Научная статья на тему 'Процесс формирования и управления математическим развитием учащихся'

Процесс формирования и управления математическим развитием учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЦЕЛЬ ПРОЦЕССА / СУБЪЕКТ СИСТЕМЫ / ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ / ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УМЕНИЯ / PROCESS OF FORMATION / MATHEMATICAL IMAGINATIONS / OBJECTIVE OF PROCESS / SUBJECT OF SYSTEM / MAIN PRINCIPLES / STAGES OF ACTIVITY / ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусоева Бунавша Аьламхоновна

Статья посвящена анализу математического развития школьников и содержит основные принципы, которых должен придерживаться педагог в своей деятельности. Перечисляются также этапы управленческой деятельности в процессе разрешения педагогической ситуации. Носителем основных управляющих функций выступает педагог, организующий процесс формирования математических представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусоева Бунавша Аьламхоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Process of Formation and Management of Pupils'' Mathematical Development

The article dwells on the analysis of schoolchildren's mathematical development and contains the main principles a pedagogue should keep to in his activity. The author of the article enumerates the stages of managerial activity in the process of a certain pedagogical situation requiring the latter's settlement. The pedagogue who organizes the process of formation in regard to mathematical imagination is a bearer of the principal managerial functions.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования и управления математическим развитием учащихся»

Мусоева Бунавша Аъламхоновна,

аспирант Кургантюбинского государственного университета им. Носира Хусрава

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ УЧАЩИХСЯ

Важнейшим источником математического развития учащихся является управление процессом формирования математических представлений и связанных с ним логических операций. Формирование элементарных математических представлений определяется как "целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения математических знаний, приемов и способов умственной деятельности" [3]. С позиций системного подхода процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся можно представить как целостную систему, включающую в себя следующие компоненты: цель, субъект и структурный компонент процесса формирования математических знаний. Системообразующим компонентом процесса формирования математических знаний у школьника является цель.

Целью процесса формирования математических представлений у школьников является усвоение учащимися определенной системы математических знаний, приемов и способов умственной деятельности, развитие структур логического мышления и речи, которые способствуют успешной подготовке учащихся к изучению математики в школе

Следующим компонентом системы формирования математических представлений является субъект - взрослый, который осуществляет планирование и организацию учебно-познавательного процесса по математике, диагностическую и коррекционную работу с учащимися, то есть управление процессом формирования математических представлений. Поскольку математические знания, несомненно, относятся к знаниям повышенной трудности, то невозможно переоценить роль взрослого в формировании математических представлений у школьников, и от того, насколько компетентно будет осуществляться это управление, зависит эффективность процесса обучения.

Важным элементом системы формирования математических представлений у школьников является содержание обучения. Содержание обучения школьников в области математики - это система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для дальнейшего математического развития ученика.

Структурный компонент процесса формирования математических представлений у школьников - способы деятельности, в которых осуществляется математическое развитие школьников.

Структурный компонент системы процесса формирования математических представлений можно представить как определенный уровень математического развития учащихся. Он включает в себя, прежде всего, уровень развития приемов и способов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.), развитие его психических процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения, речи, внимания), а также овладение знаниями (с точки зрения содержания полученных знаний и освоения способа их получения, т.е. формирования навыков учебной деятельности, овладения самостоятельным экспериментированием).

Таким образом, анализ математического развития школьников и характеристика основных принципов его образовательного содержания как управляемой системы позволили нам сделать выводы о специфике подготовки будущих педагогов к управлению математическим развитием школьников. Будущий педагог должен осознать основные принципы математического развития учащихся:

1. Понимать значение математического развития в формировании личности ученика, развитии его сенсорных, познавательных и творческих способностей.

2. Признавать ученика субъектом процесса математического развития, ориентироваться на его интересы и потребности в выборе содержания и способов деятельности по математическому развитию.

3. Осуществлять математическое развитие ученика в условиях личностноориентированной модели обучения.

4. Выбирать такую программу и технологию обучения, которая в большей степени отвечает особенностям субъектов системы математического развития, а также обладать способностью к конструированию элементов авторской методики на основе собственных воззрений.

5. Проявлять исследовательский подход к ученику и к собственной педагогической деятельности, направленной на поиск оптимальных путей управления математическим развитием учащихся.

