РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЗДАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕТСКОГО ТЕАТРА МОДЫ «БЕРЕГИНЯ»
© Пономарева Е.В.*, Цыганова М.В.*
Детско-юношеский центр Волгограда, г. Волгоград
Основное содержание исследования составляет системный анализ включения ребенка в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных занятий. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий.
Ключевые слова: проектная деятельность, театр моды, коллекция моделей одежды.
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам [1].
Образцовый детский коллектив «Театр моды «Берегиня» был создан в сентябре 1996 года в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей детско-юношеском центре г. Волгограда.
Целью работы Образцового детского коллектива «Театр моды «Берегиня» является поддержание устойчивого интереса детей к обучению, к освоению новых знаний и совершенствованию имеющихся, нахождения им применения в атмосфере постоянного интереса при создании коллекций моделей одежды и в дальнейшей самостоятельной жизни.
Создание коллекций моделей одежды творческий, но очень трудоемкий и долгосрочный процесс. Особенно сложно этот процесс дается детскому коллективу в силу возрастных особенностей.
Основным методом работы педагогов Образцового детского коллектива «Театр моды «Берегиня» является проектная деятельность. Это позволяет: включить обучаемых в реальную практико-ориентированную деятельность, направленную на поиск определенной информации; индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения и воспитания, одновременно обеспе-
* Педагог дополнительного образования, педагог-организатор.
* Заведующий отделом, педагог дополнительного образования.
чивать социализацию и саморазвитие в различных сферах личности: коммуникативной, сотрудничества, коллективного труда; эмоциональной, работать в сотрудничестве с членами группы, создавая ощущение успеха, повышая мотивацию обучения.
Для достижения такой долгосрочной цели как коллекция моделей одежды детским коллективом театра моды педагогам необходимо разбить этот большой по объему и времени проект на более маленькие проекты. Таким образом, получается многоуровневая структура, представляющая собой пирамиду проектной деятельности.
Начнем рассматривать пирамиду проектной деятельности с ее верхушки.
Первый уровень - долгосрочная цель: коллекция моделей одежды.
Для достижения первого уровня необходимо реализовать три проекта второго уровня пирамиды проектной деятельности:
1. Идея;
2. Воплощение;
3. Демонстрация.
Каждый проект второго уровня пирамиды делится на этапы реализации проектов - третий уровень:
1. Информация;
2. Практика;
3. Защита.
Основание пирамиды проектной деятельности по созданию коллекции моделей одежды составляет последний уровень - жизненный цикл этапов реализации проектов:
1. Анализ;
2. Реализация;
3. Завершение.
Жизненный цикл этапов реализации проектов может повторяться несколько раз в рамках элементов третьего уровня «этапов реализации проектов» для достижения необходимых результатов. Этот уровень является фундаментом пирамиды проектной деятельности и от него зависит вектор дальнейшей работы над коллекцией моделей одежды.
Преодоление этапов реализации проектов - это маленькие личные и коллективные творческие победы учащихся Образцового детского коллектива «театр моды «Берегиня», которые помогают создавать творческую атмосферу для дальнейшей работы над коллекцией моделей одежды.
Каждая фаза жизненного цикла этапов реализации проектов имеет свои особенности.
1. Проект «идея»: 1.1 Этап «информация»: 1.1.1. Фаза «анализ» - анализ общей заданной темы для создания коллекции моделей одежды. Раскрытие темы через ассоциа-
ции к наименованию темы, мозговой штурм по значениям отдельных фраз и слов темы. Объяснение темы педагогом.
1.1.2. Фаза «реализация» - распределение по учащимся или малым группам учащихся направлений поиска информации по определенным на предыдущей фазе темам. Сбор информации в различных источниках: учебная, художественная, периодическая литература; иллюстративный материал; аудиовизуальные источники; наблюдение, беседы; электронные источники, интернет.
1.1.3. Фаза «завершение» - оглашение собранной информации в коллективе по теме коллекции моделей одежды, по возможности демонстрация иллюстративного и аудиовизуального материала.
1.2. Этап «практика»:
1.2.1. Фаза «анализ» - выбор отдельных элементов каждым учащимся в силу его жизненной позиции и пожеланий для работы над эскизами коллекций моделей одежды. Анализ и изучение формы, цвета, объема, материала, фактуры, техники исполнения, текстуры и других аспектов выбранного элемента.
1.2.2. Фаза «реализация» - зарисовка выбранных элементов, изображение идеи коллекции моделей одежды. Подбор материалов, техник, технологий, методов для воплощения коллекции моделей одежды.
1.2.3. Фаза «завершение» - индивидуальный анализ учащимся проделанной работы в соответствии с темой и выбранным элементом.
1.3. Этап «защита»:
1.3.1. Фаза «анализ» - анализ идей каждого учащегося, обсуждение в коллективе. Выбор нескольких (5-8) моделей одежды для проработки эскизов коллекции.
1.3.2. Фаза «реализация» - художественная проработка эскизов коллекций моделей одежды для их реализации, с учетом выбранных материалов.
