Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ СТРУКТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ СТРУКТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батраченко Е.А., Козлова Г.В.

В статье проанализированы основные этапы внедрения исследовательской деятельности студентов в процесс обучения в системе высшего образования, детально рассмотрена специфика и формы исследовательской работы для более результативной организации в современных условиях. Определены особенности реализации разных форм научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего образования. Рассмотрена роль исследовательской деятельности в формирования профессиональных компетенций обучающихся. Выявлены наиболее успешные практики её организации, что позволит обеспечить ее системную, стратегическую, личностно-ориентированную и компетентностно-ориентированую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батраченко Е.А., Козлова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STRUCTURE AND ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

The article analyzes the main stages of the introduction of research activities of students in the learning process in the higher education system, to consider in detail the specifics and forms of research work for a more effective organization in modern conditions. The features of the implementation of different forms of research activities of students in the system of higher education are revealed. The role of research activity in the formation of professional competencies of students is considered. The historical aspects of the formation and development of research activities (educational research and research) of university students are identified, the most successful practices of its organization are identified, which, accordingly, will ensure its systematic, strategic, personality-oriented and competence-oriented orientation, scientific and methodological understanding of the evolution of forms of research activities, will allow it to be used in the formation of professional competencies. A significant surge in attention to students ' research activities has been observed in recent decades, especially since the transition of higher education to the competence-based paradigm. This is due to the fact that the key result of the educational process, at present, is not individual knowledge, skills and abilities, but competencies, among which a special place is occupied by professional competencies. For a more complete representation of the content and features of students ' research activities, it is necessary to reveal the essence of such concepts as "research activity", "educational and research activity" (UID), "research activity" (NID), as well as to identify their correlation and continuity in the pedagogical process of the university. There is a natural transformation of educational and research activities into research activities at different levels of education: in school education, educational research is aimed at improving the quality of education and the formation of research skills, research activities in the system of secondary vocational and higher education are focused on obtaining the product of research work. The requirement of commercialization and cost-effectiveness of student projects brings closer the semantic understanding of students ' research in the context of research activities according to the standard. Modern opportunities for practical implementation of student startups, in turn, increase the attractiveness of scientific research. The analysis of the main approaches to research activity allows us to identify a common aspect in the author's theories, that research activity not only stimulates the development of the individual, but also contributes to the goal of obtaining a subjectively evaluated and objectively perceived product through the activity component. All innovative processes and products, in one way or another, are related to research activities. Thus, the research activity is productive and reveals the properties of a project-organized system. The theoretical foundations of the organization of research work of students are an actual pedagogical problem, since the success of the implementation of research activities of students in educational institutions of higher education is determined by the presence of motivational components.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ СТРУКТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 7 (73). 2021. № 4. С. 66-79.

УДК 378.14.015.62

К ВОПРОСУ СТРУКТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Батраченко Е. А.1, Козлова Г. В.2

12ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия

E-mail: ostkat@yandex.ru1, kozlovagali@yandex.ru2

В статье проанализированы основные этапы внедрения исследовательской деятельности студентов в процесс обучения в системе высшего образования, детально рассмотрена специфика и формы исследовательской работы для более результативной организации в современных условиях. Определены особенности реализации разных форм научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего образования. Рассмотрена роль исследовательской деятельности в формирования профессиональных компетенций обучающихся. Выявлены наиболее успешные практики её организации, что позволит обеспечить ее системную, стратегическую, личностно-ориентированную и компетентностно-ориентированую направленность.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа, высшее образование, профессиональные компетенции.

ВВЕДЕНИЕ

История формирования и развития исследовательской деятельности обучающихся в педагогическом процессе высших учебных заведений России начинается с середины 19 века. На разных этапах становления отношение к данному виду деятельности было неоднозначным. Но все же в зарубежной и отечественной педагогике явно преобладали работы, подтверждающие важность исследовательской деятельности в развитии познавательного интереса, интеллекта, творческого и научного мышления, самостоятельности в приобретении знаний, умений, навыков и опыта творческой деятельности и т.д. Что очень важно для профессиональной подготовки будущих специалистов, не зависимо от сферы их дальнейшей деятельности.

Значительный всплеск внимания к исследовательской деятельности студентов наблюдается в последние десятилетия, особенно с момента перехода высшего образования на компетентностную парадигму. Это обусловлено тем, что ключевым результатом образовательного процесса, в настоящее время, являются не отдельные знания, умения и навыки, а компетенции, среди которых особое место занимают профессиональные компетенции.

