Научная статья на тему 'Историческая составляющая занятий по физике в машиностроительном колледже'

Историческая составляющая занятий по физике в машиностроительном колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ПРИНЦИП / ИСТОРИЯ / ФИЗИКА / ЗАКОН / ЗАНЯТИЕ / КОЛЛЕДЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Никитина Елена Маратовна

Спроектирована и реализована дидактическая возможность междисциплинарного изучения физических законов на основе исторического материала в машиностроительном колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческая составляющая занятий по физике в машиностроительном колледже»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

7. Кныш И.А., Пастухова И.П. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 1. - С.69-73.

8. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. - Барнаул: Изд-во Государственного Университета, 2002 г. -146 с.

9. Методический опыт внедрения современных образовательных технологий в колледже: портфолио в системе педагогической диагностики / Т. В. Рюмина. - Советск, 2013. - Режим доступа: http://www.tilzit-kollege.ru.

10.Мильман В.Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности // Вопросы психологии.

- 1991. - № 1. - С.71-80.

11.Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении: метод. пособие. - М., 2008. - 114 с.

12.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1989. - 240 с.

13.Теория и практика профессионально-педагогического образования. Т.2 / под ред. Г.М. Романцева; Урал. отд-ние Рос. акад. образования, Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2010. - 282 с.

14.Authentic assessment toolbox: Portfolios / Jon Mueller. - USA, 2014. - Режим доступа: http://j fmueller.faculty.noctrl.edu/toolbox/portfolios.htm.

15.Paulson F.L., Paulson P.R., Meyer C.A. What makes a portfolio a portfolio? // Educational Leadership. - 1991.

- February. - Pp.60-63.

16.Portfolio assessment guide: Portfolio assessment in the foreign language classroom / National Capital Language Resource Center. - USA, 2010. - Режим доступа: http://www.nclrc.org/portfolio/index.html.

17.Strivens J. Efficient assessment of portfolio: A report for Peter Knight, Director, Institute of Educational Technology, The Open University. - 2007. - 32 p.

© Игонина Е.В., 2016

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Никитина Елена Маратовна Преподаватель истории НМК г. Нефтекамск, РФ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ

Аннотация

Спроектирована и реализована дидактическая возможность междисциплинарного изучения физических законов на основе исторического материала в машиностроительном колледже.

Ключевые слова Методология, принцип, история, физика, закон, занятие, колледж.

Среди основ познания и преобразования реальности общеметодологический принцип историзма выделяется тем, что имеет соответствующее приложение и в области учебного информационного

моделирования действительности, проектируемого и реализуемого в системе непрерывного образования учащейся молодежи [1], в которую входят и машиностроительные колледжи.

Общеметодологический принцип историзма является фундаментальным средством в проектировании и реализации процесса обучения, воспитания и творчества будущих исследователей и преобразователей действительности посредством информационного моделирования объектов, процессов и явлений окружающего нас материального и духовного мира [2] в связи с наличием в духовной культуре человечества следующих факторов:

1. Всеобщая осознанность учеными естественно-математического, технического и социально-гуманитарного направлений необходимости научного рассмотрения объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности в возникновении, становлении, функционировании и развитии.

2. Многовековая ориентированность экспериментальной, теоретической и прикладной естественно -математической, общетехнической или социально-гуманитарной науки на выявление тенденций, закономерностей и законов возникновения, становления, функционирования и развития элементарных и крупных составляющих природы, техники, технологий и общества.

3. Постоянная устремленность будущих и настоящих исследователей и преобразователей окружающего нас материального и духовного мира на выделение наряду с общим и своеобразия предмета изучения, обусловленного научно-техническими факторами и социально-экономическими условиями, соответствующими исторической эпохе развития человечества.

4. Высокая эффективность академических, отраслевых и вузовских научных исследований, основанных на полной и целостной совокупности достоверных качественных и количественных достижений предшественников - активных субъектов познания и преобразования природной, технической и социальной действительности, творивших в достойном уважения прошлом.

5. Объективная обусловленность результатов учебной и научной деятельности будущих и настоящих исследователей и преобразователей природы, техники, технологий и общества достигнутым уровнем развития дидактики и качества постановки и решения задач классической, неклассической и постнеклассической науки.

В связи с этим каждый старшеклассник машиностроительного колледжа, ставящий и решающий учебно-исследовательскую задачу, выполняющий курсовую или выпускную квалификационную работу с помощью метода информационного моделирования действительности по избранной им общей или специальной дисциплине вынужден в той или иной мере вести поисковую деятельность в качестве историка науки в соответствующей области познания и преобразования природной, технической или социальной реальности.

Знания по истории возникновения, становления и развития классической, неклассической и постнеклассической физической науки являются неотъемлемой частью среднего специального профессионального образования и, как показывает дидактический опыт, осваиваются студентами фрагментарно при изучении ими естественно-математических и общетехнических тем, планируемых в государственном образовательном стандарте.

Основная сложность в определении содержания и дидактическая трудность в преподавании истории фундаментальных законов физики заключена в несоразмерности между её огромным фактическим материалом о научных открытиях и об основоположниках науки и малым числом аудиторных и факультативных часов, выделяемых в учебном плане машиностроительного колледжа на изучение студентами курса физики.

Часть выделенной дидактической задачи может быть решена преподавателем истории на лекционных и семинарских занятиях в машиностроительном колледже.

Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше материала, состоит в необходимости в установлении и развитии междисциплинарных связей в преподавании курсов физики и истории машиностроительного колледжа.

Список использованной литературы: 1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 - 278.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

© Каримов М.Ф., Никитина Е.М., 2016

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Кутырева Юлия Александровна Аспирант БФ БГУ г. Уфа, РФ

НАЧАЛА ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Рассмотрены дидактические возможности проектирования и реализации начального изучения логических приемов информационного моделирования действительности на занятиях по языку, рисованию и математике с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова

Информационное моделирование, дошкольник, язык, математика, логика.

Одним из основных методов учебного и научного познания и преобразования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, на наш взгляд [1], служит информационное моделирование, используемое на всех звеньях системы непрерывного образования подрастающего поколения, в том числе, и в детском саду, состоящее из следующих этапов - элементов: 1) постановка учебной задачи; 2) построение модели решения учебной задачи; 3) разработка алгоритма решения учебной задачи; 4) исполнение алгоритма решения учебной задачи; 5) анализ результатов решения учебной задачи и формулировка выводов; 6) возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении учебной задачи.

При построении модели объекта, процесса или явления природной, технической или социальной действительности дети и взрослые пользуются логическими приемами и способом интеллектуальной интуиции [2].

Выделим основные логические приемы информационного моделирования окружающей нас действительности, к которым относятся: 1) сравнение; 2) анализ; 3) синтез; 4) абстрагирование; 5) обобщение.

Большинство воспитателей детского сада знает [3], необходимость на занятиях по языку, рисованию и математике для маленьких исследователей природной действительности важно подчеркнуть на уровне простейших представлений и примеров, что: сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам; анализ - мысленное расчленение объекта, процесса или явления на составные части с целью установления взаимодействия этих частей и взаимосвязей между ними; синтез - мысленное соединение составных частей и сторон функционирования объекта в единое целое; абстрагирование - мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других; обобщение - мысленное объединение общих свойств однородных предметов.

В целях повышения уровня образования детей выделим конкретные учебные задачи и примеры использования старшими дошкольниками логических приёмов при моделировании объектов, процессов и явлений окружающей нас действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.