Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТНЫЙ КВН КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НАПРАВЛЕНИЕ «ГЕОГРАФИЯ»)'

ПРЕДМЕТНЫЙ КВН КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НАПРАВЛЕНИЕ «ГЕОГРАФИЯ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДМЕТНЫЙ КВН / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ / НАПРАВЛЕНИЕ «ГЕОГРАФИЯ» / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилина Татьяна Николаевна

Введение. Современное образование на разных его уровнях направлено на формирование и развитие высокоинтеллектуальной и творческой личности, обладающей значительным профессиональным потенциалом. Для достижения данной цели требуется высокая квалификация преподавателя в области преподаваемых дисциплин и владение современными методами организации образовательного взаимодействия со студентами. Цель - анализ образовательного потенциала предметного КВНа «Государство: экономико-географическое положение, свойства территории, тип экономики» в развитии профессиональных компетенций бакалавров (направление подготовки 05.03.02 География) и магистрантов (направление 05.04.02 География, программа «Цифровые технологии в географии» профиля «География в общем и профессиональном образовании»). Материал и методы. Представлены результаты опыта подготовки и проведения предметного КВНа на кафедре географии Томского государственного университета с 2013 по 2019 г. При изучении курса «Социально-экономическая география» и проведении предметного КВНа использованы интерактивные методы обучения - метод дискуссии, эвристическая беседа, мозговой штурм, практические работы, метод деловой игры. Метод анкетирования бакалавров и магистрантов-педагогов позволил определить образовательный потенциал мероприятия. Результаты и обсуждение. Выделяются этапы мероприятия, направленные на получение образовательного результата: вводный, когда студенты знакомятся с теоретическим материалом курса, выполняют практические работы и готовятся к КВНу; этап проведения предметного КВНа включает в себя представление от каждой группы результатов исследования по описанию государства, проекта создания предприятия, научно-музыкально-театрализованного представления и решение ситуационных задач. Итоговый этап включает анализ образовательных результатов, где предлагается ответить на вопросы рефлексивного характера, проводятся анкетирование студентов и анализ анкет. Заключение. Образовательный и развивающий потенциал предметного КВНа значителен и выражается в формировании профессиональных компетенций бакалавров и магистрантов указанных направлений; интенсификации процесса усвоения, понимания и творческого использования полученных знаний в решении практических задач; вовлеченности участников и их активного взаимодействия между собой в решении проблем и развитии личной рефлексии и навыков самоанализа при групповой работе; усилении мотивации к изучению дисциплины; формировании позитивного отношения к профессиональной деятельности. Достигается высокий уровень профессиональных компетенций у магистрантов как будущих учителей географии, владеющих современными образовательными технологиями и методиками для организации качественного учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жилина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEMATIC CLUB OF THE FUNNY AND INVENTIVE PEOPLE AS AN INTERACTIVE METHOD OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS STUDYING IN THE DIRECTION OF «GEOGRAPHY»

Introduction. Education nowadays is aimed at the establishment and development of a highly intellectual and creative personality with significant professional potential. Achieving this goal requires high qualification of the teacher in the field of the disciplines taught and his mastery of modern methods of organizing educational interaction with students. Aim and objectives. The main aim of the research being done is to analyze the educational potential of the thematic club of the funny and resourceful under the name of «State: economic and geographical position, the properties of a territory, a type of economy» in forming professional competences of students studying in the direction of training Geography 05.03.02 and master students studying in accordance with the master program «Digital technologies in geography», the profile «Geography in general and professional education». Material and methods. This article uses the research data set produced by organizing and holding a thematic KVN at the Department of Geography of NR TSU in the period from 2013 to 2019. We used group discussion, heuristic conversation, brainstorming, practical works and other interactive teaching methods within the course «Social and economic geography» and as part of conducting a thematic KVN. A questioning of bachelors and masters students allowed to determine the educational potential of the event. Results and discussion. Several stages of the event are singled out. During the introductory stage the students are introduced to the theoretical material of the courses, do practical work and prepare for conducting the club of the funy and resourceful when they are given special tasks to fulfill. Holding a thematic KVN includes a presentation of scientific information on characteristics of a state and a project of setting up a company in the territory of the country concerned, which is done by each group of students. The stage also deals with the solution of some situational problems and a scientific, musical and theatrical performance. The final stage of the thematic club is concerned with the analysis of the results obtained where all the participants are offered to answer some questions of a reflexive character. Conclusion. The educational and advanced potential of the thematic club of the funny and resourceful is significant and they are expressed in forming professional competencies in bachelors and masters of the directions concerned. This potential is also characterized by the intensification of the process of acquiring, understanding and creative using of the knowledge obtained to solve practical problems; involvement of all the participants and their active interaction with each other to find solutions to problems; development of personal reflection and self-analysis skills in group work; motivation growth to study a discipline, and formation of a positive attitude to a professional activity. On the basis of the factors mentioned, we can say that a new qualitative level of professional education of master students is achieved. The latter will become geography teachers in the future and will be able to employ modern pedagogical techniques and methods to ensure the quality of an academic and educational process in various educational institutions which is one of the major factors of forming a new generation of teachers and instructors.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТНЫЙ КВН КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НАПРАВЛЕНИЕ «ГЕОГРАФИЯ»)»

