ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО
Том 9 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019
ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
>
Первое
экономическое издательство
Проектное управление в университете -ответ на вызовы времени
Косенок С.М. 1, Безуевская В.А. 1
1 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматривается опыт Сургутского государственного университета по внедрению проектных методов управления. Деятельность по внедрению методов проектного управления в практику работы университета имела своей целью повышение эффективности инициатив, направленных на трансформацию университета в опорный университет региона. В статье приводятся результаты мониторинга, отражающие качественные изменения, характеризующие формирование новой ментальности коллектива, развития чувства причастности к реализации важной миссии регионального университета.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектное управление, университет, качественные изменения
Project management at the university: a response to the challenges of time
KosenokS.M. 1, Bezuevskaya V.A. 1
1 Surgut State University, Russia
Введение
Современная экономика - это инновационная экономика, экономика, конкурентные преимущества в которой имеют те, кто наиболее быстро и эффективно способен получить новые знания и преобразовать их в товар [1]. В инновационной экономике университеты должны выступать не только концентраторами знаний, но и инструментами трансляции инноваций. Именно поэтому университеты в настоящий момент находятся в процессе изменений, сравнимых по своему масштабу с процессами, связанными с изобретением и распространением книгопечатания [2] (Бегыеузкауа, 2019). Только время, отведенное на реализацию изменений, значительно сократилось. Если от изобретения письменности до «всеобщей грамотности» прошло более 5 тысяч лет, от изобретения книгопечатания до книг на национальных языках и публичных библиотек - более 100 лет, то от изобретения смартфона до «всеобщей смартфонизации» - менее 10 лет.
Оценивая изменения, вызванные «всеобщей смартфонизацией», эксперты указывают на появление новых навыков, обеспечивающих
выживание в цифровом мире [3-5]. В первую очередь, это навыки, связанные с поиском и верификацией информации. Если в «книжную» эпоху информация, прежде чем быть формализованной, подвергались рецензированию, редактированию, возможно цензуре, то в «смартфонную» эпоху процессы верификации практически полностью ложатся на пользователя. Умение получить из сети и оценить нужную информацию впрямую влияет на жизнь людей. Именно поэтому так много усилий государство прикладывает в последнее время к формированию финансовой грамотности населения. Следующее изменение связано с индивидуализацией запросов на знания. Нужны не знания вообще, а знания, позволяющие решить конкретную проблему, что приводит к частой смене запросов на знания [6]. Сегодня, пожалуй, не глубина знаний в конкретной, но достаточно узкой области, а широта знаний, общая эрудиция, наличие практического опыта проектной и командной работы определяют ценность специалиста [7]. Умение учиться становится важнейшим умением, обеспечивающим успешное развитие личности.
Эти изменения влекут за собой необходимость выдвижения новых требований к деятельности высших учебных заведений [8-10] (Klyachko, Mau, 2015; Isak Frumin). Речь идет о формировании у студентов новых навыков, обеспечивающих выживание в цифровой экономике. Выпускники университетов должны не только осознавать необходимость постоянного обучения [11], но и ориентироваться во всем множестве предлагаемых онлайн курсов, тренингов, коучингов и уметь отбирать нужные для построения личной карьерной траектории, то есть уметь улавливать и анализировать запросы рынка труда, верифицировать предложения к обучению.
ABSTRACT:_
The article considers the experience of Surgut State University in the implementation of project management methods. Activities on implementation of project management methods in the practice of the university aimed at improving the effectiveness of initiatives to transform the University into a flagship university in the region. The results of monitoring reflecting qualitative changes characterizing the formation of a new mentality of the team, the development of a sense of belonging to the implementation of the important mission of the regional university are presented.
KEYWORDS: project management, university, qualitative change
JEL Classification: I23, I29, 022 Received: 17.12.2019 / Published: 30.12.2019
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Kosenok S.M. (smkosenok0gmail.com)
CITATION:_
Kosenok S.M., Bezuevskaya V.A. (2019) Proektnoe upravlenie v universitete - otvet na vyzovy vremeni [Project management at the university: a response to the challenges of time]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (4). - 595-604. doi: 10.18334/epp.9.4.41500
Для достижения поставленных задач, согласно [12] университеты должны:
1. Предоставить обучающимся доступ к цифровым инструментам и ресурсам, необходимым для оценки различных возможностей в сфере образования и профессиональной деятельности.
2. Помочь обучающимся принять разумные финансовые решения в отношении образования и предоставить им четкую информацию о потенциальной эффективности инвестиций в образование, что может включать предоставление прозрачных отчетов о затратах, финансовой помощи и результатах.
3. Применять высокотехнологичные подходы, чтобы студенты могли продуктивно учиться и достигать результатов.
4. Разрешить обучающимся выбирать сроки и формат образовательной программы в соответствии с другими приоритетами в их жизни (применяя различные инструменты, включая интерактивное, мобильное, смешанное образование и компе-тентностные модели образования).