Для более полного представления содержания и особенностей исследовательской деятельности студентов необходимо раскрыть суть таких понятий как «исследовательская деятельность» «учебно-исследовательская

66

деятельность» (УИД), «научно-исследовательская деятельность» (НИД), а также выявить их соотношение и преемственность в педагогическом процессе вуза.

Анализ исторических этапов использования исследовательской деятельности в высшем образовании позволит более эффективно применять ее для формирования всех видов компетенций (универсальных, общепрофессиональных и профессиональных).

Целью статьи является анализ основных этапов внедрения исследовательской деятельности студентов в процесс обучения в системе высшего образования, специфики и форм исследовательской работы для более результативной организации в современных условиях.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В настоящее время одним из важнейших критериев оценки качества подготовки будущего специалиста является его готовность к осуществлению деятельности исследовательского характера. Поэтому исследовательская деятельность студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса на всех ступенях образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура).

Понятие «исследовательская деятельность» имеет ряд определений, которые, не смотря на различия в формулировках, существенных отличий, по сути, не имеют. В самом общем виде исследовательская деятельность это активная познавательная деятельность, направленная на приобретение новых знаний. Данный вид деятельности характеризуется как «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели» [1, С.29].

Отсутствие единого подхода к трактовке понятия «исследовательская деятельность», выражается не только в формулировке определения, но и в условиях реализации исследований. В таблице 1. представлены наиболее используемые в научных и методических работах определения.

Таблица 1

Подходы к трактовке понятия «исследовательская деятельность»

(составлено авторами)

Автор Формулировка определения Условия реализации

А.С. Обухов «.. .творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения» [2, С. 34] Триада «мотивация + активность + саморегуляция»

67

А.В. Леонтович «..идеальный тип жизнедеятельности и мыследеятельности, включающий ценностные, мотивационные, смыслообразующие и другие структурные поведенческие и познавательные отношения, является одним из важнейших способов освоения человеком окружающей действительности» [3, С. 6]. Ведение в среду значимых для обучающихся смысловых пространств на основе присвоения и индивидуального развития им норм и ценностей исследования.

А.И. Савенков «... особый вид интеллектуально -творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения» [4, С. 46] Исследовательские способности (поисковая активность; дивергентное мышление; конвергентное мышление)

В.А. Далингер «. деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся» [5, С. 57]. Владение рациональными приемами интеллектуальной деятельности; внутренние мотивы к самообучению

А. Н. Поддъяков «..деятельность, характеризующаяся направленностью на получение нового знания. Способ активного поиска и построения знаний, формирования нового опыта» [6, С. 52]. Мотивационной основой успешного исследования -проявление любознательности и познавательной активности

В вузах России, исследовательская деятельность студентов осуществляется через учебное и научное исследование (учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность), которые тесно взаимосвязаны, но при этом имеют свои особенности.

Анализ научных работ в данной области свидетельствует о том, что в отечественной педагогике и психологии проблематика учебно-исследовательской деятельности представлена достаточно широко и всесторонне. Но единства и четкости в трактовке понятия все же нет. Понятие «учебно-исследовательская деятельность» характеризуется полифункциональностью: как «способ» рассматривает ее А.С. Обухов [2], как «средство» В.В. Белоносова [7], Л.Л. Вишневская [8], как «метод» И.А.Букреева [9], как «фактор» В.А. Болюк [10], В.М. Самохина [11], как «модель педагогической технологии» А.В. Леонтович [3].

Вихорева О.А. указывает на принципиальное отличие исследовательской деятельности, реализуемой в процесс обучения и деятельности ученых. Согласно ее трактовке исследовательская деятельность - «это мотивированная, самоорганизованная деятельность учащихся, в основе которой лежит совокупность навыков и умений, позволяющих осуществлять целеполагание, формулирование исследовательской проблемы и построение гипотезы в ходе учебно-познавательной деятельности; сбор, обработку информации в ходе поисковой деятельности как

68

целевыполнение; считывание и оформление, анализ и интерпретацию полученной информации для построения логических выводов» [12].

Мычко Д.И. дифференцирует понятия исследовательская деятельность и научная деятельность. Исследовательская деятельность по Мычко Д.И. «особый вид интеллектуально творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения» [13]. Научную деятельность автор определяет как «деятельность, направленная на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, технике и на использование этих знаний для разработки новых способов их применения» [13].

