Научная статья на тему 'Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей- исследователей информационного общества'

Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей- исследователей информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей- исследователей информационного общества»

- жизнь по вере - традиция, которую необходимо укрепить в русском народе. Суть ее состоит в том, чтобы жить в частной жизни по законам православной веры;

- спасение личности через преодоление изменчивых, преходящих форм бытия, что возможно, если ребенок последовательно выводится из плена хаоса, из суеты обыденности в процессе воспитания;

- гуманность, которая является путеводной звездой для воспитателя, признает неискоренимую силу добра в сердце человека и возможность доставить этой силе победу над всяким злом посредством воспитывающей любви к человеку.

Несмотря на теоретический и нередко отвлеченный характер рассмотренных педагогических концепций, одни из них исходили из конкретного анализа сложившейся социальной ситуации (этатистское, социальнолиберальное течения, религиозное направление), другие были ориентированы на совершенствование и перестройку социально-педагогической среды, конструирование новых форм учебно-воспитательного взаимодействия: детских организаций, общин, детских очагов и т. д. (антропологическое направление).

В русле каждого из вышеперечисленных направлений отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX в. проблема принципов воспитания решалась в соответствии с тем воспитательным идеалом и той высшей целью, которую ставили перед собой представители того или иного направления. В указанный исторический период проблема принципов воспитания рассматривалась как проблема поиска основания для построения воспитательных систем.

Данное исследование мы не считаем исчерпывающим. Заслуживает внимания сравнительный анализ принципов воспитания, сложившихся в отечественной педагогике начала XIX и конца XIX в., а также представления о принципах воспитания в отечественной педагогике после 1917 г.

УДК 378.14

М. Ф. Каримов

РОЛЬ ПРИНЦИПА ИСТОРИЗМА В ПРОЕКТИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В работах советских и российских ученых А. И. Пискунова [21],

В. А. Сластенина [23], А. И. Щербакова [25], Г. Н. Волкова [2], В. А. Белово-

лова [5] и др. выделена значимость постановки и решения задачи о подготовке будущих учителей-исследователей в системе непрерывного образования.

В настоящее время становления и развития информационного общества в нашей стране указанная дидактическая задача приобретает особую актуальность в связи с тем, что благосостояние и духовность народа, экономическая и оборонная мощь государства напрямую зависят от состояния и достижений науки, техники и других отраслей культуры, основанных на высшем образовании, построенном и реализованном с учетом результатов современного эмпирического и теоретического познания и преобразования природной, технической и социальной действительности [13].

Среди фундаментальных принципов, лежащих в основе проектирования и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества, нами особо выделяется принцип историзма [12] в связи с постоянным наличием в духовной культуре человечества следующих действенных факторов:

1. Необходимость научного рассмотрения объектов, процессов и явлений природной, социальной и технической действительности в становлении и развитии.

2. Ориентированность теоретической и прикладной науки на выявление тенденций, закономерностей и законов развития элементарных и крупных составляющих природы, общества и техники.

3. Устремленность исследователей и преобразователей окружающего нас мира на выделение своеобразия предмета изучения, обусловленного социально-экономическими и научно-техническими факторами, соответствующими рассматриваемой исторической эпохе развития человечества.

4. Эффективность научных исследований, основанных на полной и целостной совокупности достоверных достижений предшественников - активных субъектов познания и преобразования природной, социальной и технической действительности, творивших в достойном уважения прошлом.

5. Обусловленность результатов научной деятельности настоящих и будущих исследователей и преобразователей природы, общества, техники и технологий достигнутым уровнем качества постановки и решения задач классической, неклассической и постнеклассической науки.