5. Обеспечить обучающимся приемлемый по цене доступ к высококачественным ресурсам, необходимым для достижения успеха, и позволить им самостоятельно курировать свое обучение.
6. Дать возможность консультантам направлять ход работы студентов в условиях меняющихся потребностей и обстоятельств. Обучающимся следует предоставлять данные, имеющие практическую ценность, при помощи аналитических панелей.
7. Оказывать студентам своевременное и адресное содействие. Преподаватели и консультанты должны иметь надлежащий доступ к данным и аналитике о ходе обучения, которые сигнализируют о необходимости ранних и индивидуальных вмешательств.
8. Позволить обучающимся поэтапно разрабатывать осмысленные образовательные стратегии. Образовательным учреждениям и поставщикам образовательных услуг следует использовать суммируемые и переводимые зачетные единицы, чтобы удовлетворить потребности учащихся, которым необходимо беспрепятственно начинать и приостанавливать обучение в учреждениях и менять системы образования для эффективной реализации своих учебных и жизненных целей.
9. Позволить студентам фиксировать процесс обучения способами, которые могут применяться для продолжения образования или проведения содержательной
ОБ АВТОРАХ:_
Косенок Сергей Михайлович, ректор, доктор педагогических наук, профессор (smkosenok0gmai1.com) Безуевская Валерия Александровна, проректор по развитию, кандидат педагогических наук, доцент (11140surgu.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Косенок С.М., Безуевская В.А. Проектное управление в университете - ответ на вызовы времени // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 4. - С. 595-604. Сог 10.18334/ерр.9.4.41500
работы. Студентам следует предоставить возможность продемонстрировать результаты своего обучения и получить понятные, универсальные документы об образовании, согласованные и признанные в традиционных или нетрадиционных системах.
10. Создать учебную сеть, которая бы помогла обучающимся раскрыться в качестве создателей, предпринимателей и агентов своего обучения (через цифровую инфраструктуру, позволяющую учиться всегда и везде).
Речь идет о создании в университете условий, в которых каждый обучающийся может разработать и реализовать свой индивидуальный образовательный проект.
Процесс производства и передачи знаний до недавнего времени хорошо укладывался в консервативные модели административного управления, особенно не требуя каких-либо существенных управленческих новаций. Динамика развития социально-экономической среды, индивидуализация запросов на знания приводит к тому, что административная составляющая управления в университете становится тесной, сковывающей и недостаточной для ответа на вызовы времени, начинает усиливаться другая составляющая управления: предпринимательская, отражающая потребность в ведении принципиально иных механизмов регулирования и управления [13] (Roberts, 2002). Один из таких механизмов - проектное управление.
Проектное управление позволяет создать условия и возможности для реализации разномасштабных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера. В конечном итоге служит активизации научных исследований и инновационной деятельности, устранению административных барьеров в реализации индивидуальных образовательных проектов, обеспечивает междис-циплинарность образовательных и научных программ университета. При этом необходимо найти оптимальное сочетание административной и предпринимательской составляющих в управлении, реализация проектов должна органично сочетаться с текущей работой, объем ресурсов, поставляемых в проекты не должен разрушающим образом отражаться на операционной деятельности. Разумное администрирование призвано сохранить и защитить положительный консерватизм системы, стратегическое видение отдельных приоритетных направлений, а сбалансированное предпринимательство - обеспечить возможность развития.
Очевидно, что продвижение технологий проектного управления в организацию управленческих процессов в университете сопровождается серьезной аналитической и подготовительной работой, включая формирование необходимой ментальности и практических навыков проектной деятельности коллектива университета.
Целью данной работы является анализ влияния внедрения проектных методов организации работы на качественные характеристики деятельности Сургутского государственного университета. Принципиально новым является анализ влияния проектных методов не только на систему управления университетом, но и на организацию работы основных «производственных» подразделений: кафедр, лабораторий, отделов.
Методы
Руководство Сургутского государственного университета последовательно и целенаправленно ведет работу по внедрению проектных методов управления во все сферы деятельности университета. На первых этапах внедрения значительное внимание было уделено анализу текущей ситуации, обучению сотрудников, развитию навыков групповой командной работы, созданию системы мотивации. Привлечение внешних экспертов и консультантов позволило раскрыть возможности проектных методов и продемонстрировать результаты и лучшие практики проектного управления. Внесение изменений и дополнений в нормативные документы университета способствовало усилению мотивации коллектива к разработке и реализации проектов. Проведение совместных проектных сессий привело к формированию междисциплинарных групп и проектов. Особое внимание было уделено вопросам, связанным с финансовым обеспечением проектов. Тщательный анализ позволил гарантировать полное и своевременное финансирование работ по проектам и создал необходимую уверенность участников в реальности достижения поставленных целей. Все это позволило «разбудить» инициативу. В 2018 и 2019 году было проведено два конкурса проектов, на которые было подано 80 заявок. 11 проектов прошли первичный отбор и были представлены на Ученом совете университета. 9 проектов получили поддержку и реализуются в настоящее время. В реализации проектов принимают участие 60 сотрудников университета и 22 внешних участника. Реализуемые проекты охватывают различные аспекты деятельности университета: образование, науку и технологии, предпринимательство, управление.