Определение основных направлений готовности студентов к управлению математическим развитием школьников предполагает рассмотрение более общей категории "профессиональная готовность педагога". Это связано прежде всего с тем, что категория "профессиональная готовность" выступает в качестве цели и результата подготовки будущих педагогов к управлению математическим развитием школьников.

Таким образом, выделяется четыре этапа управленческой деятельности в процессе разрешения педагогической ситуации:

1 Этап - анализ педагогической ситуации, проектирование результатов и планирование педагогического воздействия;

2 Этап - конструирование и организация учебно-воспитательного процесса;

3 Этап - регулирование, корректирование педагогического процесса на основе сбора текущей информации;

4 Этап - итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач.

Итак, математическое развитие ученика - это управляемый процесс. Потребности теории и практики воспитания и обучения учеников делают особенно актуаль-

ной задачу, связанную с определением педагогической технологии процесса управления и обоснованием на этой основе модели готовности специалиста к управлению математическим развитием школьников.

В связи с этим, по нашему мнению, выделяются четыре группы умений по этапам деятельности управления:

-умения этапа постановки педагогической задачи (умение осуществлять диагностику, проектировать, анализировать исходные условия и формулировать педагогическую задачу);

-умения этапа программирования педагогической задачи (умение выбирать способ педагогического воздействия, моделировать педагогическую систему, программировать действия учителя, программировать учебно-воспитательную информацию);

-умения этапа решения педагогической задачи (умения преподавания, руководства, умения материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса);

- умения этапа итогов решения педагогической задачи (умения анализировать результаты педагогических действий, анализировать решение педагогических задач, ставить задачи самовоспитания и повышения педагогической квалификации).

Таким образом, ведущим или системообразующим фактором управления математическим развитием ученика является цель. Под влиянием цели формируется информационная основа обучения (зачем, чему, как учить) и прогнозирования (оценка возможных реальных эффектов от предполагаемых способов действий). На основе этого осуществляется первый этап управленческой деятельности -планирование учебно-познавательной деятельности, направленной на дальнейшее математическое развитие ученика.

Результаты произведенных педагогических действий могут соответствовать поставленным целям обучения, но могут иметь и отклонения от них. Для этого необходим контроль, обратная связь, в ходе которой взрослый получает информацию о результатах обучения и производит коррекцию своей деятельности в дальнейшем. Математическое развитие как процесс управления выступает в единстве трех перечисленных функций. Носителем основных управляющих функций выступает взрослый, организующий процесс формирования математических представлений. Он должен реализовать задачу перевода ученика из объекта учебно-познавательного процесса в субъект собственной познавательной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. - М.: Знание, 1998.

2. Леушина А.М. Занятия по счету в школе. - М., 1965.

3. Лунгу К.Н. Систематизация приёмов учебной деятельности студентов при обучении математике. - М.: VRSS, 2010.

4. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения: исследования мышления в советской психологии. - М.: Просвещение, I960.

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах. // Школьное воспитание. - 1995. - № 9. - С. 59-65.

6. Михайленко Н.Я. Новые программы для школьников. // Школьное воспитание. - 1996. № 12. -С.6.

7. Петунин О.В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.

Б. Мусоева

Процесс формирования и управления в математическом развитии учащихся

Ключевые слова: процесс формирования, математические представления, цель процесса, субъект системы, основные принципы, этапы деятельности, умения

Статья посвящена анализу математического развития школьников и содержит основные принципы, которых должен придерживаться педагог в своей деятельности. Перечисляются также этапы управленческой деятельности в процессе разрешения педагогической ситуации. Носителем основных управляющих функций выступает педагог, организующий процесс формирования математических представлений.

B. М^оуега

The Process of Formation and Management of Pupils' Mathematical Development

Key words: process of formation, mathematical imaginations, objective of process, subject of system, main principles, stages of activity, abilities

The article dwells on the analysis of schoolchildren's mathematical development and contains the main principles a pedagogue should keep to in his activity. The author of the article enumerates the stages of managerial activity in the process of a certain pedagogical situation requiring the latter's settlement. The pedagogue who organizes the process of formation in regard to mathematical imagination is a bearer of the principal managerial functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.