УДК 378. 147.168:910

DOI 10 . 23951/1609-624Х-2021-2-31-38

ПРЕДМЕТНЫЙ КВН КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НАПРАВЛЕНИЕ «ГЕОГРАФИЯ»)1

Т. Н. Жилина

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Введение. Современное образование на разных его уровнях направлено на формирование и развитие высокоинтеллектуальной и творческой личности, обладающей значительным профессиональным потенциалом. Для достижения данной цели требуется высокая квалификация преподавателя в области преподаваемых дисциплин и владение современными методами организации образовательного взаимодействия со студентами.

Цель - анализ образовательного потенциала предметного КВНа «Государство: экономико-географическое положение, свойства территории, тип экономики» в развитии профессиональных компетенций бакалавров (направление подготовки 05.03.02 География) и магистрантов (направление 05.04.02 География, программа «Цифровые технологии в географии» профиля «География в общем и профессиональном образовании»).

Материал и методы. Представлены результаты опыта подготовки и проведения предметного КВНа на кафедре географии Томского государственного университета с 2013 по 2019 г. При изучении курса «Социально-экономическая география» и проведении предметного КВНа использованы интерактивные методы обучения -метод дискуссии, эвристическая беседа, мозговой штурм, практические работы, метод деловой игры. Метод анкетирования бакалавров и магистрантов-педагогов позволил определить образовательный потенциал мероприятия.

Результаты и обсуждение. Выделяются этапы мероприятия, направленные на получение образовательного результата: вводный, когда студенты знакомятся с теоретическим материалом курса, выполняют практические работы и готовятся к КВНу; этап проведения предметного КВНа включает в себя представление от каждой группы результатов исследования по описанию государства, проекта создания предприятия, научно-музыкально-театрализованного представления и решение ситуационных задач. Итоговый этап включает анализ образовательных результатов, где предлагается ответить на вопросы рефлексивного характера, проводятся анкетирование студентов и анализ анкет.

Заключение. Образовательный и развивающий потенциал предметного КВНа значителен и выражается в формировании профессиональных компетенций бакалавров и магистрантов указанных направлений; интенсификации процесса усвоения, понимания и творческого использования полученных знаний в решении практических задач; вовлеченности участников и их активного взаимодействия между собой в решении проблем и развитии личной рефлексии и навыков самоанализа при групповой работе; усилении мотивации к изучению дисциплины; формировании позитивного отношения к профессиональной деятельности. Достигается высокий уровень профессиональных компетенций у магистрантов как будущих учителей географии, владеющих современными образовательными технологиями и методиками для организации качественного учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного типа.

Ключевые слова: интерактивное обучение, предметный КВН, профессиональная подготовка учителей географии, направление «География», социально-экономическая география, основы проектной деятельности.

Введение

Современное образование на разных его уровнях направлено на формирование и развитие высокоинтеллектуальной и творческой личности, обладающей значительным профессиональным потенциалом [1, 2]. Для достижения данной цели требуются высокая квалификация преподавателя в области преподаваемых дисциплин, а также владение современными методами организации образовательного взаимодействия с активизацией деятельности студентов на занятии при условиях перехода к обновляемым образовательным стандартам.

В Томском государственном университете (ТГУ) реализовывается подготовка по основной образовательной программе высшего образования «География, геотехнологии и туризм» направления «География». У выпускников программы формируются профессиональные компетенции: умение решать задачи в области географии и экологии, характеризовать закономерности появления и развития структур населения и хозяйства, прогнозировать развитие разноуровневых территориальных социально-экономических систем [3, с. 4-5]. Предметный КВН «Государство: экономико-географи-

1 Работа выполнена в рамках проекта «Формирование профессиональных компетенций будущих учителей географии в ходе организации и проведения полевого практикума по наукам о Земле „Познай и береги природу!"» грантового конкурса для преподавателей магистратуры Благотворительного фонда В . Потанина 2019/20 года . Заявка № ГК200001266 .

ческое положение, свойства территории, тип экономики» способствует формированию и развитию указанных профессиональных компетенций студентов первого курса в рамках дисциплины «Социально-экономическая география». В ноябре 2019 г. мероприятие проходило седьмой год подряд. В качестве организаторов и ведущих КВНа выступают магистранты-педагоги, обучающиеся на кафедре географии ТГУ по профилю «География в общем и профессиональном образовании» магистерской программы «Цифровые технологии в географии» направления «География».

