Научная статья на тему 'Разработка концептуальных основ региональной модели подготовки кадров для сферы туризма Ленинградской области'

Разработка концептуальных основ региональной модели подготовки кадров для сферы туризма Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / БИЗНЕС-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / REGIONAL MODEL OF TRAINING PERSONNEL / BUSINESS-ORIENTED MODEL OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева Е. А.

В статье изложены подходы к формированию региональной модели под-готовки кадров для туристской сферы крупного субъекта Российской Федерации. Повышение качества обслуживания в туристской индустрии возможно за счет повышения уровня профессиональной подготовки кадров. Современное развитие туристской отрасли и существующий механизм обучения кадров не-возможны без практической и бизнес-ориентации туристского образования. Обеспечить конкурентоспособность страны на международном туристском рынке возможно при условии существенного повышения профессионального уровня работников туристской индустрии, что требует изменений порядка профессионального образования, с учетом потребностей современного рынка труда. Одним из базисных подходов выстраиваемой системы подготовки кадров для индустрии туризма региона должна стать интеграция между всеми заинтересованными сторонами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes approaches to development of a regional model of training for tourism industry in a large subject of the Russian Federation. Improvement of the service quality in tourism industry is possible by increasing the level of profes-sional training the personnel. Nowadays it is impossible to develop the tourist industry and to apply the existing mechanism of training the personnel without practical and business-oriented education in tourism. There is an opportunity to ensure the country’s competitiveness at the international tourist market under condition of sub-stantial increase of employees’ professional qualification in tourist industry. It requires to change the order of professional education, tailoring it to needs of the modern labour market. One of the basic approaches to building the system of train-ing personnel for the tourism industry in the region should become integration of all interested parties.

Текст научной работы на тему «Разработка концептуальных основ региональной модели подготовки кадров для сферы туризма Ленинградской области»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378. 016: 338.48 (470.23)

Е. А. Гаджиева

Разработка концептуальных основ региональной модели подготовки кадров для сферы туризма Ленинградской области

В статье изложены подходы к формированию региональной модели подготовки кадров для туристской сферы крупного субъекта Российской Федерации. Повышение качества обслуживания в туристской индустрии возможно за счет повышения уровня профессиональной подготовки кадров. Современное развитие туристской отрасли и существующий механизм обучения кадров невозможны без практической и бизнес-ориентации туристского образования. Обеспечить конкурентоспособность страны на международном туристском рынке возможно при условии существенного повышения профессионального уровня работников туристской индустрии, что требует изменений порядка профессионального образования, с учетом потребностей современного рынка труда. Одним из базисных подходов выстраиваемой системы подготовки кадров для индустрии туризма региона должна стать интеграция между всеми заинтересованными сторонами.

The article describes approaches to development of a regional model of training for tourism industry in a large subject of the Russian Federation. Improvement of the service quality in tourism industry is possible by increasing the level of professional training the personnel. Nowadays it is impossible to develop the tourist industry and to apply the existing mechanism of training the personnel without practical and business-oriented education in tourism. There is an opportunity to ensure the country's competitiveness at the international tourist market under condition of substantial increase of employees' professional qualification in tourist industry. It requires to change the order of professional education, tailoring it to needs of the modern labour market. One of the basic approaches to building the system of training personnel for the tourism industry in the region should become integration of all interested parties.

Ключевые слова: региональная модель подготовки кадров, бизнес-ориентированная модель обучения.

Key words: regional model of training personnel, business-oriented model of education.

© Гаджиева Е. А., 2017

Проблема кадрового обеспечения индустрии туризма - одна из наиболее актуальных на современном этапе. В отечественной индустрии туризма задействованы более 400 тыс. человек. Политика «импортозамещения» охватила все сферы экономики, в том числе туризм. Сегодня в рамках федеральной целевой программы создается и развивается порядка 540 объектов туристской индустрии, создано более 18 тыс. рабочих мест, доля туристской сферы в ВВП составила 3,4 % в 2016 г., все это говорит о востребованности отраслью высококвалифицированных специалистов и обуславливает необходимость развития системы профильного образования.

