Научная статья на тему 'Роль проектных организаций УИС в выполнении программ по реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года'

Роль проектных организаций УИС в выполнении программ по реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль проектных организаций УИС в выполнении программ по реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»

Несмотря на затронутые проблемы, мастерство специалистов-кинологов УИС растет. Об этом свидетельствуют не только цифры результативного применения специальных собак, но и востребованность наших специалистов для оказания практической помощи взаимодействующим силовым структурам. Так, например, 8 сентября 2010 года специалисты-кинологи УФСИН России по Саратовской области лейтенант внутренней службы О. Н. Голубков и старший сержант внутренней службы Я. В. Бобылев со специальной собакой по кличке «Рики» по запросу руководителя Следственного комитета при прокуратуре РФ по Саратовской области досмотрели транспортное средство и в багажном отделении обнаружили марихуану.

Применение специальных собак оказывает действенную помощь в поиске и обнаружении наркотических веществ, что способствует снижению уровня преступности в местах лишения свободы.

Положительный опыт такой работы накоплен в ГУФСИН, УФСИН России по республикам Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Тыва, Кабардино-Балкария, Алтайскому, Краснодарскому и Красноярскому краям, Кемеровской, Омской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областям. В этих территориальных органах в полном объеме проведена работа по реализации требований ФСИН России об увеличении поголовья специальных собак по поиску наркотических веществ.

В перспективе будут создаваться новые приборы обнаружения, средства защиты и охраны, однако в служебной деятельности УИС всегда будут применяться служебные собаки там, где необходимы острое обоняние, преследование и задержание.

Подполковник внутренней службы О. И. ХАЗОВА, заместитель начальника ФБУ МЦИТО ФСИН России

РОЛЬ ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ УИС В ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

Область деятельности ФБУ «Межрегиональный центр инженерно-технического обеспечения ФСИН России» (далее - Центр) заключается в организации и выполнении инженерно-технического обеспечения всех видов оперативно-служебной деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы, а именно: разработка проектной документации для подразделений УИС на строительство зданий, сооружений и их комплексов;

разработка проектной документации по оборудованию объектов охраны УИС инженерно-техническими средствами охраны и надзора, средствами связи и автоматизации;

разработка конструкторской, ремонтной, технологической документации на изделия инженерно-технических средств охраны и надзора;

текущий ремонт стрелкового вооружения; ведомственный метрологический контроль; предоставление услуг связи, подготовка предложений по развитию ведомственной сети связи; техническая защита информации; проведение монтажных работ по оборудованию объектов охраны техническими средствами охраны и надзора (ТСОН);

полигонные испытания новейших разработок ТСОН; эксплуатация и внедрение ТСОН.

ЭКОНОМИКА.ФИНАНСЫ. ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основной целью Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) является повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня международных стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить огромное количество задач, в том числе:

создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы;

укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций;

модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов.

Концепцией предусмотрено создание следующих видов исправительных учреждений в системе ФСИН России:

196 следственных изоляторов;

210 колоний-поселений, в том числе колоний-поселений с усиленным наблюдением;

428 тюрем;

84 лечебных исправительных и лечебнопрофилактических учреждений (с обычным и усиленным наблюдением);

33 воспитательных домов (с обычным и усиленным наблюдением).

В этом перечне четко прослеживается два основных вида исправительных учреждений: тюрьмы и колонии-поселения.

В тюрьмах предусмотрены следующие виды режимов:

246 тюрем общего режима с лимитом 1000 мест каждая, в том числе 58 тюрем общего режима для женщин с лимитом наполнения 1000 мест каждая;

161 тюрьма усиленного режима с лимитом 1000 мест каждая;

21 тюрьма особого режима с лимитом 400 мест каждая.

Тюрьмы общего и усиленного режимов предполагается расположить на базе существующих колоний, а тюрьмы особого режима - частично в тех СИЗО, строительство которых предусмотрено федеральной целевой программой «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)».

