ности обучения на современном этапе с учетом имеющихся программ подготовки и подхода к самому процессу обучения в образовательных организациях МВД России, по крайней мере, сложно и преждевременно. Тем самым профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу, должно представлять собой, по нашему мнению, динамичный и гибкий педагогический процесс, базирующийся на таких основаниях, как:
— возможность образовательных организаций МВД России осуществлять эффективное профессиональное обучение сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу;
— готовность сотрудника полиции соответствовать определенным государственным требованиям (Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии «полицейский»);
— способность сотрудника полиции в отведенный на обучение промежуток времени овладеть перечнем конкретных компетенций.
1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 223.
2. Гальперин П. Я. О психологических основах программированного обучения // Новые исследования в педагогических науках. 1965. Вып. IV. С. 15.
3. Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 31.03.201 5 № 385 (с изм. от 26.07.2016 г.). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.10.2016).
4. Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи [Электронный ресурс] : Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н (ред. от 07.11.2012). URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 28.12.2016).
5. Селезнев В. И. Модель действий сотрудника полиции при профилактике и пресечении правонарушений в процессе профессионального обучения. // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 2 (39). С. 179.
6. Талызина Н. Ф. Управление процессом управления знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изм. от 03.07.2016 г.). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.07.2016).
8. О полиции [Электронный ресурс] : федер. закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.07.2016).
9. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998.
10. Kevin Carty. The Good Practices in Basic Police Training -Curricula Aspects, by the Senior Police Adviser to the OSCE Secretary General [Electronic resource] // SPMU Publication Series. 2009. Vol. 5. URL: http://www.osce. org/policing (дата обращения: 03.02.2016).
11. Training the 21st Century Police Officer: Redefining Police Professionalism for the Los Angeles Police Department [Electronic resource] / W. Russell [and etc.]. URL: http//assets.lapdonline.org/assets/pdf/boi_ rand_03_03_31.pdf (дата обращения: 14.01.2016).
УДК/UDC 378.147 Н. В. Силкина, Н. П. Канина
N. Silkina, N. Kanina
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
DEVELOPMENT OF STUDENTS' PRACTICE-ORIENTED COMPETENCES
IN THE TOURISM EDUCATION
В статье рассматриваются вопросы, связанные с профессиональной подготовкой квалифицированных кадров для туриндустрии и формированием практико-ориентированных компетенций, позволяющих обеспечить готовность к профессиональной деятельности, направленной на развитие внутреннего туризма.
This article deals with the issues related to the training of qualified personnel for the
tourism industry and proposes a set of pedagogical conditions of practice-oriented competence formation in demand for domestic tourism development.
Ключевые слова: практико-ориентиро-ванные компетенции, туриндустрия, педагогические условия.
Keywords: practice-oriented competence, tourism industry, pedagogical conditions.
В условиях развития системы профессионального туристского образования большое значение приобретает научное осмысление, связанное с переходом современной образовательной системы от знаниевой парадигмы обучения к компетентностной.
В настоящее время в Российской Федерации происходит переориентация туристических потоков на внутренний туризм, который вырос в 2015 году более чем на 20 %, что обусловило необходимость в квалифицированных кадрах. Следовательно, повышаются требования к качеству подготовки специалистов для туристской индустрии. Основным критерием качества подготовки выпускников, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 26.12.2012 № 273-Ф3), становятся сформированность компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность.
Одним из основных сдерживающих факторов развития туриндустрии является несоответствие уровня подготовки выпускников современным требованиям работодателей, которые выражают определенные претензии к качеству обучения специалистов. В частности заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Е. Л. Писаревский и главный специалист-эксперт В. А. Фефелова отмечают чрезмерную академичность подготовки выпускников, их неготовность к конкретной практической деятельности.
Премьер-министр Российской Федерации Д. Медведев на правительственном совещании, проходившем в г Сочи 5 января 2016 года, отметил ряд важных задач, которые необходимо решить для успешного развития внутреннего туризма в Российской Федерации:
— обеспечить квалифицированными кадрами отрасль, так как профессиональная неподготовленность работников в сфере внутреннего туризма приводит к нежеланию продвигать и продавать отечественный туристский продукт;
— создать конкурентную среду на внутреннем туристском рынке;
— обеспечить доступные по цене пассажирские перевозки;
— модернизировать существующую инфраструктуру российских туристских объектов;
— обеспечить эффективной информационной поддержкой значимые объекты культурного наследия федерации, курортные зоны и комплексы размещения отдыхающих.
Опыт проведения зимних Олимпийских игр в 2014 году, подготовка к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, развитие туриндустрии Крыма, регионов Северного Кавказа, Дальнего Востока, импортозамещения в условиях экономических санкций показывает значение подготовки квалифицированных туристических кадров для развития внутреннего туризма. В связи с этим заслуживает особого внимания проблема, связанная с подготовкой специалистов и формированием у них практико-ориентированных компетенций, которые должны обеспечить готовность к профессиональной деятельности, направленной на развитие внутреннего туризма. Именно сформированность практико-ориентированных компетенций (ПоК) может рассматриваться в качестве важнейшего резерва улучшения качества сервиса и обслуживания потребителей.
