124-"С НОМАИ донишгох Э
Д. Рахманова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Ключевые слова: педагогическая практика, педагогическая задача, познавательная активность, творческие способности, профессиональное становление, формирование умений и навыков
Современная высшая школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой задачу социализации студентов, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. На наш взгляд, выбранная нами тема является актуальной, так как современное общество нуждается в личности активно участвующей в решении психолого-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса и в максимальной степени актуализирующей свои творческие способности. Проблема развития творческих способностей и разработка научных основ их осуществления в условиях общеобразовательных школ представлена в трудах ряда известных ученых-педагогов. Определенный вклад в разработку психолого-педагогических и дидактических обоснований развития творческих способностей внесли такие выдающиеся учёные, как Теплов Б.М., Шадриков В.Д., Чудновский В.Э., Немов P.C., Пономарев Я.А., Лук А.Н., Дружинин В.Н., Левин В.А., Гоноболин Ф.Н., Ярошевский М.Г. и др. Концептуальные основы формирования и развития творческих способностей определены в трудах отечественных учёных Лутфуллоева М, Шарифзаде Ф., Нурова А., Рахимова X., Шаропова Ш.А., Дадабаевой М., Азизова Л. и др.
Опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, известный исследователь проблемы творчества Лук А.Н.(2,73) выделяет следующие творческие способности.
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применять навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
8. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
9. Способность видеть вещи такими, какие они есть.
10. Лёгкость генерирования идей.
Если рассматривать способности как качества, открывающие путь к творчеству, то нужно помнить, что какая-то доля творчества присутствует в любой деятельности субъекта. Люди, которых мы называем способными, талантливыми и даже гениальными, не наделены какими-то сверхъестественными качествами, которых нет у других. Они только ярче выражают присущие в той или иной мере всем людям творческие способности.
Мы считаем, что необходимо уделить особое внимание развитию творческих способностей будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики, так как именно в ходе этого процесса будущие учителя получают возможность применить и обосновать приобретенные знания, умения и навыки, соотнести собственную систему ценностей с требованиями и нормами профессиональной среды, закрепить и развить личностную мотивацию на самореализацию в реальной педагогической деятельности.
— 126 "С НО МАИ донишгох )
Педагогическая практика - один из важнейших этапов профессиональной подготовки будущего педагога в системе народного образования. Она способствует закреплению знаний, полученных студентом во время теоретического обучения, формированию умений и навыков практической деятельности как специалиста, составляющих основу педагогического мастерства. Цель педагогической практики состоит в том, чтобы сформировать у студентов личностную готовность к работе учителем начальных классов и умение творчески организовать учебную и воспитательную работу с младшими школьниками, а также:
- повышение уровня адаптации студентов к профессиональной педагогической деятельности в условиях общеобразовательного учреждения;
- формирование готовности к комплексному использованию знаний и умений по циклу психолого-педагогических дисциплин и частных методик преподавания при решении разнообразных педагогических задач;
- формирование профессионально-педагогических умений и навыков
организации учебной и воспитательной работы в начальных классах;
- развитие у студентов ценностного отношения к профессии учителя начальных классов, ответственности за результаты педагогического труда.
Педагогическая практика студентов педагогического факультета проводится после изучения базовых курсов психологии, педагогики, частных методик преподавания родного языка, математики, музыки и пения, технологии и физической культуры. В процессе педагогической практики конкретизируются, закрепляются и углубляются знания студентов, приобретённые ими в ходе обучения в вузе; при решении конкретных учебно-воспитательных задач психолого-педагогические и специальные знания приобретают обобщенный характер, в результате чего и развиваются творческие способности.
В Национальной концепции образования Республики Таджикистан отмечено следующее:
«Профессиональное обучение студентов в высших учебных заведениях осуществляется в соответствии с современными моделями образования. Необходимо подготовить и составить современные модели учебных программ, учебников, методов обучения (технологий обучения). В этом направлении модернизацию необходимо реализовать не копированием, а в творческой форме, в сотрудничестве со странами СНГ и другими странами мира. Только организация научного, культурного и образовательного сотрудничества позволит Таджикистану выйти на мировой уровень образования и обеспечить качественную конкурентоспособность образования» (1,6).