Целью организуемого и проводимого предметного КВНа является формирование у студентов комплексного представления о территориальной организации хозяйства государств на уровне причинно-следственных связей. Выбор данного метода обоснован Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и призван сформировать профессиональные компетенции обучающихся, а также сплотить студентов данного направления подготовительной работой в группах-командах, выстраивая межличностное общение и взаимодействие.

Цель статьи - описание образовательного потенциала предметного КВНа «Государство: экономико-географическое положение, свойства территории, тип экономики» в развитии и совершенствовании профессиональных компетенций бакалавров и магистрантов указанных направлений подготовки.

Материал и методы

В первом семестре бакалавриата изучается дисциплина «Социально-экономическая география», входящая в базовую часть профессионального цикла основной образовательной программы высшего образования направления «География». Ежегодно с 2013 г. в рамках курса проходило образовательное событие - предметный КВН. При изучении «Социально-экономической географии» и проведении предметного КВНа использовались интерактивные методы обучения - метод дискуссии, мозговой штурм и метод деловой игры.

Для представления материалов исследования был проведен анализ педагогической литературы по данной тематике, изучена нормативная документация в сфере высшего образования, систематизирован семилетний опыт организации и проведения предметного КВНа, включая наблюдение, метод анкетирования бакалавров и магистрантов-педагогов, проанализировано экспертное оценивание мероприятия со стороны коллег-преподавателей и студентов, полученные результаты внедрены в педагогический процесс.

Результаты и обсуждение

Интерактивные формы обучения широко применяются в образовании на разных уровнях, позволяя избежать формального подхода к занятиям, при этом обучающиеся убеждаются на практике в результативности изучения учебной дисциплины [4, с. 108]. Использование интерактивных форм обучения способствует значительной активизации познавательной деятельности студентов, их мотивации к изучению курса, формируются и развиваются навыки поиска и обработки необходимой и достоверной информации по теме [5-9]. К методам интерактивного обучения относятся: метод дискуссии, метод круглого стола, эвристическая беседа, мозговой штурм, кейс-метод, метод деловой игры, практические работы и др. [10-12].

Процесс взаимодействия студентов и преподавателя способствует созданию образовательной среды, стимулирующей разностороннее развитие личности, приобретение глубоких знаний в определенной области наук и, как следствие, профессиональное становление обучающихся. Предметный КВН выступает одной из форм интерактивного обучения и характеризуется следующими чертами образовательного мероприятия: на подготовительном этапе и в процессе игры у студентов первого курса закрепляются и углубляются знания и умения, отвечающие обучающим задачам дисциплины «Социально-экономическая география» в соответствии с образовательными стандартами. Проведение мероприятия создает условия для демонстрации полученных знаний и умений в формате предметного КВНа и требует от преподавателя и магистрантов-педагогов профессионализма и творческого подхода. Процесс игры характеризуется представлением проекта и решением ситуационных задач в рамках изучаемых курсов; игра проходит вне аудиторных занятий, как и подготовка к ней, для чего требуется самостоятельная и систематическая работа студентов и помощь магистрантов-педагогов и преподавателя. Все стадии-этапы предметного КВНа как образовательного мероприятия отличает разная форма деятельности, каждый из этапов направлен на формирование, закрепление и углубление профессиональных компетенций участников, отвечающих образовательным и воспитательным задачам изучаемого курса [13, с. 61; 14, с. 24].

Вводный теоретический, подготовительный этап, во время которого осуществляется знакомство с понятийным аппаратом и основами социально-экономической географии, приобретаются практические навыки проведения анализа экономико-географической информации о свойствах и природ-но-ресурсном потенциале территории, отраслевой структуре экономики государств и территориальном

разделении труда. На формирование профессиональных компетенций географов в процессе изучения курса направлены и разные виды занятий и формы их проведения, когда студенты становятся участниками происходящего образовательного процесса: интерактивные лекции, семинарские и практические занятия, включающие творческие и ситуационные задания, кейсы и проекты. Индивидуальная и групповая работа при выполнении и представлении практических работ способствует более глубокому изучению и применению теоретического материала.

Изучение теоретического материала курса, проведение семинарских и выполнение практических работ, закрепление которых происходит в рамках предметного КВНа, осуществляются в течение трех месяцев семестра. Подготовка бакалавров к КВНу проходит в группах-командах, образовательный эффект заключается в глубокой проработке теоретического материала курса за счет его повторения и применения; активизации и мотивации студентов единой целью; четкого распределения ролей и процессов деятельности между участниками группы и формирующегося чувства ответственности за выполнение определенного задания и, в итоге, достижение общего результата. Работа в группе позволяет развивать коммуникативные навыки, снимать психологические барьеры в обучении, развивать личностные качества и повышать самооценку [8, с. 15-16].

