— 174Ч НОМАИ донишгох 4
Т.А. Шукурзод, Б.А. Мусоева, А. Таборов
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ШКОЛЬНИКОВ
Ключевые слова: профессиональная готовность, фундамент ализация, индивидуализация, дифференциация и гуманитаризация
Основные тенденции развития современного профессионального образования можно охарактеризовать следующим образом: фундаментализация (сокращение доли общих дисциплин и увеличение доли учебных курсов по выбору); индивидуализация (учет в технологиях обучения профессионально-значимым качествам человека, введение принципа состязательности, рейтинга студентов и др.); дифференциация (адаптация содержания образования и технологии обучения к различным категориям обучаемых); гуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин, осознание роли и места человека в любом процессе).
Такой подход к подготовке специалиста позволит сформировать его как субъекта педагогической деятельности, который сможет осуществлять научное управление процессом обучения и воспитания:
- определять цели и видеть перспективы педагогического воздействия на личность школьника с учетом реальных условий;
адекватно целям осуществлять, анализировать, контролировать, оценивать процесс и результат деятельности;
- вносить необходимые коррективы и прогнозировать перспективы совершенствования педагогической деятельности;
- осознавать и адекватно оценивать свои возможности педагогической деятельности;
с ученые записки ,75~
- анализировать состояние образования в целом и отдельные его этапы, предвидеть возможные изменения, объективно осознавать свою социальную роль и прогнозировать появление новых требований к профессиональной деятельности педагога.
Характерной особенностью современного периода является активизация гуманистических тенденций в воспитании и обучении школьников, что, несомненно, должно быть учтено в процессе подготовки будущих педагогов школьных учреждений.
Гуманизация системы подготовки воспитателя требует учета следующих принципов:
1) принцип культурологического подхода (предполагает приобщение субъекта к общечеловеческой культуре, самореализацию будущего педагога в культуре;
2) принцип антропологического подхода (обуславливает такую структуру взаимодействия преподавателя и студентов, при которой будущий педагог выступает субъектом педагогического процесса, а его деятельность стимулируется демократическими формами и методами педагогической подготовки);
3) принцип профессионально-деятельностного подхода (предполагает моделирование в процессе педагогической подготовки будущих педагогов структуры и содержания педагогической деятельности);
4) принцип индивидуально-творческого подхода (заключается в создании оптимальных условий для развития творчества студентов, выявления их собственных педагогических взглядов, неповторимой технологии педагогической деятельности).
Осмысление гуманистических принципов технологии обучения позволяет "определить не только стратегию, но и тактическую программу подготовки студентов к управлению математическим развитием школьников" (1).
На протяжении многих лет под содержанием образования понималась система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей, формирование определенных нравственных качеств и соответствующего им поведения, готовит к жизни, к труду (4).
М.Н. Скаткин и В.В. Краевский, кроме знаний, умений и
— 176~с номаи донишгох )
навыков, выделяют в содержании образования основы социального опыта, накопленного человечеством. (2, 5)
По-нашему мнению, основные компоненты содержания образования следующие:
1) образование качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательных качеств, направленности личности, трудовых качеств, коммуникативности, эстетических и физических качеств);
2) образование опыта предметной деятельности, дифференцируемого по степени общности ее видов (общее и специальное образование);
3) образование опыта личности, дифференцируемого по принципу теория - практика (знания и умения);
4) образование опыта личности, дифференцируемого по творческому признаку (репродуктивная и творческая деятельность) (3).
Отсюда, можно выделить два основных компонента содержания образования: инвариантный и вариативный.
Инвариантный компонент направлен на развитие тех качеств личности, которые необходимо формировать у всех обучающихся в учебном заведении, независимо от профиля и специальности. Вариативный компонент предусматривает дифференциацию содержания образования в зависимости от профиля и специализации обучающихся на вариативно-специальную (обязательную) часть и вариативно-индивидуальную (факультативную).
Таким образом, в содержании математического образования студентов - будущих специалистов школьного воспитания можно выделить:
1. Инвариантную часть - включающую в себя общие аспекты математики как науки, современные математические концепции.
2. Вариативно-специальную (обязательную) часть -включающую в себя аспекты теории и методики математического развития школьников, связанные со спецификой образовательной деятельности педагога.
3. Вариативно-индивидуальную (факультативную) часть -
С"* ■ 1 ,пп ученые записки 177 ~
включающую в себя аспекты теории и методики математического развития школьников в зависимости от индивидуальных особенностей, склонностей и потребностей студентов и направленную на удовлетворение их образовательных потребностей. Это требует наличия вариативных программ и спецкурсов, направленных на углубленное изучение вопросов теории и методики математического развития школьников, в том числе и вопросов управления математическим развитием школьников.
В зависимости от целей обучения, объективно существует возможность построения нескольких структур для одной учебной дисциплины. Поиск наиболее приемлемой структуры составляет задачу повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Содержание знаний педагога - это и методическая база профессиональной деятельности и непосредственный инструмент практических действий по управлению математическим развитием школьников. Основу для овладения педагогами технологией профессиональной деятельности, ее содержательной и операционной сторонами в большей степени составляет система общепедагогических знаний.
Как известно, общепедагогические знания включают в себя ряд элементов:
- знание фундаментальных идей, концепций, законов и закономерностей развития педагогических явлений;
- знание ведущих педагогических теорий, основных категорий и понятий;
- знание основополагающих педагогических фактов;
- прикладные знания об общей методике обучения и воспитания.
