Научная статья на тему 'О сущности понятия «Культура научно-исследовательской деятельности» бакалавров'

О сущности понятия «Культура научно-исследовательской деятельности» бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / государственная программа / образовательный стандарт / кредитная система / культура / студенты / научно-исследовательская деятельность. / education / state program / educational standard / credit system / culture / students / research activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ж Ж. Избасарова

В статье анализ строится на том, что главная задача кредитной системы обучения заключается в развитии у студентов способностей к самоорганизации, самообразованию и творческой самостоятельности. Такая позиция позволяет автору констатировать, что таким образом организованная ступень высшего образования обеспечивает уровень научно-исследовательской деятельности, достаточный для решения базовых познавательных, профессиональных и самообразовательных задач, адекватных требованиям образовательного стандарта, что соответствует освоению ключевых и базовых компетенций. В статье рассмотрены следующие положения: построение системы дидактических средств и форм организации научной деятельности студентов на различных ступенях обучения основывается на формировании их научно-исследовательской деятельности как центральной в структурной модели специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE MEANING OF THE CONCEPT “CULTURE OF RESEARCH ACTIVITY” OF BACHELORS

The article is based on the fact that the main task of the credit system of education is to develop students’ abilities for self-organization, self-education and creative independence. This position allows the author to state that in this way the organized stage of higher education provides a level of research activities sufficient to solve basic cognitive, professional and self-educational tasks that are adequate to the requirements of the educational standard, which corresponds to the development of key and basic competencies. The article deals with the following provisions: the construction of a system of didactic means and forms of organization of scientific activity of students at different levels of education is based on the formation of their research activities as a central model in the structure of the specialist.

Текст научной работы на тему «О сущности понятия «Культура научно-исследовательской деятельности» бакалавров»

УДК 37.378

Izbassarova Zh.Zh, postgraduate, Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]

ABOUT THE MEANING OF THE CONCEPT "CULTURE OF RESEARCH ACTIVITY" OF BACHELORS. The article is based on the fact that the main task of the credit system of education is to develop students' abilities for self-organization, self-education and creative independence. This position allows the author to state that in this way the organized stage of higher education provides a level of research activities sufficient to solve basic cognitive, professional and self-educational tasks that are adequate to the requirements of the educational standard, which corresponds to the development of key and basic competencies. The article deals with the following provisions: the construction of a system of didactic means and forms of organization of scientific activity of students at different levels of education is based on the formation of their research activities as a central model in the structure of the specialist.

Key words: education, state program, educational standard, credit system, culture, students, research activity.

Ж.Ж. Избасарова, аспирант, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, E-mail: [email protected]

О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ

«КУЛЬТУРА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» БАКАЛАВРОВ

В статье анализ строится на том, что главная задача кредитной системы обучения заключается в развитии у студентов способностей к самоорганизации, самообразованию и творческой самостоятельности. Такая позиция позволяет автору констатировать, что таким образом организованная ступень высшего образования обеспечивает уровень научно-исследовательской деятельности, достаточный для решения базовых познавательных, профессиональных и самообразовательных задач, адекватных требованиям образовательного стандарта, что соответствует освоению ключевых и базовых компетенций. В статье рассмотрены следующие положения: построение системы дидактических средств и форм организации научной деятельности студентов на различных ступенях обучения основывается на формировании их научно-исследовательской деятельности как центральной в структурной модели специалиста.

Ключевые слова: образование, государственная программа, образовательный стандарт, кредитная система, культура, студенты, научно-исследовательская деятельность.

На общегосударственном уровне принятые в Казахстане «Концепция развития системы образования РК до 2015 года» [1] и «Государственная программа развития системы образования в Республике Казахстан на 2011 - 2020 годы» [2] предполагают, в первую очередь, повышение качества образования, гармонизацию национальных стандартов образования с образовательными стандартами передовых стран мира. Все вузы Казахстана после экспериментальных лет с 2007 года перешли на кредитную систему обучения, т.е. на образовательную систему, направленную на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации научного процесса и учета знаний в виде кредитов. Социально-экономические преобразования, происходящие в Республике Казахстан, требуют высокого профессионализма, который неразрывно связан с созданием каждому человеку условий для самореализации и самоутверждения как личности.

