Научная статья на тему 'Критерии отбора профессионально-ориентированных задач для профессиональной подготовки студентов туристского вуза'

Критерии отбора профессионально-ориентированных задач для профессиональной подготовки студентов туристского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР ПО ТУРИЗМУ / ЗАДАЧА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЗАДА ЧА / КРИТЕРИИ ОТБОРА / TOURISM MANAGER / TASK / PROFESSIONALLY-ORIENTED TASK / SELECTION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсений Р.М., Киреева Ю.А.

Сформулирована роль профессионально-ориентированных задач в формировании про фессиональных компетенций будущего менеджера по туризму. Рассмотрены критерии отбора профессионально-ориентированных задач для подготовки студентов турист ского вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for the selection of professionally-oriented tasks in professional tourist education

The article defines the role of professionally-oriented tasks in the formation of professional competences of the future tourism manager. It also presents criteria for the selection of profes sionally-oriented tasks in professional tourist education.

Текст научной работы на тему «Критерии отбора профессионально-ориентированных задач для профессиональной подготовки студентов туристского вуза»

УДК 378.14

P.M. АРСЕНИЙ, Ю.А. КИРЕЕВА

КРИТЕРИИ ОТБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА

Сформулирована роль профессионально-ориентированных задач в формировании профессиональных компетенций будущего менеджера по туризму. Рассмотрены критерии отбора профессионально-ориентированных задач для подготовки студентов туристского вуза.

Ключевые слова: менеджер по туризму, задача, профессионально-ориентированная задача, критерии отбора.

The article defines the role of professionally-oriented tasks in the formation of professional competences of the future tourism manager. It also presents criteriafor the selection ofprofes-sionally-oriented tasks in professional tourist education.

Key -words: tourism manager, task,professionally-oriented task, selection criteria.

В современных экономических условиях менеджер является ключевой фигурой любой организации, и туристская не исключение.

Менеджер по туризму - очень широкая профессиональная квалификация. Можно быть руководителем крупной туристской компании, а можно -сотрудником туристского агентства и бронировать билеты. И в том и другом случае специалист может гордо называть себя менеджером, но обязанности и уровень ответственности будут совершенно разными.

Сегодня существует несколько способов получения профессиональной подготовки в области туризма. Так, на базе колледжей можно получить среднее профессиональное образование. Курс обучения рассчитан на 2,5 года, по завершении обучения выпускнику присваивается квалификация «Менед-

© Арсений Р.М., Киреева Ю.А., 2016

жер по туризму». Профессию менеджера по туризму можно также освоить и в вузе. Наиболее популярные направления подготовки - это «Менеджмент» и «Туризм». В системе дополнительного профессионального образования на базе имеющейся профессиональной подготовки краткосрочное обучение менеджеров по туризму проводят различные центры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации [1].

Современная идея выявления и формирования компетенций как результатов подготовки выпускников вуза основана на анализе видов профессиональной деятельности конкретных специалистов с дальнейшим выделением у них конечных продуктов деятельности и обобщением результатов в виде типовых профессиональных задач. Необходимые для этого методы разрабатываются с учетом знаний, приобретаемых студентами при изучении раз-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 55

личных учебных дисциплин вузовской программы.

Решение профессионально-ориентированных задач определяет востребованность соответствующих знаний при формировании специальных компетенций.

Профессионально-ориентированные задачи в туристских вузах предполагают решение определенной проблемы, требуют от студента овладения специальными умениями: взаимодействие с клиентом и выявление его мотивов; умение подбирать туристские предложения в соответствии с запросом клиента; умение осуществлять процедуры бронирования туров, оформления документации, оплаты и аннулирования заявок. Менеджер по туризму, работающий в организации операторского профиля, должен уметь взаимодействовать с турагентствами, бронировать заявки на туры и билеты в компьютерных системах бронирования, работать с поставщиками услуг, формировать и продвигать туристский продукт [2, 3].

Профессионально-ориентированные задачи должны отражать содержание учебной дисциплины и будущей профессиональной деятельности обучающегося. Необходимо отметить, что профессионально-ориентированные задачи могут отражать также содержание одной или нескольких тем по дисциплине, содержание нескольких специальных дисциплин, содержание направления подготовки бакалавра.

