Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

РОЛЬ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батраченко Е. А., Козлова Г. В.

В статье рассмотрены особенности организации научно исследовательской студентов направления подготовки 05.03.02 География, направленность Физическая география и ландшафта мира. Акцентировано внимание на использовании проектного подхода и его роли в формировании компетенций, а также решении задач подготовки профессиональных кадров в области географии и ландшафтоведения. Детально рассмотрена специфика и формы проектов для более результативной организации исследовательской деятельности. Выявлены закономерности вовлечения студентов в проектную деятельность и наиболее успешные практики организации проектов в процессе реализации научно-исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батраченко Е. А., Козлова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PROJECT APPROACH IN THE ORGANIZATION OF STUDENTS' RESEARCH WORK

The article describes the features of the organization of research students of the field of training 05.03.02 Geography, the focus of Physical geography and the landscape of the world. Attention is focused on the use of the project approach and its role in the formation of competencies, as well as solving the problem of training professional personnel in the field of geography and landscape studies. The specifics and forms of projects for more effective organization of research activities are considered in detail. The patterns of students' involvement in project activities and the most successful practices of organizing projects in the process of implementing research work are revealed. The implementation of research work using the project approach makes it possible to increase its role in the formation of professional competencies of future specialists. The universality of the project approach in the organization of research work augments its relevance. The article clarifies the pedagogical conditions for increasing the effectiveness of the project approach in organizing research activities based on the diagnosis of the formation of students' research skills after participating in a number of projects.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

ПЕДАГОГИКА

ф Ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 9 (75). 2023. № 2. С. 50-63.

УДК 378.14.015.62

РОЛЬ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Батраченко Е. А.1, Козлова Г. В.2

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Российская Федерация E-mail: ostkat@yandex.ru1, kozlovagali@yandex.ru2

В статье рассмотрены особенности организации научно исследовательской студентов направления подготовки 05.03.02 География, направленность Физическая география и ландшафта мира. Акцентировано внимание на использовании проектного подхода и его роли в формировании компетенций, а также решении задач подготовки профессиональных кадров в области географии и ландшафтоведения. Детально рассмотрена специфика и формы проектов для более результативной организации исследовательской деятельности. Выявлены закономерности вовлечения студентов в проектную деятельность и наиболее успешные практики организации проектов в процессе реализации научно-исследовательской работы.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, высшее образование, профессиональные компетенции.

ВВЕДЕНИЕ

Современные социально-экономические изменения формируют потребность в специалистах в области географии и ландшафтоведения, характеризующихся не только отличным уровнем теоретической и практической подготовки в профессиональной сфере, но и способных проектировать, презентовать, актуализировать и результаты своей профессиональной и исследовательской деятельности. Подготовка к данному этапу деятельности, на наш взгляд, успешно осуществляется в процессе реализации исследовательской деятельности студентов. Использование проектных методов позволяет не просто применять теоретические знания, а дает возможность самостоятельно реализовать авторское исследование в профессиональной деятельности, обеспечивает участие студентов в разработке проектов.

Теоретические и прикладные аспекты использования проектного методы в образовании представлены в трудах различных ученых: структура проективного образования (Г.Л. Ильин); использование метода проектов в профессиональной подготовке (A.M. Берестовский, В.Г. Веселова, О.И. Гридасова, Г.А. Синицина, Г.А.Федорова, Матяш Н.В. и др.); специфика творческая проектная деятельность (Л.С. Желнина, С.Г. Пищев, Н.В. Семенова и др.); организация учебного сотрудничества в процессе реализации проектной деятельности (B.C. Кузнецов);

50

формирование готовности к проектной деятельности (А.Е. Шейнблит); взаимосвязь проектно-исследовательской деятельности и формирование социальной компетентности студентов (С.С. Рачёва); специфика формирования коммуникативной культуры при реализации проектного обучения (P.M. Антропова) и др. [1-17]. Анализ вариантов использования проектного подхода в организации исследовательской деятельности в высшем образовании позволит более эффективно применять ее для подготовки будущих специалистов в области географии и ландшафтоведения. Эффективное использование знаний, умений, владений и навыков, позволяющих выполнять качественно свои профессиональные функции, несомненно возможно при интеграции образовательного процесса, производственной деятельности и осуществления научно-исследовательской деятельности студентами на протяжении всего процесса обучения. Формирование профессионала процесс длительный, но именно выполнение проектный заданий, умение решать исследовательские задачи в научном коллективе - правильный ориентир для студента.