Знания, необходимые для осуществления управления
математическим развитием, можно отнести к прикладным, поскольку эти знания являются:
- во-первых, основой практической деятельности воспитателя, помогая ему научно-обоснованно строить педагогический процесс по математике;
- во-вторых, они определяют мировоззрение педагога, направленность его педагогического мышления;
—178~ номаи донишгох ")
- в-третьих, обеспечивают воспитателю овладение операциональной стороной управленческой деятельности.
Исходя из того, что критерием готовности к любой деятельности, в том числе и к управлению математическим развитием, является формирование определенных умений, в основу построения курса должна быть положена концепция взаимосвязи теории и практики. В связи с этим критерием методической готовности будущего воспитателя к управлению процессом математического развития является сформированность общепедагогических и частно-методических умений, интегрирующих в себе математические, психолого-педагогические и методические знания, являющиеся той основной целью, ради которой данный предмет включен в учебный план по специальности.
В связи с этим, важной задачей подготовки специалистов является и использование такой технологии обучения, которая ориентировала бы студентов не только на усвоение знаний, но и на повышение их интеллектуального потенциала, формирование у них теоретико-практического мышления, позволяющего молодому педагогу быстро адаптироваться к профессиональной деятельности.
Таким образом, в содержании образования учащихся дошкольного возраста можно выделить инвариантную часть, вариативно-специальную обязательную часть и вариативно-индивидуальную факультативную часть. Управление процессом математического развития учащихся требует от педагога не только наличия специальных знаний и умения применять эти знания, но и так называемых "метазнаний".
В основу совершенствования процесса подготовки студентов к управлению математическим развитием учащихся, на наш взгляд, должен быть положен контекстный и позиционный подходы, означающие интеграцию учебной и профессионально-практической деятельности будущих педагогов и переход от системы жесткого управления учебным процессом к системе гибкого руководства им.
Задача подготовки студентов к управлению математическим развитием школьников решается не только в процессе организации
—178~ номаи донишгох ")
- в-третьих, обеспечивают воспитателю овладение операциональной стороной управленческой деятельности.
Исходя из того, что критерием готовности к любой деятельности, в том числе и к управлению математическим развитием, является формирование определенных умений, в основу построения курса должна быть положена концепция взаимосвязи теории и практики. В связи с этим критерием методической готовности будущего воспитателя к управлению процессом математического развития является сформированность общепедагогических и частно-методических умений, интегрирующих в себе математические, психолого-педагогические и методические знания, являющиеся той основной целью, ради которой данный предмет включен в учебный план по специальности.
В связи с этим, важной задачей подготовки специалистов является и использование такой технологии обучения, которая ориентировала бы студентов не только на усвоение знаний, но и на повышение их интеллектуального потенциала, формирование у них теоретико-практического мышления, позволяющего молодому педагогу быстро адаптироваться к профессиональной деятельности.
Таким образом, в содержании образования учащихся дошкольного возраста можно выделить инвариантную часть, вариативно-специальную обязательную часть и вариативно-индивидуальную факультативную часть. Управление процессом математического развития учащихся требует от педагога не только наличия специальных знаний и умения применять эти знания, но и так называемых "метазнаний".
В основу совершенствования процесса подготовки студентов к управлению математическим развитием учащихся, на наш взгляд, должен быть положен контекстный и позиционный подходы, означающие интеграцию учебной и профессионально-практической деятельности будущих педагогов и переход от системы жесткого управления учебным процессом к системе гибкого руководства им.
Задача подготовки студентов к управлению математическим развитием школьников решается не только в процессе организации
С ученые записки 179 ~
учебно-познавательной деятельности, но и в процессе профессионально-практической и исследовательской деятельности студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1.Горшкова В.В., Сизоненко А.П. Принципы организации и технология подготовки специалиста в условиях педколледжа / Развитие педагогического мышления у будущих учителей. -Нижний Новгород, 1996,- 80с.
2.Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методический анализ. - М.: Педагогика, 1977
3.Педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / Под. ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983
4.Скаткин М.Н. Краевский В.В. Содержание общего и среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981
Профессиональная готовность будущих педагогов к управлению математическим развитием школьников
Т.А. Шукурзод, Б.А. Мусоева, А.Табаров
Ключевые слова: профессиональная готовность, фундамент алггзагщя, индивидуализация, дифференциация и гуманитаризация
Основные тенденции развития современного профессионального образования охарактеризованы в статье как подход к подготовке специалиста в формировании его как субъекта педагогического деятельности, который сможет осуществлять научное управление процессом обучения и воспитания.
В основу совершенствования процесса подготовки студентов к управлению математическим развитием учащихся, по мнению авторов, должен быть положен контекстный и позиционный подходы означающие интеграцию учебног! и профессионально-практического деятельности будущих педагогов и переход от системы жесткого управления учебным процессом к системе гибкого руководства им.
— 180~( HOMAH JOHHinrQX )
Professional Readiness of Future Pedagogues for Governing Schoolchildren's Mathematical Development
T.A. Shukurzod, B.A. Musoyeva, A. Tabarov
Key words: professional readiness, fundamentalization, individualization, differentiation and humanitarization
Principal tendencies of development in reference to modern professional education are characterized in the article as an approach to training of a specialist when he/she is formed as a subject of pedagogical activity to carry into effect a scienti fic governance over the process of tuition and upbringing.
In the authors ' opinions, these are contextual and positional approaches that shoidd serve as a foundation for a perfection of the process of training students for the governance over pupils ' mathematical development; the approaches in question mean integration of education and practical-vocational activities of future pedagogues and a transition from the system of rigid governance over educational process to that one of flexible guidance.