ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
УДК 37.01
ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА:
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Кириллов Владимир Петрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных наук, [email protected], Институт туризма и гостеприимства (филиал)
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
The article reflects the modern experience in the legal training of students of tourist higher schools. It also reveals its role in the training and education of the personnel for the tourism industry. The dynamics of student learning outcomes at the turn of the transition from the educational program of specialists to the one of bachelor is given. The necessity for strengthening applied orientation of training and mainstreaming of legal training of students is made out of above mentioned.
Статья отражает современный опыт правовой подготовки студентов туристского вуза, раскрывает ее роль в ходе обучения и воспитания кадров для индустрии туризма, представляет динамику результатов обучения студентов на рубеже перехода от программы специалитета к бакалавриату. На основе этого обосновывается необходимость усиления прикладной направленности обучения и актуализации тематики правовой подготовки студентов.
Keywords: law, training, human resources, tourism, cross-cultural communication
Ключевые слова: право, подготовка, кадры, туризм
1. Роль правовой подготовки выпускников туристского вуза
Знание правовых основ рыночной экономики и правовая подготовка граждан является основой политической и экономической стабильности государства и противодействия коррупции [1, с. 2]. Это законодательное положение в полной мере относится к туризму, который в современных условиях представляет собой не только сферу отдыха и социального обслуживания, но и важнейшую отрасль экономики.
Деятельность в сфере данной отрасли основана на целом ряде нормативно-правовых актов, исполнение которых направлено на повышение эффективности внутреннего и въездного туризма в стране. Поскольку правовые знания, умения и навыки все в большей степени становятся инструментом формирования туристских правоотношений, они должны быть усвоены в процессе вузовской подготовки будущих специалистов.
Социологический опрос, проведенный среди сотрудников туристских фирм в 2010 году, показал, что 87% специалистов постоянно испытывают недостаток правовых знаний,
а остальные 13% испытывают этот недостаток периодически [4, с. 66]. Естественно, это вызывает острую потребность в совершенствовании правового образования студентов туристских вузов. Однако опыт показывает, что потребность в повышении качества правовой подготовки не всегда находит отражение в действительности, в том числе в деятельности по подготовке кадров туриндустрии с высшим образованием.
2. Современное состояние правовой подготовки студентов
В последние годы на основе Государственного образовательного стандарта (ГОС) в туристском вузе сложилась и положительно зарекомендовала себя стройная двухзвенная структура правовой подготовки специалистов туристской отрасли с высшим образованием, в которой четко прослеживались два уровня:
а) общеправовая подготовка для всех студентов вуза (в ходе изучения учебной дисциплины «Правоведение» на 2-м курсе обучения);
б) специальная правовая подготовка для студентов различных специальностей (в ходе изучения учебных дисциплин «Правовое регулирование в туризме», «Правовое обеспечение
32
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3
Правовая подготовка студентов туристского вуза: состояние и перспективы
СКС и туризма», «Правовые основы туризма и гостиничного бизнеса», «Хозяйственное право» и др. на 3—5 курсах обучения).
Объемная и содержательная составляющие правовой подготовки на специалитете были определены ГОСами, в соответствии с которыми, доля правовых дисциплин, не являющихся ведущими для туристских вузов, составляла 0,8—1,5% аудиторного времени за весь период обучения среди порядка 30 учебных дисциплин, изучаемых в вузе (подсчитано автором на основе учебного плана вуза).
Состояние правовой подготовки в целом соответствовало учебно-методическим требованиям Министерства образования РФ и руководства Российского государственного университета туризма и сервиса. Общие результаты усвоения правовых знаний студентами по независимым оценкам ежегодного тестирования (ФЭПО) давали стабильные результаты в пределах 83—87% правильных ответов в ходе проверки достигнутого уровня остаточных знаний по циклу правовых дисциплин (см.: результаты ФЭПО по правовым дисциплинам в ИТиГ за 2006—2012 годы). Это вполне отвечало потребностям отрасли.
3. Правовая подготовка в условиях перехода на бакалавриат
В связи с реформой высшего профессионального образования с 2009 года по настоящее время в институте произошел плановый переход от подготовки туристских кадров по программе специалитета на подготовку выпускников с высшим образованием по программе бакалавриата. Это было вызвано целым рядом объективных причин и легализовано соответствующими нормативно-правовыми актами Правительства РФ.
Среди прочих факторов реформирования высшего образования учитывалось, что сокращение срока обучения студентов должно компенсироваться повышением уровня общекультурных и самое главное — профессиональных компетенций выпускников.