Целью статьи является анализ эффективности использования проектного подхода при организации исследовательской деятельности обучающихся в системе высшего образования.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Формирование профессиональных компетенций обучающихся является одной из важнейших задач образовательного процесса в вузе. В этой связи все большее значение приобретает научно-исследовательская деятельность, которая согласно ФГОС ВО 3++ является одним из основных типов профессиональной деятельности выпускников.

Учитывая требования современных образовательных стандартов, необходимость готовности выпускника к полифункциональной производственной деятельности, определяется умением использовать новейшие технологии, способностью к их совершенствованию и модернизации, профессиональной мобильности. Это возможно при непрерывном формировании и совершенствовании исследовательских качеств, как в процессе обучения, так и при создании индивидуальных интеллектуальных продуктов в результате выполнения научно-исследовательской работы (НИР).

Обращаясь к вопросу терминологии необходимо учесть, что понятия «научно-исследовательская деятельность», «научно-исследовательская работа» имеют ряд определений, которые, не смотря на различия в формулировках, существенных отличий, по сути, не имеют.

Согласно базовому нормативному документу (ГОСТ 15.101-98) научно-исследовательская работа - «это комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции» [17].

Близким, но более развернутым, по содержанию, является понятие НИР, представленное в современном экономическом словаре: «работа научного

51

характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов» [17]. Данное определение в большей степени отражает суть научно-исследовательской деятельности студентов высших учебных заведений в контексте требований новых образовательных стандартов.

При планировании научно-исследовательской работы студентов, необходимо учитывать типы задач профессиональной деятельности обучающихся обозначенных в образовательных стандартах.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата должен быть готов и способен решать задачи профессиональной деятельности проектно-производственного и экспертно-аналитического типов. В таблице 1 представлены типы задач и задачи профессиональной деятельности выпускников Направления подготовки 05.03.02 География, направленность/профиль Общая география.

Таблица 1

Типы задач и задачи профессиональной деятельности выпускников Направления подготовки 05.03.02 География, направленность/профиль Общая география

Тип задач Задачи

Проектно-производственный 1. «выполнять технологические операции для распознавания и дешифрирования географических объектов (территорий, акваторий, ландшафтов) и явлений исследуемого региона на материалах дистанционного зондирования Земли»[18] 2. «создавать базы данных параметров (показателей) состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем, включая геоинформационные системы, источники пространственных данных (глобальных и региональных) и статистической информации» 3. «создавать тематические информационные продукты на основе обработанных материалов ДЗЗ» [18] 4. «применять способы визуализации и оформления информации географической направленности с помощью геоинформационных систем» [18]

Экспертно-аналитический 1. «анализировать и систематизировать информацию географической направленности» [18] 2. «проводить сравнительный анализ показателей состояния природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем» [18] 3. «использовать геоинформационные системы для поиска, анализа и редактирования карт, а также дополнительной информации о пространственных объектах»[18]

С решением профессиональных задач связанны формируемые у будущих географов профессиональные компетенции, которые представляют собой определенный вид деятельности, являющийся целью профессиональной подготовки

52

студента университета. Типы задач, определили набор профессиональных компетенций, формируемых у студентов-географов и индикаторы их достижения (табл. 2)

Таблица 2

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Тип задач про фессиональной деятельности Код и наименование профессиональной компетенции Код и наименование индикатора достижения профессиональной компетенции

Экспертно-аналитический ПК-1 «способен применять методы комплексных географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации, географического прогнозирования, планирования и проектирования природоохранной, рекреационной и хозяйственной деятельности» [19] ПК-1. 1 Знает особенности и классификацию географической информации, путях и средствах ее получения

ПК-1.2 Умеет анализировать причинно-следственные связи в географических процессах и явлениях, способен проводить географическую экспертизу и составлять геопрогнозы.

ПК-1.3 Владеет методами анализа и синтеза первичной географической информации.

