Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ПАЦИЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

РОЛЬ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ПАЦИЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ ПАЦИЕНТОВ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ПРИВЕРЖЕННОСТЬ / ПУТЬ ПАЦИЕНТА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зуенкова Ю.А.

Программы поддержки пациентов как новое институциональное явление берут на себя часть функций института здравоохранения в лекарственном обеспечении, диагностике, в обучении медицинских кадров и пациентов, инфраструктурной поддержке. Цель исследования - оценить роль программ поддержки пациентов (ППП), описав механизмы их реализации. Материалы и методы. На основании открытых источников информации и данных литературы ретроспективно были проанализированы инициативы запуска ППП в России по направлению лекарственных препаратов и медицинских изделий. Результаты. Наиболее распространены программы, сочетающие в себе финансовые и информационные механизмы. Ключевой принцип разработки ППП - ориентация на путь пациента. К типовым инструментам реализации ППП относят следующие: горячую линию, смс-информирование, сервис патронажа, онлайн-мониторинг, обучение пациента, страхование. Эффективность ППП оценивается по четырем группам показателей: приверженность пациента, качество жизни и опыт пациента, клинические показатели исхода, экономия затрат.Выводы. Органы здравоохранения и медицинские работники должны быть осведомлены о возможностях программ в достижении целей повышения качества и доступности медицинской помощи, а также могут помочь системно подойти к оценке эффективности таких программ с позиции общественного здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATIENT SUPPORT PROGRAM AS A PART OF VALUE-BASED HEALTHCARE IMPLEMENTATION

Patient support programs as a new institutional phenomenon take over part of the functions of the Institute of Healthcare in drug provision, diagnostics, clinicians and patients education, infrastructure support.Purpose: to evaluate the role of patient support programs (PPMS) by describing the mechanisms of their implementation.Materials and methods. On the basis of open sources of information and scientific literature data, the initiatives to launch PPP in Russia of medicines and medical devices were analyzed.Results. The most common programs are that combine financial and information mechanisms. The key principle of the development of the PPP is orientation to the patient’s pathway. Typical tools for the implementation of PPP include the following: hotline, SMS-informing, patronage service, online monitoring, patient training, insurance. The effectiveness of the PPP is assessed by four groups of indicators: patient adherence, quality of life and patient experience, clinical outcome indicators, cost savings.Conclusions. Health authorities and medical professionals should be aware of the possibilities of programs to achieve the goals of improving the quality and accessibility of medical care, and can also help to systematically assess the effectiveness of such programs from the perspective of public health.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ПАЦИЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Э01: 10.21045/1811-0185-2022-4-4-9 УДК: 614.2

РОЛЬ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ПАЦИЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Ю.А. Зуенкова

ФГАОУ ВО «Российский Университет дружбы народов» (РУДН), г. Москва, Россия. https://orcid.org/0000-0002-3660-0476

И Автор для корреспонденции: Зуенкова Ю.А.

АННОТАЦИЯ

Программы поддержки пациентов как новое институциональное явление берут на себя часть функций института здравоохранения в лекарственном обеспечении, диагностике, в обучении медицинских кадров и пациентов, инфраструктурной поддержке. Цель исследования - оценить роль программ поддержки пациентов (ППП), описав механизмы их реализации. Материалы и методы. На основании открытых источников информации и данных литературы ретроспективно были проанализированы инициативы запуска ППП в России по направлению лекарственных препаратов и медицинских изделий. Результаты. Наиболее распространены программы, сочетающие в себе финансовые и информационные механизмы. Ключевой принцип разработки ППП - ориентация на путь пациента. К типовым инструментам реализации ППП относят следующие: горячую линию, смс-информирование, сервис патронажа, онлайн-мониторинг, обучение пациента, страхование. Эффективность ППП оценивается по четырем группам показателей: приверженность пациента, качество жизни и опыт пациента, клинические показатели исхода, экономия затрат.

Выводы. Органы здравоохранения и медицинские работники должны быть осведомлены о возможностях программ в достижении целей повышения качества и доступности медицинской помощи, а также могут помочь системно подойти к оценке эффективности таких программ с позиции общественного здоровья.

Ключевые слова: программы поддержки пациентов, ценностно-ориентированное здравоохранение, качество медицинской помощи, приверженность, путь пациента, социальная ответственность.

