Роль проектного менеджмента в организации деятельности в системе образования
о см о см
о ш т
X
<
т О X X
Марашли Иман Халед
магистрант факультета крымскотатарской и восточной филологии, Таврической академии, КФУ имени В.И. Вернадского, [email protected]
В статье проанализированы существующие определения термина «проект» в проектном менеджменте, дано авторское определение термина «проект» применительно к системе образования, выделены основные характеристики проекта, а также приведена составленная автором схема реализации проекта в университете.
В процессе исследования автором рассмотрены теоретические и практические исследования по теме статьи, изучено положительное и отрицательное влияние методов проектного менеджмента на организацию учебного процесса в университете. Автор приходит к выводу, что внедрение методов проектного менеджмента в образовательный процесс приводит к повышению роли и имиджа преподавателей, способствует качественной подготовке специалистов, формирует систему партнерства «ВУЗ - заказчик», а также способствует переходу университета к рыночным отношениям за счет устойчивого экономического благосостояния. Таким образом, использование методов проектного менеджмента положительно отразится на организации учебного процесса, позволит модернизировать его под современные реалии и запросы рынка.
Ключевые слова: проект, проектный менеджмент, образовательный процесс, высшее образование.
В условиях стремительно развивающегося сектора экономики в эпоху цифрового знания к качеству образования, к уровню подготовки специалистов и к освоенным ими компетенциям выдвигаются новые требования. Современная организация, предоставляющая обучающимся свои услуги, должна создавать не только образовательную среду, а также производить уже готовый продукт, конвертируемый в благосостояние.
Таким образом, появляется необходимость в использовании новых методов координирования и управления образовательными проектами. Также, необходимо добавить, что с каждым годов сфера образования сталкивается с вызовами различного генезиса. Так, например, вспышки заболеваний, пандемии привели к переносу части образовательного процесса в виртуальное поле деятельности, что, в ряде случаев, усложнило реализацию проектов, научных исследований, процесс подготовки специалистов.
Цель статьи - изучить существующие определения проектного менеджмента, а также определить его роль в организации учебного процесса в университете.
Для реализации поставленной перед нами цели были решены следующие задачи:
• Проанализированы существующие подходы к определению термина «проектный менеджмент».
• Классифицированы его основные характеристики.
• Определено влияние проектного менеджмента на организацию учебного процесса в университете.
Теоретические основы модернизации образовательного пространства в университете были заложены в трудах С.И. Арангельского[1; 2], В.С. Леденева[10], Ю.К. Бабанского[4], А.Л. Истомина[7]. Практический опыт организации и функционирования ВУЗов в условиях рыночной экономики получил освещение в работах В.М. Филиппова[13]. Аспекты практической ценности образования затронуты А.Г. Асмоловым[3]. Что касается применения проектного менеджмента и его методологического аппарата в сфере образования, то этот вопрос рассматривается в ряде научных работ отечественных авторов. Так, Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова и др.[8] анализируют специфику подготовки руководителей образовательных организаций в сфере проектного менеджмента. Ф.А. Казин, Н.Р. Тойвонен[12] предлагают готовые учебные кейсы для использования в образовательном процессе при изучении дициплины «Проектный менедмент». С.М. Косенок, В.А. Безуевская[9] на примере Сургутского государственного университета демонстрируют эффективность внедрения методов проектного управления в образовательный процесс. А.О. Грудзинский в монографии «Проектно-ориентирован-ный университет»[6] изложил результаты внедрения проектно-ориентированного метода в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского.
Как отмечается в национальном проекте «Образование» на период с 2019 по 2024 гг., утвержденном президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16[2]), обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, в частности, вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству образования, рассматривается как одно из приоритетных направлений реформы и развития образования^].
В свою очередь, достижение поставленной цели возможно только с применением эффективных методов управления в сфере образования. В данной статье мы рассматриваем роль проектного менеджмента в организации учебного процесса в высшем учебном заведении.
