Научная статья на тему 'Роль президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности в зарубежных странах'

Роль президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2213
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / СУВЕРЕНИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Анохина А. А.

Обеспечение суверенитета, независимости и го-сударственной целостности является одним из направлений деятельности любого государства, поскольку непосредственно связано с его существованием и назначением. Реализация дан-ного направления осуществляется посредством слаженной рабо-ты всех органов государственной власти, возглавляемой главой государства. В странах с республиканской формой правления главой государства признается президент. Функции и объем полномочий президента в сфере охраны суверенитета, независи-мости и государственной целостности зависят от разновидности республиканской формы правления. Цель. Основная цель рабо-ты состоит в анализе роли и полномочий президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности в зависимости от формы правления. Результаты. Подтверждает-ся, что в зависимости от формы правления полномочия прези-дента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности имеют существенные различия, но при этом присут-ствуют общие для всех государств полномочия. Заключение. Полномочия президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности зависят от места президента в системе органов государственной власти. В республиках с президентской или смешанной формами правления президент обладает значительным объемом полномочий в сфере охраны суверенитета, независимости и государственной целостности. В парламентской республике полномочия президента фактически носят формальный и репрезентативный характер, а реальное управление государством и обеспечение его суверенитета, не-зависимости и государственной целостности находится в руках исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Анохина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности в зарубежных странах»

УДК 342.3

РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА ПО ОХРАНЕ СУВЕРЕНИТЕТА, НЕЗАВИСИМОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

А. А. Анохина

Анохина Алёна Андреевна, аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, [email protected]

Введение. Обеспечение суверенитета, независимости и государственной целостности является одним из направлений деятельности любого государства, поскольку непосредственно связано с его существованием и назначением. Реализация данного направления осуществляется посредством слаженной работы всех органов государственной власти, возглавляемой главой государства. В странах с республиканской формой правления главой государства признается президент. Функции и объем полномочий президента в сфере охраны суверенитета, независимости и государственной целостности зависят от разновидности республиканской формы правления. Цель. Основная цель работы состоит в анализе роли и полномочий президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности в зависимости от формы правления. Результаты. Подтверждается, что в зависимости от формы правления полномочия президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности имеют существенные различия, но при этом присутствуют общие для всех государств полномочия. Заключение. Полномочия президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности зависят от места президента в системе органов государственной власти. В республиках с президентской или смешанной формами правления президент обладает значительным объемом полномочий в сфере охраны суверенитета, независимости и государственной целостности. В парламентской республике полномочия президента фактически носят формальный и репрезентативный характер, а реальное управление государством и обеспечение его суверенитета, независимости и государственной целостности находится в руках исполнительной власти.

Ключевые слова: президент, форма правления, суверенитет, национальная безопасность, представительские полномочия, управленческие полномочия, государственная власть.

DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-4-477-483

Введение

Суверенитет, независимость и государственная целостность представляют собой основу существования и развития любого государства. Суверенитет можно охарактеризовать как верховенство и самостоятельность государственной власти внутри страны и независимость государства в международном общении [1, с. 62]. Традиционно суверенитет рассматривают в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Представляется, что внешнем аспектом суверенитета является

независимость государства, означающая его способность самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внешнюю политику, а государственная целостность характеризует внутренний аспект суверенитета, выражающийся в единстве и верховенстве государственной власти, а также в целостности и неприкосновенности территории государства.

Суверенитет, независимость и государственная целостность относятся к жизненно важным интересам государства, их защита осуществляется посредством слаженной работы всех органов государственной власти, среди которых особая роль отводится главе государства. Как правило, под главой государства подразумевается официальное лицо, занимающее (реально или формально) высшее место в иерархии государственных органов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами [2, с. 211]. Представляется, что специфическое положение главы государства в системе органов государственной власти позволяет ему осуществлять особые задачи и функции государства, направленные на обеспечение безопасности страны, а именно, защиту суверенитета, независимости и целостности государства от внутренних и внешних угроз.