ПК-2 «способен использовать технологии аэрокосмических исследований Земли для анализа территориальной дифференциации географических явлений и процессов» [19] ПК-2.1 Знает теоретические основы и современные проблемы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).

ПК-2.2 Умеет работать со специализированным программным обеспечением для получения, обработки и хранения материалов ДЗЗ

ПК-2.3 Владеет навыками дешифрирования аэро-космо-снимков и создания тематических геоинформационных продуктов на основе результатов дешифрирования.

Проектно-производственный ПК-3 «способен применять теоретические знания наук о Земле для решения проектно-производственных задач» [19] ПК-3.1Знает о теоретических основах геоморфологии, метеорологии и климатологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведения, топографии, социальной и экономической географии, географии городов и географии населения с основами демографии, рекреационной географии.

ПК-3.2 Умеет давать комплексную физико- и экономико-географическую характеристику изучаемой территории, умеет строить физико- и экономико-географические профили.

53

ПК-3.3 Владеет методами географического анализа (сравнительно-географическим, картографическим, историко-географическим, статистико-географическим) и определения физико- и экономико-географического положения объекта.

ПК-4 «способен работать с топографо-геодезическим и другим полевым оборудованием в проектно-производственной деятельности и осуществлять сбор пространственных данных с помощью систем спутникового позиционирования» [19] ПК-4.1 Знает основы и принципы построения топографических карт

ПК-4.2 Умеет проводить нивелирную и теодолитную съемку местности

ПК-4.3 Владеет навыками работы с приемниками сигналов различных систем глобального позиционирования (ГЛОНАСС, GPS, Galileo)

ПК-5 «способен применять базовые геоинформационные методы для сбора, обработки и анализа географической информации при решении проектно-производственных задач» [19] ПК-5. 1 Знает принципы работы с основными ГИС-пакетами (программами)

ПК-5.2 Умеет выбирать необходимое программное обеспечение для решения поставленных проектно-производственных задач

ПК-5.3 Владеет навыками создания картографической продукции и ее оформления в различных ГИС-пакетах и графических редакторах.

Содержание компетенций в целом имеет исследовательскую направленность, особенно ПК-1, ПК-2 и ПК-5, в которых отражается способность к использованию научных методов и выполнению исследования. Напомним, что смысловое значение термина «способность», тождественно умению и возможности производить какие-либо действия [20]. Соответственно, профессиональные компетенции нацелены на подготовку географа-исследователя.

Тип задач профессиональной деятельности (проектно-производственный и экспертно-аналитический), изначально, предполагает исследовательский процесс в их решении. Следует отметить, что в рамках образовательного процесса в вузах осуществляются два вида исследовательской деятельности «учебно-исследовательская» и «научно-исследовательская деятельность», остановимся на последней.

Современная структура, как и формы, исследовательской работы разнообразны, основные формы НИР студентов отражены на рисунке 1.

Большой интерес к проектной деятельности на различных уровнях образования не случаен, т.к. умение участвовать в проектной деятельности, является важным критерием успешности современного специалиста. Использование при организации научно-исследовательской работы студентов проектного подхода выводит её на качественно новый уровень с позиции формирования профессиональных компетенций будущих специалистов. Востребованность проектного подхода в

54

организации научно-исследовательской работы, также обусловлена его универсальным характером.

Рис. 1. Структура научно-исследовательской работы [21].

Выполнение проектов чаще всего сопряжено с индивидуальным или групповым исследованием, это свидетельствует о ключевом значении взаимодействия проектной и исследовательской деятельности.

Построение личностно-ориентированной педагогической системы и личностная ориентация образовательного процесса, развитие исследовательских компетентностей являются обязательным условием современного образования.

Современные исследования по педагогике зачастую четко не разграничивают понятия: «проектное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения», хотя достаточно важно дифференцировать суть данных понятий. Трактовка термина «исследование» зачастую связан с синонимизацией процесса выработки новых знаний и умений, т.е. как вид познавательной деятельности человека.

А. И. Савенкова указывает на, принципиальное отличие исследования от проектирования, которое состоит в том, что исследование не предполагает создание какого либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. «Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний» [22].