15 марта 2017 г. в Москве Федеральным агентством по туризму РФ при поддержке Министерства образования и науки РФ был организован проектно-аналитический семинар, где обсуждались вопросы повышения качества обслуживания в туристской индустрии за счет повышения уровня профессиональной подготовки кадров.

В работе совещания приняли участие представители органов государственной власти регионов, представители образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров для сферы туризма, представители организаций туристской индустрии субъектов РФ, эксперты, практикующие специалисты организаций туристской сферы, представители СМИ.

Говоря о важности и масштабности мероприятия, следует отметить, что для обсуждения вопроса совершенствования подготовки кадров впервые была использована проектно-аналитическая форма. Формат работы семинара позволил выработать общие подходы к решению обозначенной проблемы, кроме того, основные идеи будут положены в основу управленческих решений.

В ходе семинара на основе анализа ситуации выявлены стратегические проблемы, отобраны наиболее интересные идеи и оформлены проектные решения по повышению качества туристского образования. Разработан план действий для реализации предложенных решений, рассмотрены существующие практики подготовки кадров для индустрии туризма.

Участниками семинара выявлены три наиболее значимые проблемы:

• кадровая потребность и прогноз на региональном уровне;

• интегративная модель туристского образования;

• формирование новой модели туристского университета.

По мнению руководителей Ростуризма и Министерства образования РФ, в современных условиях, значительный акцент должен быть сделан на формирование региональных моделей подготовки кадров, учитывающих основные тенденции развития туризма в регионе и кадровую потребность в среднесрочной и краткосрочной перспективе.

Возникает вопрос: «Какова кадровая потребность в перспективе? В каких организациях и направлениях туристской сферы будут востребованы подготовленные специалисты?» Ответ на эти вопросы имеет системообразующее значение для формирования региональной модели подготовки кадров, поскольку запрос отрасли определяет выделение контрольных цифр приема (КЦП) на каждый год.

По экспертным оценкам в средствах размещения, в классифицированных отелях количество сотрудников, имеющих профильное образование, не превышает 20 %. Оценить реальный дефицит специалистов с профильным образованием трудно, так как учет такого рода сведений не ведется. Вместе с тем проблема существует и актуализируется в связи с введение профессиональных стандартов (ПС). Вступил в действие ПС «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц», в котором определены требования уровню, профилю образования, опыту практической работы.

Для решения проблемы кадрового обеспечения индустрии туризма: Министерством образования и науки РФ в 2017 г. выделено дополнительно 100 бюджетных мест по укрупненной группе специальностей и направлений (УГСН) 43.00.00 Сервис и туризм; а Ро-стуризм продолжает реализацию проекта «Туробразование» в рамках Общенациональной системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма.

Подготовку кадров для индустрии туризма региона осуществляет ЛГУ им. А.С. Пушкина, который одновременно является региональной образовательной площадкой общенациональной системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма.

Как известно, потребность кадров в сфере туризма не анализируется на уровне субъектов РФ. Прежде всего потому, что отсутствуют единые методологические подходы к определению индикаторов и показателей для анализа.

Кроме того, рынок труда, введение профессиональных стандартов, развитие национальной системы квалификаций обуславливают использование интегративного подхода к формированию модели туристского образования. Интергативный подход предполагает взаимодействие между образовательными учреждениями - работодателями - органами государственной власти региона.

В традиционном образовании в качестве главного результата процесса обучения подразумевалось накопление необходимой или «достаточной» для будущей деятельности системы знаний, составляющих интеллектуальную основу профессии. В современных условиях этого недостаточно. Профессиональные стандарты, система квалификаций предполагают переход от профессий к формированию профессиональных компетенций, необходимых для выполнения профессиональных функций.

Работодателям предлагается применять профессиональные стандарты при составлении трудовых договоров, штатного расписания и тарификации оплаты труда. Ставится вопрос о формировании системы независимой оценки качества полученного образования, о возможности совмещения итоговой государственной аттестации (ИГА) и независимого квалификационного экзамена, позволяющего оценить уровень сформированности компетенций.