Конкурсные домашние задания к КВНу студенты-бакалавры получают за месяц до его проведения, они содержат четкую структуру:

1) изучение истории, природно-ресурсного потенциала, экономики и экологических проблем определенного государства и подготовка сообщения о государстве согласно плану с элементами творческой подачи. Характеристика государства включает в себя следующее: визитная карточка государства (флаг, герб, форма правления, форма административно-территориального деления и административные единицы); экономико-географическое положение государства (ЭГП); свойства территории государства (топологические и естественные); тип экономики государства;

2) максимально полное изучение характеристики данного государства каждой командой. При этом предполагается и подготовка двух вопросов от команд-соперников;

3) создание проекта предприятия на территории данного государства через обоснование необходимости его появления, учитывая спрос на предполагаемую продукцию или услугу, источники необходимого сырья, потребителей и квалификацию специалистов; определение факторов размещения предприятия и предложение рекламного слогана;

4) разработка и презентация музыкально-театрализованного представления из истории государства, его культуры или экономики [15].

На подготовительном этапе и в процессе игры у студентов первого курса закрепляются и углубляются знания и умения, отвечающие обучающим задачам дисциплины «Социально-экономическая география» в соответствии с образовательными стандартами. Студенты приобретают навыки поиска информации в области истории, физической и экономической географии, ее систематизации, анализа и интерпретации, апробируют полученные умения при выполнении практических работ. На данном этапе у бакалавров закладываются понятийно-концептуальные основы науки: теоретические знания о концепциях современной социально-экономической географии, территориальной дифференциации природно-ресурсных, социальных и экономических процессов и явлений в мире; обучающиеся приобретают умения излагать и критически анализировать базовую информацию в географии, использовать общенаучные и частно-научные методы в экономико-географических исследованиях, давать экономико-географическую характеристику государств и выявлять ключевые проблемы развития районов мира, анализировать экономико-географическую информацию о свойствах территории, ее природно-ресурсном потенциале, отраслевой структуре экономики в целом, по регионам и государствам.

Работа на данном этапе способствует развитию навыков проведения комплексного экономико-географического анализа, оценки природно-ресурсно-го потенциала и хозяйства территории, проектирования социально-экономической деятельности и деятельности в области охраны природы. Работа в группах студентов первого курса в первом семестре в процессе подготовки к КВНу сопровождается совместной и командной работой, что способствует сплочению коллектива, активному межличностному общению и взаимодействию. Магистранты-педагоги совместно с преподавателем на данном этапе активно участвуют в организации многоплановых форм деятельности: разрабатывают сценарий мероприятия, обеспечивают материально-техническое и музыкальное сопровождение, проводят инструктаж команд-участниц и курируют их в процессе всего подготовительного этапа, формируют жюри и приглашают предпринимателей и иностранных студентов в качестве экспертов проектов на КВН, выбирают и подготавливают ведущих.

В рамках организации, подготовки и проведения данного образовательного мероприятия магистранты-педагоги совершенствуют умения и навыки и приобретают профессиональные компетенции по созданию и управлению проектами, полученны-

ми при изучении курса «Основы проектной деятельности по географии в школе». Психолого-образовательное сопровождение бакалавров магистрантами на каждом этапе проекта и подготовки к предметному КВНу выражается в следующем: на подготовительном этапе помощь в навигации по географической информации и ее анализе в рамках тематики мероприятия, организации коммуникации в группе-команде; формулирование целей и задач проекта с выделением подзадач, разработка идеи и получение результата, подготовка к представлению и защите проекта.

Второй этап - организация и проведение мероприятия. Предметная и профессиональная направленность по данной дисциплине прослеживается в конкурсных заданиях этого образовательного мероприятия. Структура проведения предметного КВНа представлена ниже.

Первым конкурсом традиционно является презентация командами домашнего задания: характеристика государства и проекта создания предприятия на территории данной страны. Помимо выступлений, группы отвечают на вопросы жюри и соперников, обсуждают, оценивают и озвучивают баллы, поставленные командам-соперникам.

Критерии оценивания (в баллах) выступлений включают в себя: характеристику государства (1-5 баллов): а) визитную карточку государства: флаг, герб, форма правления, форма административно-территориального деления и административные единицы (1); б) экономико-географическое положение (1); в) свойства территории государства (1); г) тип экономики государства (1-2); проект создания предприятия (1-5): а) проанализирована общая экономическая ситуация, определяющая необходимость создания предприятия (1); б) учтены факторы размещения производства (1); в) глубина знаний и эрудиция, научность аргументации идеи (1-2); г) реалистичность проекта (1); оформление научного представления сообщения (1-3): а) полнота и логика структуры мультимедиапрезентации (1-2); б) оформление (1); доклад и защиту (1-5):

а) четкость и ясность изложения материала (1-2);

б) оригинальность представления сообщения (1);

в) полнота ответов на вопросы (1-2).