Для цитирования: Зуенкова Ю.А. Роль программ поддержки пациентов в реализации ценностно-ориентированного здравоохранения // Менеджер здравоохранения, 2022; 4:4-9. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-4-4-9

□ дин из ключевых трендов современного здравоохранения - ценностно-ориентированный подход [1]. Основоположник концепции - Michael E. Porter, который адаптировал ключевые принципы маркетинга - ориентацию на ценности потребителя - к отрасли здравоохранения, и чьи идеи первоначально были направлены на повышение конкурентоспособности отрасли здравоохранения с США [2]. Результатами внедрения ценностно-ориентированного подхода являются: увеличение приверженности пациентов лечению, повышение их удовлетворенности, ответственное отношение к своему здоровью, что в долгосрочной перспективе должно приводить к снижению совокупных затрат системы здравоохранения [2].

Ценностно-ориентированный подход (ЦОП) заключается в ориентации на потребности пациентов, в создании условий для выбора пациентом метода лечения согласно актуальным клиническим рекомендациям, обсуждении вариантов лечения, их преимуществ и недостатков, совместно

© Зуенкова Ю.А., 2022 г.

с пациентом, а также персонализацию терапии и индивидуальный подход к пациенту [3]. Однако переход всей отрасли на ценностно-ориентированный подход - сложная задача, включающая в себя информатизацию процессов оказания медицинской помощи, развитие и совершенствование контроля качества медицинской помощи, построение системы бенчмаркинга медицинских организаций, адаптацию опросников качества жизни по каждой нозологии и их лингвистическую валидизацию [3].

Именно поэтому практических примеров переноса данного подхода на российскую практику до настоящего момента в России немного, а имеющиеся [4] описывают лишь внедрение на отдельных этапах и используют только некоторые инструменты ЦОП.

К барьерам внедрения ЦОП относят также: ригидность и консервативность отрасли, нехватку прозрачных и стандартизированных данных о результатах, отсутствие метрик для «ценных для пациентов результатов», психологическую усталость

Менеджер

здравоохранения /

Manager №4

ZdrevoochreneniB 2022

(«выгорание») врачей-клиницистов от внедрения разных инструментов менеджмента в условиях ограниченных ресурсов [3].

Именно поэтому для дальнейшего распространения проектов ЦОП в реальную клиническую практику необходимы инструменты и механизмы, облегчающие продвижение и позволяющие достигать значимых результатов в условиях ограниченных финансовых и кадровых ресурсов.

Один из механизмов, позволяющий достичь аналогичных результатов в виде повышения приверженности пациентов и доступности для них медицинской помощи - программы поддержки пациентов.

Программа поддержки пациентов (ППП) - это мероприятия, инициированные, организуемые, проводимые или финансируемые коммерческими стейкхолдерами, производителями медицинских изделий и фармпрепаратов, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, в рамках которых осуществляется предоставление материальной помощи или информации о заболевании [5].

ППП - это система сервисного сопровождения пациента на всем пути его движения от постановки диагноза и назначения терапии до ее окончания или определенного исхода с целью улучшения и сохранения качества жизни пациента.

К основным целям внедрения ППП можно отнести следующие:

1) повышение осведомленности пациентов о заболевании;

2) повышение приверженности лечению;

3) формирование навыков контроля за заболеванием;

4) решение повседневных вопросов и проблем пациентов, стабилизация эмоционального и психологического состояния, коммуникационная поддержка, снижение финансового бремени [6].

К ППП не относятся: программы раннего доступа к фармацевтическим продуктам, программы увеличения осведомленности населения о заболевании, программы софинансирования и разделения рисков [5]. Положение о ППП формируется на международном уровне Ассоциацией международных фармацевтических производителей (Association of International Pharmaceutical Manufacturers, AIPM).

ППП не должны быть направлены на стимулирование назначения пациентам лекарственных препаратов, инициировании необоснованных запросов о фармацевтическом продукте или его продвижении. ППП являются частью внутрикорпоративных

программ устойчивого развития и социальном от ветственности бизнеса [5].

Результаты исследований убедительно демонстрируют положительное влияние ППП на приверженность пациентов с хроническими заболеваниями, клинические показатели исхода у таких пациентов, а также их психологическое состояние [6] [7] [8]. Было установлено, что наибольшее положительное влияние ППП оказывают на показатели приверженности [7], за которыми следуют гуманистические результаты (например, результаты, сообщаемые пациентами, качество жизни, функциональный статус), повышение уровня осведомленности и снижение затрат на здравоохранение [6].