Следует отметить, что существуют иногда синонимически объединяемые понятия - учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность, на наш взгляд на этапе интеграции образовательного процесса, науки и практической деятельности можно утверждать о схожей результативной роли данных понятий. Тем не менее, учебно-исследовательская деятельность в большей степени определяет способ получения знаний и умений, в том время как научно-исследовательская деятельность направлена на получение продукта интеллектуальной работы.

Отдельные авторы считают, что «понятия научно-исследовательская и «учебно-исследовательская» деятельность учащихся взаимосвязаны, но не тождественны. Взаимосвязь данных понятий обусловлена тем, что они представляют собой различные виды исследовательской деятельности и направлены, прежде всего, на развитие личности младших школьников. Различие их заключается в характере результата: научно-исследовательская деятельность учащихся предполагает получение новых научных знаний, имеющих общекультурное значение» [9].

Возвращаясь к вопросу терминологии: научно-исследовательская деятельность имеет скорее нормативно-правовый аспект содержания: базовым нормативным документов, определяющим содержание, сущность организации, функциональное значение является ГОСТ 15.101-98, согласно стандарту научно-исследовательская работа - «это комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции»[14].

В зарубежной литературе также отмечается разночтение в терминах, характеризующих научно-исследовательскую деятельность. Отдельные авторы (Kerlinger, Woodhouse D., Norton L., и др.) считают научное исследование обусловленное в большей степени эмпирическими исследованиями [15, 16, 17]. В концепциях зарубежных авторов (Ioannidou-Koutselinia M. и Patsalidoua F. Larike H. Bronkhorst, Paulien C. Meijer, Bob Koster, Sanne F. Akkerman, Jan D. Vermunt) отмечается корреляция реализации исследовательской деятельности на формирования профессиональных компетенций и влияние исследовательской деятельности на качество образовательного процесса (Sardar M. Anwaruddin, Nasrin Pervin) [18, 19, 20].

На наш взгляд, учитывая требования современных образовательных стандартов, необходимость готовности выпускника к полифункциональной

69

производственной деятельности, определяется умением использовать новейшие технологии, способностью к их совершенствованию и модернизации, профессиональной мобильности. Это возможно при непрерывном формировании и совершенствовании исследовательских качеств, как в процессе обучения, так и при создании индивидуальных интеллектуальных продуктов в результате выполнения научно-исследовательской работы (НИР). Таким образом, дифференцируя эти два понятия, следует отметить коррелятивную континуальность в процессе обучения.

В то же время, определения понятия учебно-исследовательская деятельность отсутствует в федеральных стандартах, несмотря на корреляцию с проектной деятельностью.

В педагогической и психологической литературе существуют различные подходы к пониманию содержания и особенностей организации учебного исследования. При изучении конструкции понятий «научно-исследовательская» и «учебно-исследовательская деятельность» в различных авторских концепциях в первую очередь необходимо отметить, что любая деятельность согласно С.Л. Рубенштейну - это мотив человеческих действий для достижения цели [21]. С позиции достижения цели НИД и УИД могут быть дифференцированы по цели, объекту, субъекту, технологиям и методам, условиям и результатам, но в тоже время можно выявить корреляционные аспекты, связанные с формированием профессиональных компетенций обучающегося (рис. 1).

Не смотря на существенные различия в структуре и содержании УИД и НИД эти виды деятельности тесно взаимосвязаны, т.к. представляют, собой «особый вид познавательной деятельности, направленной на изучение действительности для получения нового знания и ее преобразования» [22].

Следует отметить, закономерную трансформацию учебно-исследовательской деятельности в научно-исследовательскую на разных уровнях образования: в школьном образовании учебное исследование направлено на повышение качества образования и формирование исследовательских умений, исследовательская деятельность в системе среднего профессионального и высшего образования ориентирована на получение продукта научно-исследовательской работы. Требование коммерсализации и экономической эффективности студенческих проектов приближает смысловое понимания исследования обучающихся в контексте научно-исследовательской деятельности согласно стандарту. Современные возможности практической реализации студенческих стартапов, в свою очередь, повышают привлекательность научного исследования.