Основы профессиональной компетентности педагогов закладываются еще в вузе. Поэтому, обеспечивая качество получаемого студентами образования, необходимо у будущих учителей формировать творческие способности. Познавательная активность предполагает познавательную самостоятельность студента в учебно-профессиональной деятельности. В процессе педагогической практики студенты сталкиваются с необходимостью самостоятельно решать возникающие педагогические задачи. В отличие от учебно-профессиональных задач, которые предлагаются на теоретических дисциплинах, задачи педагогической практики требуют решения в реальном, целостном педагогическом процессе и целостного применения теоретических знаний. Познавательная активность будущего педагога тесно связана с его творческими способностями. Процесс развития творческих способностей будущих учителей начальных классов будет эффективным тогда, когда в процессе педагогической практики студенты-практиканты смогут осуществлять творческую деятельность самостоятельно.
"Педагогическая профессия, - отмечает таджикский учёный Шарифзаде Ф., - требует от учителя постоянного совершенствования своих знаний, практических умений и навыков, всестороннего развития своих творческих способностей. Всесторонность интересов и знаний учителя является необходимым условием его успешной школьной и общественной работы» (3,156). По нашему мнению, для совершенствования профессиональной деятельности
— ,28~ НОМАИ донишгох у
и выработки педагогического мастерства будущему учителю необходимо детально представлять себе структуру педагогического процесса и связанную с ней систему теоретических знаний, практических умений и навыков. Вот почему в процессе профессиональной подготовки учителей начальных классов большое значение имеет глубокое знание психолого-педагогических дисциплин. От того, как сам учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность и доступность, насыщенность яркими деталями и фактами.
С.М. Бондаренко в книге «Урок - творчество учителя» отмечает следующее: «Творчески работающий учитель может сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств - радостью познания» (5,62).
Анализируя деятельность студентов-практикантов педагогического факультета ХГУ имени Б.Гафурова гимназии №24 города Худжанда, нами был проведён опрос на тему «Как вы развиваете свои творческие способности в процессе педагогической практики?».
Результаты анкетирования показали, что 35 % студентов -практикантов отдают предпочтение методической работе (изучению психолого-педагогических дисциплин и частных методик, наблюдение и анализ уроков высококвалифицированных учителей), 23 % - условиям работы и возможности экспериментировать, 27% - саморазвитию (чтение книг, пользование интернетом, знакомство с опытом работы и применение научных методик учителей-новаторов, развитие изобретательских навыков и т.д.), 4% - решению логических задач и психолого-педагогических проблем, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы в начальных классах.
Выводы были следующими: у 11% опрашиваемых не имеется определённых направлений по развитию творческих способностей и профессиональному педагогическому росту.
Анализируя ответы участников анкетирования, мы пришли к выводу, что развитие творческих способностей будущих учителей в процессе педагогической практики будет продуктивным, если:
- до начала педагогической практики студенты осваивают сущность изучения педагогических и психологических дисциплин, а также частных методик преподавания родного языка, математики, музыки и пения, технологии и физической культуры;
- у практикантов формируется умение наблюдать за учебным процессом и анализировать его результаты, организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в начальных классах;
- изучается структура и содержание учебного плана и учебных программ начальной школы и на его основе составляется индивидуальный календарный план прохождения практики;
- у студентов-практикантов формируются умения применять разнообразные методы обучения младших школьников, умения изготавливать наглядные пособия и разрабатывать дидактический материал к урокам и осуществлять внеурочную работу по предмету
у будущих педагогов развита способность к творческой деятельности в решении поставленных задач и использования в своей работе информационных технологий.
С целью определения уровня развития творческих способностей студентов-практикантов нами были проведены исследования, в которых наблюдался творческий подход будущего педагога к урокам и его профессиональная готовность к профессии учителя. Исследования, проводимые в гимназии № 24 города Худжанда показали, что для того, чтобы создать у студентов атмосферу творческой деятельности, важно определить, какое значение имеет педагогическая практика, как она влияет на творческий рост и профессиональное становление будущих учителей. Известно, что в начальных классах учитель должен проявлять творческую активность на каждом уроке и это мы увидели в педагогической деятельности нескольких учителей, к которым были прикреплены наши студенты.
