Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ / ПОСРЕДНИК / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлыбова Марина Анатольевна

В статье обсуждаются вопросы роли преподавателя высшей школы в условиях дистанционного обучения. Отмечается, что интеграция в образовательный процесс различных форм цифрового обучения способствует изменению содержания деятельности, компетенций и роли преподавателя. В статье подчеркивается, что в цифровой образовательной среде ролью преподавателя становится сопровождение студентов в информационном пространстве. Преподаватель является не транслятором научных знаний, он выступает как наставник, обеспечивающий успешное обучение студентов. Cубъект-субъектная основа взаимодействия создает оптимальные условия для проявления инициативы и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. Автором статьи подчеркивается, что современная парадигма диалогового взаимодействия очень важна в условиях атомизирующих тенденций в цифровой образовательной среде, критического сужения социального взаимодействия. В статье отмечается, что использование технологии диалогового обучения в цифровой среде может быть реализовано в различных играх, постановке и решении проблемно-поисковых ситуаций с необходимой обратной связью и др. Применение диалоговой технологии способствует созданию равноправных отношений, сотрудничеству, комфортным, свободным условиям для взаимодействия участников цифрового образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TEACHER IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the issues related to the role of the teacher in the digital educational environment. The problem of digital learning is of great importance as it involves changes in the role and competences of teachers. It is emphasized that modern educational environment makes the teacher essential for management and support of educational cognitive activity of the students. Special emphasis is made on constant self-improvement of the teacher in their professional activities at the university. The need for dialogue interaction between a teacher and a student is substantiated. It is noted that the subject-subject basis of interactions creates optimal conditions for the students’ initiative and independence formation in the educational process. The concept of digital dialogue in learning, the characteristics of its features, role and influence on the student in the digital environment are presented. The difficulties of dialogic learning characteristic of the digital environment are revealed, recommendations of a methodological nature for application in the education system are presented.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Ключевые слова: экономика, право, мультицисциплинарность, кейс-метод, профессиональные компетенции.

Annotation. The article considers methodological approaches to preparing a competitive economist for the modern Russian economy. It is proved that a multidisciplinary approach to the formation of educational materials, combining knowledge of the economic and legal aspects of the economic activity of enterprises in the real sector of the economy, is a necessary condition for preparing an economist to solve problems of professional activity. The conditions for the application of the case method and the requirements for case tasks are formulated as a tool for multidisciplinary practice-oriented training of students in economic specialties.

Key words: economics, law, multidisciplinarity, case method, professional competencies.

Литература:

1. Беденко, H.H. «WORK BASED LEARNING» в системе высшего образования: управленческо-экономические и педагогические аспекты: монография / Н.Н. Беденко, М.Г. Сергеева, С.В. Чегринцова. - Тверь: Тверской государственный университет, 2020. - 155 с.

2. Давыдова, Ю.А. Современные требования к высшему профессиональному образованию / Ю.А. Давыдова // Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 14 января 2019 года / главный редактор: Нечаев Михаил Петрович. -Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр", 2019. - С. 78-82. - EDN YYWWKT.

3. Косаренко, Н.Н. Особенности преподавания налогово-правовых дисциплин студентам экономических специальностей / Н.Н. Косаренко, В.Н. Назаров // Образование и право. - 2016. - №2. - С. 195-201

4. Куваева, Л.В. Трансдисциплинарный подход в формировании межкультурной грамотности студентов / Л.В. Куваева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - № 2 (77). - С. 188-192

5. Ломакина, Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования / Т.Ю. Ломакина. - Москва: Наука, 2006.-221 с.

6. Мирончев, М.М. WBL-технологии как инновационная форма подготовки специалистов: правовые, организационные и экономические аспекты / М.М. Мирончев // Экономические исследования. - 2020. - №4. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/wbl-tehnologii-kak-innovatsionnaya-forma-podgotovki-spetsialistov-pravovye-organizatsionnye-i-ekonomicheskie-aspekty (дата обращения: 20.02.2023).

7. Хижак, Н.П. Налоги и налогообложение: учебно-методическое пособие: [16+] / Н.П. Хижак, В.А. Фастунова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 441 е.: ил., табл. - Режим доступа: по подписке. -URL: https://biblioclub.ru/mdex.php?page=book&id=601693 - ISBN 978-5-4499-1700-3. - Текст: электронный.

УДК 378.2

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

кандидат педагогических наук, доцент Хлыбова Марина Анатольевна Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академикаД.Н. Прянишникова (г. Пермь)

Постановка проблемы. Всеобщая информатизация современного общества ставит перед педагогами задачу оперативного освоения новых инструментов обеспечения профессиональной деятельности, овладения новыми образовательными компетенциями. Непрерывное образование и профессиональное саморазвитие выступают необходимыми критериями эффективности работы преподавателя. Следует отметить, что в понятие «компетенция» в качестве структурных компонентов входят не только знания, умения, навыки, но также профессионально значимые личностные качества, навыки социального взаимодействия, которые в совокупности формируют поведенческие модели и, соответственно, компетентность человека.