Анализу проблем развития научной деятельности студентов посвящен ряд работ: Белоносова, В.В. [7], Батраченко Е.А. Бражник О.Ю. [23], Васильев И.А [24], Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С [22], Козлова Г.В. [25], Якшин С.А., Якшина А.С.[26] и др., в которых раскрываются теоретические и практические аспекты её организации; роль в формировании: новых научных знаний, системы научных умений, навыков и профессиональных компетенций, способности к научной коммуникации; рассматриваются проблемы реализации НИР в вузе.

Ряд авторов (В.П. Шуман, А.А. Лебедева, С.С. Акимов) обозначают различие в УИД и НИД только по уровню самостоятельности, объективной значимости и

70

новизне результатов исследования. Сахарчук Е. отмечает специфику научно-исследовательской деятельности в научной и практической значимости результатов [27]. Интегрируя сущностные и формально-структурные составляющие компоненты исследовательской деятельности, в нашем исследовании использовано ее определение, характеризующее ее как инструмент повышения качества образования.

Учитывая требования современных стандартов высшего образования, можно отметить ориентацию на формирование умения использовать фундаментальные представления в сфере научно-исследовательской, проектной и производственной профессиональной деятельности. Формирование готовности будущего специалиста к использованию творческого потенциала, саморазвитию, самореализации возможно при реализации исследовательского подхода в обучении, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Это в определенном смысле обуславливает интеграцию понятий УИД и НИД, их взаимное сочетание в разных форматах организации исследования позволяет получить высокие результаты в формировании профессиональных компетенций обучающихся.

Рис. 1. Аспекты взаимодействия учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности (составлено авторами).

Анализ педагогических, научных и методических источников позволяет отметить отсутствие обобщенного подхода к выделению принципов организации научно-исследовательской деятельности студентов. Их дифференциации тесно связано с пониманием толкования исследовательской деятельности. Как отмечает А.И. Савенков «Исследование - процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании» [28]. На основании данной трактовки Савенков А.И. выделяет несколько принципов организации «исследовательского обучения» (рис. 2).

71

Принцип ориентации ни познавательные интересы

исследование - процесс творческнн. творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании.

Прннцнп свободы ответственности за собственное обучение

образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности

Принцип опоры па развитие самостоятельного поиска информации

Принцип освоения знании в единстве со способами их получения

учащийся должен осваивать в образовании не только конечный продукт в виде некоего позитивного знания, но быть хорошо знаком с эволюцией знания, а также с путями и способами его получения, задача образования - не только сообщение знаний, а развитие потребностей и способностей эти знания добывать

Принцип сочетания продуктивных репродуктивных методов обучения

использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных.

Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни

исследование выступает не просто набором методов и приемов учения, а является его содержанием и смыслом.

Принцип формирования представлений о лииамичпости знания

идеи науки можно полноценно понять лишь в контексте их возникновения и обусловленных ими дальнейших исследований.

Рис. 2. Принципы организации исследовательской деятельности (по Савенкову А.И., 2007).

В работах некоторых авторов основными принципами организации исследовательской деятельности являются принципы интеграции, преемственности и вариативности [29].

С позиции управления научно-исследовательской деятельностью студентов выделяются принципы: диалогичности, преемственности, координации, интеграции, единства управления и самоуправления [30].

Изучая основные подходы к исследовательской деятельности, можно выделить общий аспект в авторских теориях, что научно-исследовательская деятельность не только стимулирует развитие личности, но и способствует целевой установке получить через деятельностный компонент субъективно оцениваемый и объективно воспринимаемый продукт. Все инновационные процессы и продукты, так или иначе, связаны с научно-исследовательской деятельностью. Таким образом, исследовательская деятельность является продуктивной и обнаруживает свойства проектно-организованной системы. Соответственно, ей также присущи признаки организации и определенная методология реализации, что позволяет предположить ее эффективную роль в формировании профессиональной компетентности.

В истории организации научно-исследовательской деятельности студентов можно выделить несколько этапов (рис. 3). У истоков формирования исследовательского вида деятельности студентов стояли научные студенческие

72

кружки, а деятельность носила внеучебный характер. За длительный период развития НИД она стала неотъемлемой частью образовательного процесса, особенно в магистратуре, и главной основой для выполнения серьезных научных исследований. Реализуется данный вид деятельности студентов, через различные формы научно-исследовательской работы (НИР).

Рис. 3. Этапы становления научно-исследовательской работы в системе высшего

образования России [1].