Точка зрения А.С. Обухова близка предыдущей «Если при проектировании промысливается несуществующее, то в исследовании важно увидеть, внять, проанализировать существующее. Главная цель исследования - установление истины, «того, что есть», наблюдение за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь» [23]. Автор отмечает: «Исследование -универсальная способность, так или иначе включенная во все виды деятельности, основа познания; однако, к сожалению, исследование редко становится основным алгоритмом взаимодействия личности с миром и другими людьми. И еще реже

55

личность обращается с исследовательской позиции к самой себе. По мере взросления человек зачастую под давлением внешних (а порой и внутренних) причин и обстоятельств утрачивает непосредственное стремление к познанию мира. Исследовательская позиция - это не только позиция, которая актуализируется в ситуации неопределенности, но и та внутренняя позиция, исходя из которой человек испытывает потребность искать подобные ситуации, а найдя, проводить исследование» [24]. Не случайно А. И. Савенков считает, что проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование - путь воспитания истинных творцов: «В отличие от проектирования исследование - всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удается решить какую либо практическую проблему, то это - не более чем побочный эффект» [22].

Е. С. Полат считает, что важно не отождествлять содержание понятий «проект как результат деятельности» (определенное ее оформление) и «проект как метод познавательной деятельности». Работа над проектом отличается от метода проектов, т. е. способа организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. «Метод проектов - это способ познавательной деятельности, инструмент познания» [25].

Важным аспектом успешной деятельности будущего специалиста является наличие навыков не просто анализа информации, а создание индивидуального конкурентоспособного продукта интеллектуальной деятельности. В данном аспекте, на наш взгляд, успешным является сочетание проектной и исследовательской деятельности.

Реализация исследовательской деятельности является уникальным инструментом для выполнения проектов естественнонаучного направления. В современных условиях наблюдается увеличение количества проектов, разрабатываемых студентами как результат интеграции научной и производственной деятельности. Важную роль проектная деятельность также имеет для формирования профессиональных компетенций. В таблице 3 представлены примеры проектов, выполненные студентами-географами в период 2018-2022 гг., приводится примерное соотношение содержания проектных работ и формируемых, в процессе их реализации компетенций. Тематика и содержание проектов направлено на формирование конкретных профессиональных компетенций.

Таблица 3

Тематика научно-исследовательских проектов (составлено авторами)

Тема проекта Содержание Формируемые компетенции

Оценка комфортности городской среды Освоение методики оценки комфортности городской среды. Выявление факторов комфортности городской среды г. Курска и ее дифференциацию в пределах территории города. ПК-1 «способен применять методы комплексных географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации, географического прогнозирования, планирования и

56

З.Сформировать план оптимизации комфортности проектирования природоохранной, рекреационной и хозяйственной деятельности» [19]

Проектирование устойчивых агроландшафтов Разработка методологической основы оценки экологического состояния агроландшафтов. Сбор статистических и полевых данных. Разработка геоинформационной модели устойчивого агроландшафта ПК-2 «способен использовать технологии аэрокосмических исследований Земли для анализа территориальной дифференциации географических явлений и процессов» [19]

Оптимизация функционального зонирования усадебных ландшафтов Анализ современной структуры усадебных ландшафтов Определение семантических слоев ландшафтого комплекса Разработка картографических материалов. Формирование элементов ландшафного обустройства в пределах компонентов усадебного комплекса ПК-4 «способен работать с топографо-геодезическим и другим полевым оборудованием в проектно-производственной деятельности и осуществлять сбор пространственных данных с помощью систем спутникового позиционирования» [19]

Проектирование ландшафтных рекреационных зон в условиях городской среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья Анализ генерального плана города. Выявление условий для формирования новых рекреационных зон городской территории. Геоинформационное моделирование элементов рекреационного каркаса территории ПК-5 «способен применять базовые геоинформационные методы для сбора, обработки и анализа географической информации при решении проектно-производственных задач» [19]

Особую роль в формировании предметных компетенций, предполагающих реализацию различных проектов, играют полевые исследования. Примером может служить комплексная практика студентов курса, направления подготовки 05.03.02 География, направленность/профиль Общая география. Во время полевой практики студенты используют методы физико-географических и геоэкологических исследований для диагностики состояния природных и природно-антропогенных ландшафтов. Важным аспектом является формирование у студентов навыков научного анализа взаимосвязи всех компонентов природно-территориальных образований. Умение выделять на исследуемой территории внутренние взаимосвязи и пространственно ограниченные природные сочетания - ПТК является одним из важнейших в будущей профессиональной деятельности географа. Выполненные ландшафтные исследования позволили отдельным студентам подготовить научные публикации, посвященные вопросам антропогенных преобразований ландшафтов (табл. 4).