Интеграция в образовательный процесс различных форм цифрового обучения способствует изменению содержания деятельности, компетенций и роли преподавателя. В настоящее время возникает необходимость рассмотрения роли преподавателя, перспектив и результатов взаимодействия преподавателя и студентов при организации обучения в условиях цифровой образовательной среды.

Изложение основного материала исследования. В цифровом образовательном пространстве у преподавателя остается важная роль представителя традиционной системы высшего образования. Вместе с этим преподавателю очень важно уметь адаптироваться к современным условиям, проявлять гибкость, открытость, осуществлять непрерывное профессиональное (само)образование [7-8]. Непрерывное развитие педагога выступает как «целенаправленный педагогический процесс, направленный на развитие профессионализма и личностных качеств посредством самоопределения педагога, его самовыражения и самореализации профессиональной деятельности на основе саморефлексии этого процесса» [6, С. 142].

В условиях дистанционного обучения организация преподавателем деятельности обучающихся направлена на создание оптимальных условий (само)управления процессом личностно-профессионального развития при взаимодействии студентов в цифровой среде, что является необходимым для самостоятельного получения, интерпретации и дальнейшего применения новых знаний.

В цифровой образовательной среде преподаватель является уже не простым транслятором научных знаний, он выступает как наставник, посредник (learning facilitator), обеспечивающий успешное обучение студентов путем осознанного и активного включения в образовательный процесс [3].

В условиях дистанционного обучения роль педагога постепенно сужается, отодвигается, заменяется технологией подачи информации. Преподаватель не оказывает более существенного влияния на формирование картины мира, единой системы полученной информации, а выступает проводником, каналом для субъекта с источниками данных [1]. Обучающийся открыт для восприятия многообразной информации, но закрыт пока еще ограниченными когнитивными возможностями и получает для себя лишь ту часть информации, которая является наиболее доступной. В этой связи становятся необходимыми разъяснения от педагога, добивающегося различными методами понимания учебного материала учащимися различного уровня, социальная поддержка и мотивация от группы [1].

Вместе с тем, в некоторых работах отмечается [10, 12], что сокращение доминирующей роли преподавателя и ее трансформация на роль преподавателя-наставника создает интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки, которые стимулируют к коммуникативной свободе и коммуникативной инициативе.

Основными профессиональными задачами преподавателя в условиях дистанционного обучения являются:

- грамотная организация цифрового процесса обучения (подбор эффективных интерактивных образовательных ресурсов, адекватных технологий обучения и т.д.);

- создание благоприятной среды для повышения мотивации обучающихся (использование игровых механик, различных форм контроля учебных достижений, установление обратной связи, внимания, ободрения и др.);

- создание субъект-субъектной основы взаимодействия со студентами (равноправное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса).

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов дает преподавателю возможность разнообразить применяемое методическое обеспечение, повысить мотивацию обучающихся к выполнению самостоятельной деятельности, в том числе, с учетом индивидуальных особенностей студентов. Цифровая образовательная среда способствует созданию группового взаимодействия, активной творческой позиции обучающихся, что в итоге содействует саморазвитию и самореализации студентов.

Следует отметить, что неотъемлемой частью профессиональной компетентности преподавателя являются его личностные качества, активная позиция (взгляды, убеждения, ценностные ориентации), а также отношение к своей профессиональной деятельности [3]. Формат обучения в высшей школе в условиях цифровой среды происходит чаще всего в контексте обмена мнениями, взглядами, равноправного общения преподавателя и обучающегося, являющегося представителем подлинных субъект-субъектных отношений [4-5]. Субъект-субъектное отношение - это умение чувствовать и понимать другого так же, как чувствуешь и понимаешь собственное «я», а главное, относиться к другому, как к высшей ценности [9].

Парадигма субъект-субъектной основы взаимодействия создает оптимальные условия для проявления мотивации и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. Субъектность проявляет себя через такие качества, как активность, деятельность, самостоятельность, творческая индивидуальность, самоконтроль и ответственность [9]. Атмосфера партнерства и уважения выступает и средством личного развития как студентов, так и преподавателей.

Следует отметить, что современная парадигма диалогового взаимодействия очень важна в условиях атомизирующих тенденций в обществе в целом и, как следствие, в цифровой образовательной среде. Проблема критического сужения межличностного взаимодействия, которая являлась неотъемлемой частью обучения и воспитания в традиционной системе, может быть нивелирована активной позицией преподавателя, проявлением таких его личностных качеств, как эмпатия, тактичность, а также ценностных ориентации в отношении студента как самоценном и саморазвивающемся субъекте [2]. Эмоциональный интеллект, включающий наличие эмпатии, понимание собственных эмоций и эмоциональной сферы другого человека является одной из важнейших ключевых компетенций специалиста 21 века [3].