Приобретенный нами в ряде вузов Уральского региона [6] и заимствованный из деятельности сибирской высшей школы [5] в течение последних 25 лет педагогический опыт показывает, что общеметодологический принцип историзма наряду с философскими принципами объективизма, детерминизма, антропоцентризма, диалектической противоречивости и педагогическими принципами информативности, систематичности, научности, оперативности, комплементарности, регулярности, самостоятельности, адаптируемости. прагматичности, эмоциональности, индивидуальности, коллек-

тивности, гуманитарности, политехничности и интегративности лежит в основе у спешного проектирования и реализации содержания, форм организации и методов профессиональной подготовки в высших учебных заведениях.

Содержание профессионально-педагогической подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества, построенное на основе системно-структурно-функциональной, статистической, синергетической, деятельностной, антропологической и аксиологической методологии познания и преобразования действительности, получает дополнительное обогащение при соблюдении требований принципа историзма в ходе его проектирования и реализации в высшей педагогической школе.

Успешному учебному системно-структурно-функциональному естественно-математическому, техническому и социально-гуманитарному моделированию объектов, процессов и явлений способствует регулярное определение преподавателем совместно со студентами точного времени и места получения результатов научного исследования природы, технологий и общества [15].

Статистические модели естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин, подлежащие освоению студентами педвузов на лекционных, практических и семинарских занятиях, получают эмпирическое подтверждение, основанное на обширном материале, представленном в источниках исторической информации и изложенном преподав ателсм-ученым [19].

Синергетический подход к изучению действительности, впервые развитый в физике на основе принципа историзма [4, 22, 24], в настоящее время с успехом используется в научном и учебном познании и преобразовании технической и социально-гуманитарной действительности, осуществляемом студентами и преподавателями высшей педагогической школы.

Историческое изучение и регулярное использование в системе высшего педагогического образования структурных элементов и функций субъектов познавательной и преобразовательной деятельности становится в настоящее время нормой в подготовке будущих учителей-исследователей информационного общества [17].

Соблюдение всего множества правил антропологического подхода к исследованию и изменению окружающего нас мира с учетом истории развития естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных наук является необходимым условием успешного проектирования и реализации подготовки будущих учителей-исследователей в среде новых информационных и телекоммуникационных технологий [14].

Систематическое выделение в исторической последовательности аксиологического значения трудов творцов классической, неклассической и пост-неклассической науки, составляющей основу содержания подготовки буду-

щих учителей-исследователей, служит одним из достаточных дидактических условий эффективного обучения, воспитания и творчества студентов высших педагогических учебных заведений [] 6].

Среди форм организации и проведения занятий с будущими учителя-ми-исследователями постоянно инвариантными во времени являются, как показывает опыт проектирования и реализации учебного процесса в высшей школе бывшего Советского Союза и современной России, лекция, практикум, лабораторные, курсовые и дипломная работы.

Дидактический и воспитательный потенциал вузовского лекционного занятия повышается, как об этом свидетельствует опыт организации обучения студентов ряда вузов Уральского региона, при сопровождении учебного материала фактами из истории развития науки [18].

При проектировании и реализации курсовых и дипломных работ будущих учителей-исследователей информационного общества следует опираться на исторический дидактический опыт выдающихся ученых - членов Академ ии наук Советского Союза [3].

На наш взгляд, основные методы подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества следует разрабатывать и осуществлять посредством достижений классической и современной логики и эвристики [10].

Логические методы обучения и воспитания будущих учителей-исследователей в среде новых информационных технологий, ориентированные на повышение уровня интеллектуального потенциала учащейся молодежи, характеризуемые детерминированным изложением со стороны обучающего и усвоением со стороны обучающегося учебного и научного материала с различной степенью достижения цели или результата освоения в зависимости от сложности уже решенных задач науки и состояния потребностно-моти-вационной, эмоционально-ценностной и познавательно-волевой сфер пре-подавателей-ученых и студентов педвузов, обладают такими свойствами жесткого алгоритма решения задачи, как дискретность, точность, понятность, результативность и массовость [20].

