Библиографический список
1. Карданова Е.Ю. Моделирование и параметризация тестов: основы теории и приложения. Москва: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2008.
2. Карданова Е.Ю., Карпинский В.Б. Специальные методы анализа результатов тестирования, основанные на свойстве объективности моделей Раша. Информационные технологии. 2008; 4.
3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург: Речь, 2002.
References
1. Kardanova E.Yu. Modelirovanie iparametrizaciya testov: osnovy teorii iprilozheniya. Moskva: FGU «Federal'nyj centr testirovaniya», 2008.
2. Kardanova E.Yu., Karpinskij V.B. Special'nye metody analiza rezul'tatov testirovaniya, osnovannye na svojstve ob'ektivnosti modelej Rasha. Informacionnye tehnologii. 2008; 4.
3. Sidorenko E.V. Metody matematicheskoj obrabotki vpsihologii. Sankt-Peterburg: Rech', 2002.
Статья поступила в редакцию 29.02.16
УДК 378
Soltakhmadova L.T., senior teacher, Department of Economic and Social Geography Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: Soltakhmadova.luiza@mail.ru
PROJECT ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMING ECOLOGICAL THINKING IN GEOGRAPHY BACHELOR STUDENTS.
The author studies nature and contents of project activity as a means to form and develop ecological thinking in undergraduate geography students. The paper presents advantages of the project activity, shows high importance and relevance of the study of project activity, reveals project methodology and a method of projects. The organization of design activity helps high school teachers not to constrain creativity of students, to teach them to think independently, synthesize, analyze and be able to classify their own results. The author comes to the conclusion that the bachelors of geography, who know methods and techniques of project activities, are able to implement research, application, information and other environmental projects, and therefore will be particularly in demand. Key words: project work, project, projecting, ecological thinking, geography bachelor student, project method.
Л.Т. Солтахмадова, ст. преп. каф. экономической и социальной географии, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», E-mail: Soltakhmadova.luiza@mail.ru
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БАКАЛАВРОВ ГЕОГРАФИИ
В данной статье изучена сущность и содержание проектной деятельности как средства формирования у бакалавров географии экологического мышления. Выявлены преимущества проектной деятельности, высокая значимость и актуальность изучения проектной деятельности, проектных методик и самого метода проектов. Организация проектной деятельности нацеливает педагогов вуза не сдерживать творческую инициативу студентов, учить их самостоятельно мыслить, синтезировать, анализировать, уметь классифицировать полученные результаты. Автор приходит к выводу, что бакалавры географии, владеющие способами и приёмами проектной деятельности, способные реализовывать исследовательские, прикладные, информационные и другие проекты экологической направленности, будут особо востребованы.
Ключевые слова: проектная деятельность, проект, проектирование, экологическое мышление, бакалавр географии, проектный метод.
Современный рынок образовательных услуг, общество и государство требует от выпускника педагогического вуза не просто усвоенных знаний и информированности, а владения такими ключевыми компетенциями, которые позволят ему эффективно реализовывать педагогическую, профессиональную деятельность. Традиционная система высшего профессионального образования опиралась на логическое мышление и недостаточно уделяла внимание экологическому мышлению, развитию творческих способностей и самостоятельности мышления личности. Сегодня деятельность бакалавра географии все более приобретает активный и социально значимый характер. Согласно новому ФГОС, он должен уметь проводить комплексные исследования отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем; уметь выявлять природно-ресурсный потенциал родного края (Дагестана и РФ); обладать основами формирования пространственных структур хозяйства и форм организации жизни общества. В современной системе образования появилось большое множество инновационных методов и технологий работы со студентами.