1.3.3. Фаза «завершение» - коллективная оценка каждой идеи коллекций моделей одежды, эскизов, техник и технологий, соответствие заданной теме и выбранному элементу. Общая оценка результатов проекта «идея».
2. Проект «воплощение»:
2.1. Этап «информация»:
2.1.1. Фаза «анализ» - анализ эскизов коллекций моделей одежды, выбранных техник и технологий, обсуждение возможности воплощения коллекций моделей одежды, выбор моделей для демонстрации коллекции.
2.1.2. Фаза «реализация» - создание технических эскизов, апробирование техник и технологий для воплощения коллекции моделей одежды, снятие мерок с предполагаемых моделей, подбор и внесение изменений в лекала с учетом особенностей конструктивных и дизайнерских решений моделей одежды.
2.1.3. Фаза «завершение» - оценка полученных результатов, анализ соответствия лекал и образцов эскизам коллекций моделей одежды.
2.2. Этап «практика»:
2.2.1. Фаза «анализ» - выбор методов обработки материалов, подготовка инструментов, апробирование техник и технологий.
2.2.2. Фаза «реализация» - воплощение коллекции моделей одежды в материалах, создание аксессуаров.
2.2.3. Фаза «завершение» - оценка посадки моделей одежды на фигурах, качества изготовления моделей.
2.3. Этап «защита»:
2.3.1. Фаза «анализ» - анализ соответствия моделей коллекции эскизам, выбор элементов для создания образов соответствующих теме и эскизам.
2.3.2. Фаза «реализация» - создание образов для каждой модели и коллекции в целом, подбор причесок, макияжа, аксессуаров и обуви.
2.3.3. Фаза «завершение» - оценка образов отдельных моделей и коллекции в целом, соответствие заданной теме и эскизам. Общая оценка результатов проекта «воплощение».
3. Проект «демонстрация»:
3.1. Этап «информация»:
3.1.1. Фаза «анализ» - анализ особенностей коллекции моделей одежды, выбор характера и акцентов моделей для театрализованной демонстрации, определение стиля музыкального сопровождения.
3.1.2. Фаза «реализация» - выбор музыкальной композиции, театрализованных элементов и особенностей демонстрации коллекции.
3.1.3. Фаза «завершение» - оценка полученных результатов, анализ соответствия музыкальной композиции и театрализованных элементов возрасту, характеру моделей и идее коллекции моделей одежды.
3.2. Этап «практика»:
3.2.1. Фаза «анализ» - выбор «рисунка» постановочного действия с использованием театрализованных элементов демонстрации коллекции моделей одежды в соответствии с музыкальной композицией.
3.2.2. Фаза «реализация» - репетиции, отработка элементов театрализованной демонстрации коллекции моделей одежды.
3.2.3. Фаза «завершение» - оценка качества подготовки учащихся для театрализованной демонстрации, анализ созданного образа коллекции при театрализованной демонстрации.
3.3. Этап «защита»:
3.3.1. Фаза «анализ» - анализ соответствие образа коллекции идее. Подготовка моделей для театрализованной демонстрации коллекции перед зрителями: костюмы, макияж, прически, аксессуары, обувь, психологический настрой.
3.3.2. Фаза «реализация» - театрализованная демонстрация коллекции моделей одежды перед зрителями - участие в концертной программе, конкурсе, фестивале.
3.3.3. Фаза «завершение» - обсуждение театрализованной демонстрации коллекции моделей одежды, просмотр видео- и фотоматериала с показа. Оценка результатов проекта «демонстрация». Общая оценка долгосрочного проекта «Коллекция моделей одежды».
По достижению вершины пирамиды проектной деятельности получаем коллекцию моделей одежды, выполненную детским коллективом театра моды (приложение).
Еще одним результатом такой проектной деятельности можно считать авторские разработки паспортов коллекций (приложение). В них дается название коллекции моделей одежды, краткое описание идеи, материалов, техник, технологий, указывается музыкальная композиция, оформляются эскизы и фотоматериал.
Проектная деятельность на занятиях детского театра моды предполагает самостоятельную работу по постановке целей и задач, планированию и проектированию, моделированию, стилизации, подбору материалов, способу выполнения, разнообразию используемых техник. Педагог только направляет работу учащихся, помогая контролировать качество выполнения заданий. Групповая работа над созданием коллекции моделей одежды позволяет учащимся проявлять творческие и организационные способности, а также активно участвовать в коллективной деятельности театра моды.
Такой технологией, как проектная деятельность педагоги Образцового детского коллектива «Театр моды «Берегиня» успешно пользуются уже несколько лет. Подтверждением этого являются многочисленные коллекции моделей одежды, которые не раз получали высокие отзывы зрителей и членов жюри конкурсов различных уровней. Также в коллективе создано несколько авторских коллекций моделей одежды, являющихся победителями и призерами.
Список литературы:
1. Кугут И.А. Проектная деятельность для начинающих и не только [Электронный ресурс] // Проектория. - Режим доступа: Ы:р://ршеЙопуа. siteedit.su/page7 (дата обращения: 16.01.2014).
2. Архив Образцового детского коллектива «Театр моды «Берегиня».