Для определения потенциальной роли проектного менеджмента в системе образования, а именно - в организации учебного процесса в университете, необходимо разобраться в базовой терминологии: что мы понимаем под словом «проект». Так как этот термин является прямым заимствованием из английского языка, рассмотрим его основные значения, отмеченные в сло-варе[15, с.1162]:
• запланированная работа,
• работа в школе / университете,
• набор целей / видов работ.
Описанные в словаре значения указывают на специфическую характеристику проекта - процесс. Также, значение «работа в школе/университете» раскрывает еще одну характеристику проектной работы: проект несет в себе исследовательский характер, а также ограничен во времени. Таким образом, собирательная лингвистическая характеристика слова «проект» включает в себя такие основные моменты как процесс, исследование и время.
Что касается подхода к определению термина «проект» в менеджменте, то сформировалось два течения. Как отмечает Д. Лукьянов «Существует два ключевых подхода, соответствующих сути проекта. Первый -«продуктовый»[...]. Согласно стандарту РМВОК под термином «проект» подразумевается «временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов». Второй подход - можно назвать его «ценностным» -[...] рассматривает проект с точки зрения создания новой ценности, которую ожидают получить заинтересованные и вовлеченные в его реализацию стороны[14, с.51-52].
В свою очередь, ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Руководство по проектному менеджменту характеризует проект следующим образом: «Проект состоит из уникального набора процессов. Процессы состоят из координируемых и контролируемых работ с датами начала и окончания, которые выполняются для достижения целей проекта. Достижение целей проекта требует получения определенных результатов, отвечающих конкретным требованиям. При реализации проекта могут действовать множество ограничений» [5, с.6].
Проанализировав изложенные выше подходы и определения, применительно к системе образования, мы предлагаем понимать проект как динамично развивающуюся систему, результатом деятельности которой является готовый образовательный продукт, реализованный в определенный сроки. Стоит отметить, что проектный метод, в первую очередь, имеет финансовую направленность, так как ориентирован на привлечение
финансирования из заинтересованных в конкретном образовательном продукте источников. В данном случае, речь идет не только о подготовке квалифицированных кадров (бакалавров, магистров), но также и о переподготовке кадров, курсах повышения квалификации для сотрудников различных предприятий, тренингах, лекциях, практикумах, семинарах и прочих образовательных услугах, пользующихся спросом.
Прежде чем перейти к способам реализации проектной деятельности в рамках образовательного пространства университета, необходимо разобраться в ее влиянии на сам процесс. В первую очередь, применение про-ектно-ориентированного метода способно повлиять на карьерный рост и имидж преподавателя вне зависимости от занимаемой им должности в данный момент. Классический университет построен по принципу иерархии, в котором от ректората на институты, факультеты и кафедры распределяются обязанности и полномочия. В существующей структуре функционируют отдельно взятые «единицы» от ассистента до ректора с четко описанным функционалом действий. В данной системе каждый ее элемент выстраивает себе карьерный путь и занимает определенную нишу, равно как и исчерпывает все возможности роста, получив необходимые звания кандидата или доктора, либо заняв должность доцента или профессора. Также, стоит отметить ограниченное количество управляющих должностей и высокую степень конкуренции, что может привести к неудовлетворенности преподавателя своей карьерой и поиска других вариантов своего развития. Данную проблему позволяет решить применение проектного менеджмента в организации учебного процесса. Как отмечает А.О. Грудзин-ский в монографии «Проектно-ориентированный университет»: «Сохраняя все традиционные возможности роста преподавателей университета, проектно-ориенти-рованный подход дает третье, предпринимательское измерение развития карьеры преподавателя»[6, с.160]. Таким образом, проектный подход позволяет создавать дополнительные должности, повышающие статус и самооценку замотивированных сотрудников, за счёт реализации проектов.
Еще одним из достоинств проектного метода в организации образовательного процесса является использование «проектных групп». Проектная группа - это динамичная система, включающая в себя только необходимые для реализации определенных задач элементы. Также стоит отметить, что данная группа не ограничена площадкой одного из структурных подразделений университета. Благодаря цифровым технологиям проектная группа может включать в себя специалистов всех структурных подразделений университета, даже, если они разобщены географически, что позволяет экономить финансы, выделяемые на командировки, служебные поездки.