Как показывает опыт, перспективным аспектом использования проектного метода является создание проектных команд студентов, позволяющих реализовать взаимодействие обучающихся разных курсов, что способствует активному вовлечению первокурсников в научно-исследовательскую работу. Примером проекта с вовлечением студентов разных курсов является проект в рамках интенсива «Зеленая цифра», курируемый Университетом 2030. Механизм формирования команд позволял принимать участие в проекте не только студентов

57

1-4 курсов направления подготовки 05.03.02 География, но и привлечь обучающихся бакалавриата направления подготовки 05.03.05 Экология и природопользования, а также магистрантов (направление подготовки 05.02.04. География, направленность Ландшафтное планирование).

Таблица 4

Тематика публикаций по результатам полевых исследований (составлено авторами)

Ф.И.О. обучающегося, направление подготовки Тематика публикаций

Беляева А. В. 05.03.02 География, направленность Физическая география и ландшафты мира Изменение агрофизических и агрохимических свойств черноземов агроландшафтов / А. В. Беляева // Развитие географических исследований в Беларуси в XX-XXI веках: материалы международной научно-практической очно-заочной конференции, посвященной 100-летию Белорусского государственного университета, 60-летию кафедры физической географии и образовательных технологий, 100-летию со дня рождения проф. О. Ф. Якушко, Минск, 24-26 марта 2021 года. - Минск: Белорусский государственный университет, 2021. - С. 660-664. - EDN XRIILF.

Беляева А. В. 05.03.02 География, направленность Физическая география и ландшафты мира Исследование свойств почвенного покрова Курской области / А. В. Беляева, Е. В. Коровкина // Геоэкология: теория и практика: сборник научных трудов Всероссийской студенческой конференции с международным участием, Москва, 20-21 ноября 2020 года. - Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2020. - С. 41-45.

Анненкова И. С., 05.04.02 География, направленность Ландшафтное планирование Современное состояние и использование усадебных комплексов Центральной России / И. С. Анненкова, Е. А. Батраченко // Охрана биоразнообразия и экологические проблемы природопользования: Сборник статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Пенза, 28-29 мая 2020 года / Под общей редакцией Г.В. Ильиной. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. - С. 40-43.

Анненкова И. С. 05.04.02 География, направленность Ландшафтное планирование Восстановление, озеленение и сохранение ландшафта древесно-кустарниковой растительности на территории особого назначения / И. С. Анненкова, Е. А. Батраченко, А. В. Алымова // Инновационная деятельность науки и образования в агропромышленном производстве: материалы Международной научно-практической конференции, Курск, 27-28 февраля 2019 года / Ответственный редактор И.Я. Пигорев. -Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И.И. Иванова, 2019. - С. 439-445.

Кирилова Д. В. 05.04.02 География, направленность Ландшафтное планирование Основные направления оптимизации ландшафтов Суджанского района / Д. В. Кирилова // Теоретические и практические аспекты современной науки: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Минск, Беларусь, 22 марта 2018 года. - Минск, Беларусь: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2018. - С. 277-280.

В рамках проектов предполагалось создание пространственных баз данных для оценки состояния компонентов городской среды. Образовательная активность предполагала приобретение практических навыков по оценке состояния городской среды как урбоэкосистемы. Создание модели для формирования комфортной

58

городской среды представляет большой научный и практический интерес. Целевая установка проекта была направлена на разработку репрезентативных баз данных, для оценки комфортности городской среды города Курска. При формировании команды проекта отмечалась высокая степень готовности и заинтересованности заниматься проектно-исследовательской работой у студентов разных курсов. Возможность получить навыки проектной деятельности интересуют обучающихся в первую очередь в перспективе будущего трудоустройства. Анализ профессиональной востребованности выпускников позволяет отметить внимание работодателей к «проектной» активности обучающихся, их участию в конкурсных мероприятиях различного уровня, наличие опыта «стартапов», умению работать в команде, понимать цели и задачи проектной команды, возможности трансформации проекта в процессе его разработки.