Среди проектов в разные годы проведения предметного КВНа предлагались: создание в государстве Барбадос национального парка для сохранения эндемичных видов животных и организация на его территории занятий для обучающихся общеобразовательных учреждений; туристическое агентство с предлагаемыми маршрутами на Соломоновых островах; солнечная электростанция на Гаити; завод по переработке мусора на территории Науру и очистке прилегающей к нему акватории; создание больницы в Малави и др.

Представляя визитную карточку государства и проект предприятия и отвечая на вопросы, обучающиеся приобретают навыки и опыт публичного выступления, принятого в научной сфере, который будет важен при выступлениях на семинарах и конференциях по наукам о Земле разного уровня и при защите выпускных квалификационных работ.

Далее жюри, команды-соперницы, иностранные студенты, обучающиеся в ТГУ, и гости задают вопросы выступающей команде. Члены жюри -преподаватели кафедры географии, а также приглашенные гости задают ситуационные задачи командам-участницам. Помимо ситуационных задач нужно ответить и на вопросы: в чем заключаются экономические особенности малокомпактного и компактного государства? В связи с чем изменяется экономико-географическое положение государства? Какую роль играет количество стран-соседей для государства?

Предметный КВН становится формой межкультурной и образовательной коммуникации, в которой ежегодно принимают участие иностранные студенты, обучающиеся в ТГУ. Ребята рассказывают о своей Родине, экономике, традициях, культуре, а также задают заранее подготовленные вопросы на английском языке участникам КВН. В разные годы участие в предметном КВН принимали студенты из Лаоса, Монголии, Франции, Туниса, Индонезии, Зимбабве. Такие встречи проходят всегда в доброжелательной и дружественной атмосфере.

В 2017/18 учебном году на кафедре географии ТГУ проходила стажировку Клерви Гэзэт из Лин-ского университета (Франция). Помимо рассказа о Франции и традиционных вопросов студентам, Клерви прочла удивительные стихи Артура Рембо на французском языке.

Еше один традиционный конкурс - конкурс капитанов команд - заключается в проверке знаний государств и их столиц, что учитывает профессиональную специализацию бакалавров.

Завершающим, очень зрелищным и разнообразным по манере подачи является музыкально-театрализованное представление об истории государства, его культуре или экономики, где студенты демонстрируют и свой творческий потенциал.

В течение семестра по курсу «Социально-экономическая география» складывается рейтинг на основании оценивания выполненных заданий согласно программе учебной дисциплины по выбранной балльной системе оценок. КВН предполагает некоторое соревнование, поэтому к общему рейтингу добавляются следующие баллы: победители получают по 5 баллов, занявшие 2-е место -4, 3-е место - по 3 балла.

Третий этап - анализ образовательных результатов. В завершении КВНа всем участникам - магистрантам-педагогам, бакалаврам, членам жюри и гостям, предлагается ответить на вопросы рефлексивного характера о том, насколько данная форма мероприятия способствует углублению знаний в рамках курса, приобретению практического опыта, сплочению студентов-географов и иностранных студентов во время совместной подготовки и КВНа.

В рамках электронного курса в течение двух следующих дней после образовательного мероприятия проводилось анкетирование студентов-бакалавров и анализ анкет. Результаты анкетирования в 2019 г. были следующими:

1. Что в течение предметного КВНа «Государство: ЭГП, свойства территории, тип экономики» вам понравилось больше всего остального? Представление визитной карточки и проекта командами - 24 %; вопросы от команд выступающим - 9 %; оценка командами выступлений соперников с аргументированием баллов - 12 %; рассказ и вопросы от иностранных студентов - 25 %; научно-музыкально-театрализованное представление команд - 22 %; конкурс капитанов - 8 %; ничего не понравилось - 0 %.

2. Чему вы научились на подготовительном этапе и во время проведения КВНа? Работать в команде - 42 %; использовать полученные теоретическое знания на занятиях во время подготовки и проведение КВНа - 49 %; представлять свои творческие способности - 9 %.

3. Как изменилось после КВНа ваше отношение к курсу «Социально-экономическая география»? Понял важность изучения курса - 53 %; в некоторых вопросах захотелось разобраться подробнее -26 %; считаю, что знаю курс очень хорошо, это КВН и продемонстрировал - 21 %; ничего не изменилось - 0 %.

4. Ваши предложения организаторам Предметного КВНа. Среди предложений-рекомендаций от участников были следующие: «привлекать больше команд для участия»; «давать больше времени для представления проекта»; «добавить задания и для гостей КВНа»; «выходить на более масштабный уровень и охватывать другие страны».