Изучив положительные стороны внедрения проектного управления в организацию учебного процесса в университете, мы предлагаем следующую схему реализации проекта в университете.
Этапу «запроса на образовательную услугу» может предшествовать мониторинг рынка потребителей конечного продукта, выявление потенциально заинтересованных работодателей, готовых купить образовательные услуги для своих сотрудников. Реализация таких краткосрочных проектов позволяет университету ориентироваться на рыночную ситуацию, формировать систему социального партнерства между университетом и работодателями, выпускать специалистов, способных выдержать
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м о
конкуренцию на рынке труда, повышать свои имидж среди отечественных университетов, интегрироваться в систему международного образования, а также - добиться устойчивого экономического состояния как самоуправляющаяся образовательная организация.
о
CN О
сч
О Ш
m
X
3
<
m о х
X
Рис. 1. Схема реализации проекта в университет (составлена автором)
Выводы. Проанализировав научную литературу по исследуемой проблематике, мы пришли к выводу, что термин «проект» в сфере образования необходимо рассматривать как динамично развивающуюся систему, в результате деятельности которой появится готовый образовательный продукт, реализованный в определенный сроки за установленную оплату.
Применение методов проектного менеджмента как средств получения конечного образовательного продукта проиллюстрировало свою эффективность на примере рассмотренного нами практического материала, опубликованного в ряде статей и монографий. Из изученного материала видно, что внедрение методов проектного управления в образовательное пространство может привести к:
• повышению роли и имиджа преподавателей вне зависимости от занимаемой должности благодаря участию в проектных группах;
• качественной подготовке специалистов со сформированной компетенцией в области проектного управления;
• формированию системы партнерства «ВУЗ - заказчик», в которой в качестве заказчика выступает заинтересованная в получении образовательных услуг инстанция;
• переходу университета к рыночным отношениям за счет устойчивого экономического благосостояния как самоуправляющейся образовательной организации.
Исходя из этого мы считаем, что использование методов проектного менеджмента положительно отразится на организации учебного процесса в университете, позволит модернизировать его под запросы современного рынка и привести в соответствие с современными реалиями.
Литература
1. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С. И. Архангельский. - Москва : Высшая школа, 1976. - 200 с.
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы/ С. И. Архангельский. - Москва : Высшая школа, 1980. - 368 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов - Москва: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект) / Ю.К. Бабанский - Москва: Педагогика, 1977. - 256 с.
5. ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Руководство по проектному менеджменту (Переиздание). - М.: Стандартин-форм, 2015. - 60 с.
6. Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза: монография / А.О. Грудзинский. -ННГУ, 2004. - 370 с. - ISBN 5-85746-793-4
7. Истомин А.Л. Учебный процесс в вузе с позиций системного подхода // Вестник Ангарской государственной технической академии. - 2007. - № 1 (1). - С. 117124.
8. Качалова Л.П., Колмогорова И.В., Колосовская Т.А. Формирование готовности будущих руководителей образовательных организаций к проектному управлению // Лидерство и менеджмент. - 2020. - Том 7. - №2.
- С. 237-246
9. Косенок С.М., Безуевская В.А. Проектное управление в университете - ответ на вызовы времени // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9.
- №4. - С. 595-604
10. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев - Москва : Высшая школа, 1991. - 224 с. - ISBN 5-06-002102-5. Текст : непосредственный.
11. Национальный проект «Образование» на период с 2019 по 2024 г.г.: утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16) // Официальный информационный портал «Будущее России. Национальные проекты» - Текст : электронный - Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru (дата обращения: 15.12.2020).
12. Проектный менеджмент в вузе. Учебные кейсы / ред. Ф.А. Казина, Н.Р. Тойвонена. - СПб: НИУ ИТМО, 2012. - 182 с.
13. Филиппов В.М. Практический опыт организации и функционирования вузов в условиях рыночной экономики / В.М. Филиппов - Москва, ПАИМС, 1993. - 486 с. -ISBN не указан. Текст : непосредственный.