Следует отметить, ответы существующей образовательной системы на вызовы динамично меняющейся сферы сервиса и туризма приходят с некоторым опозданием. Отчасти это происходит потому, что неясно, какие профессии в сфере туризма региона будут востребованы через 5 или 10 лет.

Поэтому при формировании Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС 3++) заложена идея отказа от профильности образовательной программы.

Разработчиками стандартов определены основополагающие профессиональные компетенции и их индикаторы, при помощи которых будет регулироваться содержание образовательной программы. По мнению авторов проектных ФГОС, профильность обучения может быть реализована через систему дополнительного образования. При этом пока не просчитаны возможные финансовые затраты и реакция общества на реализацию этой идеи.

Некоторые вузы, готовящие кадры для индустрии туризма, с целью усиления практической подготовки увеличили количество зачетных единиц на все виды практики. Опыт РГУТиСа свидетельствует об эффективности использования имитационного туристского пространства.

В нашем университете реализуется практико-ориентированный подход с использованием бизнес-ориентированной модели обучения на базе учебного туристского центра (УТЦ) «Царскосельский кампус». Идея создания учебного предприятия на базе образовательной организации, безусловно, не нова. В ряде вузов и колледжей России и других стран такие предприятия создаются и успешно функционируют. Особенность нашего учебного центра заключается в том, что при его создании использован интегративный подход, позволяющий оказывать широкий спектр услуг для туристов (реализацию туристско-экскурсионных мероприятий, размещение, транспортное обслуживание).

УТЦ создан в университете в 2011 г. студентами и преподавателями факультета естествознания, географии и туризма при поддержке ректора. В структуре центра гостиница и хостел на 50 мест и учебная туристская фирма. Это - уникальный комплекс, не имеющий аналогов такого масштаба в вузах России, одновременно выполняющий функции: учебной лаборатории, учебного полигона,

базы практики, средства размещения туристкой фирмы и бизнес-инкубатора. Руководят центром выпускники, а сотрудники кампуса -студенты университета.

Возможности учебного туристского центра как структурного подразделения университета активно используются для организации теоретического и практического обучения. Материально-техническая база учебных лабораторий «Туристская фирма», «Хо-стел», «Гостиница» используется для формирования у студентов первичных профессиональных умений и навыков, а также для получения опыта профессиональной деятельности и организации малого бизнеса в туристской сфере [1].

Деятельность УТЦ интегрирована в учебный процесс. Руководители центра - выпускники кафедры, проводят со студентами практические занятия по целому ряду дисциплин: «Технология продаж», «Технология и организация экскурсионных услуг», «Экскурсионные маршруты Ленинградской области», «Технология и организация мероприятий в сфере сервиса и туризма» и др.

Таким образом, учебный туристский центр участвует в подготовке к профессиональной деятельности компетентностных выпускников. Использование возможностей центра позволяет сформировать следующие профессиональные компетенции:

ПК-1 - владение теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов проектирования в туризме;

ПК-3 - готовность к реализации проектов в туристской индустрии;

ПК-4 - способность организовывать работу исполнителей, принимать решение в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства;

Пк-5 - способность рассчитать и проанализировать затраты деятельности предприятия туристской индустрии, туристского продукта в соответствии с требованиями потребителя и (или) туриста, обосновать управленческие решения;

ПК-7 - способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг;

ПК-9 - готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей и (или) туристов.

Одним из базисных подходов выстраиваемой системы подготовки кадров для индустрии туризма региона должна стать интеграция между всеми заинтересованными сторонами, прежде всего с организациями, предоставляющими услуги в сфере сервиса и туризма. В ЛГУ им. А.С. Пушкина разработаны формы и виды взаимодействия с предприятиями сферы сервиса, гостиничной и туристской сферы по вопросам практического обучения студентов.

