Научная статья на тему 'Связь учебного словесного моделирования действительности с изучением лексики языка'

Связь учебного словесного моделирования действительности с изучением лексики языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ СЛОВЕСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / ЛЕКСИКА ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Ахмадуллина Г.З.

Установлена и развита дидактическая связь между этапами учебного словесного моделирования объектов, процессов и явлений действительности и расширением словарного запаса учащихся средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь учебного словесного моделирования действительности с изучением лексики языка»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

Voluum 40, Issue 2, pp. 97-118.

2. Kilickaya, F. Authentic materials and culture content in EFL classrooms. The Internet ELT. 2004. Journal, 10 (7).

3. Kienbaum, B., Russell, A, & Welty, S. Using authentic materials in the foreign language classrooms: Teachers' perspectives in EFL classes. International Journal of Research Studies in Education. April 2016, Volume 5, Number 2, pp. 105-116.

4. Фоломкина С. К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. Методика и психология обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. Леонтьев А. А. - М.: НИУ ВШЭ, 2010. - 483 с.

© Игдиева И.А., Бодулева А.Р., 2017

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ, г. Бирск, РФ Г.З.Ахмадуллина директор МОБУ СОШ №3 с. Бураева с. Бураево, Башкортостан, Российская Федерация

СВЯЗЬ УЧЕБНОГО СЛОВЕСНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ С ИЗУЧЕНИЕМ ЛЕКСИКИ ЯЗЫКА

Аннотация

Установлена и развита дидактическая связь между этапами учебного словесного моделирования объектов, процессов и явлений действительности и расширением словарного запаса учащихся средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова

Учебное словесное моделирование действительности, лексика языка

Актуальная для дидактики средней общеобразовательной школы задача увеличения емкости словарного запаса учащихся по естественно-математическим, общетехническим и социально-гуманитарным дисциплинам может быть разрешена посредством систематического и регулярного использования учебного словесного моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности на соответствующих лекционных, практических и лабораторных занятиях [1].

Лексическое значение слова или его содержание или его соотнесенность с объектом, процессом или явлением действительности тесно связано с учебным моделированием фрагментов окружающего нас мира с такими этапами - элементами, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].

При постановке учебной задачи по математике, физике, химии [3], информатике, технологии, языку, литературе, истории или обществознанию каждый учитель-предметник, задавая учащимся средней общеобразовательной школы эвристические вопросы типа «Что дано?», «Что неизвестно или требуется найти?», «Что представляет собой изучаемый объект, процесс или явление?» и так далее, способствует расширению словарного запаса учащихся при их ответах на соответствующие вопросы.

Построение модели решения учебной задачи на уроках по естественно-математическим, общетехническим [4] или социально-гуманитарным дисциплинам в средней общеобразовательной школе, сопровождаемое ответами учащихся на эвристические вопросы из множества «Как определить зависимость между условиями и требованиями учебной задачи?», «Имеются ли элементы решения подобных учебных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070

задач в пройденном на предыдущих занятиях учебном материале?», «Решается ли данная учебная задача с помощью ранее усвоенных учащимися знаний из рассматриваемой предметной области познания действительности?» и так далее, ориентировано на дополнительное изучение лексики русского языка.

Разработка и исполнение алгоритма решения учебной задачи школьного уровня [5], реализуемое при ответах учащихся на совокупность эвристических вопросов типа «Какой ранее освоенный учащимися метод учебной дисциплины подходит для решения данной задачи?», «Имеется ли полное или частичное решение подобной задачи в традиционных или телекоммуникационных источниках учебной информации?», «В каких областях естественно-математического, общетехнического или социально-гуманитарного знания необходимо искать способ решения выделенной учебной задачи?» и так далее, приводит к расширению и углублению знаний школьников в области лексики русского языка.

Анализ результатов решения учебной задачи по математике, физике, химии, информатике [6],, технологии, языку, литературе, истории или обществознанию и формулировка соответствующих выводов под руководством учителя учащиеся средней общеобразовательной школы осуществляют с помощью приемов формальной и диалектической логик на основе расширяющегося их словарного запаса.

Выводом, следующим из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, является положение о том, что последовательное и систематическое проектирование и реализация этапов учебного словесного моделирования объектов, процессов и явлений действительности на занятиях по естественно-математическим, общетехническим и социально-гуманитарным дисциплинам приводит к повышению уровня изучения учащимися средней общеобразовательной школы лексики русского литературного языка. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.

3. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.

4. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, -2014. - № 4. - С. 89 - 97.

5. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

6. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.

© Каримов М.Ф., Ахмадуллина Г.З., 2017

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ, г. Бирск, РФ М.А.Васенкова директор лицея г. Бирска г. Бирск, Российская Федерация

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО СЛОВЕСНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Выделена эффективность ряда дидактических принципов учебного словесного моделирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.