Согласно Градостроительному кодексу РФ к реконструкции зданий можно приступать только при наличии проектной документации и документации по обследованию тех зданий и сооружений, которые назначены под реконструкцию. Оснащение всех объектов охраны интегрированной системой безопасности (ИСБ) тоже предполагает наличие проектной документации. Эти работы могут выполнять только проектировщики, которые получили допуски к выполнению работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений и допуски к выполнению проектных работ.

Из вышеизложенного следует, что роль проектных организаций УИС в реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы будет очень значима.

Для реализации Концепции предусмотрены три этапа.

Первый этап Концепции (2009-2012 годы) - в основном организационный. Он включает в себя: утверждение планов мероприятий; разработку и принятие федеральных программ по основным направлениям реализации Концепции.

Этот этап связан с изменением уголовного, уголовно-исполнительного и административного законодательства; корректировкой процессуальных оснований; решением многих социальных вопросов и др.

В этот период предусмотрено также перепрофилирование части исправительных учреждений в СИЗО и тюрьмы особого режима без дополнительных бюджетных ассигнований.

Концепцией также предусмотрено, что в тюрьмах особого режима осужденные будут содержаться только в двухместных камерах. Если требования к такому размещению осужденных будут узаконены нормативным документом, потребуются бюджетные ассигнования и довольно значительные.

Известно, что большинство режимных корпусов (комплексов СИЗО), строительство которых включено в федеральную целевую программу «Развитие уголовноисполнительной системы (2007-2016 годы)», были построены (строятся) по проектам, разработанным по существующим нормам проектирования (СП 15-01 «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России»). Данные нормы пред-

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

усматривают наличие: одноместных камер (2%); двухместных камер (не менее 10%); четырехместных камер (31%).

Следовательно, нужно будет выполнить перепланировку помещений только что введенных в эксплуатацию режимных корпусов или же выполнить корректировку проектной документации, предназначенной для строительства режимного корпуса, в случае, если строительство еще не началось. Перепланировка всех камерных помещений только в двухместные камеры повлечет за собой:

пробивку дверных, вентиляционных и технологических проемов в несущих стенах, а это уже - реконструкция;

изменение системы вентиляции (приточки и вытяжки во вновь образованные камеры);

изменение системы водоснабжения и канализации (устройство или удаление санузлов, подвод холодной и горячей воды);

изменение систем: освещения, сигнализации, видеонаблюдения, связи.

Особенно остро вопрос перепланировки будет стоять в режимных корпусах, где проектом предусмотрена нормативная площадь на одного человека в размере не 7,0 м2, а 4,0 м2.

Любое строгое нормирование количества мест в камерах уже существующих зданий повлечет за собой корректировку проектной документации и реконструкцию здания.

Второй этап реализации Концепции (2013-2016 годы). Для строителей и проектировщиков он будет наиболее значимым. Именно на этом этапе будет проводиться перепрофилирование большей части исправительных учреждений в тюрьмы и колонии-поселения.

Уже существует перечень колоний, которые будут переоборудованы под тюрьмы, и перечень колоний, которые будут переоборудованы под колонии-поселения. При составлении этого перечня были учтены многие аспекты (социальные, территориальные, численные и т. д.). Но не учтены технические аспекты, а именно - техническое состояние зданий и сооружений, назначенных под реконструкцию и их техническое обеспечение (электричество, вода, тепло и т. д.).

Между тем можно с уверенностью сказать, что значительная часть зданий в колониях будет признана непригодными для реконструкции или потребует неоправданных денежных затрат на их восстановление.

Существует еще масса технических аспектов, которые необходимо учитывать при назначении объекта на реконструкцию (требование к уровню ответственности здания, к степени функциональной огнестойкости). Они выясняются при техническом обследовании строительных конструкций зданий и сооружений. При обследовании должны быть выяснены вопросы, связанные с обеспечением комплекса электроэнергией, теплом, водой, а также с водоотведением, вентиляцией, потому что нормативные требования к режимным зданиям тюрем значительно отличаются от требований к зданиям общежитий в колониях.