В то время, как за рубежом практика ППП распространена, в России подобный опыт пока мало описан, что делает актуальным более детальное изучение механизмов реализации ППП, их нормативное обеспечение, а также ключевые инструменты. Многочисленные исследования эффективности программ поддержки пациентов посвящены оценке клинических показателей, тогда как организационный дизайн запуска таких программ не описан в литературе.

Цель и задачи исследования:

оценить роль программ поддержки пациентов (ППП), описав механизмы их реализации.

Материалы и методы

В рамках задач исследования были использованы методы библиографического и информационного поиска, регламентирующие методические подходы, общелогические методы, синтез и анализ информации, анализ трендов и нормативно-правовых документов. Также проводился анализ зарубежных исследований и примеров реализации ППП. На основании открытых источников информации в сети Интернет были проанализированы инициативы запуска ППП в России по направлению лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Результаты

ППП могут реализовываться посредством как финансовых, так и информационных механизмов, а также их сочетаний (см. таблица 1).

Ключевой принцип разработки ППП - ориентация на путь пациента. Путь пациента - фактический маршрут перемещения пациента на протяжении всего цикла заболевания от момента появления первых симптомов до выздоровления [9]. Картирование

с

#мс

№4 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

Таблица 1

Виды программ поддержки пациентов и пути их реализации

Виды программ и пути их реализации

Финансовые Информационные Комбинированные

Компенсация части цены на лекарство. Бесплатные диагностические тесты. Предоплаченная консультация врача. Мониторинг и оценка результатов лечения. Школы пациентов. Оповещение пациентов о важных этапах диагностики и лечения. Программы приверженности пациентов лечению с возможностью компенсации части затрат на реабилитационные средства.

путешествия пациента используется в медицине для повышения приверженности его лечению и реабилитации [9]. Управление точками контакта пациента на всех этапах позволяет организовать максимально эффективную систему, увеличивая доступность медицинской помощи для пациента [9].

На примере программы поддержки пациентов со стомой для нормализации мочеиспускания, возникшего в результате травмы позвоночника, представлен путь пациента и ключевые элементы ППП (см. рис. 1).

После выписки из стационара, пациент направляется на амбулаторное лечение - 80% пациентов выписываются домой, 20% направляются в реабилитационный центр. В рамках ППП пациенту оказывается помощь в оформлении инвалидности: юридическое сопровождение, консультации по прохождению медико-социальной экспертизы (МСЭ), подача заявления в Фонд социального страхования (ФСС) для получения технических средств

реабилитации (ТСР), оказываются консультации врачей по использованию ТСР, а также консультантами психологов по вопросам качества жизни со стомой. Также пациенты могут получить исчерпывающую информацию на специально созданном портале или веб-сайте. Информация о пациентах аккумулируется в CRM-системе1 компании заказчика или исполнителя, которые должны быть зарегистрированы как операторы персональных данных.

Схожий принцип реализации ППП, сочетающих финансовые и информационные механизмы, реализован и в сфере лекарственных препаратов (см. рис. 2).

Пациенты с хроническими заболеваниями могут получать скидку на выписанный врачом препарат в аптеках-партнерах с помощью электронной карты, предъявив провизору карту участника и рецепт, выписанный лечащим врачом. Программа является адресной - условия программы зависят от вида препарата. Цели программы - повышение доступности лекарственных препаратов и улучшение результатов

Рис. 1. Путь пациента в рамках Программы поддержки стомированных пациентов

CRM (customer relationship management system) - система сбора и хранения данных о клиентах

Менеджер / Manager № 4

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2022

г 7-Ч

AIPM AIPM

(Российский офис)

V- ^ -'

С

Компания-инициатор ППП (лекарственный препарат)

CRM

А

Технический оператор (агентство)

Web-сайт ■*'','

Call-центр \

Горячая линия

Аптеки -партнеры

Аптека 1

Аптека 2

Аптека 1

Скидочная карта

Поликлиника

Врач -

Пациенты

Единое информационное пространств о

Рис. 2. Пример реализации программы лекарственной поддержки пациентов

лечения пациентов, посредством обучения пациентов принципам управления своим здоровьем.

Реализация ППП регламентируется следующими правилами и документами:

• Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ф3.

• Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ.

• Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61 ФЗ «Об обращении лекарственных средств.

• Приказ Росздравнадзора № 1071 от 15.02.2017 г. «Об утверждении порядка осуществления фармаконадзора».

• Правила Надлежащей Практики Фармаконадзора (утверждённые Решением Совета Евразийской Экономической Комиссии от 03.11.2016 г. № 87 (GVP ЕАЭС, http:://docs cntd ru/document/ 456026106.

• Приказ Минздрава России от 07.09.2015 г. № 5539 «Об утверждении порядка осуществления выборочного контроля качества ЛС для медицинского применения».

Для реализации программы компания-инициатор, или специальное агентство собирает следующие данные:

1. Персональные данные пациента (имя, фамилия, почтовый адрес и, при необходимости, дата рождения, пол и номер документа, удостоверяющего личность).

2. Контактные данные (адрес эл. почты и, при необходимости, номер телефона).

3. Контактные данные о здоровье пациента и предпочтения в отношении ТСР (тип используемой продукции, тип перенесенной операции, дата операции, вес, рост).

4. Данные о транзакциях и действиях (заказы и счета-фактуры).

Для того, чтобы агентство могло собирать персональные данные, ему необходимо зарегистрироваться в Роскомнадзоре, став оператором персональных данных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для сбора данных о здоровье пациента необходимо обязательно получить письменное согласие пациента на сбор и обработку данных. К медицинским данным относятся сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья, диагнозе и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении (п. 1 ст. 13 Закона № 323-ФЗ).

К типовым инструментам реализации ППП относят следующие:

1. Горячая линия: консультации психолога, юриста, социального работника, специалиста по продукции.

2. Смс-информирование: смс-напоминания о необходимости приема препарата, замены медицинского изделия в связи с истечением срока годности.

3. Сервис патронажа: патронажные визиты, осмотры, контроль состояния пациента, мониторинг случаев побочных эффектов, услуги сиделки.

№4 Manager

2022 ZdrevoochrBnenie ,

'Менеджер

здравоохранения

-

4. Онлайн-мониторинг: дневник пациента, уведомления и напоминания, история приема препарата, калькулятор группы риска, видео, ссылки на сайты.

5. Обучение пациента: школы-пациента, обучение по формированию навыков самоконтроля.

6. Страхование: ДМС-полисы, лекарственное страхование.

Инициатор запуска ППП может привлекать к организации и проведению ППП-специалистов здравоохранения на основании договора и только для осуществления ими педагогической, научной деятельности или создания информационных материалов.

Выводы

Учитывая растущую стоимость лечения тяжелых и хронических заболеваний, таких как артрит, рассеянный склероз и онкология, следует рассмотреть возможность более широкого использования ППП для достижения максимальных результатов в области здравоохранения и повышения эффективности медицинской помощи, ориентированной на пациента. Фундаментальные изменения в подходах и процессах оказания медицинской помощи требуют внедрения новых организационных моделей медицинской помощи, позволяющих достигать доступности медицинской

помощи при сдерживании расходов на ее оказание. Программы поддержки пациентов, реализуемые производителями лекарственных препаратов и медицинских изделий в рамках внутрикорпоративных целей устойчивого развития и социальной ответственности, позволяют органам здравоохранения достигать целей по повышению качества и доступности медицинской помощи, повышению приверженности пациентов лечению.

При реализации ППП используются инструменты, характерные для ценностно-ориентированного здравоохранения - персонализированный подход к пациенту, картирование путешествия пациента, оценка качества жизни и опыта пациента, повышение приверженности лечению.

Программы поддержки пациентов как институциональное явление берут на себя часть функций института здравоохранения в лекарственном обеспечении, диагностике, в обучении медицинских кадров и пациентов, инфраструктурной поддержке. Органы здравоохранения и медицинские работники должны быть осведомлены о возможностях программ в достижении целей повышения качества и доступности медицинской помощи, а также могут оказывать существенную поддержку, помогая системно подходить к оценке эффективности таких программ с позиции общественного здоровья.

1. Porter M.E, Teisberg E.O. Redefining Health Care: Creating Value-Based Competition on Results. Harvard Business School Press; 2006.

2. Porter M.E. What is value in health care? New England Journal of Medicine. 2010; 363(26):2477-2481. https:// doi.org/10.1056/NEJMp1011024.