Заключение

В настоящее время широко востребованы специалисты, обладающие профессиональными знаниями в определенной области, которые умеют доста-

точно разносторонне и широко мыслить, связывают теорию и практику, оперативно реагируют на изменяющиеся условия, отличаются инициативностью, открытостью к получению нового опыта и стремящиеся изменить реальность в лучшую сторону. В результате организации и проведения предметного КВНа происходит профессиональное становление бакалавров, обладающих географической культурой и пониманием влияния природных предпосылок на развитие истории и экономики государства.

Предметный КВНа способствует:

- развитию и совершенствованию профессиональных компетенций и творческого потенциала бакалавров и магистрантов указанных направлений;

- усилению мотивации к изучению дисциплины;

- раскрытию возможностей применения знаний в области социально-экономической географии в предстоящей профессиональной деятельности;

- формированию у студентов, бакалавров и магистрантов позитивного отношения к предстоящей профессиональной деятельности;

- открытию новых взаимоотношений как между студентами, так и студентами и преподавателями;

- развитию умений осуществлять и использовать проектную деятельность для решения профессиональных задач;

- формированию креативных специалистов, которые будут востребованы на рынке труда.

Образовательный и развивающий потенциал предметного КВНа значителен и выражается в интенсификации процесса усвоения, понимания и творческого использования полученных знаний в решении практических задач, вовлеченности участников и их активного взаимодействия между собой в решение проблем и развитии личной рефлексии и навыков самоанализа при групповой работе. При этом решаются коммуникативные, развивающие, учебно-познавательные и социально-ориентационные задачи, стоящие перед системой образования. Также достигается новый уровень в профессиональном становлении магистрантов-педагогов, которые на практике овладевают образовательными технологиями и методикой организации подобных мероприятий [16].

Предметный КВН вошел в число победителей двух конкурсов: ежегодного фестиваля «Образовательные практики ТГУ» 2017 г. и третьего Международного профессионального конкурса преподавателей вузов «Формирование компетенций в профессиональном образовании 2018».

Список литературы

1. Сайтбагина Л. А. Реализация интегративно-развивающего подхода в процессе развития исследовательской деятельности студентов магистратуры // Вестн. Томского гос. ун-та. 2019. № 442. С. 180-188.

2. Делор Ж., Аль-Муфти И., Амаги И., Карнейру Р., Фэй Чунг Ф., Геремек Б., Горем У, Корнхаузе А., Манли М., Падрон Керо М., Саване М.-А., Сингх К., Ставенаген Р., Вон Сур М., Наньчжао Ч. Образование: сокрытое сокровище. Основные

положения доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО, 1996. 31 с. URL: https://www. ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 29.08.2020).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 «География» (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки РФ от 07 августа 2014 г. № 955 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/050302.pdf (дата обращения: 13.08.2020).

4. Бакланов И. О., Веденеева Г. И. Роль интерактивного обучения в формировании ценностно-смыслового отношения студентов к учебному процессу // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 5 (182). С. 105-110.

5. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Модель «новой» практики студентов педагогической магистратуры // Вестн. Томского гос. ун-та. 2019. № 440. С. 175-181.

6. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 2. С. 1-18.

7. Шамис В. А. Активные методы обучения в вузе // Сибирский торгово-экономический журнал. 2011. № 14. С. 136-144.

8. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 176 с. URL: https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_4660.pdf (дата обращения: 19.08.2020).

9. Гулакова М. В., Харченко Г. И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Концепт. 2013. № 11 (ноябрь). С. 31-35. URL: http://e-koncept.ru/2013/13219.htm (дата обращения: 20.08.2020).

10. Дмитриева Е. Л., Тиняков О. А., Бурдастых Е. Н., Малышева Н. С. Применение интерактивных методов в образовательном процессе высшей школы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29). URL: http://scientific-notes.ru/#new-number?id=34 (дата обращения: 19.08.2020).

11. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: метод. пособие / авт.-сост. Н. Э. Касаткина, Т. К. Гра-дусова, Т. А. Жукова, Е. А. Кагакина, О. М. Колупаева, Г. Г. Солодова, И. В. Тимонина; отв. ред. Н. Э. Касаткина. Кемерово: КРИРПО, 2011. 237 с.

12. Губанова М. И. Профессиональная деятельность преподавателя: учеб. пособие для студ., магистров, аспирантов и преподавателей / сост. М. И. Губанова, Л. А. Николаева. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. 88 с.

13. Чекалина М. С. КВН как интерактивный метод формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» // Вестн. педагогических инноваций. 2016. № 3 (43). С. 58-62.

14. Пономарева С. Я., Павлова Л. А., Тылюдина Е. В. Тематический КВН - в арсенал творческого предметного обучения в вузе // Вестн. Ижевской гос. сельскохозяйственной академии. 2007. № 3 (13). С. 24-26.