Анализ современной структуры научно-исследовательской деятельности в обобщенном виде позволяет выделить 3 взаимосвязанных блока: фундаментальные исследования, прикладные научные исследования и разработки (табл. 2).

Таблица 2

Функциональные блоки научно-исследовательской деятельности

(составлено авторами)

Блоки научно-исследовательской деятельности Целевые установки

Фундаментальные изыскания Открытие, изучение новых закономерностей, расширение научного потенциала и установление его практической значимости, поиск путей применения законов, модернизация способов, методов и средств различных видов деятельности

73

Прикладные исследования Практическая значимость

Научные разработки Конструирование новых экспериментальных установок, техники, приборов; создание инновационных технологий.

В целом, источником развития исследовательской деятельности является сформулированная проблема или противоречие (неопределенность), которое устанавливается в процессе познания явления, объекта. Несомненно, в структуре образовательного процесса доминирует деятельность исследовательского характера, выполняемая как в рамках учебных, так и внеучебных занятий в соответствии со стандартами, учебными планами, рабочими программами различных дисциплин. Это способствует становлению и повышению уровня научного мышления, исследовательской культуры личности студента, а также их профессиональной компетентности.

Наиболее продуктивной в современных условиях, как показывают практические исследования, стала исследовательская деятельность обучающихся во временных или постоянных студенческих исследовательских коллективах (СИК). В СИК входят студенты проявляющие интерес к одной или нескольким общим дисциплинам. Это могут быть научные студенческие кружки и общества.

Еще одной распространенной и востребованной формой организации исследовательской деятельности является творческие, научные и педагогические мастерские. Основными формами представления результатов исследований, выполненных в мастерских, являются: научный отчет, статья, доклад, методические рекомендации, словарь и т.д.

В целом, современная структура, как и формы исследовательской работы, достаточно разнообразны и могут инициироваться как студентами, так и преподавателями. Обобщенно основные формы НИР студентов отражены на рисунке 4.

Формы научно-исследовательской работы _студентов_

с-

научно-исследовательская

работа в рамках учебной аудиторной работы с элементами научных исследований

Рис. 4. Структура научно-исследовательской работы (составлено авторами).

74

Особые возможности студентам для формирования исследовательской компетентности, предоставляет производственная практика, в частности выполнение индивидуальных исследовательских заданий, тесно связанных с областью профессиональной деятельности.

Характеризуя научно-исследовательскую деятельность студентов в вузах необходимо отметить, что существуют проблемы в организации НИР на различных ступенях образования. Не обязательное выполнение научных исследований на уровне бакалавриата ведет к тому, что не все выпускники в полной мере готовы к включению в научно-исследовательскую деятельность при поступлении в магистратуру, т.к. цели и задачи выполнения бакалаврской работы (ВКР) не требуют глубокого исследования. Работа чаще всего основывается на результатах наблюдений и использовании опросных методов (анкетирование, беседа и др.). «При этом, необходимо учитывать, что сложность научно-исследовательской работы для студентов магистратуры заключается еще и в том, что за 2 года обучения трудно осуществить полноценное исследование. Особенно в том случае, когда нет возможности осуществить преемственность тематики и проблематики исследования на уровнях бакалавриат - магистратура. Это снижает мотивацию к исследованию и сказывается на итоговом уровне сформированности профессиональных компетенций» [25, С. 96].

ВЫВОДЫ

Таким образом, несмотря на длительную историю развития, теоретические основы организации исследовательской работы обучающихся являются актуальной педагогической проблемой, так как успешность реализации научно -исследовательской деятельности студентов в образовательных учреждениях высшего образования определяются наличием мотивационных компонентов.

С позиции понимания научно-исследовательской деятельности как особого вида деятельности и творчества, следует учитывать, что широкие возможности, для реализации научно-исследовательской работы и формирования профессиональных компетенций в целом, представляют отдельные учебные дисциплины, в рамках, которых могут зарождаться и осуществляться как узкоспециализированные исследования, так и исследования, приобретающие впоследствии интегрированный характер. Научно-исследовательская деятельность не только стимулирует развитие личности, но и способствует целевой установке получить через деятельностный компонент субъективно оцениваемый и объективно воспринимаемый продукт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: словарь / Е. П. Шашенкова. - М.: МГУТУ, 2004. - 88 с.

2. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / А. С. Обухов //Школьные технологии. - 2001. - № 5. - С. 26-35.

