ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФТИЗИАТРИЯ» В ВГМА ИМЕНИ Н.Н. БУРДЕНКО
Хорошилова Надежда Егоровна
канд. мед. наук, доцент кафедры фтизиатрии Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
Е-mail: nehproff@bk. ru Великая Ольга Викторовна д-р мед. наук, Зав. кафедрой фтизиатрии, доцент Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
Е-mail: [email protected] Лушникова Анна Владимировна канд. мед. наук, доцент кафедры фтизиатрии Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
Е-mail: Anna-lushnikova@yandex. ru
EDUCATION MEDICAL INTEMS THE SPECIALTY PHTHISIOIOGJ IN
VGMA MI. N.N. BURDENKO
Horoshilova Nadezhda
cand. med. sciences, assistant professor of TB Voronezh State Medical Academj
namen after N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
Velikay Olga
head. Chair of TB, MD, associate professor of the Voronezh State Medical Academy
named after N.N Burdenko, Russia, Voronezh
Lushnikova Anna
cand. med. sciences, assistant professor of TB Voronezh State Medical Academy
named after N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
В Воронежской области в течение последних лет несколько стабилизировалась заболеваемость туберкулезом с уменьшением темпов ее роста. Тем не менее, проблема туберкулеза остается актуальной. Применение современных обучающих технологий позволяет повысить качество подготовки и переподготовки фтизиатрических кадров и соответственно эффективность противотуберкулезных мероприятий в регионе.
ABSTRACT
In the Voronezh region in recent years, the incidence of tuberculosis has stabilized somewhat with decreasing rates of growth. Nevertheless, the problem of tuberculosis remains relevant. The application of modern educational technology to
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
enhance the quality of training and retraining of personnel and TB, respectively, the effectiveness of TB control activities in the region.
Ключевые слова: фтизиатрия; обучение.
Keywords: phthisiology; education.
Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко — одно из старейших высших учебных заведений, которое осуществляет подготовку, в том числе по специальности «Фтизиатрия», высококлассных специалистов для системы российского здравоохранения. На сегодняшний день на пяти факультетах Воронежской государственной академии обучаются более 50 тысяч студентов. В её составе насчитывается два учебно-образовательных института, три НИИ, центрально-исследовательская лаборатория, стоматологическая и детская клиники.
Последипломная подготовка врачей по фтизиатрии в интернатуре, ординатуре, аспирантуре, циклы повышения квалификации по фтизиатрии в Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко осуществляется на кафедре фтизиатрии.
История кафедры физиатрии началась еще в 1927 году, когда был открыт курс туберкулеза на базе кафедры факультетской терапии, возглавляемой выдающимся терапевтом профессором Михаилом Фёдоровичем Рябовым. С 1935 по 1938 гг. заведовал кафедрой Владимир Антонтович Равич-Щербо, член-корреспондент АМН СССР, в последствие заведовал диагностической клиникой института туберкулёза АМН СССР. В 1972 г. курс туберкулеза отделился от кафедры факультетской терапии и стал самостоятельным. Заведовал курсом долгие годы д.м.н. Тюхтин Николай Сергеевич, а затем доктор медицинских наук Стогова Наталья Аполлоновна. С 2008 г. по 2011 г. курс туберкулеза был объединен с кафедрой эпидемиологии. Первого сентября 2011 года курс туберкулеза был реорганизован в кафедру фтизиатрии, заведующим которой стала д.м.н. Великая Ольга Викторовна.
В интернатуру по специальности «Фтизиатрия» принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия». Цель послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности «Фтизиатрия»: подготовка квалифицированного врача-специалиста фтизиатра, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности [2].
Объем требований к образовательно-профессиональной программе и уровню подготовки дипломированного специалиста определяется государственным стандартом. За время обучения на кафедре клинические врачи-интерны должны овладеть всеми профессиональными знаниями и практическими навыками по основной и смежным специальностям. Подготовка врачей-фтизиатров осуществляется в соответствии с разработанными учебными планами и рабочими программами. При подготовке врачей-фтизиатров предусмотрены следующие формы обучения:
• аудиторная учебная работа в виде лекций и семинаров;
• участие в клинических обходах, разборах, которые проводятся в противотуберкулезном диспансере;
• самостоятельная лечебно-диагностическая работа под руководством преподавателя кафедры фтизиатрии.
Теоретическая составляющая профессиональной подготовки врачей-интернов включает посещение лекций, семинаров. На семинарских занятиях врачам-интернам предлагаются ситуационные задачи, учебные игры, в которых воссоздаются реальные профессиональные ситуации и отношения занятых в нем людей. Именно в ходе анализа ситуаций, деловых и учебных игр врачи -интерны формируются как специалисты и члены будущего коллектива.
Для отработки практических навыков у обучающихся в интернатуре, для повышения готовности к самостоятельной профессиональной деятельности предусмотрен симуляционный курс. Занятия по темам симуляционного курса проводятся как на кафедре, так и в «ЦЕНТРЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ». Основная цель «ЦЕНТРА» — это материально-техническое сопровождение освоения и тренинга практических навыков будущей профессии, используя медицинские муляжи, фантомы.
Приобретенные знания и умения закрепляются при работе с больными во фтизиатрическом стационаре, на дежурствах в отделении, при оказании неотложной помощи туберкулезным больным, освоении некоторых инструментальные методов диагностики и лечения, работе в поликлиническом отделении противотуберкулезного диспансера.
Учебно-тематический раздел построен по модульной системе обучения. Выделено 6 модулей обязательной дисциплины:
• Теоретические основы фтизиатрии.
• Противотуберкулезный диспансер (поликлиника).
• Диагностика туберкулеза.
• Клиника туберкулеза легких.
• Внелегочный туберкулез.
• Лечение туберкулеза.
Для контроля знаний к каждому разделу дисциплин подготовлены варианты тестового контроля.
Оценкой достигнутого интернами реального объема и уровня послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями послевузовского профессионального образования является проведение итоговой государственной аттестации. Государственный экзамен по специальности «Фтизиатрия» осуществляется поэтапно и включает следующие обязательные аттестационные испытания:
1. Этап — практическая подготовка.
2. Этап — аттестационное тестирование по специальности.
3. Этап — итоговое собеседование.
В результате обучения в Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко врачи-интерны овладевают диагностикой,
дифференциальной диагностикой, лечением и профилактикой туберкулёза; а также получают и закрепляют общие и специальные знания и умения в объеме требований квалификационной характеристики специалиста врача-фтизиатра [1].
Список литературы:
1. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «фтизиатрия» (интернатура).
2. Плотникова И.Е. Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации научно-педагогических работников медицинского вуза / И.Е. Плотникова, А.А. Филозоп, С.Ю. Комова // Наука и бизнес: пути развития. — 2014. — № 6 (36). — С. 11—14.