Результаты
Реализация первых этапов проектов позволяет говорить о конкретных, пусть и локальных, результатах:
Внедрение проектно-ориентированного обучения в формате СБЮ позволило привлечь абитуриентов на программу «Программная инженерия» со средним баллом ЕГЭ более 77.
Создание консорциума по решению научно-технологических проблем в области регионального нефтегазового кластера «Химия нефти» позволило привлечь в качестве партнеров ООО «Петрохим», Сколтех, РГУ нефти и газа, заключить договора на выполнение научных исследований, повысить публикационную активность.
Создание системы поддержки студенческих бизнес-проектов способствовало развитию предпринимательского мышления, интереса к предпринимательской деятельности, формированию новых студенческих бизнес-проектов, что позволило студентам Сургутского государственного университета выйти в финал Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв», победить в городском конкурсе «Молодежный стартап».
Однако куда важнее качественные изменения, характеризующие формирование новой ментальности коллектива, развития чувства причастности к реализации важной миссии университета.
600 .ЮиМАЬ ОР ECONOMiCS, ENTREPRENEURSHiP АМ 1_АШ #4'2019 (0с1оЬег-РесетЬег)
Ниже в таблице представлены основные качественные изменения, произошедшие в Сургутском государственном университете в процессе перехода к проектным методам управления.
Таблица
Проектное управление: изменения в Сургутском государственном университете
Было Стало
Иллюзия вечного благополучия сотрудников на фоне патерналистского отношения учредителя (Правительства Югры) к Университету, и, как следствие, тенденция к консервации образовательной и научной деятельности на достигнутом уровне. Новая политика университета в области качества, в которой проектное управление определено первым приоритетом деятельности по достижению стратегической цели и задач развития университета.
Неинформированность сотрудников о мировых трендах в образовании, отсутствие потребности изучения и освоения в деятельности лучших практик зарубежных и российских университетов. Проектные сессии как открытые площадки обсуждения мировых трендов, презентации лучших практик других университетов, генерации идей и объединения инициативных сотрудников в команды проектов.
Традиция распределения учебной нагрузки на кафедрах по принципу обеспечения работой всех сотрудников вне зависимости от необходимости обновления содержания и технологий реализации программ. Постоянный поиск, отбор образовательных, научно-технологических проектов и их аудит, включая проекты трансформации содержания и технологий реализации образовательных программ.
Самопозиционирование в качестве внутриунивер-ситетских эталонов поведения нескольких авторитетов «туземной» науки и, как следствие, массовое производство в качестве научных результатов низкокачественных статей и диссертаций. Привлечение партнеров к реализации образовательных и научно-технологических проектов, в том числе ведущих российских университетов, предприятий реального сектора экономики.
Распределение финансирования по заявкам директоров Институтов. Привязка финансовых ресурсов к конкретному проекту на основании определения потребности в ресурсах на весь срок проекта, приоритетное выделение ресурсов на цели успешных проектов (либо продуктивным руководителям проектов) при формировании бюджета на следующий финансовый год.
Закрытость информации о деятельности соседних структурных подразделений, отсутствие взаимодействия сотрудников на уровне кафедр разных Институтов. Межпрофессиональная интеграция специалистов в рамках проекта, в том числе назначение ответственных за разные аспекты проекта с разных кафедр и Институтов.
Бюрократизация управления, приводящая к искажению целей деятельности и непониманию сотрудниками смысла поручений, низкий уровень исполнительской дисциплины. Матричная организационная структура позволяет уходить от привычной вертикали власти в вопросах менеджмента проектов и распределения ресурсов, при сохранении функции координации операционной деятельности за директорами Институтов.
Окончание табл.
Было Стало
Организационная культура «булькающего болота»: отсутствие потребности и механизмов личностного развития сотрудников и университета в целом. Вовлеченность сотрудников в процессы трансформации университета за счет механизмов проектного управления, инструментов создания внешней и внутренней мотивации развития.
Источник: составлено авторами по результатам ежегодного мониторинга деятельности.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в университете реализованы важнейшие принципы проектного управления:
• управление осуществляется людьми, которые сами выполняют работу;
• каждый сам отвечает за качество своей работы;
• каждый знает, что и когда он должен делать;
• роль лидера передается в зависимости от ситуации;
• проблемы обсуждаются, а не замалчиваются;
• развивается чувство причастности к реализации важной миссии.
