задач в пройденном на предыдущих занятиях учебном материале?», «Решается ли данная учебная задача с помощью ранее усвоенных учащимися знаний из рассматриваемой предметной области познания действительности?» и так далее, ориентировано на дополнительное изучение лексики русского языка.
Разработка и исполнение алгоритма решения учебной задачи школьного уровня [5], реализуемое при ответах учащихся на совокупность эвристических вопросов типа «Какой ранее освоенный учащимися метод учебной дисциплины подходит для решения данной задачи?», «Имеется ли полное или частичное решение подобной задачи в традиционных или телекоммуникационных источниках учебной информации?», «В каких областях естественно-математического, общетехнического или социально-гуманитарного знания необходимо искать способ решения выделенной учебной задачи?» и так далее, приводит к расширению и углублению знаний школьников в области лексики русского языка.
Анализ результатов решения учебной задачи по математике, физике, химии, информатике [6],, технологии, языку, литературе, истории или обществознанию и формулировка соответствующих выводов под руководством учителя учащиеся средней общеобразовательной школы осуществляют с помощью приемов формальной и диалектической логик на основе расширяющегося их словарного запаса.
Выводом, следующим из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, является положение о том, что последовательное и систематическое проектирование и реализация этапов учебного словесного моделирования объектов, процессов и явлений действительности на занятиях по естественно-математическим, общетехническим и социально-гуманитарным дисциплинам приводит к повышению уровня изучения учащимися средней общеобразовательной школы лексики русского литературного языка. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
3. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.
4. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, -2014. - № 4. - С. 89 - 97.
5. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
6. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
© Каримов М.Ф., Ахмадуллина Г.З., 2017
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ, г. Бирск, РФ М.А.Васенкова директор лицея г. Бирска г. Бирск, Российская Федерация
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО СЛОВЕСНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Выделена эффективность ряда дидактических принципов учебного словесного моделирования
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
действительности, проектируемого и реализуемого в средних общеобразовательных школах.
Ключевые слова
Дидактические принципы, учебное словесное моделирование реальности
Современные методология и дидактика позволяют выделить положение о том, что учебная и научная деятельность в области познания и преобразования действительности зависит от того, кто действует (субъект), на что она направлена (объект) и на основе каких принципов она проектируется и реализуется [1].
Основные принципы учебного и научного познания природной, технической и социальной действительности, имеющие начала своего становления и развития еще в античности [2], позволяют выделить и применить в проектировании и реализации нового такие понятия, как объект и предмет изучения и исследования, уровни эмпирического и теоретического освоения реальности, методы экспериментального и теоретического постижения личного и общественного неизвестного в окружающей нас среде, способы построения частных и общей картин мира и т.д.
Среди дидактических принципов, на которых основано школьное учебное словесное моделирование действительности, состоящее из этапов постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулировки выводов, возврата к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [3], своей проективной и конструктивной значимостью выделяются информативность, систематичность и научность обучения учащихся естественно-математическим, общетехническим и социально-гуманитарным дисциплинам.
Принцип информативности обучения учащихся средней общеобразовательной школы реализуется посредством обогащения содержания, форм и методов учебного познания действительности прежде всего современными словесными системно-структурно-функциональными, статистическими, синергетическими, деятельностными, антропологическими и аксиологическими моделями фрагментов реальности и словесными алгоритмами решения задач научно-технического и социально-экономического прогресса.
Принцип систематичности обучения школьников с первого по одиннадцатый классы естественно-математическим, общетехническим и социально-гуманитарным дисциплинам ориентирует учителей на представление учебного словесного материала по постановке и решению задач методом информационного моделирования с четкой дидактической структурой, оптимальной временной последовательностью и определенной функциональной направленностью с учетом достижений современной науки и техники.
Выполнение требований дидактического принципа систематичности обучения учащихся средней общеобразовательной школы путем последовательной постановки и решения постепенно усложняющихся задач учебного информационного моделирования фрагментов природной, технической и социальной действительности приводит, как показывает наш педагогический опыт [4], к формированию в сознании старшеклассников единого и целостного мировоззрения об объектах, процессах и явлениях окружающего нас мира.
Принцип научности обучения старшеклассников средней общеобразовательной школы имеет проективное и конструктивное начало для подрастающего поколения потому, что следующая ступень образования учащейся молодежи - высшая профессиональная школа требует от студентов изучения и развития науки одновременно.
Переход от школьного учебного моделирования действительности в вузовское научное моделирование объектов, процессов и явлений природы, технологий и общества происходит наиболее успешно для тех учащихся, кто освоил в средней общеобразовательной школе большое количество научно -технических терминов в процессе словесного моделирования фрагментов реальности.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что основанное на дидактических принципах информативности, систематичности и научности учебное словесное моделирование природной, технической и социальной действительности позволяет выпускникам средних общеобразовательных школ успешно продолжать в высшей профессиональной школе свою учебную и научную деятельность.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.
2. Каримов М.Ф. Начала естествознания по Демокриту и их значение для становления науки и дидактики // История и педагогика естествознания. - 2012. - № 4. - С. 27 - 31.
3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
4. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
© Каримов М.Ф., Васенкова М.А., 2017
УДК 371
Ю.А. Кузьмина
студент магистратуры Тольяттинский государственный университет
Н.В. Яшина студент магистратуры Тольяттинский государственный университет Г. Тольятти, Российская Федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ ИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА СКАУТИНГА И ПИОНЕРИИ
«Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему - воспитание. Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь» [10, с. 118]. Эти слова Л.Н. Толстого сегодня ничуть не утратили своей актуальности. Учитывая состояние нравственной запущенности современного общества, остро встает вопрос о подборе эффективных методов и средств воспитания.
Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева указала на приоритет воспитания в работе современной школы. Министр отметила, что, вместо того, чтобы изобретать что-то новое, можно опереться на исторический опыт, в том числе советский. Советская школа отличалась не только качественным обучением школьников, но и традициями воспитания [7].
Одним из самых эффективных подходов к воспитанию является создание детского движения. Известны успешные примеры его организации - скаутинг и пионерия. И вот, спустя двадцать пять лет после ликвидации Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, президент РФ В.В. Путин 29 октября 2015 года издал указ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Это движение создано с целью «воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей» [11].
Детское движение - совокупность детских общественных объединений, действующих на определенной территории [9]. Огромное количество ученых, как советских, так и зарубежных, работало над постоянным совершенствованием всех деталей организации работы с детьми. Их разработки представляют собой бесценный материал, из которого нужно извлечь лучшее, актуальное по сей день, и внедрить в современные детские объединения.
На основе изучения исторического опыта скаутского и пионерского движения нами были выделены определенные особенности организации детского объединения.
1. Организация четкой структуры детского объединения.