В качестве главы государства в странах с республиканской формой правления выступает выборный президент. Направления деятельности президента, его роль и полномочия по охране суверенитета, независимости и государственной целостности различаются в зависимости от формы правления: президентская, парламентская или смешанная республика. Так, для президентских республик характерно наделение главы государства широкими полномочиями как во внутриполитической, так и внешнеполитической деятельности (США, Казахстан); в парламентских республиках главы государств наделяются преимущественно формальными полномочиями, носящими церемониальный характер (Италия, Германия); в смешанных республиках главы государств обладают обширными полномочиями, но при этом значительные полномочия предоставляются и парламенту (Франция, Киргизия).

Цель

Для определения роли президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности представляется необходимым провести анализ полномочий главы государства в президентских, парламентских, смешанных республиках на примере США, Казахстана, Италии, Германии, Франции и Кыргызской Республики. В результате анализа можно установить степень участия президента в формировании внутренней и внешней политики государства в сфере охраны суверенитета, независимости и государственной целостности.

Результаты

В условиях существования разнообразия форм правления и, следовательно, места главы государства в системе государственной власти президент не может наделяться в иностранных государствах одинаковыми функциями и объемом полномочий. При этом, как верно отметил В. Е. Чиркин, к общему качеству президента, независимо от формы правления, относится предназначение главы государства к выполнению особых функций, среди которых можно выделить функции, связанные с защитой суверенитета и целостности государства [3, с. 31].

Полномочия главы государства по охране суверенитета, независимости и государственной целостности в обобщенном виде можно разделить на несколько групп, а именно: «традиционные» полномочия, которые присущи главам всех государств, например, представительство государства внутри страны и во внешних сношениях и полномочия, свойственные определенному государству в зависимости от формы правления, например, связанные с осуществлением президентом исполнительной власти. Рассмотрим их на примере зарубежных стран.

США является первым государством, в котором был учрежден институт президентства. Согласно Конституцией США (ст. II), президент признается главой государства и исполнительной власти, а также главнокомандующим армии и флота США [4, с. 354]. Как глава исполнительной власти Президент США осуществляет контроль над деятельностью органов федерального управления. В соответствии с Законом от 26 июля 1947 г. «О национальной безопасности» Президент США возглавляет Совет национальной безопасности, является его председателем [5]. Совет национальной безопасности представляет собой консультативный орган по вопросам внешней и военной политики США.

Во исполнение политики главы государства, связанной с защитой суверенитета, независимо-

сти и государственной целостности США, также действуют Министерство обороны, Министерства внутренней безопасности, Государственный департамент США и другие министерства. Отметим, что создание Министерства внутренней безопасности связано с реформой системы обеспечения безопасности государства после теракта 11 сентября 2001 г. и направлено на объединение исполнительных органов, имеющих отношение к обеспечению безопасности государства, в единую правительственную организацию.

К внешнеполитическим полномочиям Президента США можно отнести, например, участие лично или через своих представителей в международных переговорах, при этом президент обладает правом по совету и с согласия сената заключать международные договоры при условии их одобрения Конгрессом США [4, с. 355]. На практике широкое распространение получило применение Президентом США исполнительных соглашений, для которых не требуется одобрение сената. Исполнительные соглашения представляют собой дополнения к уже действующим международным договорам, носящие второстепенный характер, но имеющие такую же юридическую силу [6, с. 174].

Как Верховный главнокомандующий Вооруженных сил США Президент имеет право вводить на территории государства национальное чрезвычайное положение, объявлять частичную мобилизацию, отдавать приказ вооруженным силам на ведение боевых действий, однако эти права осуществляются с согласия конгресса. Президент США не вправе объявлять войну, стоит отметить, что в соответствии с разделом 8 Конституции США это право принадлежит конгрессу, но он может использовать вооруженные силы за рубежом для защиты национальных интересов. В соответствии с Резолюцией от 7 ноября 1973 г. «Полномочия в отношении войны» президент имеет право на отправление войск для участия в военных действиях без согласия конгресса и без объявления войны, но глава государства должен вернуть войска обратно, если конгресс в течение 60 дней не даст согласия на действия Президента США [7]. В литературе отмечается, что Президент США более 200 раз использовал вооруженные силы за границей и только в пяти случаях этому предшествовало объявление войны конгрессом [8, с. 230]. Регулярно, согласно разделу 603 закона Голдуотера - Николса от 1986 г. «О реорганизации вооруженных сил», Президент США должен представлять конгрессу доклад о стратегии национальной безопасности [9].