3. Леонтович А. В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: автореф. дис. канд. псих. наук. / А. В Леонтович. - М.: МПГУ, 2003. - 21 с.

75

4. Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников: Лекции 5-8 / А. И. Савенков. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. - 92 с.

5. Далингер В. А. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике / В. А. Далингер // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Физика, математика, техника, технология. - 2010. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ra/article/n/organizatsiya-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-protsesse-obucheniya-matematike.

6. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности. / А. Н. Поддьяков // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. - 2006. - № 4. - С. 51-58.

7. Белоносова В. В. Учебно-исследовательская работа студентов как средство развития их творческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук / В. В. Белоносова. - СПб: СПбГУ, 2003. - 196 с.

8. Вишневская Л. Л. Исследовательская деятельность учащихся гимназии как средство реализации их индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Л. Л. Вишневская. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2008. - 18 с.

9. Букреева И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И. А. Букреева, Н. А. Евченко // Молодой ученый. - 2012. - № 8. - С. 309-312.

10. Болюк В. А. Учебно- и научно-исследовательская работа студентов как фактор развития познавательной самостоятельности / В. А. Болюк, Е. Ф. Мосин // Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов. - Саратов: СГУ, 1979. - С. 74-76.

11. Самохина В. М. Исследовательская деятельность старшеклассников как фактор их подготовки к профессиональному самоопределению: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. М. Самохина. -Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2004. - 23 с.

12. Вихорева О. А. Исследовательская деятельность старшеклассников в условиях дополнительного образования детей: теоретико-методологический аспект: монография / О. А. Вихорева. -Челябинск: Уральская акад., 2008. - 188 с.

13. Мычко Д. И. Исследовательский подход как стратеги обучения в инновационном обществе / Д. И. Мычко // Хiмiя: праблемы выкладання. - 2011. - № 10. - С. 3-17.

14. ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ.

15. Kerlinger F. N. Foundations of Behavioral Research. Educational and Psychological Enquiry. Halt, Rinehart and Winston / F.N. Kerlinger. - 2002. - 140 p.

16. Norton L. Innovatory Courses: Matching Lectures' Objectives with Students' Perceptions and Academic Performance / L. Norton, R. Horn, S. Thomas. - Oxford: the Oxford Centre for Staff and Learning Development. - 2002. - Part X, Chapter 30. - P. 331-343.

17. Woodhouse D. Auditing Research and the Research. Teaching Nexus / D. Woodhouse // New Zealand Journal of Educational Research. 2003. - Vol. 33. - P. 39-53.

18. Laroes Els. Teacher Researchers' Expanding Perceptions of Research in a School-University Collaborative Research Project / Els Laroes, Larike H. Bronkhorst, Sanne F. Akkerman, Theo Wubbels // Mobilising Teacher Researchers: Challenging Educational Inequality. - London, 2018. - P. 177-196.

19. Bronkhorst Larike H. Consequential research designs in research on teacher education / Larike H. Bronkhorst, Paulien C. Meijer, Bob Koster, Sanne F. Akkerman, Jan D. Vermunt // Teaching and Teacher Education, 2013. - Vol. 33. - Р. 90-99.

20. Sardar M. Anwaruddin English-language teachers' engagement with research: findings from Bangladesh / Sardar M. Anwaruddin, Nasrin Pervin // Professional Development in Education. - 2015. - Р. 21-39.

21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 713 с.

22. Ипполитова Н. В. Анализ понятия «Исследовательская деятельность студентов педагогического вуза»/ Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова. // Дискуссия. - 2016. - № 8 (71). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7analiz-ponyatiya-issledovatelskaya-deyatelnost-studentov-pedagogicheskogo-vuza.

23. Батраченко Е. А. Проблемы, сущность и формы организации научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего образования / Е. А. Батраченко. О. Ю. Бражник // Самарский научный вестник. - Самара. - 2019. - № 1(26). - С. 230-234.

76

24. Васильев И. А. Научно-исследовательская деятельность студентов: диагностика проблем / И. А. Васильев // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2015. -№ 6. - С. 164-169.

25. Козлова Г. В. К проблеме формирования исследовательских профессиональных компетенций студентов магистратуры. / Г. В. Козлова // Проблемы и перспективы развития экономики и образования в Монголии и России: материалы Международной научно-практической конференции (Улан-Батор, 30 октября 2020 г.) / под ред. Н. В. Антиповой. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. -С.93-99.