Естественно, что переход на новые программы потребовал сокращения количества учебных часов, отводимых на изучение непрофильных предметов. В общем оно снизилось на одну четверть, то есть на 25% от программы специалитета. Но на общем фоне наиболее существенно пострадал цикл правовых дисциплин, доля которых в общевузовской подготовке в результате реформирования сократилась
не на 25%, а на все 50%. В результате чего количество часов, отводимых на изучение правовых дисциплин, стало составлять не 0,8—1,5%, как раньше, а лишь 0,4—0,8% от общего количества учебного времени по всем предметам за период вузовского обучения.
Кроме общего снижения доли правовых дисциплин в программе подготовки бакалавров института туризма, новый Федеральный образовательный стандарт (ФГОС) исключил из состава общеобразовательных программ (ООП) по направлению «Туризм» учебную дисциплину, непосредственно направленную на осуществление специальной правовой подготовки студентов. Аналогичное программное исключение произошло и в отношении направлений подготовки «Гостиничное дело», «Менеджмент», «Экономика» и др.
Более того, в составе «Основных требований к результатам освоения ООП» правовые положения в прямой постановке нашли место всего в двух пунктах:
а) ОК-5 «Готовность соблюдать этические и правовые нормы, регламентирующие отношение человека с человеком, обществом, окружающей средой...; использовать нормативные и правовые документы в туристской деятельности» [2, с. 5];
б) ПК-10 «Способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии» [2, с. 6].
В остальных положениях ООП присутствие правовой составляющей можно лишь косвенно предполагать. Например, в ОК-6 «Способность. руководить людьми», в ОК-11 «Способность. защищать государственную тайну», в ОК-11 «Владеть основами законодательства о физкультуре и спорте», в ПК-11 «Способность к эффективному общению с потребителями туристского продукта» и т. п. Это существенно снижает роль права в подготовке кадров туристской отрасли.
В указанной ситуации обнадеживает лишь то, что общее снижение роли правовой подготовки в системе бакалавриата может быть частично компенсировано за счет введения дополнительной профильной правовой части программы обучения. Так, образовательный стандарт предполагает возможность того, что «базовая (основная) часть учебного цикла может содержать вариативную (профильную) часть, представляющую возможность расши-
33
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
рения и углубления знаний, умений и навыков студентов в процессе освоения профессией» [2, с. 12].
Естественно, что правовая составляющая играет немаловажную роль в системе профессиональной подготовки в условиях строительства правового государства и отвечает объективным запросам общества и граждан.
4. Повышение практической направленности правовой подготовки
В результате сокращения общего срока обучения студентов и уменьшения количества учебного времени, отводимого на правовую подготовку, программа бакалавриата не смогла включить в себя существенный для правовой подготовки цикл специальных и прикладных отраслей права, таких как правовое регулирование туризма, правовое обеспечение СКС и туризма, правовые основы туризма и гостиничного бизнеса, хозяйственное право и др. Из числа правовых дисциплин в программе остались лишь общеправовые дисциплины: «Основы права» и/или «Право» с общим количеством учебных часов по направлению подготовки «Туризм» и «Экономика» — 54 часа, «Гостиничное дело» и «Менеджмент» — 36 часов (см.: Рабочие программы подготовки бакалавров по направлениям 100400.62 «Туризм», 101100.62 «Гостиничное дело», 080200.62 «Менеджмент», и 080100.62 «Экономика»). Они изучаются на первом курсе института и по определению включают в себя только теоретические основы правоведения.
Вместе с тем, исследования продолжают показывать, что абсолютное большинство (70%) опрошенных выпускников туристских вузов основным средством повышения своей профессиональной компетенции считают как раз усиление практической направленности обучения, своевременное обновление учебного материала и подробное толкование новых законов. Остальные 30% сотрудников указали на необходимость совершенствования методики преподавания юридических дисциплин в вузе [4, с. 67].
В этой связи наиболее актуальным становится вывод, что «современная концепция правовой подготовки студентов туристских вузов должна быть основана на сбалансированном включении в содержание обучения комплекса тем, способных обеспечить достижение целей усвоения системы знаний о туристском праве, воспитания гражданской ответственности, формирования способности и готовности сознательно действовать в сфере туристских отношений» [3, с. 1].
Таким образом, повышение правовой компетентности студентов в условиях недостатка учебного времени, отводимого на правовую подготовку, на наш взгляд, должно осуществляться за счет «сбалансированного формирования программного содержания» учебных дисциплин «Основы права» и/или «Право».
5. Перспективы совершенствования тематики учебных курсов «Основы права» и «Право»
В условиях дефицита учебного времени на первое место выступает тщательная и обоснованная разработка содержания Рабочих программ названных учебных предметов в интересах реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта по усилению профессиональной направленности обучения студентов. По нашему мнению, она может быть осуществлена на следующих направлениях.