В свое время Президент страны Назарбаев Н.А. в посланиях к народу Казахстана отмечал, что главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира [3]. В связи с этим актуализируется обеспечение равного доступа всех казахстанцев к полноценному образованию. Безусловно, саморазвитие студента, его научная самостоятельность зависят от организации всего научного процесса в ВУЗе, а также организации и четкого руководства самостоятельной научной работой студентов, ядром которой является развитие их познавательной активности [4], [5].

Феномен самоорганизующейся образовательной деятельности рассматривается в трудах Ю.С. Бродского, О.С. Газмана, Т.М. Давыденко, О.В. Заславской, Н.М. Смирновой, М.В. Соколовского и др. [6]. По мнению ученого Л.Я. Зориной, идеи самоорганизации в процессе обучения обладают большой самоценностью для обучающихся по многим основаниям: влияют на картину мира, мировоззренческие представления, стиль мышления, дают основу для сближения культур [7].

Реализованный таким образом феномен методологической культуры переводит студента из позиции репродуктивно-отражательного реагирования и исполнительства в позицию продуктивного педагогического творчества. Специально разработанные условия отбора и представления содержания научного материала обуславливают достаточно сбалансированное сочетание логического и интуитивного в деятельности самоорганизуемого педагогического сознания.

В рамках исследования отмечено, что основная направленность изменений в образовании должна быть связана с развитием системы научно-исследовательской деятельности (УИД) обучающихся студентов. Во-первых, ценностные установки УИД должны быть ориентированы на овладение тем или иным конкретным знанием. Во-вторых, посредством развития научно-исследовательских умений обучающихся возможны целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду вуза элементы, которые улучшают характеристики отдельных частей и самой системы в целом. И, в-третьих, при участии студентов в научно-исследовательской деятельности у них происходит не только развитие познавательного интереса, но и активизация мышления, умение выбора качественной, объективной и приемлемой к своей профессиональной деятельности информации [8].

Наиболее продуктивными формами организации студенческой научной деятельности по педагогике являются научные семинары, студенческое науч-

ное общество, разработка и защита рефератов, проблемные группы, курсовые и дипломные работы, а также кружки (предметные, проблемные), студенческие олимпиады, КВН, конкурсы на лучшую творческую работу. В педагогической литературе разделяют понятия «исследовательская работа» и «исследовательская деятельность». Исследовательская работа - это «система мер, направленных на развитие творческого потенциала студента, его познавательной деятельности». Исследовательская деятельность студентов - «процесс формирования новых педагогических знаний, исследовательских знаний и умений, вид познавательной деятельности, направленный на развитие и саморазвитие студента» [9].

Для более полного обоснования сущности понятия «научно-исследовательская деятельность студента» обратимся к психологическим концепциям научной деятельности. По нашему мнению, структура УД, предложенная В.В. Давыдовым [10], наиболее полно отражает учебную деятельность студентов в вузе. Если перейти к анализу понятия «исследовательская деятельность», то казахстанский профессор Ш.Т. Таубаева под исследовательской деятельностью понимает «оригинальные разработки в области естественных или социальных наук, культуры или образования, предполагающие тщательные, упорядоченные изыскания, зависящие от характера и условий поставленных проблем [11].

В условиях творческого познания исследовательская деятельность представляет собой самодвижение, саморазвитие. В этом случае информация поступает не извне, а является результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает собой новую информацию, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не получится конечный результат. Совмещая определения, можно прийти к выводу, что научно-исследовательская деятельность является связующим звеном в цепочке учебная деятельность - исследовательская деятельность студентов вуза. Следовательно, оно предполагает переходный этап в собственно исследовательскую деятельность. Ш.Т. Тау-баева выделяет уровень культурной самоорганизации, который характеризуется наличием у будущего учителя собственных интересов, убеждений и установок, адекватных личностных предпочтений. Новообразованиями исследовательского мышления являются системность, научно-методическая рефлексия (учитель-ин-новатор) [11].