При осуществлении полномочий Президент США пользуется правом издания нормативных

актов, регулирующих важные вопросы государственной деятельности и обеспечения безопасности страны. Так, во время предвыборной кампании Д. Трамп уделял особое внимание вопросам миграционной политики как одному из средств защиты от угрозы терроризма, указывая на необходимость защитить государство от мигрантов. После официального вступления в должность Президент США Д. Трамп стал проводить активную политику по изменению миграционного законодательства США, что стало причиной общественного резонанса и внутриполитического кризиса в Американском государстве. Президентом был подписан Исполнительный приказ от 27.01.2017 «О защите США от въезда иностранных террористов», ужесточающий миграционные правила в государстве [10]. Президент США на 120 дней приостановил программу США по приему беженцев, а также на 90 дней запретил въезд на территорию США гражданам стран, которые «вызывают беспокойство», за исключением лиц, обладающих дипломатическими визами, визами, связанными с работой в международных организациях, и иными [10]. Заметим, что по представлению государственного секретаря или министра национальной безопасности Президент США вправе включить ту или иную страну в перечень «вызывающих беспокойство» государств.

Стоит отметить, что Исполнительный приказ вызвал критику и протестные настроение как внутри страны, так и за ее пределами, поскольку его положения нарушают конституционные права человека и гражданина на религиозное и национальное равноправие. Известно, что изменения миграционного законодательства стали причиной «кадрового кризиса» в государстве. Например, за критику миграционного приказа была уволена исполняющая обязанности генпрокурора США Салли Йейтс [11]. В настоящий момент ведутся судебные споры относительно возможности реализации положений Исполнительного приказа. Представляется, что в результате рассмотрения данного дела судебная власть может определить границы полномочий Президента США по осуществлению миграционной политики государства.

Республика Казахстан в соответствии с Основным законом страны признается унитарным государством с президентской формой правления. Президент Республики Казахстан является главой государства и высшим должностным лицом, а также символом и гарантом единства народа [12]. Он так же, как и в США, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил государства. Заметим, что в Казахстане действует Конституционный закон от 20 июля 2000 г. № 83-П

«О первом Президенте Республики Казахстан», в котором отразилось правовое положение Первого Президента как «основателя нового и независимого государства Казахстан, Лидера Нации, обеспечивающего его единство» [13]. Конституция Республики Казахстан провозгласила, что суверенитет распространяется на всю территорию страны, и государство берет на себя обязанность, в лице своих органов, по обеспечению целостности и неприкосновенности территории. Президент РК обладает широкими внутриполитическими, внешнеполитическими полномочиями по охране суверенитета, независимости, государственной целостности.

Стоит отметить, что в Республике Казахстан на конституционном уровне сложился институт упреждающего законотворчества президента. Это означает, что глава государства определяет приоритетность рассмотрения законов, т.е. устанавливает их первоочередность.

Италия представляет собой демократическую республику с парламентской формой правления. Заметим, Конституция Италии устанавливает, что Итальянская Республика для обеспечения народам мира и справедливости согласна при условии взаимности с другими государствами ограничить свой суверенитет [4].

В соответствии со ст. 87 Основного закона страны Президент Итальянской Республики является главой государства и олицетворяет собой национальное единство [4]. Он обладает традиционными полномочиями, присущими главе государства независимо от формы правления, а именно награждает знаками отличия республики, аккредитует и принимает дипломатических представителей, имеет право ратифицировать международные договоры, получив согласие парламента. Несмотря на то, что Италия относится к парламентской республике, президент признается Верховным главнокомандующим Вооруженными силами. Стоит отметить, что его полномочия существенно ограничены по сравнению с полномочиями главы государства в президентских и смешанных республиках.

По общему правилу, в парламентских республиках у президента отсутствует право законодательной инициативы, глава государства действует по совету правительства. Нормативные акты, принятые Президентом Италии, имеют юридическую силу только в случае, если получено согласие (подпись) министра, предложившего акт, или председателя Совета министров. Стоит отметить, что формально глава государства может влиять на определение направлений внутренней и внешней политики Италии путем направления палатам парламента послания.