Создание подобной атмосферы, несомненно, является ключом к реализации миссии регионального университета - быть основой успешного развития территории.
Заключение
Сургутский государственный университет - динамично развивающийся, сбалансированный университет, интегрированный в социально экономическую жизнь Ханты-Мансийского автономного округа [15] (Kosenok, Groshev, Pelikhov, 2017). Использование преимуществ проектного управления позволяет нам надеяться на возможность реализации в Сургутском государственном университете новых моделей образования, отвечающих требованиям экономики и общества, эффективно использующих современные технические средства, возможности онлайн образования и кооперацию с ведущими российскими вузами-партнерами.
Отвечая на вызовы времени, Сургутский государственный университет стремиться быть не только транслятором знаний, но и инструментом создания инноваций, основой системы «закрепления в регионах наиболее амбициозной и квалифицированной часть молодежи, обеспечивая выход этой молодежи на рынок труда, включение в экономику региона с успешным опытом реализации собственных проектов в соответствии с приоритетами регионального развития» [14, с. 58].
ИСТОЧНИКИ:
1. McKinsey Quarterly Putting lifelong learning on the CEO agenda. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights/ putting-lifelong-learning-on-the-ceo-agenda.
2. Безуевская В.А. «Третья миссия» университетов // Вестник Сургутского государст-
венного университета. - 2019. - № 1. - с. 37-42.
3. Будущее глобального образования (Global Education Futures Agenda) (edu2035.org)
4. Межуниверситетские связи: модели будущего системы высшего образования. Анализ инновационных моделей для Афганистана, Бангладеш, Индии, Непала, Пакистана и Шри-Ланки (Connecting universities: Future models of higher education. Analysing innovative models for Afghanistan, Bangladesh, India, Nepal, Pakistan and Sri Lanka). Доклад аналитической группы журнала Economist, подготовленный для Британского совета, январь 2015 года
5. Университет будущего. Тысячелетняя индустрия на пороге беспрецедентного пре-
образования (University of the future. A thousand year old industry on the cusp of profound change); 2012, Ernst & Young, Австралия
6. Конференция министров образования государств-участников ЕПВО
7. Развитие навыков для инновационного роста в России (Developing Skills for Innovative Growth in the Russian Federation), доклад Всемирного банка № ACS1549; июнь 2013 года
8. Итоги III Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный ин-
теллект и цифровая экономика». Государственный университет управления. [Электронный ресурс]. URL: https://guu.ru/news_ru/73203.
9. Клячко Т.Л., Мау В.А. Будущее университетов. / Научные доклады: образование. -
М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. - 64 c.
10. Фрумин И. Система образования существует не для работодателей. // РБК Тренды: Экономика образования. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/trends/ed ucation/5d67e7499a7947dc126e51f7.
11. Envisioning the Future of Education and Jobs: Trends, Data and Drawings. [Электронный ресурс]. URL: URL: http://www.oecd.org/education/Envisioning-the-future-of-education-and-jobs.pdf ( дата обращения: 01.07.2019 ).
12. Переосмысление роли технологий в сфере высшего образования. Дополнение к Национальному плану развития технологий обучения (Reimagining the Role of Technology in Higher Education. A Supplement to the National Education Technology Plan) // Министерство образования США, 2017 год
13. Roberts A. Project management: a distance learning programme. / A. Roberts, W. Wallace; Heriot-Watt Univ. - Edinburgh Business School, 2002.
14. Центр стратегических разработок, Высшая школа экономики. Доклад: Двенадцать решений для нового образования. [Электронный ресурс]. URL: https://kai.ru/ documents/10181/6946092/.
15. Косенок С.М., Грошев А.Р., Пелихов Н.В. Роль университета в развитии инновационных процессов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - № 3. - c. 19-26.
REFERENCES:
Bezuevskaya V.A. (2019). "Tretia missiya" universitetov [The third mission of universities]. Bulletin of Surgut State University. (1). 37-42. (in Russian).
Envisioning the Future of Education and Jobs: Trends, Data and Drawings. Retrieved July 01, 2019, from URL: http://www.oecd.org/education/Envisioning-the-future-of-education-and-jobs.pdf
Klyachko T.L., Mau V.A. (2015). Budushchee universitetov [The future of universities] (in Russian).
Kosenok S.M., Groshev A.R., Pelikhov N.V. (2017). Rol universiteta v razvitii innovatsionnyh protsessov Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry [The role of the University in innovative development of the Khanty-Mansi Autonomous district - Yugra]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. (3). 19-26. (in Russian).
McKinsey Quarterly Putting lifelong learning on the CEO agenda. (in Russian). Retrieved from https://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights/putting-lifelong-learning-on-the-ceo-agenda
Roberts A. (2002). Project management: a distance learning programme