Научная статья на тему 'Роль преподавателя в воспитании студентов вуза'

Роль преподавателя в воспитании студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1557
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / TEACHER OF THE UNIVERSITY / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Ольга Владимировна

Данная статья посвящена актуальной проблеме необходимости воспитания личности студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Раскрывается важная роль преподавателя вуза не только как транслятора профессионально важных знаний и умений, но и как равноправного партнера, что способствует созданию условий для саморазвития и самореализации студентов в условиях взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the topical problem of necessity of student’s education in the learning process in higher professional institution. It reveals the important role of the teacher of the University not only as a translator of professionally important knowledge and skills but as an equal partner contributing to the creation of conditions for students’ self-development and self-realization in the conditions of cooperation.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателя в воспитании студентов вуза»

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Сафронова Ольга Владимировна

Канд. пед. наук, доцент,

филиал Алтайского государственного университета в г. Бийске, г. Барнаул

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена актуальной проблеме необходимости воспитания личности студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Раскрывается важная роль преподавателя вуза не только как транслятора профессионально важных знаний и умений, но и как равноправного партнера, что способствует созданию условий для саморазвития и самореализации студентов в условиях взаимодействия.

ABSTRACT

This article is devoted to the topical problem of necessity of Sudent's education in the learning process in higher professional invitation. It reveals the important role of the teacher of the University not only as a translator of professionally important knowledge and skills but as an equal partner contributing to the creation of conditions for Sudents' self-development and self-realization in the conditions of cooperation.

Ключевые слова: обучение, воспитание, социализация, преподаватель вуза.

Keywords: education, upbringing, socialization, teacher of the University.

Обучения в вузе - важнейший период социализации человека. Студенческий возраст характеризуется стремлением самостоятельно и активно выбирать тот или иной жизненный стиль и идеал. Поэтому вузовское обучение выступает мощным фактором социализации личности студентов и преподавателей.

Именно система образования представляет уникальную возможность более или менее спланированного воздействия на процесс формирования жизненных ориентиров молодежи. Во-первых, образование является стержнем, вокруг которого, так или иначе, воссоздается вся система общественного самосознания. Во-вторых, образование несет в себе потенциал для внутреннего развития.

Сегодня на сферу образования должна быть возложена особая задача, заключающаяся в формировании нового мировоззрения, которое соответствовало бы эпохе будущего.

Однако возникает проблема о необходимости и целесообразности воспитания уже взрослых людей, суть решения которой зависит от толкования данной категории. «Если воспитание понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть однозначно положительным» [8].

Сегодня воспитание в вузе представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе. Воспитание - это управление процессом социализации индивида, заключающееся в процессе целенаправленного влияния на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности.

Воспитание студентов в вузе протекает под влиянием целенаправленной профессиональной социализации будущих специалистов и главным образом связывается с гуманизацией образования, что ставит перед преподавателями дополнительные требования к повышению качества, уровня, культуры преподавания и общения со студентами. Главной целью работы, как целых вузов, так и отдельных факультетов должна стать подготовка образованного специалиста с профессиональными и личностными нормами, ценностями и обязанностями, т.е. социализированного.

Эффективность воспитания студентов в процессе профессиональной социализации зависит от целой системы факторов. Необходимо четко представлять себе те профессиональные качества, которые необходимы современному специалисту, а также те гражданские качества, которые необходимы члену современного общества.

Сегодня главной задачей воспитательной деятельности вузов должно стать создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. В связи с этим возрастает роль преподавателя, его личности, его знаний и культуры мышления, системы ценностей и профессионализма. Именно преподавателю принадлежит главенствующая роль в подготовке студента как будущего профессионала, в развитии его личности.

Важно то, что преподаватель в вузе нужен не только как носитель и «передатчик» информации. Как специалист с определенным набором знаний и умений, определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессионального поведения, он не только передает студенту знания и профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре. Он не только несет ответственность за профессионально выполняемые обязанности, но и через передачу собственного коммуникативного опыта формирует личностный облик образованного и культурного специалиста, что отражено в исследованиях проблем высшей школы (Т.Е. Исаева, Н.В. Кузьмина и др.).