Реализация компетентностного подхода в туристском вузе позволяет выделить типовые профессиональные задачи менеджера туризма:

• формирование туристских продуктов;

• реклама и продвижение туристских услуг и продуктов;

• продажа туристских продуктов.

При разработке и отборе профессионально-ориентированных задач для проведения занятий по той или иной теме следует учитывать ряд критериев.

• Критерий новизны - означает, что предлагаемые студентам задачи должны быть новыми для них. Это могут быть как абсолютно новые, ранее неизвестные студентам задачи, так и частично новые. Так, в исходные данные профессионально-ориентированной задачи может быть введено новое понятие, не рассматриваемое на лекции. Для правильного решения необходимо изучить дополнительную литературу или выслушать пояснения преподавателя.

• Критерий доступности - учитывает уровень знаний и уровень развития студентов. Так, для студентов 1-го и

2-го курсов подходят профессионально-ориентированные задачи, основанные на лекционном материале изучаемой дисциплины. На младших курсах можно также разобрать похожую задачу в качестве примера, а затем предложить студентам решить подобную, но с другими исходными данными. Студенты

3-го и 4-го курсов уже обладают определенными знаниями о туристской отрасли, владеют определенными практическими навыками, поэтому и задачи, предлагаемые для решения, должны быть более сложными. В качестве исходных данных рекомендуется использовать конкретные ситуации из практики. Для примера можно привести следующую задачу. Представьте, что вы являетесь менеджером туристского агентства. В течение дня к вам приходят разные потребители. Используя каталоги туроператоров, под-

берите каждой категории потребителей тур в соответствии с указанными целями путешествия: школьники 11-й класс - познавательная цель; молодежь - развлекательная цель; молодая семья с детьми - рекреационная цель. Каталоги предоставляются преподавателем.

• Исследовательский критерий -означает, что предлагаемые для решения профессионально-ориентированные задачи должны носить исследовательский характер. Например, студенту предлагается составить программу обслуживания туристов по какой-либо стране. Для решения данной задачи ему необходимо на начальном этапе изучить путеводители по стране, определить города для посещения, составить перечень наиболее интересных достопримечательностей, указать поставщиков услуг, т.е. провести небольшое исследование возможностей конкретной страны по организации обслуживания туристов.

• Критерий вариативности - означает, что студентам необходимо предлагать задачи, направленные на формирование профессиональных компетенций, прежде всего по формированию, продвижению и реализации туристско-

го продукта. Но это не означает, что из возможных задач необходимо исключить те, которые направлены на формирование профессиональных компетенций в области гостеприимства.

• Временной критерий - показывает, сколько времени требуется студенту для решения задачи. В связи с этим преподавателем должны быть подготовлены профессионально-ориентированные задачи, на выполнение которых требуется различное время. Для выполнения на дому предпочтительнее предлагать студентам профессионально-ориентированные задачи с неограниченным временем. В аудитории время, которое отводится на выполнение профессионально-ориентированной задачи, - не более одного семинарского занятия.

В заключение необходимо отметить, что вопросы о том, какие профессионально-ориентированные задачи, по каким критериям их следует отбирать и как оценивать результаты их решения, -остаются одними из важных вопросов для преподавателя, применяющего профессионально-ориентированные задачи в формировании специальных компетенций будущего менеджера по туризму.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Арсений Р.М., Киреева Ю.А. Методы и технологии проведения практических занятий в колледже // Современная модель профессионального туристского образования и ее законодательное обеспечение: международная научно-практическая конференция. Материалы научной школы молодых ученых и аспирантов. 21 мая 2010 г., Химки. Химки: РМАТ, 2010.267 с.

2. Арсений Р.М., Киреева Ю.А. Роль профессионально-ориентированных задач в формировании специальных компетенций бу-

дущего менеджера по туризму // Вестник РМАТ. 2013. № 3 (9). С. 87-91.

3. Арсений Р.М., Киреева Ю.А. Профессионально-ориентированные задачи как метод итогового контроля в туристском вузе по специальным дисциплинам//Наука и образование: векторы развития: материалы I Международной научно-практической конференции. 25 ноября 2013 г. / гл. ред. М.П. Нечаев. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013. 884 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.