Научная статья на тему 'Изучение старшеклассниками научных достижений ученых-женщин по математике и физике'

Изучение старшеклассниками научных достижений ученых-женщин по математике и физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ФИЗИКА / ДВАЖДЫ ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М.Ф., Карамова А.А.

Выделены элементы методики ознакомления старшеклассников средней общеобразовательной школы с выдающимися достижениями ученых-женщин в области математической и физической наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение старшеклассниками научных достижений ученых-женщин по математике и физике»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

математическим, общетехническим или социально-гуманитарным дисциплинам осуществляется школьниками классическим с авторучкой и бумагой или компьютерным способами [4].

Анализ результатов решения учебной задачи и словесную формулировку соответствующих выводов никто и ничто автоматически не сможет за учащихся средней общеобразовательной школы осуществить. Здесь помощниками учащихся выступают учитель предметной дисциплины, элементарная логика и основанный на практике здравый смысл.

Дидактический опыт, накопленный нами в ряде средних общеобразовательных школ Уральского региона в течение последних тридцати лет, показывает благотворное влияние проектирования и реализации учебного словесного моделирования фрагментов действительности на успешное изучение учащимися естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин [5].

Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в том, что освоение школьниками особенностей словесного моделирования фрагментов действительности способствует повышению качества среднего общего образования учащейся молодежи. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф., Кашапова Г.М. Начала информационного моделирования действительности в младших классах средней общеобразовательной школы // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: Актуальные вопросы и перспективы развития». - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. С. 118 - 120.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.

3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.

4. Каримов М.Ф., Шарафисламов А.А. Освоение информационного моделирования объектов, процессов и явлений технологии в средней общеобразовательной школе // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Проблемы развития науки и образования: теория и практика». - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. С. 29 - 30.

5. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

© Каримов М.Ф., Игнатьева Г.М., 2018

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация А.А.Карамова д.филол.н,, профессор кафедры филологии, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНЫХ-ЖЕНЩИН ПО МАТЕМАТИКЕ И ФИЗИКЕ

Аннотация

Выделены элементы методики ознакомления старшеклассников средней общеобразовательной школы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

с выдающимися достижениями ученых-женщин в области математической и физической наук.

Ключевые слова Математика, физика, дважды лауреат Нобелевской премии

Общественное мнение в странах северного полушария Земли, руководимых мужчинами в течение последних трех тысячелетий, открытия в науке и изобретения в технике связывало с творческими достижениями ученых-мужчин. Поэтому у старшеклассниц средних общеобразовательных школ возникает познавательный вопрос о роли ученых-женщин в развитии научного познания и преобразования природной, технической и социальной действительности.

В истории человечества были и есть ученые-женщины с мировым именем, внесшие выдающийся вклад в развитие математической и физической науки.

В школьных курсах математики и физики учителям следует на основе дидактических принципов научности [1] и историчности [2] обучения выделить имена русского математика и механика Софьи Васильевны Ковалевской (1850, Москва - 1891, Стокгольм) - первой женщины, университетского профессора по кафедре высшей математике, польской эмигрантки физика и химика Марии Склодовской-Кюри (1867, Варшава - 1934, Сансельмоза) - первого дважды лауреата Нобелевской премии, первой женщины-профессора Сорбонны и немецкого математика Амалии Эмми Нётер (1882, Эрланген - 1935, Брин-Мор) - создателя нового направления абстрактной алгебры и автора одной из основных теорем теоретической физики, неоплачиваемого профессора Геттингенского университета.

На занятиях по математике в одиннадцатом классе средней общеобразовательной школы при изучении старшеклассниками дифференциальных уравнений учителем математики могут быть кратко представлены основные результаты научных работ С.В.Ковалевской «К теории уравнений в частных производных» и «Об одном свойстве системы дифференциальных уравнений, определяющей вращение твердого тела около неподвижной точки» [3, с.7; с.221].

Учителю физики в старших классах средней общеобразовательной школы на лекционных занятиях следует вкратце рассказать учащимся о таких научных работах С.В.Ковалевской, как «О преломлении света в кристаллических средах», «О распространении света в кристаллической среде» и «Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки» [3, c.75; c.136; c.153].

На лекционных, практических и лабораторных занятиях по радиоактивности вещества учащимся одиннадцатых классов средней общеобразовательной школы позволяют повысить собственный интеллектуальный потенциал изложенные учителем физики дополнительные сведения о таких открытиях М.Склодовской-Кюри, как излучение соединений урана представляет собой атомарное свойство элемента урана, установление того, что атомная масса радия равна 225, доказательство того, что радий может быть использован для лечения опухолей [4,5].

Школьный курс алгебры и математического анализа получает значительное обогащение после знакомства учащихся старших классов под руководством учителя математики с такими открытиями А.Э.Нётер, как формулировка ряда понятий общей теории относительности на основе теории инвариантов, разработка абстрактной теории, позволившей теории колец развиться в большую область математики, развитие теории идеалов в кольцевых областях, являющейся основой современной алгебры [6].

При преподавании школьного курса физики учителю необходимо сообщить творчески целеустремленным, интеллектуально активным и научно компетентным старшеклассникам о доказательстве А.Э.Нётер фундаментальной теоремы теоретической физики, связывающей законы сохранения величин с симметрией пространственно-временной системы для повышения уровня интеллектуального потенциала учащихся [7].

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что включение в содержание обучения старшеклассников средних общеобразовательных школ сведений о научных достижениях С.В.Ковалевской, М.Склодовской-Кюри и А.Э.Нётер повышает качество непрерывного образования учащейся молодежи.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02/2018 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

2. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 - 278.

3. Ковалевская С.В. Научные работы. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. - 370 с.

4. Кюри Е. Мария Кюри. - М.: Атомиздат, 1977. - 328 с.

5. Каримов М.Ф. Каримов М.Ф. Научные труды основоположников радиохимии - А.Беккереля, П.Кюри и М.Склодовской - Кюри и их значение в дидактике // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 5. - С. 80 - 86.

6. Александров П.С. Памяти Эмми Нётер // Успехи математических наук. - 1936. - № 2. - С. 255 - 265.

3. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. -2017. -№ 5. - С. 124 - 125.

© Каримов М.Ф., Карамова А.А., 2018

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Г.Д.Сайсанова ассистент кафедры филологии, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ В ДОСТИЖЕНИИ ТОЧНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАСУЖДЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Выделены элементы дидактики и методики обнаружения и устранения ошибок в словоупотреблении, построении словесных и математических моделей действительности учащимися средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова

Паралогизм, терминологическая ошибка, ошибочные рассуждения.

Наблюдаемая на практике устной и письменной речи учащихся начальных классов непреднамеренная логическая ошибка в мышлении или паралогизм возникает из-за допущенных ими ошибок в словоупотреблении и построении словесных и математических моделей объектов, процессов или явлений природной, технической или социальной действительности [1].

Учителя русского языка и математики средней общеобразовательной школы, использующие в собственной преподавательской деятельности, реализуемой на междисциплинарной основе, метод учебного информационного моделирования действительности, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2], для устранения паралогизма у учащихся рассматривают на занятиях разбор математических примеров из нижеследующих классов терминологических ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.