Наличие современных платформ представляет достаточно большие возможности для разработки, реализации и финансовой поддержки студенческих проектов. Примером является всероссийских конкурс молодежных проектов «Моя страна - моя Россия», участниками и победителями, которого являются, в том числе студенты направления подготовки 05.03.02 География. Участие во всероссийском конкурсе студенческих работ «Профстажировки 2:0» не просто позволяет работать с кейсами предложенными работодателями на основе профессиональных запросов производства, но и пройти практическую подготовку на предприятии.

Таким образом, организация исследовательской работы с использованием проектного подхода способствует формированию качественных востребованных специалистов, способных решать современные профессиональные задачи. Для уточнения педагогических условий повышения эффективности использования проектного подхода при организации исследовательской деятельности реализована диагностика сформированности исследовательских умений обучающихся после участия в ряде проектов.

В исследовании участвовали обучающиеся 4 курса, направления подготовки 05.03.02 География. В результате было вывялено, что у 30 % обучающихся, участвующих в диагностике исследовательские умения сформированы на высоком уровне: отмечается наличие умений формулировать проблему, коммуникативных умений. Также было установлено, что у 35 % респондентов мотивация к научно-исследовательской деятельности имеет устойчивый характер. Данные студенты уже занимаются научно-исследовательской работой, и каждый из них имеет определенные научные результаты (публикации, участие в научно-практических конференциях и семинарах). Большинство из них планирует продолжить обучение в магистратуре по направлению подготовки 05.04.02 География, где они будут иметь возможность выполнять исследование, начатое при обучении на уровне бакалавриата.

В ходе исследования также изучалось отношение обучающихся к исследовательской деятельности в целом Установлено, что 62% опрошенных выразили положительное отношение к НИР, 20% —отрицательно и 18% — нейтрально, что свидетельствует о значительном интересе студентов-географов к исследовательской деятельности. Студенты, отрицательно и нейтрально

59

относящихся к исследованиям, среди основных причин назвали недостаток времени и отсутствие мотивации.

Из форм организации научно-исследовательской деятельности, наиболее интересным для студентов, являются участие в разработке проекта с использованием прогнозирования. 27% опрошенных также отмечают, что их привлекают полевые исследования, которые чаще всего реализуются в процессе организации учебных практик. 27% отметили желание участвовать в деятельности научно-исследовательских коллективов, особенно связанных с профессиональной производственной деятельностью (во время производственной практики).

Тематика проектов, интересующая будущих географов разнообразна. Наибольший интерес у них вызывают проекты, предполагающие исследования региональных проблем природопользования и современных теоретических проблемы географии и ландшафтоведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

Таким образом, следует отметить, что эффективность научно-исследовательской деятельности студентов в формировании профессиональных компетенций обеспечивается и достигается, если организация научно -исследовательской деятельности студентов, позволяет обеспечить ее системную, стратегическую, личностно-ориентированную и компетентностно-ориентированую направленность за счет реализации различных форм исследовательской деятельности. Необходимость использования проектных методов в исследовательской деятельности определяется запросом общества на высококвалифицированных специалистов с креативным мышлением. Использование проектного подхода в образовательных организациях высшего образования предусматривает выполнение практических и теоретических исследований, востребованных для научно-исследовательских организаций и производственных объединений. Проектный подход является одним из приоритетных в организации исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Ильин Г. Л. Основные положения проективного образования личности / Г. Л. Ильин // Наука и школа. — 2014. — № 6. — С. 92-97.

2. Берестовский А. М. Проектирование образовательно-профессиональных технологий подготовки специалиста в педагогическом вузе : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А.М. Берестовский. — Омск, 2002. — 300 с.

3. Веселова В. Г. Проектная деятельность будущего педагога: проблемы профессионального становления / В. Г. Веселова, Н. В. Матяш. — Брянск : Брянский государственный педагогический университет, 2002. — 97 с.