В Федеративной Республике Германии на законодательном уровне, как и Итальянской Республике, закреплена возможность ограничения своих суверенных прав для установления и обеспечения мира между народами (ст. 24 Конституции ФРГ) [14]. Задача Федерального президента Германии - представлять государство внутри страны и в международно-правовых отношениях. Отметим, что и Италия, и Германия являются парламентскими республиками, но Президент Италии по сравнению с Федеральным президентом Германии обладает большим объемом полномочий.

Федеральный президент является первым лицом государства и ему отказано входить в состав правительства, а также законодательный орган Федерации или земли. Представляется, что в Германии полномочия Федерального президента носят формальный, репрезентативный характер. Глава государства не проводит самостоятельного политического курса, основные направления внутренней и внешней политики определяет Федеральный канцлер. Кроме этого, он не наделен полномочиями Верховного главнокомандующего Вооруженными силами. В соответствии со ст. 65 Конституции ФРГ Федеральный министр обороны пользуется правом издания приказов и командования вооруженными силами [14].

Заметим, что все предписания и распоряжения Федерального президента становятся действительными только после контрасигнатуры Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром.

В соответствии с Конституцией Франции президент признается гарантом национальной независимости, территориальной целостности Французского государства [15, с. 81-116]. Также в сферу его деятельности входит обеспечение «своим арбитражем» функционирования публичной власти, преемственности государства. Францию принято относить к республикам со смешанной формой правления. С одной стороны, Президент Франции обладает полномочиями, реализация которых невозможна без контра-сигнатуры со стороны правительства (это черта парламентской республики), а с другой стороны, у него есть значимые «личные» полномочия, которые он вправе осуществлять даже без его согласия (это черта президенциализма) [3, с. 88].

Отметим, что Президент Франции обладает широкими полномочиями по охране суверенитета, независимости, государственной целостности, что вытекает из его конституционной характеристики как «гаранта» и Главнокомандующего Вооруженными силами. Следует заметить, что Президент Франции является активным участни-

ком законодательного процесса и ему принадлежат следующие полномочия: промульгация уже принятых законов; возможность потребовать от парламента нового обсуждения закона; передача закона в Конституционный совет для проверки конституционности положений; выступление с законодательной инициативой.

В соответствии со ст. 16 Конституции Франции в случаях, когда институты Французского государства, независимость нации, территориальная целостность или выполнение государством международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Франции объявляет чрезвычайное положение [15, с. 81-116]. Отметим, что до конституционной реформы 2008 г. Президент Франции имел право ввести чрезвычайное положение без какого-либо контроля [16, с. 194]. Теперь в результате реформы появилась возможность для Конституционного совета рассмотреть вопрос о соблюдении всех условий для использования чрезвычайных полномочий главой государства.

К республикам со смешанной формой правления также относится Кыргызская Республика. В соответствии с Конституцией Кыргызстана Президент является главой государства и олицетворяет собой единство народа и государственной власти [17]. Он обладает достаточно обширными полномочиями в сфере охраны суверенитета, независимости и целостности государства (например, кадровые полномочия, примером которых являются назначение и освобождение от должности руководителей и заместителей государственных органов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности; по согласованию с премьер-министром назначает и отзывает глав дипломатических представительств).

Президент Кыргызстана представляет государство внутри страны и в международных отношениях. Он наделяется правом заключать международные договоры с согласия премьер-министра. Глава государства обладает чрезвычайными полномочиями, которые выражены в полномочиях Президента Кыргызстана вводить на территории всего государства или в отдельных местностях чрезвычайное положение, объявлять общую или частичную мобилизацию, вводить военное положение и объявлять войну.

Стоит отметить, что при главе государства действует Аппарат Президента Кыргызстана, обладающий широкими полномочиями для обеспечения его деятельности. Заметим, что данные полномочия являются производными от полномочий главы государства и предопределя-

ются функциями президента. Например, структурным подразделением Аппарата Президента Кыргызстана является отдел внешней политики, обеспечивающий деятельность главы государства по вопросам внешней политики. Одним из направлений его деятельности является подготовка предложений по обеспечению защиты суверенитета и территориальной целостности на международной арене [18].