Данный теоретический анализ позволил сформулировать следующее определение научно-исследовательской деятельности студента. Под научно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации работы, которая связана с решением студентами творческой задачи с заранее не известными результатами и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного изыскания: постановку проблемы, ознакомления с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.

Исследователи выделяют следующие основные формы научно-исследовательской работы студентов:

- участие в работе научного студенческого общества, педагогических мастерских;

- групповое и индивидуальное выполнение в период педагогической практики опытных, экспериментальных и теоретических исследовательских заданий;

- написание курсовых и выпускных квалификационных работ [12].

Когда в конце 80-х годов прошлого века была поднята тема гуманизации и

гуманитаризации образования, то обсуждение её происходило совсем в других

условиях, чем в настоящее время. И дело не только в изменившихся экономических, социально-политических, идеологических реалиях наших дней, а, если иметь в виду преподавание философии, то и не столько в них.

Тогда была «перестройка», её исторический пафос, эйфория, надежды на новое политическое мышление, обновленный социализм ставили вопрос о преобразовании высшего образования. Критиковался технократический уклон образовательной системы, предлагалось развернуть образование в сторону человека. Сейчас многие рекомендуемые тогда меры могут вызвать или вздох сожаления, поскольку не удалось реализовать их в необходимой степени и на длительное время (например, увеличение часов на социально-гуманитарные дисциплины), или саркастическую усмешку по поводу надежд на переход от администрирования к самоорганизации, от «идеальных» программ к авторским курсам. Что уж говорить о рекомендации разукрупнить потоки и студенческие группы.

Гуманизация и гуманитаризация высшего образования тесно взаимосвязаны. Гуманизация ориентирована на создание гуманной системы образования, на развитие личности студента с учетом его потребностей, возможностей, психологических особенностей [7].

В связи с этим важно не только обеспечить студентов профессиональными знаниями, но и интегрировать их в национальную и мировую культуру, что ведет к всестороннему развитию личности.

Под гуманитаризацией мы понимаем педагогический процесс, который направлен на формирование социокультурной личности при помощи расширения и углубления гуманитарных знаний. При этом осуществляется гуманистическое воспитание личности.

Гуманизация образования предполагает создание условий, способствующих развитию творческого потенциала личности студента, а также формированию ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующим их использованием в профессиональной деятельности. В современном обществе человек является центром гуманистического мировоззрения: вокруг него строится система взглядов и убеждений, отношение к обществу и духовным ценностям, к различным видам деятельности, познания и общения. В системе высшего образования мера гуманизации определяется тем, насколько создана атмосфера взаимоуважения участников образовательного процесса к личности друг друга. Развитие всесторонне развитой личности осуществляется путем овладения достижениями человеческой истории и культуры [9]. Считается, что средством гуманизации образования является его гуманитаризация. Выделяется два аспекта гуманитаризации, одним из которых можно назвать увеличение в содержании образования доли дисциплин о человеке и человечестве. Для этих преподаваемых предметов выделяются историко-культуро-логические компоненты, позволяющие формировать творческие способности обучающихся.

В области педагогики - это процесс закладки гуманных качеств индивида.

В наше время внимание ученых уделено проблемам, связанным с гуманизацией образования, педагогического процесса, педагогической деятельности и личности обучающегося.

Стандарты второго поколения среди результатов обучения на первое место ставят личностные результаты, такие как «сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; уважение к творцам науки и техники, отношение к любой науке как к элементу общечеловеческой культуры; формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю». Чтобы реализовать данный подход, отечественной научной средой было накоплено много теоретического опыта.

Гуманизация является полным поворотом фрагментов учебно-воспитательного процесса по отношению к внутреннему миру обучающегося, а также создание комфортных условий, благодаря которым способна развиваться его социальная активность, обнаружатся его скрытые потенциалы и таланты.

Библиографический список

Одни считают гуманизацию образования неотъемлемым элементом современных социальных взглядов и течений, согласно которым в сферу научной картины мира сегодня вступает человек.