4. Гридасова О. И. Метод проектов на занятиях по иностранному языку (на материале немецкого языка): Методические рекомендации / О. И. Гридасова. — Курск: Изд-во КГУ, 2003. — 41 с.

5. Синицина Г. Н. Развитие компетентности в проектной деятельности у студентов технических специальностей : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Г.Н. Синицина. — Оренбург, 2003. — 23 с.

6. Федорова Г.А. Информационные и коммуникационные технологии в проектной деятельности учащихся / Г.А. Федорова // Применение современных информационных технологий в

60

образовании: Материалы 2-го учебно-методического семинара. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - С. 18-22 с.

7. Федорова Г.А. Дидактические задачи проектного обучения информатике / Г.А. Федорова // Применение современных информационных технологий в образовании: Сборник трудов 4-го учебно-методического семинара, 20 сентября 2003 г. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - С. 17 - 19 с.

8. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н.В. Матяш // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 38-43.

9. Желнина Л. С. Методические основы формирования профессиональных знаний и умений учащихся лицея в процессе выполнения творческих проектов : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Желнина Любовь Сергеевна. - Тула, 1998. - 174 с.

10. Пищев С. Г. Художественно-проектная деятельность студентов педвузов в условиях дизайн-групп : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пищев Сергей Георгиевич. - Бийск, 2000. - 186 с.

11. Семенова Н. В. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников творческой проектной деятельности : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н.В. Семенова. - Армавир, 2000. - 147 с.

12. Кузнецов В. С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в вузе : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / В.С. Кузнецов. - Москва, 1996. - 25 с.

13. Шейнблит А. Е. Педагогические условия формирования готовности студентов средних специальных учебных заведений к проектной деятельности : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А.Е. Шейнблит. - Калининград, 2000. - 103 с.

14. Рачева С. С. Развитие социальной компетентности студентов на основе проектного обучения в вузе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / С.С. Рачева. - Санкт-Петербург, 2003. - 22 с.

15. Антропова P.M. Специалист с высшим педагогическим образованием: качество подготовки и социальные ориентиры / Борисова Л.Г., Валов A.M., Жандарова Я.В. и др. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. - 92 с.

16. Степанова И. М. Технология проектного обучения как средство формирования учебно-познавательной самостоятельности студентов младших курсов педагогических вузов (Учебный предмет "Иностранный язык") : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / И.М. Степанова. - Мурманск, 2002. - 164 с.

17. ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ

18. Профессиональный стандарт Географ (Специалист по выполнению работ и оказанию услуг географической направленности) Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/573522182?marker=64U0IK

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-05-03-02-geografiya-889/

20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Азбуковник, 2000. - 907 с.

21. Батраченко Е. А. К вопросу структуры и организации исследовательской деятельности в системе высшего образования / Е. А. Батраченко, Г. В. Козлова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2021. - Т. 7 (73). -№ 4. - С. 66-79.

22. Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников: Лекции 5-8 / А. И. Савенков. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. - 92 с.

23. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / А. С. Обухов // Школьные технологии. -2001. - № 5. - С. 26-35.

24. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 280 с.

25. Полат Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е. С. Полат // Школьные технологии. -2006. - № 6. - С. 43-47.

61

THE ROLE OF THE PROJECT APPROACH IN THE ORGANIZATION OF STUDENTS' RESEARCH WORK

Batrachenko E. A.1, Kozlova G. V.2

Kursk State University, Kursk, Russian Federation

E-mail: ostkat@yandex.ru1, kozlovagali@yandex.ru2

The article describes the features of the organization of research students of the field of training 05.03.02 Geography, the focus of Physical geography and the landscape of the world. Attention is focused on the use of the project approach and its role in the formation of competencies, as well as solving the problem of training professional personnel in the field of geography and landscape studies. The specifics and forms of projects for more effective organization of research activities are considered in detail. The patterns of students' involvement in project activities and the most successful practices of organizing projects in the process of implementing research work are revealed.

The implementation of research work using the project approach makes it possible to increase its role in the formation of professional competencies of future specialists. The universality of the project approach in the organization of research work augments its relevance.