26. Якшин С. А. Структура исследовательской деятельности вуза / С. А. Якшин, А. С Якшина // Наука и школа. - 2012. - № 4. - Режим доступа: ttps://cyberleninka.ra/article/n/struktura-issledovatelskoy-deyatelnosti-vuza.

27. Сахарчук Е. «Студент-исследователь» / Е. Сахарчук // Высшее образование в России. - 2004. - № 4.

- С. 145-149.

28. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков.

- М.: Ось 89, 2006. - 480 с.

29. Цибизова Т. Ю. Принципы организации исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования / Т. Ю. Цибизова // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 10-1. - С. 20 - 22. - Режим доступа: http: //expeducation.ru/ru/article/view?id=8488.

30. Орлов А. Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы / А. Н. Орлов. - М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1991.- 196 с.

ON THE STRUCTURE AND ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Batrachenko E. A.1, Kozlova G. V.2

12Kursk State University, Kursk, Russian Federation E-mail: ostkat@yandex.ru1, kozlovagali@yandex.ru2

The article analyzes the main stages of the introduction of research activities of students in the learning process in the higher education system, to consider in detail the specifics and forms of research work for a more effective organization in modern conditions. The features of the implementation of different forms of research activities of students in the system of higher education are revealed. The role of research activity in the formation of professional competencies of students is considered. The historical aspects of the formation and development of research activities (educational research and research) of university students are identified, the most successful practices of its organization are identified, which, accordingly, will ensure its systematic, strategic, personality-oriented and competence-oriented orientation, scientific and methodological understanding of the evolution of forms of research activities, will allow it to be used in the formation of professional competencies. A significant surge in attention to students ' research activities has been observed in recent decades, especially since the transition of higher education to the competence-based paradigm. This is due to the fact that the key result of the educational process, at present, is not individual knowledge, skills and abilities, but competencies, among which a special place is occupied by professional competencies. For a more complete representation of the content and features of students ' research activities, it is necessary to reveal the essence of such concepts as "research activity", "educational and research activity" (UID), "research activity" (NID), as well as to identify their

77

correlation and continuity in the pedagogical process of the university. There is a natural transformation of educational and research activities into research activities at different levels of education: in school education, educational research is aimed at improving the quality of education and the formation of research skills, research activities in the system of secondary vocational and higher education are focused on obtaining the product of research work. The requirement of commercialization and cost-effectiveness of student projects brings closer the semantic understanding of students ' research in the context of research activities according to the standard. Modern opportunities for practical implementation of student startups, in turn, increase the attractiveness of scientific research. The analysis of the main approaches to research activity allows us to identify a common aspect in the author's theories, that research activity not only stimulates the development of the individual, but also contributes to the goal of obtaining a subjectively evaluated and objectively perceived product through the activity component. All innovative processes and products, in one way or another, are related to research activities. Thus, the research activity is productive and reveals the properties of a project-organized system. The theoretical foundations of the organization of research work of students are an actual pedagogical problem, since the success of the implementation of research activities of students in educational institutions of higher education is determined by the presence of motivational components.

Keywords: research activity, educational and research activity, research activity, research work, higher education, professional competencies.

References

1. Shashenkova E.A., Research activity: dictionary, 88 p. (MGUTU, Moscow, 2004).

2. Obukhov A.S., Research activity as a possible way of entering a teenager into the space of culture, School technologies, 5, 26 (2001).

3. Leontovich A.V., Design of research activities of students: abstract of the dissertation of the Candidate of Sciences. Psych., 21 p. (MPSU, Moscow, 2003).

4. Savenkov A.I., Children's research as a method of teaching senior preschoolers: Lectures 5-8. Pedagogical University "First of September", 92 p. (Moscow, 2007).

5. Dalinger V.A., Organization of educational and research activities of students. Izvestia mat. tech un-ta: electron. Journal, 2 (1998). - Access mode: http://www.rae.ru/use/7article-id.

6. Poddyakov A.N., Methodological foundations of the study and development of research activities Research activity of students in the modern educational space, 4, 51 (2006).

7. Belonosova V.V., Educational and research work of students as a means of developing their creative activity: dis. ... kand. ped. nauk, 196 p. (St. Petersburg State University, St. Petersburg, 2003).