3. Зуенкова Ю.А. Ценностно-ориентированный подход: анализ руководства Европейского института инноваций и технологий // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2021; 43(1):28-35. https://doi.org/10.17116/ medtech20214301128.

4. Зуенкова Ю.А, Кича Д.И., Абрамов А.Ю., Буйнова Ю.Г., Клисова Л.М. Пациенториентированный алгоритм работы рентгенотерапевтического кабинета онкологического диспансера// Медицинская радиология и радиационная безопасность. - 2021. - Т. 66. - № 5. - С. 45-49. DOI: 10.12737/1024-6177-2021-66-5-45-49.

5. Khurana, Atul & Rastogi, Rahul & Gamperl, Hans-Joachim. (2017). Patient Support Program in Pharmacovigilance: Foster Patient Confidence and Compliance. International Journal of Medical, Health, Biomedical, Bioengineering and Pharmaceutical Engineering. 11. 148-151.

6. Shillington, Alicia & Ganjuli, Arijit & Clewell, Jerry. (2016). The impact of patient support programs on adherence, clinical, humanistic, and economic patient outcomes: A targeted systematic review. Patient Preference and Adherence. 10. 711. 10.2147/PPA.S101175.

7. Lawrence D.F., Manjelievskaia J., Chrones L, McCue M, Touya M. Adherence and persistence among patients with major depressive disorder enrolled in the vortioxetine tAccess Patient Support Program. Curr Med Res Opin. 2021 Aug; 37(8):1385-1392. doi: 10.1080/03007995.2021.1918072. Epub 2021 May 18. PMID: 33904815.

8. Brixner D.I., Rubin D.T., Mease PJ, Mittal M, Liu H.H, Davis M, Ganguii A.X, & Fendrick A.M. (2019). Patient Support Program Increased Medication Adherence with Lower Total Health Care Costs Despite Increased Drug Spending. Journal of managed care & specialty pharmacy, 25 7, 770-779.

9. Grosse Frie K, Kamate B, Traore C.B. et al. Health system organisation and patient pathways: breast care patients' trajectories and medical doctors' practice in Mali. BMC Public Health 19, 204 (2019). https://doi.org/10.1186/ s12889-019-6532-8.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 4

ZdrevoochreneniB 2022

ORIGINAL PAPER

PATIENT SUPPORT PROGRAM AS A PART OF VALUE-BASED HEALTHCARE IMPLEMENTATION

Yu.A. Zuenkova

FGAOU VO Peoples' Friendship University of Russia, RUDN University, Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://orcid.org/0000-0002-3660-0476

H Corresponding author: Zuenkova Yu.A.

ABSTRACT

Patient support programs as a new institutional phenomenon take over part of the functions of the Institute of Healthcare in drug provision diagnostics, clinicians and patients education, infrastructure support.

Purpose: to evaluate the role of patient support programs (PPMS) by describing the mechanisms of their implementation. Materials and methods. On the basis of open sources of information and scientific literature data, the initiatives to launch PPP in Russia of medicines and medical devices were analyzed.

Results. The most common programs are that combine financial and information mechanisms. The key principle of the development of the PPP is orientation to the patient's pathway. Typical tools for the implementation of PPP include the following: hotline, SMS-informing, patronage service, online monitoring, patient training, insurance. The effectiveness of the PPP is assessed by four groups of indicators: patient adherence, quality of life and patient experience, clinical outcome indicators, cost savings.

Conclusions. Health authorities and medical professionals should be aware of the possibilities of programs to achieve the goals of improving the quality and accessibility of medical care, and can also help to systematically assess the effectiveness of such programs from the perspective of public health.

Keywords: patient support program, value-based healthcare, quality of medical care, patient adherence, patient pathway, ESG.

For citation: Zuenkova Yu.A. Patient support program as a part of value-based healthcare implementation // Manager Zdravoohranenia.

2022; 4:4-9. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-4-4-9

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Зуенкова Юлия Александровна - д-р делового администрирования, преподаватель кафедры организации здравоохранения, лекарственного обеспечения, медицинских технологий и гигиены ФНМО Медицинского института ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», г. Москва, Россия.

Yulia A. Zuenkova - doctor of business administration, faculty teacher at FNMO, Medical Institute, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: zuenkova@bk.ru Scopus ID: 57223995388 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3660-0476

4

о

с

«КС

№ 4 Manager

2022 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.