Проблема взаимоотношений педагога и учащихся, воспитателя и воспитанников рассматривалась как классиками, так и исследуется современными педагогами. По их мнению, роль личности педагога в воспитании считается первостепенной. Она основывается на том, что суть авторитета преподавателя составляют его деятельность и нормы поведения, которые и должны стать примером для подражания.

Необходимо помнить о том, что эффективность воспитания достигается лишь тогда, когда сам педагог-воспитатель внимательно относится к своей деятельности, постоянно анализирует воспитательный процесс, делает правильные выводы.

Деятельность преподавателя - это каждый раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Никакими учебниками нельзя заменить живого сотрудничества педагога и воспитанников, живого человеческого общения. Еще К.Д. Ушинский говорил о том, что только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать «характер».

По мнению Н.М. Борытко, воспитание как индивидуальный процесс реализуется в педагогической помощи (в форме руководства, поддержки и сопровождения) самостановлению человека: его смысловому самоопределению, самореализации и саморазвитию. Результат такого воспитания проявляется в характеристике общения человека с окружающим миром (в способе обмена информацией и связанных с нею эмоциональных состояниях).

Кроме того, он говорит о том, что воспитание как специально организованная деятельность выстраивается как ценностно-смысловое взаимодействие педагога и воспитанника, при котором совершенствуется каждый из них. Результатом такого воспитания становится деятельная активность воспитанника как форма утверждения ценностных установок субъекта.

Таким образом, в современных условиях актуальным становится личностно-ориентированное и личностно-раз-вивающее взаимодействие, которое предполагает признание обучаемого основным субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе. Цель такого педагогического взаимодействия - создание благоприятных условий, содействие в личностном развитии, формировании нравственных ориентаций, самоопределении всех субъектов образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.В. Мудрик, И.С. Якиманская и др.).

При моделировании и проектировании процесса воспитания личностных качеств студентов преподавателям важно учитывать социально-психологический портрет современного студенчества. Вступило в жизнь новое поколение молодежи с иными нравственными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами; студенты вынуждены материально обеспечивать себя, подрабатывая параллельно учебе, сильно подвержены стрессам и неврозам, склонны к антисоциальному поведению. К основным источникам, порождающим отрицательные черты у студентов, можно отнести несоответствие учебных программ и методов обучения требованиям времени; доминирование авторитарного стиля руководства и общения, не учитывающего интереса студентов, их права выбора организационных форм учебной деятельности, права на участие в управлении собственной учебной деятельностью.

Необходимо отметить, что современная педагогическая практика перешла на новый уровень межличностных отношений, где существует тесная взаимосвязь воспитания личности и предпочтения диалогических форм учебного взаимодействия, т.к. проявление тех или иных личностных качеств возможно увидеть только в общении, во взаимодействии с другими людьми. Диалог - это одна из форм гуманистически ориентированного педагогического процесса.

Развертывание обучения на основе диалога гуманизирует образовательную ситуацию, вносит в нее человеческие основания. В диалоге происходит самоопределение, саморазвитие и преподавателя, и студентов, возникают субъ-

ект-субъектные отношения.

Организация учебного процесса в диалогической форме реализует индивидуальную позицию преподавателей и студентов. Межсубъектные отношения в процессе обучения сменяют ролевые «маски» педагога и студентов на личностные позиции общающихся людей. Тем самым создаются условия для их саморазвития и самореализации в условиях взаимодействия.

Таким образом, несмотря на то, что проблема взаимодействия преподавателя и студента вуза для развития их личностей находится в процессе психологического анализа, существование данного факта и его огромный потенциал не вызывает сомнений. Конечный результат воспитания студентов должен достигаться путем решения повседневных, постоянно изменяющихся воспитательных задач, встающих перед преподавателем. Причем важно определить и ближайшие, и более отдаленные задачи в развитии у каждого студента его профессионально важных и воспитании личностных качеств. Известно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности.