8. Vishnevskaya L.L., Research activity of gymnasium students as a means of implementing their individual educational trajectories: abstract of the thesis of the candidate of pedagogical Sciences, 18 p. (YAGPU named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl, 2008).

9. Bukreeva I.A., Evchenko N.A., Educational and research activity of schoolchildren as one of the methods of forming key competencies, Young scientist, 8, 309 (2012).

10. Bolyuk V.A., Mosin E.F., Educational and research work of students as a factor in the development of cognitive independence, Development of cognitive activity and independence of students and students, p. 74-76 (SSU, Saratov, 1979).

11. Samokhina V.M., Research activity of high school students as a factor of their preparation for professional self-determination: autoref. dis. ... kand. ped. nauk, 23 p. (ChSPU I. Ya. Yakovlev, Cheboksary, 2004).

78

12. Vikhoreva O.A., Research activity of high school students in the conditions of additional education of children: theoretical and methodological aspect: monograph, 188 p. (Uralskaya akad., Chelyabinsk, 2008).

13. Mychko D.I., Research approach as a learning strategy in the innovative society. - Access mode: https http://elib.bsu.by/handle/123456789/26916

14. GOST 15.101-98 System for the development and production of products. Procedure for performing research work.

15. Kerlinger F.N., Foundations of Behavioral Research. Educational and Psychological Enquiry. Halt, Rinehart and Winston, 140 p. (2002).

16. Norton L., Horn R., Thomas S., Innovatory Courses: Matching Lectures' Objectives with Students' Perceptions and Academic Performance. Part X, Chapter 30, p. 331 (Oxford: the Oxford Centre for Staff and Learning Development, 2002).

17. Woodhouse D., Auditing Research and the Research. Teaching Nexus, New Zealand Journal of Educational Research, 33, P. 39-53 (2003).

18. Els Laroes, Larike H. Bronkhorst, Sanne F. Akkerman, Theo Wubbels, Teacher Researchers' Expanding Perceptions of Research in a School-University Collaborative Research Project Mobilising Teacher Researchers: Challenging Educational Inequality, p. 177 (2018).

19. Larike H. Bronkhorst, Paulien C. Meijer, Bob Koster, Sanne F. Akkerman, Jan D. Vermunt, Consequential research designs in research on teacher education, Teaching and Teacher Education, p. 90 (2013).

20. Sardar M. Anwaruddin, Nasrin Pervin, English-language teachers ' engagement with research: findings from Bangladesh, Professional Development in Education, p. 21 (2015).

21. Rubinstein S.L., Fundamentals of general psychology, 713 p. (Piter, St. Petersburg, 2010).

22. Ippolitova N.V., Sterkhova N.S., Analysis of the concept of "Research activity of students of a pedagogical university, 8 (71) (2016). - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponyatiya-issledovatelskaya-deyatelnost-studentov-pedagogicheskogo-vuza.

23. Batrachenko E.A., Brazhnik O.Yu., Problems, essence and forms of organization of students ' research activity in the system of higher education, Samara Scientific Bulletin, 1 (26), p. 232 (Samara, 2019).

24. Vasiliev I.A., Research activity of students: diagnostics of problems, Monitoring of public opinion: Economic and social changes, 6, p. 164 (2015).

25. Kozlova G.V., On the problem of forming research professional competencies of master's students / Problems and prospects of economic and educational development in Mongolia and Russia: proceedings of the International Scientific and Practical Conference / edited by N. V. Antipova (Ulaanbaatar, October 30, 2020), p. 93-99 (ID "Wednesday", Cheboksary, 2020).

26. Yakshin S.A., Yakshina A.S., The structure of the research activity of the university, Nauka i shkola, 4, (2012). ). - Access mode: https:/ / cyberleninka. ru/article/n / struktura-issledovatelskoy-deyatelnosti-vuza

27. Sakharchuk E., Student-researche, Higher education in Russia, 4, 145 (2004).

28. Savenkov A.I., Psychological foundations of the research approach to learning, 480 p. (Osn 89, Moscow, 2006).

29. Tsybizova T.Yu., Principles of organization of research activities of students in the system of continuous education, International Journal of Experimental Education, 10-1, 20 (2015). - Access mode: http: //expeducation.ru/ru/article/view?id=8488

30. Orlov A.N., Management of teacher training in the process of continuous education: problems and prospects, 196 p. (MPSU named after V. I. Lenin, Moscow, 1991).

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.