Само слово «проект» в Словаре С.И. Ожегова означает «разработанный план сооружения, какого-либо механизма, устройства; а также предварительный текст какого-либо документа; замысел, план и т.д.». [1]. В переводе с латинского слово «проект» означает «брошенный вперед». Джон Дьюи исходил из философских предпосылок: а) то, что мы называем разумом, формируется в процессе социального опыта; б) в качестве важного инструмента обучающегося должен рассматриваться интеллект, который помогает ему разрешать проблемы, в том числе -научные, прикладные, образовательные, бытовые; в) главным в учении должно стать открытие (инсайт); каждая решенная
задача учащегося должна быть творческим актом; г) результативность процесса учения напрямую связана с искоренением зубрежки, с заменой пассивного учения активной формой взаимодействия учеников, тесное взаимодействие личности ученика с окружающей природной средой; д) деятельный характер натуры обучающегося; е) акцент в обучении делать на решение насущных, реальных проблем, что вызывает активное отношение у учащихся к учению и т. д. [2; с. 44-47]. Внедрение метода проекта предполагает ориентацию педагогов на целесообразную деятельность обучающихся с учётом их интересов.
Преимущества проектной деятельности очевидны: она способна развивать мотивацию к учению, создание проблемных ситуаций; позволяет студентам выбрать самостоятельные задания, которые соответствуют их личным и интересам и способностям; учит самостоятельно производить поиск и далее анализировать информацию, применять полученные ранее знания. Занимаясь проектной деятельностью, студенты могут её посвятить систематическому экологическому мониторингу своего края или отдельных явлений. С помощью метода проектов, они могут выявлять и диагностировать проблемы охраны природы и системы взаимодействия общества и природы; проектировать и осуществлять экспертизу социально-экономической и хозяйственной деятельности, а также планировать и принимать самостоятельные решения. Но не менее существенным в проектной деятельности является то, что она предполагает использование инновационных новейших информационных технологий.
Суть и содержание проектной деятельности, прежде всего, в осуществлении коллективной, совместная учебно-познавательная, научно-исследовательской, игровой, креативной деятельности. Кроме этого - совместная проектная деятельность имеет,
как правило, общую цель. Проектная деятельность выполняет и важную социализирующую роль в формировании личности студента. Коллективно-проектная деятельность определяет общие задачи для студенческой группы, которые осознаны ее членами и должны восприниматься как личные. Рождается. Именно в коллективной и общественно полезной деятельности рождается органическое единство личного и социального.
Организация проектной деятельности с будущими бакалаврами географии создает условия для формирования у них эффективного экологического мышления. В условиях организации проектной деятельности, в ходе поисковой и информационной деятельности, студенты учатся работать в коллективе, формируют у себя коммуникативные качества, при этом проявляя свою самостоятельность, раскрывая креативное начало и творческий потенциал. По этой причине идея метода проектов в реализации географической научно-исследовательской деятельности - это ориентация студентов на изменение окружающей природной среды, на переосмысление существующей практики экологической деятельности.
Организация проектной деятельности нацеливает педагогов вуза не сдерживать творческую инициативу студентов, учить их самостоятельно мыслить, синтезировать, анализировать, уметь классифицировать полученные результаты. Студенты должны чувствовать, что проектная деятельность по изменению окружающей среды - это их работа, но чтобы эта работа была организованной, нужно постоянно проводить с ними консультации по использованию метода проектов, знакомить с различными видами проектной деятельности и ее многообразной структурой.