Определены несколько магистральных направлений взаимодействия, к ним относятся:

• организация учебных занятий;

• организация практик;

• научно-исследовательская работа по актуальным проблемам предприятий;

• разработка бизнес-проектов в сфере сервиса и туризма;

• разработка и внедрение инновационных анимационных технологий.

Важным компонентов формируемой системы является внедрение результатов научной деятельности университета в образовательный процесс. Это позволяет не только выявлять проблемы системы подготовки кадров для индустрии туризма региона, но и оперативно реагировать на вызовы [2].

С целью совершенствования организации учебных и производственных практик изменено содержание учебных программ.

Обучающиеся по направлениям сферы туризма и сервиса во время учебной и производственной практик приобретают первичные профессиональные умения и навыки, получают профессиональные умения и опыт профессиональной деятельности. Учебные программы практик предусматривают приобретение навыков разработки учредительных и нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятий и организаций сферы сервиса и туризма; разрешение проблемных ситуаций, возникающих в ходе обслуживания клиентов и реализации туристского продукта; основные коммуникативные методы и приемы делового общения в профессиональной сфере; освоение особенностей производственно-технологической деятельности турпредприятия [1].

Вместе с тем в выстроенной модели подготовки туристских кадров не до конца отработан механизм взаимодействия с органами государственной власти региона, регулирующими сферу туризма.

Необходимо установление более тесного контакта с Комитетом Ленинградской области по туризму и подведомственными комитету муниципальными структурами, определение основных направлений взаимодействия с учетом возможностей и потребностей заинтересованных сторон. Это позволит эффективно задействовать научно-консультационный потенциал коллектива ЛГУ им. А.С. Пушкина при реализации модельно-проектных технологий в учебном процессе, а также позволит разрабатывать и внедрять проекты, остро актуальные для туриндустрии Ленинградской области.

Начало взаимодействию между регионом и университетом положено в ходе реализации межрегионального проекта «Живые уроки». Проект инициирован Российским союзом туриндустрии и направлен на развитие детского образовательного туризма. Разра-

255

батываемые туристские маршруты предполагают изучение школьных предметов в ходе посещения объектов природного и культурного наследия региона. «Живые уроки» будет способствовать повышению интеллектуального, культурного и духовного уровня молодого поколения, воспитанию гражданско-патриотической позиции и продолжению национальных традиций.

Но потенциально спектр сотрудничества значительно шире:

• Определение кадровых потребностей региона в туристской сфере.

• Мониторинг развития туризма в Ленинградской области.

• Создание центра маркетинговых туристских исследований.

• Анализ потребителей, конкурентов, турпродукта по параметрам и условиям, указанным заказчиком (совместно с факультетом экономики и инвестиций).

• Разработка индикаторов привлекательности и развитости туристской дестинации.

• Подготовка и повышение квалификации руководителей и сотрудников организаций сферы туризма и гостиничной деятельности региона.

• Повышение квалификации экскурсоводов (совместно с факультетом истории и социальных наук).

• Паспортизация объектов наследия региона и популяризация их посредством развития въездного и внутреннего туризма.

• Подготовка и издание словаря-справочника по наследию Ленинградской области.

• Разработка электронных туристских путеводителей по новым и существующим туристским маршрутам региона.

• Разработка и реализация новых туристских маршрутов совместно.

• Разработка маршрутов на различные тематические мероприятия и праздники (фестивали, реконструкции, праздники), организовываемые муниципалитетами и правительством Ленобласти.

• Разработка туристических программ для иностранных студентов (из Финляндии, стан Прибалтики, стран СНГ и др.).

• Разработка туристических маршрутов по Ленинградской области для пожилых людей с включением маршрутов, по возможности, в федеральный каталог маршрутов, разработанный Министерством культуры.

• Создание в ЛГУ им. Пушкина площадки информационного туристского центра Ленинградской области, а на базе ИТЦ в районах области - информационных стендов ЛГУ.

• Организация «Школы юного экскурсовода» для школьников Ленинградской области.

