ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
УДК 378.147
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2015 Е.А. Батраченко1, О.Ю. Бражник1, Н.В. Дорохина2, Л.Е. Павлова3
1 Курский государственный университет 2 Курский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права 3 Курский государственный медицинский университет
Статья поступила в редакцию 16.10.2015
Охарактеризованы формы организации исследовательской работы студентов в системе высшего образования по отдельным дисциплинам естественнонаучного цикла.
Ключевые слова: высшее образование, научно-исследовательская работа, экология
Проблема повышения качества обучения на протяжении многих лет находится в центре внимания. В настоящее время подготовка специалистов, способных успешно решать задачи развития науки и профессиональной деятельности, возможна лишь при условии тесной связи учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью (НИД) [1]. Исследовательская работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приёмами процесса познания, развитию познавательных способностей. На наш взгляд существует несколько аспектов использования исследовательской работы в целях реализации основной образовательной программы (ООП), а также успешного усвоения отдельных дисциплин.
Современные условия высшего образования предоставляют широкие возможности для привлечения студентов в НИД, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе, обеспечивающая интеграцию теоретического обучения и формирование у студентов ведущих общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения
Батраченко Екатерина Александровна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры физической географии и геоэкологии. E-mail: [email protected] Бражник Оксана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры непрерывного профессионального образования. E-mail: [email protected] Дорохина Наталья Викторовна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой естественнонаучных дисциплин. E-mailo: [email protected] Павлова Людмила Евгеньевна, аспирантка. E-mail: Pavlova. l. e@yandex. ru
будущей профессиональной деятельности. НИД направлена на формирование и развитие профессиональных компетенций в сфере избранной специальности, закрепление на практике полученных теоретических знаний по дисциплинам образовательных программ; на овладение необходимыми профессиональными компетенциями по избранному направлению специализированной подготовки, сбор фактического материала для подготовки выпускной квалификационной работы. Структура учебно-методических комплексов, программных материалов предполагает данный вид деятельности. Программы дисциплин содержат виды и содержание научно-исследовательской работы, формируемые компетенции, предполагаемые образовательные результаты, формы контроля, оценочные средства. Например, по дисциплине «Экология агроланд-шафтов» структура научно-исследовательской работы студентов в рамках дисциплины показана в табл. 1.
Эффективными для организации исследовательской работы студентов, как показывают наши наблюдения, являются формы заданий, связанные с региональными проблемами. Например, дисциплина «Экология агроландшаф-тов» в системе подготовки геоэкологов относится к региональному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин. Данный курс очень важен для будущих специалистов, так как направлен на формирование профессиональных компетенций, позволяющий оценивать экологическое состояние агроландшафтов. В процессе освоения дисциплины важно обеспечить не только усвоение теоретических знаний, но и
сформировать умения оптимизировать состояние оцениваемых агросистем.
В процессе преподавания дисциплины было выявлено, что особый интерес у студентов вызывают проекты, имеющие прикладной характер. Так, например, на лабораторно-практичес-ком занятии по теме «Принципы регуляции и оптимизации агросистем» на основе анализа картографических материалов, многолетних статистических данных студентам предлагается разаработать экспертную оценку о степени ус-
Планирование самостоятельной работы студентов также включает задания исследовательского и экспериментального типа. Тематика их по дисциплине «Оценка устойчивости компонентов ландшафтов» может быть следующей:
1. Экологическая диагностика и оценка устойчивости ландшафтной структуры лесостепной зоны.
2. Основы систематизации и организации устойчивого ландшафта.
3. Динамика устойчивости антропогенно-нарушенных ландшафтов.
Несомненно, широкие возможности для организации исследовательской работы предоставляют полевые практики. Следует отметить, что прохождение полевых практик для студентов естественно-географического факультета предусмотрено как в пределах Курской области, так и в других регионах. Например, целью прохождения полевой практики по почвоведению является ознакомление студентов с методами исследования и описания почв в природной обстановке,
тойчивости различных типов ландшафта, на основе рассчета показателей экологической стабильности ландшафта. Или, например, при изучении дисциплины «Ландшафтное планирование» студентам предлагается следующее задание: на основе справочных данных оценить комфортность климата территории Курской области, проанализировать территориальные различия, выяснить какие коррективы в ландшафтное планирования вносят природные особенности климата.
выявления основных закономерностей в распределении почв на исследуемом участке и установления связи почв с рельефом, растительностью и материнскими породами.
В 2014-2015 учебном году полигоном для наших исследований выступили пойменные ландшафты Суджанского района Курской области. Почвы пойм занимают на территории Курской области небольшую площадь, но их изучение достаточно актуально с точки зрения, как почвоведения, так и агроэкологии, так как они достаточно интенсивно используются в пастбищном хозяйстве. Территория исследования представляла пример смены типов природопользования в течение небольшого отрезка времени. В настоящее время территория исследования представляет участок низкой поймы р. Суджа, где сложился богатый и разнообразный комплекс природных биотопов. Травянистый покров представлен разнотравно-злаковыми лугами, по понижениям с пойменными тростниковыми болотами, зарослями ивняков. Почвенный покров
Таблица 1. Формы научно-исследовательской работы по дисциплине «Экология агроландшафтов»
№ п.п. Наименование раздела или темы Содержание Формируемые компетенции Формы контроля
1. Агроэкологическая оценка почв и ее использование для ландшафтно-экологического планирования территории; Выявите агрофизические и агрохимические свойства почв предложенных сельскохозяйственных объектов. Определите степень устойчивости почв к антропогенному воздействию. ПК-15 -студент владеет теоретическими основами природо-пользования Проверка отчетов по результатам исследований
2. Моделирование устойчивых агроланд-шафтов На основе анализа предложенных характеристик агроланд-шафта определите степень устойчивости различных типов ландшафта, рассчитав КЭСЛ (коэффициент экологической стабильности ландшафта). Разработайте оптимизационные мероприятия для исследуемого агроценоза Защита проектов
Здоровье населения, качество жизни и социально-гигиенический мониторинг
выражен лугово-черноземными почвами, в отдельных участках лугово-болотными. Кроме стандартных полевых почвенных исследований, студентами 3 курса естественно-географического факультета (направление подготовки «Экология») был выполнен проект по оценке устойчивости компонентов агроландшафтов к разноплановому сельскохозяйственному воздействию. При этом использовались следующие методы: логического анализа и синтеза, абстрагирования, сравнительный, картографический, метод балльных оценок, методы ранжирования и типологии по заданным критериям. Несомненным достоинством разработанного проекта следует признать то, что были предложены рекомендации по оптимизации сельскохозяйственного использования пойменных ландшафтов.
