УДК 378.14.015.62 P.M. АРСЕНИЙ, Ю.А. КИРЕЕВА
РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ПО ТУРИЗМУ
Рассмотрены определения понятий «задача», «профессиональная задача», «профессионально ориентированная задача». Сформулирована роль профессионально ориентированных задач в формировании специальных компетенций будущих менеджеров по туризму.
Ключевые слова: менеджер по туризму, задача, профессионально ориентированная задача, компетенции, специальные компетенции.
The article contains the definitions of «task», «professional task», «professionally-oriented task». The article defines the role of professionally-oriented tasks in the formation of the special competencies of future tourism managers.
Key words: manager of tourism, task, professionally-oriented task, competence, special competencies.
В современных экономических условиях менеджер является ключевой фигурой любой организации, и туристская — не исключение. Менеджер — это профессионально подготовленный управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решений и распоряжению ресурсами, а также ответственностью за достижение конечных результатов деятельности предприятия. Профессией менеджера является управление каким-либо делом. Сам термин «менеджер» возник в тесной связи с родом таких занятий, которые предполагают способность добиваться намеченных результатов в работе с различными организациями, людьми [1].
Сегодня туризм является одной из самых трудозатратных отраслей. Он обе-
© Арсений Р.М., Киреева Ю.А., 2013
спечивает свыше 75 млн человек рабочими местами во всем мире. Примерно каждый двенадцатый человек работает в сфере туризма и гостеприимства.
Менеджер по туризму — очень широкое понятие. Можно быть руководителем крупной туристской компании, а можно быть сотрудником в туристской фирме и бронировать билеты. И в том и другом случае специалист может гордо называть себя менеджером, но обязанности и уровень ответственности у них будут совершенно разными.
Сегодня существует несколько способов получения профессиональной подготовки в области туризма. Так, например, на базе колледжей можно получить среднее профессиональное образование. Курс обучения рассчитан на 2,5 года, по завершении обучения выпускнику присваивается квалификация «Менеджер по туризму». Указанную профессию можно также освоить и в вузе. Наиболее попу-
лярные направления подготовки — это «Менеджмент» и «Туризм». В системе дополнительного профессионального образования на базе имеющейся профессиональной подготовки краткосрочное обучение менеджеров по туризму осуществляют различные центры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации [2].
В требованиях к уровню подготовки бакалавров по направлению подготовки 100400 «Туризм» указано, что выпускник должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности.
• Проектная деятельность: постановка задач проектирования туристского продукта при заданных критериях и нормативных требованиях; использование инновационных и информационных технологий для создания туристского продукта; проектирование программ туров, турпакетов, экскурсионных программ и других продуктов туристской деятельности; разработка туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических и других требований.
• Производственно-технологическая деятельность: применение современных технологий в реализации туристского продукта; использование информационных и коммуникативных технологий в процессе их разработки и реализации туристского продукта.
• Организационно-управленческая деятельность: распределение функций и организация работы исполнителей в организациях и на предприятиях туристской индустрии; принятие оперативных управленческих решений в области туристской деятельности; расчет и оценка затрат по организации туристской деятельности на предприятии с целью рационализации затрат.
• Сервисная деятельность: обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания; организация процесса обслуживания потребителей и (или) туристов;
умение самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии.
• Научно-исследовательская деятельность: исследование и мониторинг рынка туристских услуг; применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере; адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии [3].
Реализация компетентностного подхода при подготовке специалистов — основное направление модернизации российского образования. Современная идея выявления компетенций, в том числе и специальных, основана на анализе видов профессиональной деятельности конкретных специалистов с дальнейшим выделением у них конечных продуктов деятельности и обобщением результатов в виде типовых профессиональных задач. Необходимые для этого методы разрабатываются с учетом знаний, приобретаемых студентами при изучении различных учебных дисциплин вузовской программы.
Решение профессионально ориентированных задач определяет востребованность соответствующих знаний при формировании специальных компетенций.
В современных терминологических словарях понятие «задача» определяется следующим образом. Задача — это:
• то, что требует исполнения, разрешения;
• упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления;
• сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения [4].
Задача — это отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта [5].
Задача — это один из методов обучения и проверки знаний и практических
навыков учащихся, применяемых во всех типах общеобразовательных и специальных учебных заведений [6].
В словаре по логике понятие задачи не определяется вообще.
Задача — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, т.е. то, что требуется сделать [7].
Профессиональная задача — это конкретизация цели профессиональной деятельности, отражающая ее сущность в виде выстроенных этапов преодоления педагогом противоречий между возникшей проблемной ситуацией и необходимостью нахождения способов решения, осмысление и выбор способов комплексного решения математических задач [8].
Профессионально ориентированные задачи в туристских вузах предполагают решение определенной проблемы, требуют от студента овладения специальными умениями: взаимодействия с клиентом и выявления его мотивов, подбирать туристские предложения в соответствии с запросом клиента; осуществлять процедуры бронирования туров, оформления документации, оплаты и аннулирования заявок. Менеджер по туризму, работающий в организации операторского профиля, должен уметь взаимодействовать с турагентствами, осуществлять бронирование заявок на туры и билеты в компьютерных системах бронирования, работать с поставщиками услуг, формировать и продвигать туристский продукт.
Профессионально ориентированные задачи должны отражать содержание учебной дисциплины и будущей профессиональной деятельности обучающегося. Необходимо отметить, что они могут отражать также содержание одной или нескольких тем по дисциплине, нескольких специальных дисциплин, направления подготовки бакалавра.
Реализация компетентностного подхода в туристском вузе позволяет выделить
типовые профессиональные задачи менеджера туризма:
• формирование туристских продуктов;
• реклама и продвижение туристских услуг и продуктов;
• осуществление продажи туристских продуктов.