15. Жилина Т. Н. Использование современных интерактивных технологий в подготовке высококвалифицированных специалистов в высшей школе // Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий: сб. материалов XVII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 140-летию ТГУ и 70-летию ТОО РГО. Томск, 2018. С. 178-180.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 «География» (уровень магистратуры). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 908 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/050402.pdf (дата обращения: 13.08.2020).

Жилина Татьяна Николаевна, кандидат географических наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). E-mail: zhilinatn@mail.ru

Материал поступил в редакцию 28.10.2020.

DOI 10 . 23951/1609-624X-2021-2-31-38

THEMATIC CLUB OF THE FUNNY AND INVENTIVE PEOPLE AS AN INTERACTIVE METHOD OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS STUDYING IN THE DIRECTION OF «GEOGRAPHY»

Т. N. Zhilina

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation

Introduction. Education nowadays is aimed at the establishment and development of a highly intellectual and creative personality with significant professional potential. Achieving this goal requires high qualification of the teacher in the field of the disciplines taught and his mastery of modern methods of organizing educational interaction with students.

Aim and objectives. The main aim of the research being done is to analyze the educational potential of the thematic club of the funny and resourceful under the name of «State: economic and geographical position, the properties of a

territory, a type of economy» in forming professional competences of students studying in the direction of training Geography 05.03.02 and master students studying in accordance with the master program «Digital technologies in geography», the profile «Geography in general and professional education».

Material and methods. This article uses the research data set produced by organizing and holding a thematic KVN at the Department of Geography of NR TSU in the period from 2013 to 2019. We used group discussion, heuristic conversation, brainstorming, practical works and other interactive teaching methods within the course «Social and economic geography» and as part of conducting a thematic KVN. A questioning of bachelors and masters students allowed to determine the educational potential of the event.

Results and discussion. Several stages of the event are singled out. During the introductory stage the students are introduced to the theoretical material of the courses, do practical work and prepare for conducting the club of the funy and resourceful when they are given special tasks to fulfill. Holding a thematic KVN includes a presentation of scientific information on characteristics of a state and a project of setting up a company in the territory of the country concerned, which is done by each group of students. The stage also deals with the solution of some situational problems and a scientific, musical and theatrical performance. The final stage of the thematic club is concerned with the analysis of the results obtained where all the participants are offered to answer some questions of a reflexive character.

Conclusion. The educational and advanced potential of the thematic club of the funny and resourceful is significant and they are expressed in forming professional competencies in bachelors and masters of the directions concerned. This potential is also characterized by the intensification of the process of acquiring, understanding and creative using of the knowledge obtained to solve practical problems; involvement of all the participants and their active interaction with each other to find solutions to problems; development of personal reflection and self-analysis skills in group work; motivation growth to study a discipline, and formation of a positive attitude to a professional activity. On the basis of the factors mentioned, we can say that a new qualitative level of professional education of master students is achieved. The latter will become geography teachers in the future and will be able to employ modern pedagogical techniques and methods to ensure the quality of an academic and educational process in various educational institutions which is one of the major factors of forming a new generation of teachers and instructors.

Keywords: Interactive learning, thematic club of the funny and inventive people, professional training of geography teachers, the «Geography» direction, social and economic geography, basics of a project activity.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Saytbagina L. F. Realizatsiya integrativno-razvivayushchego podkhoda v protsesse razvitiya issledovatel'skoy deyatel'nosti stu-dentov magistratury [Implementation of an integrative-developmental approach in the development of research activities of Master's students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2019, no. 442, pp. 180-188 (in Russian).

2. Delor Zh. et al. Obrazovaniye: sokrytoye sokrovishche. Osnovnye polozheniya doklada Mezhdunarodnoy komissiipo obrazovani-yu dlya XXI veka [The Treasure Within. The main statements of the report of International Commission on Education for the Twenty-first Century]. UNESCO Publ., 1996. 31 p. (in Russian). URL: https://www.ifap.ru/library/book201.pdf (accessed 29 August 2020).

3. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po nfpravleniyy podgotovki 05.03.02 «Geografiya» (uroven' bakalavra). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 7 avgusta 2014 g. no. 955 [Federal state educational standard of higher education in the subject area 05.03.02 «Geography» (bachelor's level). Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 7, 2014 no. 955]. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovate'nykh standartov vysshego obrazovaniya [Portal of Federal state educational standards of higher education] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/up-loadfiles/fgosvob/050302.pdf (accessed 13 August 2020).

4. Baklanov I. O., Vedeneyeva G. I. Rol' interaktivnogo obucheniya v formirovanii tsennostno-smyslovogo otnosheniya studentov k uchebnomy protsessu [The role of interactive learning in the formation of value-semantic attitude of students to the educational process]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, no. 5 (182), pp. 105-110 (in Russian).

5. Neumoyeva-Kolchedantseva E. V. Model' «novoy» praktiki studentov pedagogicheskoy magistratury [Model of the "new" practice of students in pedagogical Master's programme]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2019, no. 440, pp. 175-181 (in Russian).