1. Решительный уход от повторения тематики довузовской программы по курсу «Обществознание», поскольку нет необходимости заново изучать такие вопросы, как право и его роль в жизни общества, государство и его формы, правовое государство и гражданское общество, разделение властей, соотношение права и морали, понятие и содержание правоотношений.
2. Существенное сокращение фундаментальных, чрезмерно теоретизироватьix положений основ права, обязательных для студентов юридических вузов для подготовки профессиональных правоведов. И вряд ли востребованных выпускниками не юридических (туристских) вузов. К разряду таких положений можно отнести: историю права и его источники, систему права и ее структуру, мировые системы права, позитивное и естественное право, относящихся к «Теории государства и права».
3. Исключение из программы вузовского обучения тех отраслей права, которые имеют отдаленное отношение или вообще не имеют никакого отношения к туризму, гостиничному делу, менеджменту или экономике туристского (гостиничного) предприятия. К разряду этих отраслей можно отнести: бюджетное право, земельное право, семейное право, процессуальное право и т. п.
4. Сокращение времени, отводимого на изучение (или совмещение в одной теме) правовых вопросов, имеющих незначительное влияние на формирование правовых качеств будущих сотрудников предприятий индустрии туризма или гостеприимства. К числу подобных
34
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3
Правовая подготовка студентов туристского вуза: состояние и перспективы
проблем относятся, например, государственное, водное, лесное и земельное право, право интеллектуальной собственности (авторское, патентное, изобретательское право), информационное право и т. п.
5. Исключение фактов дублирования в ходе преподавания основ права и смежных с ним вузовских дисциплин. Наиболее наглядно это проявляется в ходе преподавания некоторых общеправовых и политологических тем. Например, понятие, сущность и цели государства, монархические и республиканские формы правления, территориальное устройство государства, формы политического режима, политические права и свободы и т. п. Аналогичные смежные вопросы обучения имеют место на стыках правоведения и курсов «социального государства», «технологии и организации туристской деятельности», «стандартизации и сертификации». Исключение взаимного дублирования представляет собой резервный источник рационального использования учебного времени.
Сокращение или исключение из рабочих программ вышеназванных тем позволит высвободить до 12 часов аудиторного времени для усиления профессиональной составляющей в интересах формирования компетент-ностных качеств выпускников туристского вуза. За счет этого было бы рационально принять целый ряд мер, направленных на улучшение правовой подготовки:
1) включение в программу правового обучения бакалавров таких тем, как:
• «Правовые основы государственного регулирования туризма и связанного с ним сервиса»,
• «Правовые основы деятельности по созданию туристских продуктов», «Правовое регулирование процессов реализации и потребления туристских и сервисных услуг»;
2) расширение возможностей изучения специальных тем гражданского права, непосредственно связанных с туризмом. Например, «Законодательство РФ об основах туристской деятельности», «Гражданско-правовое регулирование в туризме»:
• «Правовое обеспечение внутреннего и въездного туризма», «Разрешение хозяйственных и гражданских споров в сфере туристской и сервисной деятельности».
3) усиление профессиональной (туристской, гостиничной, сервисной) направленности в преподавании таких отраслей права, как: административное, уголовное, трудовое и налоговое право.
Положительную роль в правовой подготовке бакалавров могли бы сыграть следующие меры:
• включение в процесс преподавания профильных дисциплин выпускающих кафедр проблем правового обеспечения профессиональной деятельности, процессов стандартизации и сертификации, повышения качества обслуживания потребителей;
• включение вопросов права в программу проведения учебной практики на первом или втором курсе обучения с целью ознакомления с правовыми основами деятельности туристской фирмы, гостиницы, музея, выставки и других предприятий, на которых проводится учебно-ознакомительная или учебная практика студентов;
• включение вопросов правового обеспечения и регулирования деятельности конкретного туристского (гостиничного, сервисного) объекта, исследуемого в ходе преддипломной практики и дипломного проектирования;
• издание учебно-методических или электронных пособий для преподавателей и студентов под названием «Правовые основы туризма», «Методика интерактивного обучения по циклу правовых дисциплин;
• проведение мастер-класса по теме «Туристские формальности при организации въездного туризма» ведущими специалистами Федеральной таможенной и пограничной службы РФ.
Таким образом, эти и некоторые другие организационные меры могли бы способствовать повышению уровня правовой подготовки студентов туристского вуза и расширению перспектив ее развития в современных условиях.
Литература
1. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм квалификация «бакалавр». М., 2009. 87 с.
3. Гулакян А.А. Развитие правовой компетенции студентов туристского вуза. М: Юрист, 2009. 267 с.
4. Егоров В.Е. Правовое образование в неюридическом вузе. Монография. СПб: Изд-во Михайлова, 2010. 520 с.
35