• Организация исследований, научно-методическое сопровождение и продвижение Малой академии наук экологии, краеведения и туризма (МАНЭКТ).

• Проведение семинаров, конференций для широкого круга заинтересованных субъектов Ленинградской области: турфирм, средств размещения, досуговых учреждений, администрации.

В современных условиях перехода туризма в категорию стратегически значимых отраслей экономики необходим поиск новых форматов (моделей) туристского образования. Организация системы подготовки кадров для сферы туризма должна быть нацелена на массовое «выращивание» предпринимателей. В этой модели индустрия туризма может достичь пяти и более процентов ВВП.

В настоящее время ЛГУ им. А.С. Пушкина является опорным вузом региона. Университетом накоплен значительный опыт подготовки кадров для сферы туризма, который убеждает, что использование образовательной модели предпринимательского типа позволяет выпускникам реализоваться в условиях конкуренции на рынке труда и успешно решать задачи, стоящие перед туристской отраслью. Получив хорошую экономическую подготовку, освоив правовые основы бизнеса, выпускники ЛГУ им. А.С. Пушкина открывают собственное дело, поскольку Санкт-Петербург и Ленинградская область обладают практически неисчерпаемыми ресурсами для развития туризма.

Следует подчеркнуть, что туристская сфера региона за последние несколько лет существенно продвинулась вперед. Разработаны новые интересные туристско-экскурсионные маршруты, изменилась форма и возросло качество подачи информации через официальный туристский портал Ленинградской области, предприняты меры по развитию туристской инфраструктуры. Все это свидетельствует о положительной динамике развития туристкой отрасли в регионе и убедительно доказывает высокий профессиональный уровень специалистов.

Список литературы

1. Гаджиева Е.А., Комиссарова Т.С. Педагогические условия формирования профессиональных и личностных качеств бакалавра, обучающегося по направлению «Туризм» // Экологическое равновесие: структура географического пространства: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. 2016. - С. 268-272.

2. Якунин В. Н. Особенности развития университетской науки на современном этапе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2015. - № 3 (12). - С. 35-38.

УДК 378.147

Н. Ю. Данилова

Компоненты профессиональных компетенций и пути их формирования у студентов - будущих педагогов

В статье рассмотрены существующие подходы к моделированию структуры профессиональных компетенций, а также ценностный компонент, современные концепции ценностей и ценностных ориентаций. Проанализированы традиционно применяемые способы формирования когнитивного и деятель-ностного компонентов компетенций. Также представлены возможные пути формирования ценностного компонента - опыт практической деятельности и участие в дебатах по актуальным проблемам педагогики.

The article describes the existing approaches to the modeling of the structure of professional competencies, considered separately the value component, the modern concept of values and value orientations. The article described conventional methods of forming cognitive and activity components of competences, and presents possible ways of forming a valuable component - the practical experience and participation in debate on topical issues of pedagogy.

Ключевые слова: компетенция; ценности, ценностные ориентации, компоненты компетенции, формирование компетенций, практический опыт, дебаты.

Key words: competence; value, value orientation, the components of competence, building competence, practical experience, debate.

Переход современной системы образования к принципам обучения и воспитания на основе компетентностного подхода выдвигает ряд новых проблем, требующих осмысления и разрешения. К таким разрешаемым по-разному и пока во многом не разрешенным проблемам относятся как проблемы используемого понятийно-терминологического аппарата, так и проблемы организации учебного процесса. Поэтому можно согласиться с мнением о том, что в настоящее время, в отсутствие специальных методических разработок, процесс формирования компетенций протекает стихийно и на недостаточно высоком уровне [3, с. 76].

Понятие «компетенция», ключевое для современного ФГОС ВПО, имеет в педагогике разные толкования, его отношение к понятиям «квалификация» и «компетентность» рассматривается с различных позиций. Помимо употребления зарубежными и некоторыми российскими исследователями понятий «компетентность» и «компетенция» как синонимов [2], в современной педагогической литературе предлагается рассматривать их как не тождественные. Так, в

© Данилова Н. Ю., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.