Представляется, что в каждом государстве при президенте функционируют различные консультативно-совещательные органы, способствующие реализации его полномочий и функций. Например, в Италии действует возглавляемый президентом Верховный совет обороны, анализирующий политические и технические вопросы, непосредственно связанные с национальной безопасностью и обороной государства [15], а в Республике Казахстан [12] и Кыргызской Республике [17] - возглавляемый президентом Совет безопасности. Заметим, что объем полномочий вспомогательных органов при президенте непосредственно зависит от формы правления. Так, в президентских и смешанных республиках, в отличие от республик с парламентской формой правления, органы, обеспечивающие деятельность главы государства, обладают значительным объемом полномочий для проведения решений президента.

Заключение

На основании проведенного исследования полномочий президента в США, Казахстане, Италии, Германии, Франции и Кыргызстане можно сделать вывод, что охрана суверенитета, независимости и государственной целостности является одним из направлений деятельности, которое традиционно относится к главе государства. В конституционном законодательстве большинства стран для определения роли президента используются такие формулировки, как: «символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина» в Республике Казахстан; «представитель национального единства» в Италии; «гарант независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров» во Франции; «олицетворяет единство народа и государственной власти» в Кыргызстане и др. Заметим, сходство формулировок, характеризующих президента в государствах с разными видами республиканской формы правления.

На основе анализа положений конституционного законодательства зарубежных государств представляется, что к основным направлениям деятельности президента, обеспечивающим

реализацию функций государства по решению стоящих перед ним задач, относится защита суверенитета, независимости и государственной целостности, поскольку данная сфера непосредственно связана с обеспечением безопасности государства. Стоит отметить, что широкое распространение получило законодательное закрепление в Основном законе государства принесения президентом клятвы перед вступлением в должность. Так, например, Федеральный президент ФРГ клянется «посвятить свои силы благу немецкого народа, умножению его достояния, оберегать его от ущерба, блюсти и охранять Основной закон и законы Федерации» [14].

Все функции главы государства независимо от сферы деятельности связаны с обеспечением безопасности государства и защитой его жизненно важных интересов как от внутренних, так и от внешних угроз. При этом к жизненно важным интересам государства, без надлежащей защиты которых невозможно его самостоятельное существование и развитие, относится обеспечение суверенитета, независимости и государственной целостности. Их защита является важнейшим направлением обеспечения безопасности государства, которое включает в себя все сферы реализации полномочий президента, а также системы органов власти в целом. При этом обеспечить данное направление возможно только при слаженной работе и взаимодействии всех органов государственной власти, возглавляемой главой государства.

Для защиты суверенитета, независимости и государственной целостности государства президент наделяется полномочиями в области внутренней и внешней политики. Условно их можно разделить на: кадровые полномочия, примером которых являются полномочия по формированию высших органов государственной власти, назначению государственных служащих (это могут быть самостоятельные президентские назначения или назначения при участии других органов власти); управленческие полномочия, связанные с полномочиями по распоряжению вооруженными силами и урегулированию чрезвычайных ситуаций; правотворческие полномочия, примером которых являются издание и отмена нормативных актов; внешнеполитические полномочия, связанные с ведением переговоров и подписанием международных договоров и соглашений; полномочия в сфере конкретизации правового статуса личности, примером которых является награждение государственными наградами.

Представляется, что от разновидности республиканской формы правления зависят роль

и место президента в системе органов государственной власти. В парламентских республиках роль президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности имеет символическое значение, полномочия носят формальный и репрезентативный характер, а в президентских и смешанных республиках президенту отводится ведущая роль, поскольку он обладает реальной властью при формировании и реализации государственной политики.

Список литературы

1. Черепанов В. А. Конституционное право России : учебник для бакалавров. М., 2016. 368 с.

2. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М., 2000. 832 с.

3. Чиркин В. Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. М., 2010. 240 с.

4. Конституции зарубежных государств : учеб. пособие / сост. В. В. Маклаков. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2001. 592 с.

5. National Security Act of 1947. 50 USC. URL: http:// global.oup.com/us/companion.websites/9780195385168/ resources/chapter10/nsa/nsa.pdf (дата обращения: 10.07.2017).

6. Лейбо Ю. И. Конституционное право зарубежных стран : учебник. М., 2012. 264 с.

7. Резолюция о военных полномочиях. URL: http:// constitutions.ru/?p=7751 (дата обращения: 10.07.2017).

8. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М., 2013. 520 с.