На основании теоретического анализа ГОС (специальность 100103 (230500) «Социально-культурный сервис и туризм»), ФГОС (направление подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр»), проекта ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» (2013 г), потребностей рынка труда и услуг в сфере туризма, встреч с работодателями (I, II, III Рабочая встреча отельеров Сибири, г Новосибирск), туристских форумов, семинаров нами была выделена группа профессиональных компетенций, которая соответствует предъявленным требованиям и имеет практико-ориентированную направленность (табл.).
Практико-ориентированные компетенции рассматриваются нами как готовность решать практические задачи туристской индустрии в соответствии с конкретными видами деятельности (производственно-технологической и сервисной) на основе приобретенных знаний, сформированных умений и навыков [1].
Необходимо понимать, что процесс формирования практико-ориентированных компетенций студентов достаточно длителен (студенты не могут овладеть всем комплексом компетенций одномоментно), является поэтапным, регулируемым, его результативность и успешность зависят от определенных педагогических условий.
В теории и практике профессионального образования существует множество трактовок и определений понятия «педагогические условия», анализ научных трудов ученых-педагогов (В. И. Андреева, С. В. Боровской, Н. М. Яковле-
Таблица
Авторская конкретизация практико-ориентированных компетенций
ФГОС ВПО 2009 г. № 489 ФГОС ВО 3+ 2015 г. № 1463 Практико-ориентированные компетенции
Готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5) Готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК 10) Готовность к разработке туристского продукта на основе информационных технологий (ПоК-1)
Способность к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий (ПК-6) Способность к продвижению и реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий (ПК-11) Готовность к продвижению и реализации туристского продукта посредством применения информационно-коммуникационных технологий (ПоК-2)
Способность к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11) Способность к общению с учетом требований и (или) потребностей туристов (ПК-13) Готовность обеспечить комплексное обслуживание на основе применения коммуникативных навыков с учетом потребностей потребителей туристских услуг (ПоК-3)
Умение организовать процесс обслуживания потребителя (ПК-12)
*Курсив в таблице отмечает уточнение и авторскую конкретизацию компетенций
вой и др.) позволил определить сущность педагогических условий.
С. В. Боровская дает следующее определение: «Педагогические условия — это комплекс взаимосвязанных мер учебного процесса, которые способствуют переходу студентов на более высокий уровень профессиональной деятельности» [2, с. 14]. Следует отметить, что предложенное определение является универсальным, и по этой причине оно используются в качестве базового.
Успешность выделения педагогических условий зависит от конечной цели или результатов, которые должны быть достигнуты, а также от понимания того, что совершенствование, как правило, достигается за счет реализации не одного, а целого ряда педагогических условий, их комплекса [3].
Анализ монографий, кандидатских и докторских диссертаций, материалов международных, региональных, городских научно-практических конференций, обзор научных статей, встречи с работодателями, собственный педагогический опыт подготовки студентов позволили определить и обосновать комплекс педагогических условий формирования предложенных практико-ориентированных компетенций (рис.). Рассмотрим, как происходит реализация данного комплекса педагогических условий в учебном процессе.
Для реализации педагогического условия «развитие профессионального интереса студентов к туристскому образованию» в процессе
обучения используются различные формы организации учебной и внеучебной деятельности: участие в работе специализированных выставок-ярмарок (УЧСИБ, Б!ТТ/ТУРСИБ, СибФест, МогэЬорБТ!); Всероссийской студенческой олимпиаде «Туристская Мекка», Межрегиональной студенческой олимпиаде по туризму и Городской студенческой олимпиаде по сервису, различных конкурсах, Всемирном форуме снега, сетевой интеллектуальной игре «Мир без границ», тематических научно-практических конференциях; мастер-классах ведущих специалистов ту-риндустрии; различных тематических мероприятиях («Всемирный день туризма», «День первокурсника», «День выпускника»).
Данные мероприятия имеют определенную последовательность и регулярность проведения и, как следствие, способствуют развитию профессионального интереса, который закрепляется, усиливается и постепенно становится устойчивым. Затем он перерастает в склонность — стремление заниматься определенной работой, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки.
Практико-ориентированные компетенции имеют практическую направленность, что сложно развить традиционными методами обучения (лекция, семинар). Возникает необходимость введения в учебный процесс интерактивного обучения.
Под интерактивным обучением мы понимаем способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучаю-
Выпускники с высоким уровнем сформированности практико-ориентированных компетенций
Рис. Педагогические условия формирования практико-ориентированных компетенций студентов
в туристском образовании
СТУДЕНТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Развитие профессионального интереса к туристскому образованию
/
Использование интерактивных методов обучения
Взаимодействие «вуз — работодатель»
/
-—4 ---- готовность к разработке готовность к продвижению
туристского продукта и реализации туристского продукта
на основе W посредством применения
информационных информационно-коммуникационных
технологий (ПоК-1) технологий (ПоК-2)
готовность обеспечить комплексное обслуживание с применением коммуникативных навыков с учетом потребностей потребителей туристских услуг (ПоК-3)
ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Производственно-технологическая деятельность
Сервисная деятельность
щихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение в реальной атмосфере делового сотрудничества по разрешению проблем [4]. Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков.