Особую роль в организации исследовательской деятельности студентов играет производственная и предквалификационная практика. Производственная практика является составной частью раздела «Учебная и производственная практика» ООП. К исходным требованиям, необходимым для прохождения практики, относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения комплекса дисциплин. Основными образовательными технологиями, используемыми при проведении практики, являются: технология предметно-
ориентированного обучения, технология профессионально-ориентированного обучения, технология поиска и накопления информации, технология обучения действием, технология погружения в профессиональную среду. В ходе данного вида учебной деятельности предоставляются широкие возможности для различных форм исследовательской деятельности и соответственно формирования профессиональных компетенций. Так как производственная и предквалификаци-онная практика реализуется на предприятиях и организациях с различными направлениями деятельности, исследовательская работа может быть реализована по различным направлениям: проведению комплексных исследований в области отраслевых и региональных экологических и географических проблем, разработке рекомендаций по их разрешению; в географическом прогнозировании; организации и выполнению проектирования типовых природоохранных мероприятий; к оценке воздействий на окружающую среду, по проведению географической и экологической экспертизы различных видов проектного анализа и др. Также, на наш взгляд, важность научно-исследовательской работы студентов заключается в уровне сформированности компетенций. При разработке фонда оценочных средств следует учитывать этот аспект (см. табл. 2).
Таблица 2. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования при изучении дисциплины «Экология агроландшафтов»
Этап Уровень Критерии оценки Показатели оценки
проме-жуточ-ный пороговый когнитивный -называет и характеризует основные этапы развития агроэкологии; -объясняет роль экологических факторов в формировании агроланд-шафтов; -перечисляет и формулирует основные агроэкологические закономерности; -объясняет влияние экологических факторов на устойчивость агроландшафтов -излагает принципы классификации агроландшафтов -приводит примеры различных типов агроландшафтов -устанавливает различия между функционированием различных типов агроландшафтов -объясняет особенности распространения различных типов агроландшафтов
деятельно-стно-практический -выбирает приемлемые методики -описывает основные признаки различных типов агроландшафтов -умеет производить расчет доступных эрозионных потерь почвы на пашне для основных типов почв -определяет количественные показатели состояния агроландшафта
повышен-ный когнитивный -обосновывает роль каждого фактора в формировании соответствующего типа агроландшафтов; -делает выводы о зависимости экологического состояния агроландшафта от совокупности естественных и антропогенных факторов
деятельно-стно-практический - умеет рассчитывать количественные параметры уровня экологического состояния агроландшафтов -умеет определять пороговые величины антропогенных нагрузок на компоненты агроландшафта -определяет причины деградации агроландшафтов -прогнозирует динамику агроландшафтов
субъектно-творческий -оставляет динамическую модель агроландшафта
оценивает риски для экологического состояния агроценозов изучаемой территории
Выводы: реализация современных учебно-методических комплексов требует обязательного использования исследовательской работы и 1. является достаточно сложной задачей. Данная деятельность направлена, прежде всего, не только на овладение студентами определенным комплексом знаний в учебной работе, но и на самостоятельное и осознанное приобретение их. Важно также, чтобы студенты в своей исследовательской работе смогли увидеть способы познава- 3. тельной деятельности, на которых построен комплекс, овладеть ими и в дальнейшем применять в условиях самообразования для решения различных проблем, связанных с компетенциями ^ в жизненно-практической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Леонтович, А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 12-17. Роль исследовательской работы в организации учебной деятельности высших учебных заведений // http://www.lern.ru/?go=gters&ish=45&issue дата обращения 12.09.2015
Сметанина, Т.К. Исследовательская деятельность и экологическое образование учащихся // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 121-124. Пикалова, Л.Е. Развитие образовательной среды на основе системы экологического менеджмента в вузе 53467.htm?download. дата обращения 12.09.2015
FEATURES OF ORGANIZATION THE STUDENTS RESEARCH WORK IN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
© 2015 E.A. Batrachenko1, O. Yu. Brazhnik1, N.V. Dorokhina2, L.E. Pavlova3
1 Kursk State University 2 Kursk Institute of Cooperation (branch) of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law 3 Kursk State Medical University
Forms of organization of students research work in system of higher education on separate disciplines of natural-science cycle are characterized.
Key words: higher education, research work, ecology
Ekaterina Batrachenko, Candidate of Agriculture, Associate Professor at the Department of Physical Geography and Geoecology. E-mail: [email protected] Oksana Brazhnik, Candidate of Pedagogy, Associate Professor at the Department of Continuous Professional Education. E-mail: [email protected] Natalia Dorokhina, Candidate of Economy, Head of the Department of Natural Sciences Disciplines. E-mail: dorochinanata@mail. ru
Lyudmila Pavlova, Post-graduate Student. E-mail: Pavlova. l.e@yandex. ru