9. Goldwater-Nichols Department of Defense Reorganization Act of 1986. Public Law 99-433 99 Congress. Oct. 1, 1986. P. 1074-1075. URL: http://history.defense.gov/ Portals/70/Documents/dod_reforms/Goldwater-Nichols-DoDReordAct1986.pdf (дата обращения: 10.07.2017).

10. Executive Order on 27 January 2017 «Protecting the nation from foreign terrorist entry into the United States». URL: https://assets.documentcloud.org/docu-ments/3431047/Extreme-Vetting-E0.pdf (дата обращения: 14.07.2017).

11. Американская спецслужба раскритиковала миграционный указ Трампа. URL: http://www.bbc.com/russian/ news-39087074 (дата обращения: 16.07.2017).

12. Конституция Республики Казахстан : принята всенародным голосование 30.08.1995 (с учетом поправок, внесенных Законами РК о поправках к Конституции РК от 07.10.1998 № 284-I, от 21.05.2007 № 254-III, от 02.02.2011 № 403-IV, от 10.03.2017 № 51-VI) // Казахстанская правда. 2017. № 51 (28430).

13. О Первом Президенте Республики Казахстан - Лидере Нации : Конституционный закон РК от 20.07.2000 № 83-II. (ред. 15.06.2017) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2000. № 10, ст. 232 ; Казахстанская правда. 2017. № 133 (28512).

14. Урьяс Ю. П. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. М., 1991. 472 с.

15. Маклаков В. В. Конституции зарубежных государств : Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония : учеб. пособие. 8-е изд., испр. и доп. М., 2012. 616 с.

16. Шевонтиан Р. Пересмотр конституции и Президент Франции: Гиперпрезидентализма не случилось // Современное конституционное право : сб. науч. тр. М., 2010. С. 191-196.

17. Конституция Кыргызской Республики : принята всенародным голосованием 27.06.2010 (с изменениями от 28.12.2016 № 218). URL: http://online.zakon.kz/ Document (дата обращения: 10.07.2017).

18. Президент Кыргызской Республики : [сайт]. URL: http://www.president.kg/ru/apparat_prezidenta/ struktura_apparata_prezidenta/ (дата обращения: 16.07.2017).

Образец для цитирования:

Анохина А. А. Роль президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности в зарубежных странах // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 477-483. БО!: 10.18500/1994-2540-2017-17-4-477-483.

The President's Role in Preserving Sovereignty, Independence and National Integrity in Foreign Countries

А. A. Anokhina

Аlena A. Anokhina, ORCID 0000-0003-2262-5346, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia, [email protected]

Introduction. The preservation of sovereignty, independence and national integrity is one of the main functions of any state because it is directly connected to the state's existence and purpose. This function is exercised by means of carefully coordinated work of all

governmental entities, led by the head of state. In countries with a republican form of government the President is considered the head of state. The President's functions and amount of powers in the area of preservation of sovereignty, independence and national integrity depend on the type of the republican form of government. Purpose. The main goal of this article is a comprehensive analysis of the President's role and powers in the area of preservation of sovereignty, independence and national integrity depending on the form of government. Results. The author confirms that there are significant differences in the President's powers in the area of preservation of sovereignty, independence and national integrity. Those differences significantly depend on the country's form of government. However, there are powers common to all countries, regardless of

their form of government. Conclusion. The President's powers in the area of preservation of sovereignty, independence and national integrity largely depend on the President's general role in the system of governmental entities. In republics with presidential or mixed forms of government the President is granted extensive powers in the area of preservation of sovereignty, independence and national integrity. In a parliamentary republic, the President's powers are more formal and representative in nature. The real powers in the area of preservation of sovereignty, independence and national integrity and in the general area of managing the government lie with a separate executive branch. Key words: president, form of government, sovereignty, national security, representative powers, management powers, state authority.

References

1. Cherepanov V. A. Konstitucionnoepravo Rossii [Constitutional law of Russia. Textbook for bachelors]. Moscow, 2016. 368 p. (in Russian).

2. Konstitutsionnoe pravo zarubezhnykh stran [Constitutional law of foreign countries. Textbook for high schools. Ed. by M. V. Baglaj, Yu. I. Lejbo, L. M. Jentin]. Moscow,

2000. 832 p. (in Russian).