В этой связи считаем необходимым провести предварительное обследование всех зданий в тех колониях, которые назначены к перепрофилированию под тюрьмы, на предмет возможности их дальнейшего использования. При таком подходе мы можем сэкономить значительное количество денежных средств.

Например, если учесть все результаты обследования и назначить для перепрофилирования в тюрьму колонию, в которой здания находятся в нормальном (удовлетворительном) состоянии, то в конечном счете будет необходимо выполнить следующие виды работ по каждому зданию:

предпроектное обследование строительных конструкций здания;

подготовка проектной документации на реконструкцию здания;

реконструкция самого здания.

Если для перепрофилирования в тюрьму попадет назначенная в приказном порядке колония, в которой большинство зданий находятся в неудовлетворительном состоянии, то в итоге мы получим следующие виды работ:

предпроектное обследование строительных конструкций здания;

подготовка проектной документации на усиление строительных конструкций здания;

подготовка проектной документации на реконструкцию здания;

усиление строительных конструкций здания;

реконструкция здания.

В результате объемы работ будут увеличены на два этапа, а учитывая стоимость этих работ в масштабах УИС, расходы бюджетных средств на выполнение дополнительных этапов будут очень значительны. В этом случае можно с уверенностью сказать, что расход

ЭКОНОМИКА.ФИНАНСЫ. ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

на реконструкцию будет на 30-40% больше, чем на новое строительство.

Обследованием технического состояния зданий и сооружений занимаются проектные организации, которые получили в СРО допуски к выполнению работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений. Во ФСИН России все три проектные организации имеют такие допуски. Поручив им провести обследование колоний, назначенных для перепрофилирования в тюрьмы, мы можем сэкономить значительные средства и избежать в дальнейшем многих проблем. После проведенного обследования, может быть, придется скорректировать перечни учреждений, но такая корректировка принесет только пользу.

Третий этап реализации Концепции рассчитан на четыре года (2016-2020). В этот период завершаются плановые и программные мероприятия по основным направлениям деятельности УИС, предусмотренные Концепцией.

На этом этапе будет разработан документ по планированию развития УИС на период 2020 - 2030 годы.

Концепция развития УИС также предполагает:

значительное повышение эффективности охраны объекта и надзора за поведением лиц, содержащихся в СИЗО и исправительных учреждениях;

формирование единой технической политики в области оснащения всех учреждений УИС современными интегрированными системами безопасности (ИСБ).

ФБУ МЦИТО ФСИН России очень хорошо знакома эта тема, потому что наша организация является единственной проектной организацией во ФСИН России, которая занимается разработкой проектов по оснащению объектов охраны УИС интегрированными системами безопасности. Следует подчеркнуть, что с каждым годом увеличивается количество объектов, оборудованных такими системами. Только в 2010 году ФБУ МЦИТО ФСИН России поручено обследовать 32 объекта охраны УИС и выполнить для них проектную документацию.

Более того, ФБУ МЦИТО ФСИН России занимается монтажом ИСБ в учреждениях УИС. Эту работу проводят еще и ЦИТО ТО УИС, а также представители фирм-поставщиков и в

единичных случаях - МРВБ ТО УИС. Если поставки ИСБ будут значительные, то могут возникнуть проблемы с выполнением монтажных работ.

В этой связи предлагаем проработать вопрос о выполнении монтажных работ по интегрированным системам безопасности силами спе-циалистов-монтажников унитарных предприятий ФСИН России строительного профиля.

Согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» при проведении монтажных работ на объектах общественного назначения (объекты охраны УИС относятся к таким объектам) необходимо получить в СРО свидетельства о допуске на следующие виды работ:

устройство наружных линий связи, в том числе телефонных, радио и телевидения;

монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации;

пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств.