Метод проектов ряд исследователей определяют как некоторую систему обучения, в процессе которой обучающиеся приобретают знания и умения, формируют компетенции, благодаря планированию и выполнению проектной деятельности, постепенно и последовательно усложняющейся практических заданий [3, с. 59]. Проектный метод позволяет студентам уйти от авторитарности в обучении, нацелиться на сугубо самостоятельную работу, самостоятельные рассуждения и иметь собственный план действий. Он позволит обучающимся не только получить сумму тех или иных знаний, но и способность к самостоятельному поиску и приобретению этих знаний, а также пользоваться этими знаниями для решения практических и познавательных проблем. Метод проектов, реализуемый в экологической практике, определяет главные требования к его использованию. Среди них: а) написание и представление содержательного и календарного плана проекта; б) обязательное выявление актуальной в творческом плане экологической проблемы, которая требует интегри-
Библиографический список
рованного, междисциплинарного знания и творческого поиска для разрешения; в) необходимая и выявленная практическая значимость конечных результатов экологического проекта; г) сугубо самостоятельная деятельность студентов (при необходимости консультации с стороны педагога); д) чёткая, последовательная структура содержательной части представленного проекта; е) широкое использование многообразных научно-исследовательских методов, определяющих и характеризующих последовательность действий. Главными показателями оценки результатов проектной деятельности студентов могут быть следующие сформированные компетенции: умение самостоятельно находить и реализовывать на практике источники информации; умение работать в коллективе со студентами одногруппниками, сотрудничать с другими участниками проекта.
Научно-исследовательский проект один из немногих видов вузовской работы, который обеспечивает формирование у студентов академические знания в реальную практику. По причине своей «образовательной ёмкости» [4, с. 39-40] проектная деятельность использование разнообразных небольших формы обучения, и включенность больших областей знаний. К примеру, в одном заданном проекте могут сразу объединиться наряду с географией, биологией, экологией, химия, также - экономика, политология, история, информационные технологии.
Таким образом, работа студентов над коллективным проектом формирует у студентов творческую активность, умения и навыки к выполнению исследовательской работы, также способность к анализу проделанной работы. Что очень важно в проектной деятельности - что коллективный проект способствует формированию коллективной учебной деятельности, когда цель её участниками понимается как единая, требующая объединения, осознания всего коллектива проектировщиков. Организованный проект должен быть обязательно закончен, а члены проектной группы должны пройти все этапы проектирования. Внедрение проектной деятельности в процесс обучения подготовит будущих бакалавров географии к динамично меняющимся условиям и к решению профессиональных проблем. Реформирование профессионального образования, связанное с ускорением научно-технического прогресса, вызвало необратимое давление человека на природу, на все стороны жизни общества, что привело к изменению окружающей среды. По этой причине, в будущем станут востребованными бакалавры географии, владеющие способами и приёмами проектной деятельности, способные реали-зовывать исследовательские, прикладные, информационные и другие проекты экологической направленности, так как проектная деятельность формирует навыки креативного мышления и творческого потенциала.
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 1999.
2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Москва, 1994.
3. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. Брянск, 1995.
4. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем. Москва, 2008.
References
1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka. Moskva, 1999.
2. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya vzarubezhnyh pedagogicheskih poiskah. Moskva, 1994.
3. Buhtiyarova I.N. Metod proektovi individual'nye programmy vproduktivnom obuchenii. Bryansk, 1995.
4. Shtejnberg V.'E. Tehnologiya proektirovaniya obrazovatel'nyh sistem. Moskva, 2008.
Статья поступила в редакцию 10.03.16
УДК 378.14
Chebatarev V.A., Chief of Education Management Office, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia),
Е-mail: Chebatarev_vitalii@mail.ru
PEDAGOGICAL REGULARITIES OF SOCIAL-PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE OFFICERS. The article considers the pedagogical regularities of socio-professional education of cadets of military high school. Socio-professional education of future officers as an aim-focused and organized process requires the support of pedagogical regularities. The author lists research sources that give their impact on the education of future officers in the educational process. The paper mentions characteristics of general and particular regularities of socio-professional education and lists factors that have an impact on the education of future officers. The research reveals a natural military-pedagogical process, which operates in modern conditions and has an impact on educational processes and contribute to the development of socio-professional education of cadets of military schools.
Key words: social-professional education, pedagogical conformities to law, educational process.
В.А. Чебатарёв, начальник учебно-методического отдела, Новосибирское высшее военное командное училище,
г. Новосибирск, Е-mail: Chebatarev_vitalii@mail.ru