3. Chirkin V. E. Glava gosudarstva. Sravnitel'no-pravovoe issledovanie [Head of state. Comparative legal research]. Moscow, 2010. 240 p. (in Russian).

4. Konstitutsii zarubezhnykh gosudarstv [Constitutions of foreign states. Textbook. 3th ed., rev. and add.]. Мoscow,

2001. 592 p. (in Russian).

5. National Security Act of 1947. 50 USC. Available at: http://global.oup.com/us/companion.web-sites/9780195385168/resources/chapter10/nsa/nsa.pdf (accessed 10 July 2017).

6. Lejbo Yu. I. Konstitutsionnoe pravo zarubezhnykh stran [The Constitutional Law of Foreign Countries. Textbook]. Moscow, 2012. 264 p. (in Russian).

7. Resolution on military authority. Available at: http:// constitutions.ru/?p=7751 (accessed 10 July 2017) (in Russian).

8. Mishin A. A. Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe)pravo zarubezhnykh stran [Constitutional (state) law of foreign countries. Textbook for high schools 17th ed., rev. and add.]. Moscow, 2013. 520 p. (in Russian).

9. Goldwater-Nichols Department of Defense Reorganization Act of 1986. Public Law 99-433 99 Congress. Oct. 1, 1986. P. 1074-1075. Available at: http://history. defense.gov/Portals/70/Documents/dod_reforms/Gold-water-NicholsDoDReordAct1986.pdf (accessed 10 July 2017).

10. Executive Order on 27 January 2017 "Protecting the nation from foreign terrorist entry into the United States". Available at: https://assets.documentcloud.org/ documents/3431047/Extreme-Vetting-EO.pdf (accessed 14 July 2017).

11. Amerikanskaia spetssluzhba raskritikovala migratsionnyi ukaz Trampa (The American special service criticized the migration decree of Trump). Available at: http://www. bbc.com/russian/news-39087074 (accessed 16 July 2017) (in Russian).

12. The Constitution of the Republic of Kazakhstan: adopted by the popular vote 30.08.1995 (amended of 07.10.1998 No. 284-I, of 21.05.2007 No. 254-III, of 02.02.2011 No. 403-IV, of 10.03.2017 No. 51-VI). Kazakhstanskaia pravda [Kazakhstan's truth], 2017, no. 51 (28430) (in Russian).

13. About the First President of the Republic of Kazakhstan -Leader of the Nation. Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan of 20.07.2000 No. 83-II (an edition of 15.06.2017). Vedomosti of the Parliament of the Republic of Kazakhstan, 2000, no 10, art. 232; Kazakhstanskaia pravda [Kazakhstan's truth], 2017, no. 133 (28512) (in Russian).

14. Ur'jas Yu. P. Federativnaia Respublika Germaniya. Konstitutsiya i zakonodatel 'nye akty [The Federal Republic of Germany. Constitution and Legislative Acts]. Moscow, 1991. 472 p. (in Russian)

15. Maklakov V. V. Konstitutsii zarubezhnykh gosudarstv: Velikobritaniya, Franciya, Germaniya, Italiya, Evropeis-kiy soiuz, Soedinennye Shtaty Ameriki, Yaponiya [The constitutions of foreign states: Great Britain, France, Germany, Italy, European Union, United States of America, Japan. Textbook. 8th ed., add.]. Moscow, 2012. 616 p. (in Russian).

16. Shevontian R. Peresmotr konstitutsii i Prezident Frantsii: Giperprezidentalizma ne sluchilos' [Revision of the Constitution and the President of France: Hyper-presidentism did not happen]. In: Sovremennoe konstitutsionnoe pravo [Contemporary Constitutional Law. Collection of Scientific Works]. Moscow, 2010, pp. 191-196 (in Russian).

17. The Constitution of the Kyrgyz Republic: adopted by popular vote of 27.06.2010 (amended of 28.12.2016 No. 218). Available at: http://online.zakon.kz/Document (accessed 10 July 2017) (in Russian).

18. President of the Kyrgyz Republic. Site. Available at: http://www. president.kg/ru/apparat_prezidenta/ struktura_apparata_prezidenta/ (accessed 16 July 2017) (in Russian).

Cite this article as:

Anokhina А. A. The President's Role in Preserving Sovereignty, Independence and National Integrity in Foreign Countries. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 4, pp. 477-483 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-4-477-483.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.