: nehproff@bk. ru
TECHNOLOGY USE OF CONTEXTUAL EDUCATION AND "MASTER CLASS" IN PRACTICAL LESSONS ON PHTHISIOLOGY "ORGANISATION OF ANTIPHTHISIC AIR-RAID RELIEF"
Lushnikova Anna
associate Professor at the Department Phthisiology, Candidate of Medical Sciences Voronezh State Medical Academy n. a. N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
Velikaya Olga
head of Department of Phthisiology, Doctor of Medical Sciences Associate Professor Voronezh State Medical Academy n. a. N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
Horoshilova Nadezhda
associate Professor at the Department Phthisiology, Candidate of Medical Sciences Voronezh State Medical Academy n. a. N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
Практическое занятие «Организация противотуберкулёзной помощи населению» проходит на базе поликлиники противотуберкулёзного диспансера, где студенты разделяются на мини группы по 3—4 человека и присутствуют на амбулаторном приеме. При изучении темы используются педагогические технологии контекстное обучение и «мастер-класс». «Мастер-класс» осуществляют врачи-фтизиатры, демонстрируя студентам особенности работы с больными туберкулёзом. Использование технологии контекстного обучения формирует у студентов профессиональные навыки и умения по своевременному выявлению туберкулёза.
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
ABSTRACT
Practical class "Organization of TB care to the population" takes place on the basis of TB dispensaries clinics where students are divided into small groups of 3—4 people and are present at the outpatient reception. In the study of themes used educational technology and learning context "Master Class". "Master Class" carry TB doctors, students demonstrating features of work with patients with tuberculosis. Using technology generates contextual learning in students the skills and abilities for the timely detection of tuberculosis.
Ключевые слова: фтизиатрия; педагогические технологии; «мастер-класс»; контекстное обучение.
Keywords: phthisiology; educational technology; "master class"; contextual learning.
Туберкулёз остается главной глобальной проблемой здравоохранения, касающейся 8,8 миллиона человек каждый год, являясь важной причиной заболеваемости и смертности во всём мире [1].
В России ежегодно выявляется около 100 тысяч человек, впервые заболевших активной формой туберкулёза, ещё столько же страдают хроническими формами туберкулёза. Несмотря на стабилизацию и некоторое снижение основных показателей распространения туберкулёза, ежегодно отмечается увеличение количества больных, выделяющих микобактерии туберкулёза (МБТ), устойчивые к противотуберкулёзным препаратам. Такая ситуация обусловлена рядом политических и экономических преобразований, прошедших в России в девяностых годах [5, с. 10]. Основные причины, вызвавшие ухудшение эпидемиологической обстановки по туберкулёзу в нашей стране: низкий социально - экономический уровень жизни большинства слоёв населения, большой объём миграционных процессов, рост численности социально-дезадаптированных групп населения [3, с. 10]. Так же сохраняется большой резервуар инфекции в учреждениях пенитенциарной системы. Все эти
факты сыграли определенную роль в увеличении напряженности эпидемической ситуации по туберкулёзу [4, с. 37; 6, с. 64].
При обучении студентов особое внимание уделяется методам раннего выявления и профилактики туберкулеза. Изучаются имеющиеся стандарты лечения и диспансерного наблюдения больных туберкулезом, вопросы своевременной диагностики туберкулеза органов дыхания и внелёгочной локализации, принципы организации противотуберкулезной помощи населению. Подчеркивается роль учреждений общей лечебной сети в междисциплинарной координации врачей при выявлении туберкулеза.
При изучении данной темы используются такие педагогические технологии как контекстное обучение и «мастер-класс» [2, с. 30].
Основными дидактическими задачами являются: повышение уровня знаний студентов по данной теме, освоение особенностей работы противотуберкулёзного диспансера и общей лечебной сети, освоение принципов диспансерного наблюдения больных туберкулёзом.
При этом используется учебно-профессиональная форма деятельности студентов. Практическое занятие проходит на базе поликлиники противотуберкулёзного диспансера, где студенты разделяются на мини группы по 3—4 человека и присутствуют на амбулаторном приеме врачей-фтизиатров.
Технологию обучения «мастер-класс» осуществляют врачи-фтизиатры и преподаватели кафедры фтизиатрии, которые демонстрируют студентам особенности работы с больными туберкулёзом на амбулаторном этапе: особенности обследования больных туберкулёзом, заполнение медицинской документации (заполнение амбулаторной карты больного туберкулёзом, форм 058 и 089-У). Особое внимание уделяется вопросам медицинской этики и деонтологии при проведение беседы с больными на амбулаторном приеме, а также с родственниками больных.
Большое внимание преподаватели на практическом занятии уделяют вопросам совместной работы противотуберкулёзной службы с учреждениями общей лечебной сети.
Использование технологии «мастер-класс» формирует у студентов практические навыки и профессиональные умения при работе с больными туберкулёзом на амбулаторном этапе.
Технология контекстного обучения осуществляется в форме учебно-профессиональной деятельности студента. При этом студенты принимают участие в практической работе врачей-фтизиатров и преподавателей кафедры. Студенты в мини-группах, участвуя в амбулаторном приеме интерпретируют результаты клинического, рентгенологического и лабораторного обследования больных туберкулёзом, определяют активность процесса и группы диспансерного учета; заполняют амбулаторные карты больных туберкулёзом; определяют показания для направления больного на медико-социальную экспертизу (МСЭ) и заполнение посыльного листа. Студенты определяют режим и фазу лечения больного туберкулёзом амбулаторно, выписывают противотуберкулёзные препараты в рецептах.
Таким образом, при изучении темы «организация противотуберкулёзной помощи населению» использование технологии контекстного обучения формирует у студентов профессиональные навыки и умения об организации совместной работы врача-фтизиатра и врача общей практики по своевременному выявлению туберкулёза.
Список литературы
1. Всемирная организация здравоохранения. Глобальная борьба с туберкулёзом 2011 года. Женева, ВОЗ, 2011 г.
2. Есауленко И.Э., Пашков А.Н., Плотникова И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 12. — С. 30—31.
3. Краснов В.А. Влияние отдельных демографических и географических факторов на оказание противотуберкулёзной помощи в регионах Сибири и Дальнего Востока // Туберкулёз и болезни лёгких. — 2012. — № 8. — С. 10—16.
4. Матинян Н.С., Скачкова Е.И. Множественная лекарственная устойчивость микобактерий туберкулёза как глобальная проблема общественного здоровья // Бюл. программы ВОЗ по борьбе с туберкулёзом в РФ. Выпуск 8. М., 2008. — С. 37—42.
5. Сельцовский П.П. Анализ особенностей эпидемической ситуации по туберкулёзу и системы защиты населения от туберкулёза в г. Москва // Туберкулёз и болезни лёгких. — 2011. — № 6. — С. 10—16.
6. Сон И.М., Леонов С.А., Сельцовский П.П. Оценка эпидемической ситуации по туберкулёзу и анализ деятельности противотуберкулёзных учреждений: пособие для фтизиатров и пульмонологов. М., 2007. — 64 с.