При реализации логических методов обучения воспринимающих учебную информацию субъектов системы непрерывного образования естественно-математическим и общетехническим дисциплинам, как показывает наш педагогический опыт, накопленный в средней и высшей школе в течение последних 30 лет [7, 8,11 ], повышению уровня академической успеваемости обучающихся способствует систематическое и регулярное использование на лекционных, практических и лабораторных занятиях соответствующего исторического материала.

Эвристические методы обучения, воспитания и творчества, прошедшие эволюцию от сократической беседы, применяемой в античности, до современных способов активизации творческой деятельности студентов педвуза,

имеющие полужесткий порядок действий и вероятностный характер достижения намеченной цели, связанные с многовариантным поиском и обоснованием новых моделей и алгоритмов решения задач науки, ориентированы на развитие творческого потенциала и интуитивного мышления будущих учителей-исследователей информационного общества.

Педагогический опыт свидетельствует, что использование эвристических методов подготовки будущих учителей-исследователей наиболее эффективно при планировании и выполнении курсовых и дипломных работ обучающихся в высшей педагогической школе с учетом исторической и современной научно-технической информации [9].

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал относительно роли принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества, можно сформулировать следующие выводы:

1. Общеметодологический принцип историзма, адекватно отражающий большинство явлений духовной культуры человечества, служащий эффективным средством в научном познании и преобразовании объективной действительности, является надежным ориентиром в проектировании и реализации содержания, форм организации и методов подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества.

2. Принцип историзма обеспечивает интеграцию системно-структурно-функционального, статистического, синергетического, деятельностного, антропологического и аксиологического подходов к познанию и преобразованию окружающего нас мира, служащих основой построения содержания профессионально-педагогической подготовки студентов педвуза в условиях информатизации всех отраслей материального и духовного производства.

3. Содержание обучения, воспитания и творчества будущих учителей-исследователей информационного общества, обогащенное исторической информацией о возникновении, становлении и развитии классической, неклассической и постнеклассической науки, ориентировано достижение высоких показателей академической успеваемости студентов высших педагогических учебных заведений.

4. Формы организации и проведения занятий в высшей педагогической школе, спроектированные и реализованные с учетом соблюдения требований принципа историзма, обеспечивают оптимальный выход будущих учителей-исследователей информационного общества на передний край развития естественно-математических, общетехнических или социально-гуманитарных наук.

5. Методы подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества, основанные на достижениях логики и эвристики, имеющих многовековую историю развития, способствуют совершенствованию логического и интуитивного мышления учащейся молодежи и повышению

уровня интеллектуального и творческого потенциалов студентов высших педагогических учебных заведений.

Библиографический список

1. Беловолов, В, А, Основы методологии педагогического исследования: науч,-метод. пособие/В. А. Беловолов, С. П. Беловолова. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. — 194 с.

2. Волков, Г. Н. Педагогика жизни / Г. Н. Волков. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989.-334 с.

3. Каримов, М. Ф. Вклад советской высшей школы в развитие физики магнитных явлений / М. Ф. Каримов //История науки и техники. -2005. -№ З.-С. 2-11.

4. Каримов, М. Ф. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Ос1-Со различного состава / М. Ф. Каримов, Г. С. Кандаурова // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Т. 51, вып. 3. - С. 663-666.

5. Каримов, М. Ф. Информатизация образования: детсад, общеобразовательная школа, вуз и институт повышения квалификации // Развитие личности в системе непрерывного образования: материалы Д Междунар. конф. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. ~Ч. Ш.-С. 179-181.

6. Каримов, М. Ф. Информационное моделирование как средство повышения эффективности педагогической практики / М. Ф. Каримов // Педагогическая практика в условиях современного педагогического образования: материалы регион, конф. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1997. - Ч. I. - С. 26 - 27.

7. Каримов, М. Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности / М. Ф. Каримов // Наука и школа. -2006.-№ З.-С. 34-38.

8. Каримов М. Ф. Использование программируемых микрокалькуляторов в учебном процессе / М. Ф. Каримов // Учитель Башкирии. - 1986. -№6.-

С. 44-50.