Гуманизация педагогического образования отвечает за оптимизацию процесса соприкосновения и изучения личностью социума, эффективность и скорость развития индивида.

Гуманизация ставит самоцелью совершенствование форм и методов обучения и привитие воспитания, способствующих раскрытию личностной индивидуальности, особенностей и качеств, организацию условий, благодаря которым будет повышен интерес к учебе, присутствовать личная заинтересованность правильно воспринимать и трактовать воспитательные воздействия. Чтобы осуществить всё это, необходимо создание «нового гуманизма», гармонирующего с условиями технолого-информационного века со всеми его особенностями, благами и проблемами. За основу здесь стоит брать личностно-деятельностный подход.

Он предполагает модернизацию как организацию самого учебного процесса, так и перестройку на более гибкие методы его организации (внедрение модульного обучения, проектную деятельность, ИКТ).

Чтобы человек развивался гармонично, нужно гуманизировать элементы всех наук. Из гуманитарных, точных, естественных создать собирательный образ, который сможет свободно адаптироваться под стремительно изменяющиеся жизненные реалии, такой, который позволит ориентироваться в современном мире вне зависимости от сиюминутного окружения, временных переменных и иных непостоянных факторов.

С учетом сегодняшних реалий будущего ученого или исследователя необходимо готовить еще со школьной и вузовской скамьи. Прививать ему благородство миссии и учить нести ответственность за собственные поступки.

Для формирования «основ научного мировоззрения, а в дальнейшем и развития исследовательского творчества большое значение имеет формирование интеллектуальных чувств» [13]. Если студент захвачен решением задачи с поиском истины, мыслительных задач, то в результате (при грамотном руководстве преподавателя) возникают чувства любознательности, удивления, сомнения, удовольствия или разочарования, уверенности в истинности положений. Возникновение подобных ощущений связано с потребностью в познании, и интеллектуальные чувства будут развиваться, что необходимо для развития полноценной современной культурной личности.

Самоорганизующее начало научно-исследовательской деятельности студента позволяет интегрировать и положения других методологических подходов, получивших наиболее полное отражение в педагогических исследованиях. Для нашего исследования интересны были положения системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

Так, например, с позиции системного подхода, нам импонирует положение о том, что научно-исследовательская деятельность есть системно-функциональный конструкт, позволяющий студенту самореализоваться.

При правильном подходе к исследовательской деятельности будут прививаться навыки и гуманитарное мировосприятие, открытое для точных наук [9].

Главной чертой при гуманизации точной науки является формирование у мо-лодеых людей, которые позже превратятся в исследователей, проектировщиков и инженеров, таких взглядов, согласно которым они будут считать основным предназначение человеческой профессии сохранность планеты и ее обитателей [7].

Это позволит взрастить поколения самосознательных и высококлассных специалистов, ценящих культуры, жизнь и человеческое наследие.

Рассмотренные в статье теории и подходы позволили проанализировать основные самоорганизующие источники научно-исследовательской деятельности студента, обусловленные происходящими качественными изменениями в системе высшего образования РК. Именно такое понимание созвучно с основными положениями национальной идеологии в подготовке конкурентоспособных и компетентных специалистов республики.

1. Послание народу Президента Республики Казахстан лидера нации Н.А. Назарбаева от 14 декабря 2012 г. Стратегия «Казахстан-2050».

2. Об образовании: Закон РК от 27.07.07 № 319-111. Казахстанская правда. 2007; 15 августа: 5.

3. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы. Казахстанская правда. 2010; 14 декабря: 10 - 12.

4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. Москва: Издательская корпорация «Логос», 2000.

5. Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе. Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др. Москва, 1981.

6. Гайдученок И.А. Слово о личности: Философское эссе. Под ред. Л.В. Уварова. Наука и техника, 1990.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990.

8. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. Москва: Школа-Пресс, 1995.

9. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. Москва: Изд-во МГУ 1985.

10. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. Москва: Педагогическое общество России, 2000.