На начальном этапе разработки любой профессионально ориентированной задачи преподаватель определяет цель, которую необходимо достичь в результате ее решения. Важно сформулировать задачу таким образом, чтобы процесс ее решения способствовал качественному усвоению новых знаний, закреплению умений, приобретению навыков профессионального мышления, а также способствовал развитию творческих возможностей студентов.
При разработке профессионально ориентированных задач преподаватель также должен учитывать обязательный минимум знаний, который достаточен для успешного их решения. Все задачи, предложенные студентам в процессе изучения специальных дисциплин, должны иметь профессиональную направленность.
Таким образом, можно сформулировать требования, предъявляемые к профессионально ориентированным задачам:
• содержание задачи и ее решение требуют от студентов знаний по специальным дисциплинам;
• решение задачи должно обеспечивать профессиональное развитие личности будущего менеджера по туризму;
• задача должна описывать ситуацию, возникающую в профессиональной деятельности будущего менеджера по туризму.
Приведем примеры профессионально ориентированных задач.
1. Представьте, что вы являетесь менеджером туристского агентства. В течение дня к вам приходят разные потребители. Используя каталоги туроператоров, подберите каждой категории потребителей тур в соответствии с указанными целями путешествия: школьники 11-го клас-
са — познавательная цель; молодежь — развлекательная цель; молодая семья с детьми — рекреационная цель. Каталоги предоставляются преподавателем.
2. Составьте программу обслуживания туристов, используя путеводитель. Условия: место назначения — г. Москва; цель путешествия — познавательная; вид тура — групповой; продолжительность — два дня и одна ночь.
3. Изучите предложенную преподавателем программу обслуживания туристов. Определите и перечислите поставщиков услуг для организации познавательного тура.
4. Разработайте макет рекламного обращения для конкретного туристского продукта. Характеристика туристского продукта: Турция, Кемер, Rixos Sungate 5*; 7 дней; иА11; бунгало, DBL (в стоимость входят перелет, трансфер, медицинская страховка, проживание, питание, обзорная экскурсия по г. Анталья с посещением магазинов).
Представленные примеры профессионально ориентированных задач формируют различные компетенции будущего менеджера по туризму, включающие работу и менеджера турагентства с клиентом по подбору тура, и менеджера туроператорской компании. Для выполнения поставленных задач студенту необходимо обладать целым комплексом знаний. Например, он должен знать требования к разработке программ обслуживания туристов, основные принципы рекламы. Обучающийся должен разбираться в профессиональной терминологии, а также знать поведение потребителей и технику продаж.
Одним из важных условий эффективности применения профессионально ориентированных задач в процессе обучения является наличие атмосферы сотрудничества преподавателя и студента. В данном случае атмосфера сотрудничества предполагает не только решение задачи и анализ процесса ее решения, но и обязательную рефлексию проделанной работы.
Атмосфера сотрудничества преподавателя и студента в процессе решения профессионально ориентированных задач формирует в последнем мотивацию к достижению поставленной цели, а дальнейшем — к его профессиональной самореализации.
Чтобы процесс обучения стал более эффективным, необходимо организовать преподавание не как подачу информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осознанного обучения. Благоприятные взаимоотношения между преподавателем и студентами способствуют активизации любознательности последних, а также стимулированию их познавательных мотивов. Любые действия студента в процессе обучения должны быть осознанными. Именно это позволит ему почувствовать себя в условиях профессиональной задачи и суметь решить ее, применив полученные знания по специальной дисциплине.
Таким образом, студент по-настоящему включится в работу, если задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, будут не только поняты, но и внутренне им приняты. Этого понимания можно добиться в том случае, если у студента сформируется образ своей будущей профессии. Это придаст личностный смысл процессу обучения. Осознание того, каким образом получаемые знания, умения и навыки влияют на его профессиональное становление позволит сформировать мотивацию студента на результат, т.е. решить предложенную преподавателем профессионально ориентированную задачу.
Использование в процессе обучения студентов профессионально ориентированных задач способно обеспечить более успешное развитие профессионального мышления будущих менеджеров по туризму, сформировать у студентов необходимые специальные компетенции, установленные учебной программой дисциплины.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. URL: http://otherreferats.allbest.ru
2. URL: http://prof.labor.ru
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «Бакалавр»).
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М, 1992.
5. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007.
6. Большая советская энциклопедия: в 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969—1978. Т. 5.
7. Тихомиров О.К. Психология мышления. М, 1984.
8. Мусина Е.М. Профессионально ориентированные проблемные задачи по экономике для студентов технических специальностей среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М, 2004.
УДК 378.147
С.Н. ЗУБАРЕВ
ПИПАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРОЕКТНОГО МЕТОПА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ V ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Рассматривается проблема формирования коммуникативных компетенций у выпускников военных вузов, что особенно актуально в настоящее время и обусловлено имеющимися противоречиями между потребностями военных вузов к качеству образования в сфере формирования коммуникативных компетенций и отсутствием разработанных средств для их достижения, в частности использования дидактических материалов.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, дидактические материалы, формирование коммуникативных компетенций, проектный метод.
This article addresses the problem of formation of communicative competence among the graduates of military higher education institutions. It is very acute because of the existing contradictions between: the needs of military schools in the quality of education helping to form communicative competence and; the lack of methods to achieve it, in particular didactic materials shortage. Special teaching materials is a great means of the communicative competence formation of the graduates of military schools.
Key words: communicative competence, didactic materials, the formation of communicative competence, project method.
В последние годы в научном сообществе широкое признание получила достаточно распространенная точка зрения, согласно
© Зубарев С.Н., 2013
которой программа обучения курсантов военных вузов должна быть усилена за счет развития коммуникативных компетенций. Обусловлен данный подход тем, что уровень компетенций в межличностном вза-