9. Каримов, М. Ф. Классификация уровней подготовки будущих учителей-исследователей / М. Ф. Каримов // Проблемы повышения качества подготовки учителя: материалы междунар. науч. конф. - Шуя: Изд-во ШГПУ, 1999. - С. 95-96.

10. Каримов, М. Ф. Компьютерное моделирование эвристическими и логическими методами в подготовке будущих учителей-исследователей / М. Ф. Каримов // Математика. Компьютер. Образование: сб. науч. тр. / под ред. Г. Ю. Ризниченко, Н. X. Розова. - М.: Рос. фонд фундамент, исслед.; Прогресс-Традиция, 2001, - Вып. 8,ч. 1.-С. 140-142.

11. Каримов, М. Ф.: Методы обучения высшей математике с историческим материалом / М. Ф. Каримов // История науки и техники. - 2006. - С. 81-97.

12. Каримов, М. Ф. Основанное на принципе историзма обучение будущих учителей-исследователей физике / М. Ф. Каримов // Традиции и инновации в образовании: проблемы управления: межвуз. сб. науч. тр. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2006. - Вып. 8. - С. 112-115.

13. Каримов, М. Ф. Подготовка будущих учителей-исследователей в информационном обществе: монография / М. Ф. Каримов. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 612 с.

14. Каримов, М. Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества / М. Ф. Каримов // Вестн. Оренбург, гос. ун-та. - 2005. — № 4. - С. 308-113.

15. Каримов, М. Ф. Роль истории физики в подготовке будущих исследователей природной и технической действительности / М. Ф. Каримов // История науки и техники.-2005,-№3,-С. 103-115.

16. Каримов, М. Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей / М. Ф. Каримов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20, Пед. образование. - 2006. - № 1. — С. 37-42.

17. Каримов, М. Ф. Системно-структурно-функциональные составляющие методологической культуры будущего учителя / М. Ф. Каримов // Педагогическая наука и её методология в контексте современности: сб. науч. ст. / под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского. - М.: Изд-во Ин-та теории образования и педагогики РАО, 2001. - С. 369-373.

18. Каримов, М, Ф. Становление и развитие Уральской научной школы физиков под руководством академика С. В. Вонсовского / М. Ф. Каримов // Вестн. Башкир, ун-та. - 2006. - № 1. - С. 4-9.

19. Каримов, М. Ф. Температурная зависимость намагниченности насыщения аморфного магнетика с неоднородностью состава в модели кластеров / М. Ф. Каримов // Физика магнитных пленок. - Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1986. -Вып. 19.-С. 8-11.

20. Нурлыгаянов, Ф. Б. Основы информатики и возможности её применения при изучении физики: учеб. пособие/ Ф. Б. Нурлыгаянов,М. Ф. Каримов. —Бирск: Изд-во БГПИ, 1994. - 105 с.

21. Пискунов, А. И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя / А. И. Пискунов // Советская педагогика. - 1985. - № 12. - С. 42-47.

22. Пригожин, И. Р. От существующего к возникающему / И. Р. Пригожин. -М.: Наука, 1985.-328 с.

23. Сластенин, В. А. Теория и практика высшего педагогического образования: межвуз. сб. науч. тр, / В. А. Сластенин и др.; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Прометей, 1991. — 166 с.

24. Хакен, Г. Синергетика. Иерархия и неустойчивость в самоорганизации систем и устройств / Г. Хакен. — М.: Мир, 1985. — 419 с.

25. Щербаков, А. И. О подготовке студентов - будущих учителей к исследованию педагогических явлений / А. И. Щербаков // Психология труда и личности учителя. - Л.: Изд-во ЛГПИ. 1977. - С. 124-131.

УДК 370

А. В. Калачев

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

В истории российской школы XIX в. является ключевым, так как именно в это время развитие народного образования становится одним из важней-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.