11. Таубаева Ш. Исследовательская культура педагога. Научное пособие для студентов и преподавателей педагогических колледжей и педагогических институтов. Алматы, 2002.

12. Lawrence D.H. Assorted Article. London, 1932.

13. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск: Литература, 1996. References

1. Poslanie narodu Prezidenta Respubliki Kazahstan lidera nacii N.A. Nazarbaeva ot 14 dekabrya 2012 g. Strategiya «Kazahstan-2050».

2. Ob obrazovanii: Zakon RK ot 27.07.07 № 319-111. Kazahstanskaya pravda. 2007; 15 avgusta: 5.

3. Gosudarstvennaya programma razvitiya obrazovaniya RK na 2011-2020 gody. Kazahstanskaya pravda. 2010; 14 dekabrya: 10 - 12.

4. Gusinskij 'E.N., Turchaninova Yu.I. Vvedenie v filosofiyu obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 2000.

5. Psihologicheskie osobennosti formirovaniya lichnosti v pedagogicheskom processe. Pod red. A. Kossakovski, I. Lompshera i dr. Moskva, 1981.

6. Gajduchenok I.A. Slovo o lichnosti: Filosofskoe 'esse. Pod red. L.V. Uvarova. Nauka i tehnika, 1990.

7. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. Moskva: Progress, 1990.

8. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki: Vvedenie vprikladnuyu filosofiyu. Moskva: Shkola-Press, 1995.

9. Reshetova Z.A. Psihologicheskie osnovy professional'nogo obucheniya. Moskva: Izd-vo MGU, 1985.

10. Davydov V.V. Vidy obobscheniya v obuchenii. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2000.

11. Taubaeva Sh. Issledovatel'skaya kul'tura pedagoga. Nauchnoe posobie dlya studentov i prepodavatelej pedagogicheskih kolledzhej i pedagogicheskih institutov. Almaty, 2002.

12. Lawrence D.H. Assorted Article. London, 1932.

13. Kochetov A.I. Kul'tura pedagogicheskogo issledovaniya. Minsk: Literatura, 1996.

Статья поступила в редакцию 07.08.19

УДК 37.032.5

Gladkova L.N., senior teacher, Tyumen State University (Tyumen, Russia), E-mail: love_love.13@ mail.ru

SOCIAL SERVICES AS A MEANS OF FORMING A COLLECTIVE OF ELEMENTARY SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF ONLINE SOCIALIZATION.

The article deals with the problem of using social services of the virtual space to rally the classroom team. A developed program of forming a group of younger schoolchildren using social services that activate the process of online socialization is presented. Experimental work, results and their interpretation are revealed. The active development of the personality, the formation of basic qualities, occurs in the school years, and largely depends on the social atmosphere of which the child is a member. Of particular importance in this sense (personality formation) is the primary school age, which determines the relevance of the development of the problem of team formation in primary grades.

Key words: social services, team, online socialization, younger students, Internet.

Л.Н. Гладкова, ст. преп., Тюменский государственный университет, г. Тюмень, E-mail: love_love.13@ mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОНЛАЙН-СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье рассматривается проблема использования социальных сервисов виртуального пространства для сплочения классного коллектива. Приведена разработанная программа формирования коллектива младших школьников при использовании социальных сервисов, активизирующих процесс онлайн-со-циализации. Представлена опытно-экспериментальная работа, ее результаты и их интерпретация. Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования коллектива в начальных классах.

Ключевые слова: социальные сервисы, коллектив, онлайн-социализация, младшие школьники, Интернет.

Активное развитие личности, формирование базисных качеств, происходит в школьные годы и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования коллектива в начальных классах1.

В настоящий момент специфика социализации и общения в Интернет-среде рассматривалась в работах таких исследователей, как Е.П. Белинская, Е. Блохина, С.В. Бондаренко, И.А. Васильева, А.Е. Войскунский, Е.И. Горошко, В.В. Гудимов, А.Е. Жичкина, М. Иванов, Л.Ю. Иванов, Т. Келер, А.В. Минаков,

A.В. Мудрик, И. Паравозов, В.А. Плешаков, В.В. Нестеров, М.Ю. Сидорова, Ф.О. Смирнов, Дж. Сулер, В. Фриндте, Н. И. Чудова, И. Шевченко, К. С. Янг и многих других [1 - 5].