Все ГУПы ФСИН России строительного профиля уже являются членами СРО. С точки зрения организационных вопросов остается только получить допуски на выполнение перечисленных работ и провести специальную проверку вновь принятых сотрудников-монтажников. Специальная проверка необходима потому, что на монтаж охранных систем на объектах охраны каждая сторонняя организация предоставляет лицензию, разрешающую осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Если все организационные вопросы ГУПами будут решены, то в этом случае ФСИН России получит двойную выгоду: проведение монтажных работ силами своих учреждений без привлечения сторонних организаций;

ГУПы ФСИН России строительного профиля могут заработать деньги, работая по договорам с учреждениями ФСИН России.

В соответствии с указанием ФСИН России от 30.03.2009 № 10/11/2-333 ФБУ МЦИТО

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФСИН России проводит ежеквартальное обобщение сведений о наличии интегрированных систем безопасности и систем видеонаблюдения на объектах охраны территориальных органов УИС.

По состоянию на 30.03.2010 во ФСИН России эксплуатируются 187 (44%) систем на базе ИСБ «Рубеж», 128 (31%) - на базе ИСБ «Пахра», 18 (4%) - на базе иСб «Тобол», 86 (21%) - других ИСБ.

Анализируя проблемные вопросы, возникающие на объектах УИС при эксплуатации ИСБ, предлагаем обследовать все объекты охраны УИС, на которых установлены и эксплуатируются современные интегрированные системы безопасности (поставка 2008-2009 годов), на предмет исследования этих систем, с определением положительных и отрицательных моментов их применения.

В ранее смонтированных ИСБ отсутствовала система контроля доступа. В значительно меньшей степени было уделено внимание и системе видеонаблюдения.

Именно обследованию объектов, оборудованных ИСБ (поставок 2008-2009 годов), необходимо уделить особое внимание. Это нужно для того, чтобы избежать ошибок при оборудовании ИСБ новых объектов, а также при разработке нормативной документации.

На основании проведенных исследований необходимо выработать единые требования по оснащению интегрированным комплексом инженерно-технических средств охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы.

Этот документ нужен не только проектировщикам и сотрудникам УИС, эксплуатирующим ИТСОН, но и сотрудникам, проводящим инспекторские проверки. Другими словами, необходимо разработать нормативный документ, аналогичный приказу от 04.09.2006 № 279 «Наставление по оборудованию ИТСОН объектов уголовно-исполнительной системы», а этот приказ, на первом этапе, даже не был включен в перечень документов, которые не-

обходимо переработать. ФБУ МЦИТО ФСИН России неоднократно об этом напоминало, вопрос поднимался и на совещании в УО ФСИН России.

Такой документ должны разработать именно проектировщики, которые могут учесть все нормативные требования по применению этих систем (требования ПУЭ, ГОСТов, ВСН, технических регламентов и т. д.).

Известно, что в начале 2010 года были разработаны единые технические требования к интегрированным системам безопасности колоний и СИЗО. Но эти требования, скорее, предназначены для разработчиков ИСБ и для проведения аукционов, а не для проектировщиков и специалистов ИТСОН.

В заключение хотелось бы затронуть больную тему для всех проектировщиков УИС - слабое информирование проектировщиков, особенно по вопросам ТСОН. Многие распоряжения вышестоящих органов рассылаются непосредственно в ТО, и лишь некоторые из них попадают к проектировщикам. А ведь должно быть с точностью до наоборот.

Многие распоряжения противоречат друг другу. Иногда кажется, что некоторые распоряжения существенно улучшают условия эксплуатации элементов ИСБ, а на самом деле противоречат техническим требованиям других, уже действующих нормативных актов. Это еще раз доказывает, что просто необходимо разработать документ, в котором в большей степени будут учтены все требования по эксплуатации ИСБ.

ФОТОАРХИВ

Теперь при помощи терминала - «Поиск работы» у осужденных «молодежной тюрьмы» есть возможность узнать свежую информацию о рынке труда в регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.