6. Gushchin Yu. V. Interactivnye metody obucheniya v vesshey shkole [Interactive methods of teaching in higher education]. Psikho-logicheskiy zhurnal Mezhdunarodnogo universiteta prirody, obshchestvo i cheloveka - Dubna Psycological Journal, 2020, no. 2, pp. 1-18 (in Russian).

7. Shamis V. A. Aktivnye metody obucheniya v vuze [Active learning methods in higher school]. Sibirskiy torgovo-ekonomicheskiy zhurnal - EconPapers, 2011, no. 14, pp. 136-144 (in Russian).

8. Panina T. S., Vavilova L. N. Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniya: uchebnoye posobiye dlya studentov vyshikh ucheb-nykh zavedeniy [Modern ways to activate learning: textbook for students of higher educational establishment]. Moscow, Aka-demiya Publ., 2006. 176 p. (in Russian). URL: https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_4660. pdf (accessed 19 August 2020).

9. Gulakova M. N., Kharchenko G. L. Interactivnye metody obucheniya v vuze kak pedagogicheskaya innovatsiya [Interactive methods of teaching at the university as a pedagogical innovation]. Kontsept - Koncept, 2013, no. 11, pp. 31-35 (in Russian). URL: http://e-koncept.ru/2013/13219.htm (accessed 20 August 2020).

10. Dmitriyeva E. L., Tinyakov O. A., Burdastykh E. N., Malysheva N. C. Primeneniye interaktivnykh metodov v obrazovatel'nom protsesse vysshey shkoly [Application of interactive methods in the educational process of higher school]. Uchenye zapiski. Elek-tronnyy naychnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta - Scientific Notes: The online academic journal of Kursk State University, 2014, no. 1 (29) (in Russian). URL: http://scientific-notes.ru/#new-number?id=34 (accessed 19 August 2020).

11. Kasatkina N.E. et al. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v uchebnom protsesse vuza: metodicheskoye posobiye [Modern educational technologies in the educational process of the university: teaching aid]. Kemerovo, Kuzbass Regional Institute for the Development of Professional Education Publ., 2011. 237 p. (in Russian).

12. Gubanova M. I. Professional'naya deyatel'nost' prepodavatelya: uchebnoye posobiye dlya sdudentov, magistrantov, aspirantov i prepodavateley [Professional activity of a teacher: a learning guide for bachelors, masters, graduate students and teachers]. Compiled by M. I. Gubanova, L. A. Nikolaeva. Tomsk, TSPU Publ., 2009. 88 p. (in Russian).

13. Chekalina M. S. KVN kak interaktivnyy metod formirovaniya professional'nykh kompetentsiy studentov, obuchayushchikhsya po napravleniyu «Pedagogicheskoye obrazovaniye» [Humour competition as an interactive method of developing professional competencies in undergraduate teacher education students]. Vestnik pedagogicheskikh innovatsiy - Journal of pedagogical innovations, 2016, no. 3, pp. 58-62 (in Russian).

14. Ponamareva S. Ya., Pavlova L. A., Tulyndina E. V. Tematicheskiy KVN - v arsenal tvorcheskogo predmetnogo obucheniya v vuze [Thematic KVN in the arsenal of creative subject training at the university]. Vestnik Izhevskoy gocudarstvennoy sel 'skokhozyaystvennoy akademii - The Bulletin of Izhevsk State Agricultural Academy, 2007, no. 3, pp. 24-26 (in Russian).

15. Zhilina T. N. Ispol'zovaniye sovremennykh interaktivnykh tekhnologiy v podgotovke vysokokvalifitsirovannykh spetsialistov v vysshey shkole [Using modern interactive technologies in the training of highly qualified specialists in higher education]. Voz-mozhnosti razvitiya kraeyevedeniya i turizma Sibirskogo regiona i sopredel'nykh territoriy: sbornik materialov XVII Mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyshchennoy 140 letiyu TGU i 70 letiyu TOO RGO [Possibilities of the development of regional study and tourism of the Siberian region and its adjacent territories. Collected works of the XVII International scientific and practical conference devoted to 140th anniversary of TSU 70th anniversary of the Tomsk regional branch of the Russian Geographical Society]. Tomsk, 2018. Pp. 178-180 (in Russian).

16. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovate'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 05.04.02 «Geografiya» (uroven' magistratury). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 28 avgusta 2015 g. № 908 [Federal state educational standard of higher education in the subject area 05.04.02 "Geography" (Master's level)] (the Master's degree level). Oder of Ministry of education and science of the Russian Federation (28 August 2015) № 908]. PortalFederal'nykh gosu-darstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya [Portal of the Federal state educational standards of higher education] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/050402.pdf (accessed 13 August 2020).

Zhilina T. N., Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor, National Research Tomsk State University (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: zhilinatn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.