К преимуществам онлайн-социализации (процесса освоения норм и ценностей культуры, формирования самосознания личности, происходящего под влиянием и в результате использования человеком возможностей современных информационных и компьютерных технологий виртуального пространства в контексте жизнедеятельности) относят: скорость и разнообразие информационного обмена, возможность выстраивания разноуровневой и разнонаправленной коммуникации и т.д. Социальные сервисы (по Е.Д. Патаракину) - это "комплекс информационно-коммуникационных технологий, современных технических средств, сетевого программного обеспечения, связывающий людей в сетевые сообщества и поддерживающий групповые взаимодействия". Отдельные аспекты методики использования сетевых сервисов в школьном образовании рассматриваются в целом ряде работ. Например, в исследованиях С.Г Григорьева,

B.В. Гриншкуна, C.B. Зенкиной, A.A. Кузнецова, И.В. Роберт, М.А. Сурхаева и др. анализируются дидактические возможности средств телекоммуникаций, в работах C.B. Бондаренко, Е.Д. Патаракина, A.M. Сапова, М.В. Сафронова, Н.К. Тальнишних и др. рассматриваются вопросы развития сетевых сообществ, в диссертациях С.З. Алборовой, С.Е. Ковровой, Р.И. Круподерова, A.B. Шелухиной и др. отражены отдельные направления применения сетевых сервисов [6 - 20].

В целом следует признать, что в психолого-педагогических исследованиях отсутствует описание психолого-педагогических механизмов, моделей и методик, условий и средств формирования опыта социально безопасного поведения в классном коллективе в процессе онлайн-социализации, позволяющее использо-

вать потенциал данной сферы и ее элементов в контексте решения педагогических задач. Основными подходами концепции Т. А. Куракина, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика являются: "подход к школьному детскому коллективу, который необходимо создать, чтобы использовать его в развитии всех детей и каждого в отдельности; подход к детскому школьному коллективу как объекту и субъекту воспитания; подход триединства в управлении детским школьным коллективом (педагогический, психолого-педагогический, социально-педагогический аспекты)" [16].

Знание о способах формирования и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены противоречия между:

- значимостью в педагогике таких понятий, как взаимодействие, сотрудничество, коллективная деятельность, совместное творчество и активно пропагандируемой в обществе идеологией индивидуализма;

- необходимостью оказания помощи учащимся начальной школы в формировании новых отношений в классе и недостаточным вниманием со стороны педагогов к данному явлению.

В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также опыта использования социальных сервисов в образовательной и воспитательной практике нами была разработана программа по повышению квалификации педагогических кадров и будущих педагогов при формировании коллектива младших школьников средствами социальных сервисов2.

Целью программы стало повышение уровня сплоченности классного коллектива, а также создание благоприятной психологической атмосферы средствами социальных сервисов.

База: 2 «А» и 2 «Б» классы МАОУ гимназии № 16 г Тюмени.

Экспериментальная группа составила 30 человек (17 девочек, 13 мальчиков); контрольная группа: 30 человек (19 девочек, 11 мальчиков).

Базовые характеристики воспитательной программы. Возраст обучающихся - 10 - 12 лет; форма организации учебно-воспитательного процесса - взаимодействие в сети Интернет, внеклассные мероприятия и проектная деятельность.

Структура программы. Данная программа разработана на месяц обучения и состоит из восьми проектов: На школьной волне (Вконтакте), Аэропочта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

' Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00268 А «Формирование исследовательских компетенций обучающихся в системе многоуровневого университетского психолого-педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров».

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке государственного задания Минобрнауки РФ «Формирование конкурентоориентированности и конкурентоспособности молодежи в российском обществе в контексте современной социокультурной динамики» (2017-2019 гг.). Код проекта 28.2941.2017/4.6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.