Методика применения творческих способностей у учительницы 2 «а» класса Файзуллоевой М. вполне оригинальна. На каждом уроке она приучает детей слушать своих одноклассников и вовремя поправлять их. Так, например, на уроках родного языка выполняются творческие задания. («Закончите сказку», «А что приключилось с вами?», «Подберите рифму»).
«Весьма важно, чтобы для щадящего режима работы задания к теме были выбраны правильно - отмечает Файзуллоева М., -чтобы они вначале не были трудными для детского возраста. Выбор заданий важен в том смысле, что дети должны удостовериться в подлинной общественной ценности того, чем они занимаются». Мы были свидетелями того, что на уроках технологии студенты вместе с детьми увлечённо изготавливали наглядные пособия к последующему уроку математики. Это были разнообразные грибочки в корзиночках или же разрезная таблица умножения. Корзиночки с грибочками в дальнейшем использовались для придумывания математических задач. На уроках пения часто организовывались концерты, в которых студенты-практиканты с удовольствием принимали участие. В дальнейших уроках практиканты сами придумывали интересные задачи по математике или же занимательные физкультминутки. Они старались провести каждый свой урок так, чтобы он был незабываемым и всесторонне обучающим.
То, что студенты в процессе педагогической практики вместе с учащимися играют, рисуют, поют, строят домики, создаёт основу для развития их творческих способностей. Но без соответствующего руководства они складываются стихийно и в очень разной степени. Нужно, чтобы в этих видах работы перед практикантами ставились задачи, предусматривающие достижения определённого результата, причём результата всё более сложного. Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определённое влияние (4,382).
Исследования показывают, что творческие способности нельзя держать про запас, для того чтобы использовать их, когда представится случай. Они нуждаются в каждодневном упражнении и развитии и если они не развиваются - они разрушаются. Но для того, чтобы эти способности упражнять ежедневно и ежечасно, требуется эмоциональная вовлеченность и страстная заинтересованность. Развитие творческих способностей требует прежде всего устранения тех моментов, которые препятствуют творческому развитию. Для этого нужно внушать студентам с
первого курса, что в почётной профессии учителя каждый может открыть пусть и маленький, но новый мир.
Мы считаем, что для развития творческих способностей будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики надо обращать внимание не только на то, как студент готовится к урокам, составляет планы на следующий день, но и на то, как он преподносит урок, как влияет на учеников. Как будущий педагог, студент-практикант должен проявить инициативу, фантазию, изобретательность, творческий подход к организации урока, чтобы пробудить в детях интерес к учёбе, так как это является первым шагом к применению творческих способностей и становлению первоклассного специалиста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальная концепция образования Республики Таджикистан. -Душанбе, 2003
2. Лук А Н. Учить мыслить. -М., Знание, 1975.
3. Шарифзода Ф. Педагогикаи х,амгиро. -Душанбе: Ирфон, 2011
4. Немов P.C. Психология. -М.: Высшее образование, 2008.
5. Бондаренко С.М. Урок творчество учителя. -М.: Знание, 1974
Развитие творческих способностей будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики
Д. Рахманова
Ключевые слова: педагогическая практика, педагогическая задача, познавательная активность, творческие способности, профессиональное становление, формирование умений и навыков.
На современном этапе развития образования актуальна организация такой системы профессиональной подготовки будущего педагога, которая бы развивала его/её творческие способности. В процессе педагогической практики это придает особую актуальность созданию необходимых условий для развития творческих способностей студентов педагогических вузов и педагогических колледжей, для совершения ими осознанного выбора
— 132 -i НОМАИ ДОНИШГОХ
профессии в соответствии с собственными способностями, достигнутым уровнем подготовки и личностной мотивацией.
The Development of the Abilities of Future Elementary School Teachers in the Process of Pedagogical Practice
D. Rakhmanova
Key words: pedagogical practice, pedagogical task, cognitive activity, creative abilities, professional formation, drilling of habits and abilities
At the contemporary stage of education development the society needs such organization of professional training in regard to a future pedagogics which would evolve his /her creative abilities. In the process of pedagogical practice one should build up an atmosphere for a development ofstudents' abilities; the students of teachers ' high training schools and pedagogical colleges should put into practice their chosen profession in pursuance with their abilities achieved by preparation standard and personal motivation.