Интерактивные методы обучения применялись в рамках дисциплин, формирующих ПоК. В ходе опытно-экспериментального исследования нами разработаны:
— ролевые игры (ситуация общения, особенности этикета, встречи, представления, приветствия, вручения визитной карточки, речевые формулы телефонного этикета, деловая беседа, речевые тактики переговоров и др.); в результате у студентов начинают формироваться коммуникативные навыки (ПоК-3);
— учебно-деловая игра «Практикум по организации туристской деятельности», которая направлена на приобретение практических навыков работы по созданию и продвижению туристского продукта (ПоК-1; ПоК-2);
— проект «Новосибирск — культурная столица Евразии», проект пешеходной экскурсии, кейсы для анализа конкретных ситуаций (из сферы будущей профессиональной деятельности), комплекс проблемных ситуаций из практической деятельности турфирм и пути их решения направлены на развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности (ПоК-2; ПоК-3);
— выполняя лабораторные работы, студент через Интернет устанавливает связь с имитационным центром бронирования Amadeus, формирует маршрут туриста, в он-лайн-режиме учится выполнять резервирование номера в гостинице, заказывать билет на самолет (поезд, морской лайнер или автобус) (ПоК-3);
— на практических занятиях студенты на основе демонстрационной специализированной компьютерной программы «Туры.ру» выполняют следующие операции: поиск тура, выбор направления и тип тура, выбор отеля, бронирование поездки, поиск дополнительных услуг по отелям, получение полной информации по туру, бронирование тура, — что формирует умение работать с программными продуктами (ПоК-3);
— цель практикума «Технология продаж в туризме» — научить студентов использовать знания и технологии, связанные с продвижением и реализацией туристского продукта; осуществлять выбор ресурсов и технических средств для их реализации; использовать мультимедийные технологии для продвижения турпродукта, владеть технологией обслуживания потребителей и телемаркетингом, (ПоК-2 ПоК -3);
— с помощью практикума «Информационные технологии для сервиса и туризма» студенты учатся пользоваться техническими средствами коммуникации, аудио- и видеотехникой, информационно-коммуникационными технологиями на основе компьютерных, радио-и телефонных сетей; создавать информацию в цифровом виде и представлять ее в компьютерных системах (ПоК-3).
Таким образом, специально разработанные задания, имитирующие реальные и профессиональные задачи и ситуации, направлены на формирование практико-ориенти-рованных компетенций — это умение работы с современными программными продуктами по созданию и продвижению туристского продукта и развитие коммуникативных умений и навыков с учетом потребностей туристов.
Следующим педагогическим условием формирования практико-ориентированных компетенций является взаимодействие «вуз — работодатель», которое представляет собой сотрудничество учебного заведения с предприятиями туриндустрии.
Данное условие осуществляется в учебном научно-производственном центре — туристской фирме «ТрансТур». Студентам предоставляется возможность проходить практику, а преподавателям — проводить практические занятия в условиях реально существующей туристской фирмы. Сотрудниками фирмы «Транс-Тур» совместно с преподавателями выпускающей кафедры и студентами было разработано несколько программ, например «Рождество в центре Сибири», организован железнодорожный маршрут по Транссибирской магистрали Владивосток — Санкт-Петербург и др. Данный центр — осуществляет профессиональную подготовку студентов по формиро-
ванию ПоК, включающих прием и обслуживание туристов, гостиничный сервис, организацию и проведение культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, экскурсионную работу. Студенты общаются с потребителями туристского продукта, обеспечивают обслуживание на основе применения коммуникативных умений, работают в качестве дублеров на основных должностях, а также разрабатывают, продвигают и реализовывают туристский продукт. Для формирования ПоК был создан филиал кафедры на базе МВК «Новосибирск-Экспоцентр», цели которого — углубленная практическая подготовка специалистов в области социально-культурного сервиса, соединение в учебном процессе теоретических знаний с практической деятельностью и, как результат, готовность обеспечить обслуживание с применением коммуникативных умений с учетом потребностей потребителей.
Таким образом, выявленный комплекс педагогических условий направлен на формирование у студентов практико-ориентированных компетенций, востребованных работодателями, для развития внутреннего туризма, для решения других задач он может быть дополнен либо расширен.
1. Канина Н. П. Формирование практико-ориентированных компетенций студентов в процессе туристского образования : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Кемерово, 2016. 181 с.
2. Кагакина Е. А., Чекалина Т. А. Содержание и структура профессиональной компетенции студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4-1. С. 105-108.
3. Боровская, С. В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 1999. 175 с.
4. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общепедагогический аспект. М.: Педагогика, 1977. 254 с.
5. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 176 с.
6. Канина Н. П., Силкина Н. В., Комарова Л. К. Модель профессиональной деятельности бакалавра туризма // А!таМа1ег. 2012. № 5. С. 91-93.
7. Канина Н. П., Силкина Н. В., Кобелева Е. П. Использование информационно-коммуникационных технологий для оценки сформированности компетенций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2016. Вып. 52, Ч. 6. С. 274-280.