Научная статья на тему 'Профессиональная готовность будущих педагогов к управлению математическим развитием школьников'

Профессиональная готовность будущих педагогов к управлению математическим развитием школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL READINESS / FUNDAMENTALIZATION / INDIVIDUALIZATION / DIFFERENTIATION AND HUMANITARIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукурзод Тагойбобо, Мусоева Бунафша, Табаров Абдулло

Основные тенденции развития современного профессионального образования охарактеризованы в статье как подход к подготовке специалиста в формировании его как субъекта педагогической деятельности, который сможет осуществлять научное управление процессом обучения и воспитания. В основу совершенствования процесса подготовки студентов к управлению математическим развитием учащихся, по мнению авторов, должен быть положен контекстный и позиционный подходы, означающие интеграцию учебной и профессионально-практической деятельности будущих педагогов и переход от системы жесткого управления учебным процессом к системе гибкого руководства им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Readiness of Future Pedagogues for Governing Schoolchildren’s Mathematical Development

Principal tendencies of development in reference to modern professional education are characterized in the article as an approach to training of a specialist when he/she is formed as a subject of pedagogical activity to carry into effect a scientific governance over the process of tuition and upbringing. In the authors ’ opinions, these are contextual and positional approaches that should serve as a foundation for a perfection of the process of training students for the governance over pupils ’ mathematical development; the approaches in question mean integration of education and practical-vocational activities of future pedagogues and a transition from the system of rigid governance over educational process to that one of flexible guidance.

Текст научной работы на тему «Профессиональная готовность будущих педагогов к управлению математическим развитием школьников»

— 174Ч НОМАИ донишгох 4

Т.А. Шукурзод, Б.А. Мусоева, А. Таборов

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: профессиональная готовность, фундамент ализация, индивидуализация, дифференциация и гуманитаризация

Основные тенденции развития современного профессионального образования можно охарактеризовать следующим образом: фундаментализация (сокращение доли общих дисциплин и увеличение доли учебных курсов по выбору); индивидуализация (учет в технологиях обучения профессионально-значимым качествам человека, введение принципа состязательности, рейтинга студентов и др.); дифференциация (адаптация содержания образования и технологии обучения к различным категориям обучаемых); гуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин, осознание роли и места человека в любом процессе).

Такой подход к подготовке специалиста позволит сформировать его как субъекта педагогической деятельности, который сможет осуществлять научное управление процессом обучения и воспитания:

- определять цели и видеть перспективы педагогического воздействия на личность школьника с учетом реальных условий;

адекватно целям осуществлять, анализировать, контролировать, оценивать процесс и результат деятельности;

- вносить необходимые коррективы и прогнозировать перспективы совершенствования педагогической деятельности;

- осознавать и адекватно оценивать свои возможности педагогической деятельности;

с ученые записки ,75~

- анализировать состояние образования в целом и отдельные его этапы, предвидеть возможные изменения, объективно осознавать свою социальную роль и прогнозировать появление новых требований к профессиональной деятельности педагога.

Характерной особенностью современного периода является активизация гуманистических тенденций в воспитании и обучении школьников, что, несомненно, должно быть учтено в процессе подготовки будущих педагогов школьных учреждений.

Гуманизация системы подготовки воспитателя требует учета следующих принципов:

1) принцип культурологического подхода (предполагает приобщение субъекта к общечеловеческой культуре, самореализацию будущего педагога в культуре;

2) принцип антропологического подхода (обуславливает такую структуру взаимодействия преподавателя и студентов, при которой будущий педагог выступает субъектом педагогического процесса, а его деятельность стимулируется демократическими формами и методами педагогической подготовки);

3) принцип профессионально-деятельностного подхода (предполагает моделирование в процессе педагогической подготовки будущих педагогов структуры и содержания педагогической деятельности);

4) принцип индивидуально-творческого подхода (заключается в создании оптимальных условий для развития творчества студентов, выявления их собственных педагогических взглядов, неповторимой технологии педагогической деятельности).

Осмысление гуманистических принципов технологии обучения позволяет "определить не только стратегию, но и тактическую программу подготовки студентов к управлению математическим развитием школьников" (1).

На протяжении многих лет под содержанием образования понималась система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей, формирование определенных нравственных качеств и соответствующего им поведения, готовит к жизни, к труду (4).