14. Чернышева Т. Проектный менеджмент - дисциплина и планирование // Наука и инновации. - 2016. -№2 (156). - С. 51-54
15. Oxford Advanced Learner's Dictionary A.S. Hornby, Seventh edition, chief editor Sally Wehmeier 1715 + 119 Oxford University press, 2006
The role of project management in organizing activities in the
education system Marashli I.Kh.
Crimean Federal University V.I. Vernadsky In this paper the author analyses the definitions of term "project", provides readers with his own definition of its term for educational system, points out its main characteristics as well as draws out the scheme of project implementation at the university.
The paper studies the theoretical and practical investigations on the subject, positive and negative effect caused by implementing
project management methods during the education at the university.
The author comes to conclusion that the implementation of project management methods in the teaching-learning process causes the enhancement of the teachers' role and their prestige, supports training of highly skilled specialists, creates the system "university - employer", as well as facilitates its transition to market economy at the cost of stable economic welfare. As a result, the implementation of project management methods causes the positive effect on the teaching-learning process and enables to remodel it due to environment and market demands. Keywords: project, project management, the teaching-learning
process, higher education. References
1. Arkhangelsky SI Lectures on the scientific organization of the
educational process in higher education / SI Arkhangelsky. -Moscow: Higher school, 1976 .-- 200 p.
2. Arkhangelsky S.I. The educational process in higher education,
its natural foundations and methods / SI Arkhangelsky. -Moscow: Higher school, 1980 .-- 368 p.
3. Asmolov A.G. Psychology of Personality. Principles of general
psychological analysis / A.G. Asmolov - Moscow: Moscow State University Publishing House, 1990 .-- 367 p.
4. Babansky Yu.K. Optimization of the learning process (General
didactic aspect) / Yu.K. Babansky - Moscow: Pedagogy, 1977 .-- 256 p.
5. GOST R ISO 21500-2014 Project Management Guidelines (Reprinted). - M .: Standartinform, 2015 .-- 60 p.
6. Grudzinsky A.O. Project-oriented university. Professional entrepreneurial organization of the university: monograph / A.O. Grudzinsky. - NNSU, 2004 .-- 370 p. - ISBN 5-85746-793-4
7. Istomin A.L. The educational process at the university from the
standpoint of a systematic approach // Bulletin of the Angarsk State Technical Academy. - 2007. - No. 1 (1). - S. 117-124.
8. Kachalova L.P., Kolmogorova I.V., Kolosovskaya T.A. Formation
of the readiness of future leaders of educational organizations for project management // Leadership and management. - 2020. - Volume 7. - №2. - P. 237-246
9. Kosenok S.M., Bezuevskaya V.A. Project management at the
university - a response to the challenges of the time // Economics, Entrepreneurship and Law. - 2019. - Volume 9. -No. 4. - S. 595-604
10. V.S. Lednev The content of education: essence, structure, prospects / V.S. Lednev - Moscow: Higher School, 1991 .-- 224 p. - ISBN 5-06-002102-5. Text: direct.
11. National project "Education" for the period from 2019 to 2024: approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (protocol of 12.24.2018 No. 16) // Official information portal "Future of Russia. National Projects "- Text: electronic - Access mode: https://futurerussia.gov.ru (date of access: 15.12.2020).
12. Project management at the university. Educational cases / ed. F. Kazina, N.R. Toivonen. - SPb: NIU ITMO, 2012 .-- 182 p.
13. Filippov V.M. Practical experience in the organization and functioning of universities in a market economy / V.M. Filippov -Moscow, PAIMS, 1993 .-- 486 p. - ISBN not specified. Text: direct.
14. Chernysheva T. Project management - discipline and planning // Science and innovation. - 2016. - No. 2 (156). - P. 51-54
15. Oxford Advanced Learner's Dictionary A.S. Hornby, Seventh edition, chief editor Sally Wehmeier 1715 + 119 Oxford University press, 2006
X X O OD A C.
X
OD m
o
2 O ho o