Так как студенческий возраст - время жизненного, личностного и профессионального самоопределения, период обучения в вузе под профессиональным руководством преподавателя должен быть нацелен на развитие в каждом студенте высокого уровня интеллектуального, духовного, физического и культурного развития личности для способности жить в гражданском обществе. А так как основным средством воздействия педагога является он сам как личность, а не только как грамотный специалист с необходимым набором знаний и умений (профессия педагога требует постоянного совершенствования своей личности, развития интересов, способностей), именно человеческие качества, требовательность не только к окружающим, но и, прежде всего к самому себе играют решающую роль в эффективности деятельности преподавателя.

Истинный педагог всегда сможет зажечь хоть ученика, хоть студента, повысить их мотивацию. Настоящий педагог может добиться такого эффекта, когда воспитание перерастает в самовоспитание.

Список литературы:

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособ. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560с.

2. Борытко Н.М., Колесникова И.А., Поляков С.Д. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 336с.

3. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогике к педагогике свободы. - М.: Мирос, 2002.

- 296с.

4. Исаева Т.Е. Изменение роли преподавателя высшей школы в современном обществе // Интеграция образования.

- Саранск, 2003. - №1. - С.19-22.

5. Кузьмина Н.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. - М., 1976. - 112с.

6. Мудрик А.В. Социализация человека. - М., Академия,

2006. - 304с. риентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995.

7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего обра- - №2. - С. 31-42. зования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс,

1995.

8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 Т./ Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990.

9. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-о-

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАК ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Фаттахова Наталья Анатольевна

доцент кафедры иностранных языков Военного (Военно-морского) института, г. Санкт-Петербург

Левчина Ирина Борисовна

канд. филол. наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков Военного (Военно-морского) института, г. Санкт-Петербург

APPLICATION OF VIDEOS AS A TECHNICAL TRAINING TOOL WHEN

TRAINING A MILITARY SPECIALIST

Fattakhova Natal'ya Anatol'evna

Associate Professor of the Foreign Languages Department Military (Naval) Intfitute, Saint-Petersburg

Levshina Irina Borisovna

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Professor of the Foreign Languages Department Military (Naval) Intfitute, Saint-Petersburg

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается необходимость применения видеоматериалов при обучении иностранным языкам в военном вузе. Показано, что видеоматериалы могут выступать в качестве эффективного средства развития и совершенствования умений аудирования иноязычной речи при подготовке во-енного специалиста.

ABSTRACT

The article discusses the necessity for videos when teaching foreign lan-guages in military higher educational in^itutions. The author underlines that vid-eos can be the effective means of developing and improving Mening comprehen-sion skills for military special^ training.

Ключевые слова: видеоматериалы, аудирование, иностранный язык, военный специалист.

Keywords: videos, likening skills, foreign language, military specialis.

Государственные образовательные стандарты в образовательных учреждениях Министерства Обороны Российской Федерации направлены на формирование и привитие у обучающихся (курсантов) компетенций, установленными квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников по специальности.

В соответствии с этими стандартами обучающимся необходимо прививать стремление к постоянному военно-профессиональному самосовершенствованию, способность планировать военно-профессиональную карьеру, элементы личностного саморазвития, умение осознанно планировать повышение своей военно-профессиональной квалификации, осуществлять для этого поиск и использование информации, применять современные образовательные технологии и творческий подход к изучению учебных дисциплин, в том числе и дисциплине «Иностранный язык».

Опыт преподавания показывает, что для полной и качественной реализации программ профессионального образования по дисциплине «Иностранный язык» в вузах Министерства Обороны Российской Федерации необходимо решить ряд проблем, основными из которых являются:

- низкий уровень довузовской подготовки обучающихся (курсантов) по дисциплине «Иностранный язык»;

- слабая мотивация при изучении иностранного языка (в техническом вузе упор делается на профессиональные дисциплины);

-объем квалификационных требований к выпускнику вуза не соответствует количеству времени, определенному учебной программой на изучение дисциплины.

В связи с вышеперечисленными проблемами, представляется очевидным, что необходимо искать пути повышения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.