М.Н. Скаткин и В.В. Краевский, кроме знаний, умений и

— 176~с номаи донишгох )

навыков, выделяют в содержании образования основы социального опыта, накопленного человечеством. (2, 5)

По-нашему мнению, основные компоненты содержания образования следующие:

1) образование качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательных качеств, направленности личности, трудовых качеств, коммуникативности, эстетических и физических качеств);

2) образование опыта предметной деятельности, дифференцируемого по степени общности ее видов (общее и специальное образование);

3) образование опыта личности, дифференцируемого по принципу теория - практика (знания и умения);

4) образование опыта личности, дифференцируемого по творческому признаку (репродуктивная и творческая деятельность) (3).

Отсюда, можно выделить два основных компонента содержания образования: инвариантный и вариативный.

Инвариантный компонент направлен на развитие тех качеств личности, которые необходимо формировать у всех обучающихся в учебном заведении, независимо от профиля и специальности. Вариативный компонент предусматривает дифференциацию содержания образования в зависимости от профиля и специализации обучающихся на вариативно-специальную (обязательную) часть и вариативно-индивидуальную (факультативную).

Таким образом, в содержании математического образования студентов - будущих специалистов школьного воспитания можно выделить:

1. Инвариантную часть - включающую в себя общие аспекты математики как науки, современные математические концепции.

2. Вариативно-специальную (обязательную) часть -включающую в себя аспекты теории и методики математического развития школьников, связанные со спецификой образовательной деятельности педагога.

3. Вариативно-индивидуальную (факультативную) часть -

С"* ■ 1 ,пп ученые записки 177 ~

включающую в себя аспекты теории и методики математического развития школьников в зависимости от индивидуальных особенностей, склонностей и потребностей студентов и направленную на удовлетворение их образовательных потребностей. Это требует наличия вариативных программ и спецкурсов, направленных на углубленное изучение вопросов теории и методики математического развития школьников, в том числе и вопросов управления математическим развитием школьников.

В зависимости от целей обучения, объективно существует возможность построения нескольких структур для одной учебной дисциплины. Поиск наиболее приемлемой структуры составляет задачу повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Содержание знаний педагога - это и методическая база профессиональной деятельности и непосредственный инструмент практических действий по управлению математическим развитием школьников. Основу для овладения педагогами технологией профессиональной деятельности, ее содержательной и операционной сторонами в большей степени составляет система общепедагогических знаний.

Как известно, общепедагогические знания включают в себя ряд элементов:

- знание фундаментальных идей, концепций, законов и закономерностей развития педагогических явлений;

- знание ведущих педагогических теорий, основных категорий и понятий;

- знание основополагающих педагогических фактов;

- прикладные знания об общей методике обучения и воспитания.

Знания, необходимые для осуществления управления

математическим развитием, можно отнести к прикладным, поскольку эти знания являются:

- во-первых, основой практической деятельности воспитателя, помогая ему научно-обоснованно строить педагогический процесс по математике;

- во-вторых, они определяют мировоззрение педагога, направленность его педагогического мышления;

—178~ номаи донишгох ")

- в-третьих, обеспечивают воспитателю овладение операциональной стороной управленческой деятельности.

Исходя из того, что критерием готовности к любой деятельности, в том числе и к управлению математическим развитием, является формирование определенных умений, в основу построения курса должна быть положена концепция взаимосвязи теории и практики. В связи с этим критерием методической готовности будущего воспитателя к управлению процессом математического развития является сформированность общепедагогических и частно-методических умений, интегрирующих в себе математические, психолого-педагогические и методические знания, являющиеся той основной целью, ради которой данный предмет включен в учебный план по специальности.

В связи с этим, важной задачей подготовки специалистов является и использование такой технологии обучения, которая ориентировала бы студентов не только на усвоение знаний, но и на повышение их интеллектуального потенциала, формирование у них теоретико-практического мышления, позволяющего молодому педагогу быстро адаптироваться к профессиональной деятельности.

Таким образом, в содержании образования учащихся дошкольного возраста можно выделить инвариантную часть, вариативно-специальную обязательную часть и вариативно-индивидуальную факультативную часть. Управление процессом математического развития учащихся требует от педагога не только наличия специальных знаний и умения применять эти знания, но и так называемых "метазнаний".