The article clarifies the pedagogical conditions for increasing the effectiveness of the project approach in organizing research activities based on the diagnosis of the formation of students' research skills after participating in a number of projects.

Keywords: research activities, teaching and research activities, scientific and research activities, project activities, higher education, professional competencies.

References

1. Ilyin G. L., The main provisions of the projective education of personality, Science and school, 6, 92 (2014).

2. Berestovsky A.M. Design of educational and professional technologies for training a specialist in a pedagogical university : specialty : dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences, 300 p. (Omsk, 2002).

3. Veselova, V. G., Matyash N. V., Project activity of a future teacher: problems ofprofessional formation, 97 p. (Bryansk State Pedagogical University, Bryansk, 2002).

4. Gridasova O.I., The method ofprojects in foreign language classes (based on the material of the German language): Methodological recommendations, 41 p. (Publishing House of KSU, Kursk, 2003).

5. Sinitsina G. N., Development of competence in project activities among students of technical specialties : abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences, 23 p. (Orenburg, 2003).

6. Fedorova G.A., Information and communication technologies in students' project activity, Application of modern information technologies in education: Materials of the 2nd educational and methodological seminar, p. 18-22 (Publishing House of OmSPU, Omsk, 2003).

7. Fedorova G.A., Didactic tasks of project training in informatics, Application of modern information technologies in education: Proceedings of the 4th educational and methodological seminar (September 20, 2003) p. 17-19 (Publishing House of OmSPU, Omsk, 2003).

8. Matyash N.V., Project method of teaching in the system of technological education, Pedagogy, 4, 38 (2000).

9. Zhelnina L. S., Methodological foundations of the formation of professional knowledge and skills of lyceum students in the process of performing creative projects : dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences, 174 p. (Tula, 1998).

62

10. Pishchev S. G., Art and design activity of pedagogical university students in the conditions of design groups : dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences, 186 p. (Biysk, 2000).

11. Semenova N. V., Preparation offuture teachers of technology and entrepreneurship for teaching students creative project activities : dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences, 147 p. (Armavir, 2000).

12. Kuznetsov V. S., Research and project activity as a form of educational cooperation at the university : abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences, 25 p. (Moscow, 1996)

13. Sheinblit A. E., Pedagogical conditions for the formation of readiness of students of secondary specialized educational institutions for project activities : dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences, 103 p. (Kaliningrad, 2000).

14. Racheva S. S., Development of social competence of students on the basis of project-based education at the university: abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences, 22 p. (St. Petersburg, 2003).

15. Antropova P.M., Borisova L.G., Valov A.M., Specialist with higher pedagogical education: the quality of training and social guidelines, 92 p. (Novosibirsk: Publishing House of NGPU, 2002).

16. Stepanova I. M., Technology of project-based learning as a means of forming educational and cognitive independence of students of junior courses of pedagogical universities (Subject "Foreign language") : dissertation for the degree of Candidate of pedagogical Sciences, 164 p. (Murmansk, 2002).

17. GOST 15.101-98 System of product development and production. The procedure for carrying out research work

18. Professional standard Geographer (Specialist in the performance of works and services of geographical orientation). - access mode: https://docs.cntd.ru/document/573522182 ?marker=64U0IK

19. Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 05.03.02 Geography. - access mode: https://fgos.ru/fgos/fgos-05-03-02-geografiya-889/

20. Ozhegov S.I., Explanatory dictionary of the Russian language, 907 p. (Azbukovnik, Moscow, 2000).

21. Batrachenko E. A., Kozlova G. V., On the issue of the structure and organization of research activities in the system of higher education, Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, T. 7 (73), 4, 66, (2021).

22. Savenkov A. I., Children's research as a method of teaching older preschoolers: Lectures 5-8, 92 p. (Pedagogical University "The First of September", Moscow, 2007).

23. Obukhov A. S., Research activity as a possible way for a teenager to enter the space of culture, School technologies, 5, 26 (2001).

24. Obukhov A.S., Development of students' research activity, 280 p. ( National Book Center, Moscow, 2015).

25. Polat E. S., Project method: history and theory of the issue, School technologies, 6, 43, (2006).

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.