В основу совершенствования процесса подготовки студентов к управлению математическим развитием учащихся, на наш взгляд, должен быть положен контекстный и позиционный подходы, означающие интеграцию учебной и профессионально-практической деятельности будущих педагогов и переход от системы жесткого управления учебным процессом к системе гибкого руководства им.

Задача подготовки студентов к управлению математическим развитием школьников решается не только в процессе организации

—178~ номаи донишгох ")

- в-третьих, обеспечивают воспитателю овладение операциональной стороной управленческой деятельности.

Исходя из того, что критерием готовности к любой деятельности, в том числе и к управлению математическим развитием, является формирование определенных умений, в основу построения курса должна быть положена концепция взаимосвязи теории и практики. В связи с этим критерием методической готовности будущего воспитателя к управлению процессом математического развития является сформированность общепедагогических и частно-методических умений, интегрирующих в себе математические, психолого-педагогические и методические знания, являющиеся той основной целью, ради которой данный предмет включен в учебный план по специальности.

В связи с этим, важной задачей подготовки специалистов является и использование такой технологии обучения, которая ориентировала бы студентов не только на усвоение знаний, но и на повышение их интеллектуального потенциала, формирование у них теоретико-практического мышления, позволяющего молодому педагогу быстро адаптироваться к профессиональной деятельности.

Таким образом, в содержании образования учащихся дошкольного возраста можно выделить инвариантную часть, вариативно-специальную обязательную часть и вариативно-индивидуальную факультативную часть. Управление процессом математического развития учащихся требует от педагога не только наличия специальных знаний и умения применять эти знания, но и так называемых "метазнаний".

В основу совершенствования процесса подготовки студентов к управлению математическим развитием учащихся, на наш взгляд, должен быть положен контекстный и позиционный подходы, означающие интеграцию учебной и профессионально-практической деятельности будущих педагогов и переход от системы жесткого управления учебным процессом к системе гибкого руководства им.

Задача подготовки студентов к управлению математическим развитием школьников решается не только в процессе организации

С ученые записки 179 ~

учебно-познавательной деятельности, но и в процессе профессионально-практической и исследовательской деятельности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1.Горшкова В.В., Сизоненко А.П. Принципы организации и технология подготовки специалиста в условиях педколледжа / Развитие педагогического мышления у будущих учителей. -Нижний Новгород, 1996,- 80с.

2.Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методический анализ. - М.: Педагогика, 1977

3.Педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / Под. ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983

4.Скаткин М.Н. Краевский В.В. Содержание общего и среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981

Профессиональная готовность будущих педагогов к управлению математическим развитием школьников

Т.А. Шукурзод, Б.А. Мусоева, А.Табаров

Ключевые слова: профессиональная готовность, фундамент алггзагщя, индивидуализация, дифференциация и гуманитаризация

Основные тенденции развития современного профессионального образования охарактеризованы в статье как подход к подготовке специалиста в формировании его как субъекта педагогического деятельности, который сможет осуществлять научное управление процессом обучения и воспитания.

В основу совершенствования процесса подготовки студентов к управлению математическим развитием учащихся, по мнению авторов, должен быть положен контекстный и позиционный подходы означающие интеграцию учебног! и профессионально-практического деятельности будущих педагогов и переход от системы жесткого управления учебным процессом к системе гибкого руководства им.

— 180~( HOMAH JOHHinrQX )

Professional Readiness of Future Pedagogues for Governing Schoolchildren's Mathematical Development

T.A. Shukurzod, B.A. Musoyeva, A. Tabarov

Key words: professional readiness, fundamentalization, individualization, differentiation and humanitarization

Principal tendencies of development in reference to modern professional education are characterized in the article as an approach to training of a specialist when he/she is formed as a subject of pedagogical activity to carry into effect a scienti fic governance over the process of tuition and upbringing.

In the authors ' opinions, these are contextual and positional approaches that shoidd serve as a foundation for a perfection of the process of training students for the governance over pupils ' mathematical development; the approaches in question mean integration of education and practical-vocational activities of future pedagogues and a transition from the system of rigid governance over educational process to that one of flexible guidance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.