Необходимость формирования диалоговой основы взаимоотношений в образовательном процессе обусловлена также тем фактом, что в перечне универсальных компетенций, необходимых всем выпускникам высших учебных заведений, включена компетенция «Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» (УК-3) [11].

Использование технологии диалогового обучения в цифровой среде направлено, прежде всего, на диалог в виде видеоконференций игрового формата, постановку и решение проблемно-поисковых ситуаций с необходимой обратной связью (текстовой, оценочной, рефлексивной). Цифровые технологии могут быть посредником для диалога обучающихся с преподавателем и между собой, выступать средой для накопления знаний. При этом важно использовать задания для развития логического и критического мышления, предоставляя студентам возможность высказывать свою позицию, аргументировать ее, оценивать мнения других. Применение диалоговой технологии способствует созданию равноправных отношений, сотрудничеству, комфортным, свободным условиям для взаимодействия участников цифрового образовательного процесса.

Выводы. Таким образом, роль преподавателя остается значимой и в условиях дистанционного обучения. Следует отметить, что достижение положительного результата в учебном процессе возможно лишь при

совместных усилиях обучающихся и преподавателя. Основной ролью преподавателя дистанционного образования является уже не столько сам процесс научения, сколько сопровождение и поддержка обучающегося в его учебной деятельности. Непрерывное саморазвитие педагога в современных условиях направлено как на развитие профессиональных компетенций, так и личностных качеств. Для преподавателя очень важно уметь организовать диалоговое взаимодействие с обучающимися на субъект-субъектной основе, проявлять активную позицию, эмпатию, тактичность. Применение диалоговой технологии в обучении, несмотря на свои особенности, имеет важное значение в современной цифровой трансформации обучения, выполняя когнитивные, межличностные, социальные, ценностно-нравственные функции.

Аннотация. В статье обсуждаются вопросы роли преподавателя высшей школы в условиях дистанционного обучения. Отмечается, что интеграция в образовательный процесс различных форм цифрового обучения способствует изменению содержания деятельности, компетенций и роли преподавателя. В статье подчеркивается, что в цифровой образовательной среде ролью преподавателя становится сопровождение студентов в информационном пространстве. Преподаватель является не транслятором научных знаний, он выступает как наставник, обеспечивающий успешное обучение студентов. Субъект-субъектная основа взаимодействия создает оптимальные условия для проявления инициативы и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. Автором статьи подчеркивается, что современная парадигма диалогового взаимодействия очень важна в условиях атомизирующих тенденций в цифровой образовательной среде, критического сужения социального взаимодействия. В статье отмечается, что использование технологии диалогового обучения в цифровой среде может быть реализовано в различных играх, постановке и решении проблемно-поисковых ситуаций с необходимой обратной связью и др. Применение диалоговой технологии способствует созданию равноправных отношений, сотрудничеству, комфортным, свободным условиям для взаимодействия участников цифрового образовательного процесса.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровое обучение, роль преподавателя, взаимодействие преподаватель-студент, посредник, субъект-субъектные отношения, диалог.

Annotation. The article discusses the issues related to the role of the teacher in the digital educational environment. The problem of digital learning is of great importance as it involves changes in the role and competences of teachers. It is emphasized that modern educational environment makes the teacher essential for management and support of educational cognitive activity of the students. Special emphasis is made on constant self-improvement of the teacher in their professional activities at the university. The need for dialogue interaction between a teacher and a student is substantiated. It is noted that the subject-subject basis of interactions creates optimal conditions for the students' initiative and independence formation in the educational process. The concept of digital dialogue in learning, the characteristics of its features, role and influence on the student in the digital environment are presented. The difficulties of dialogic learning characteristic of the digital environment are revealed, recommendations of a methodological nature for application in the education system are presented.

Key words: digital educational environment, digital learning, role of the teacher, teacher-student interaction, learning facilitator, subject-subject relationship, dialogue.

Литература:

1. Баева, Л.В. Цифровой диалог в обучении: когнитивные, социальные, экзистенциальные особенности и риски / Л.В. Баева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2022. - Вып. 26, № 2. - С. 439-453

2. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых: монография / С.И. Змеев. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа. - 2019.

3. Лебедева, Н.В. Андрагогическая позиция преподавателя психологии в вузе / Н.В. Лебедева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2022. -Вып. 1 (842). - С. 49-54. -DOI 10.52070/2500-3488_2022_1_842_49

4. Макарова, В.В. Формирование компетенции социального взаимодействия в условиях дистанционного обучения в вузе / В.В. Макарова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-4. -С. 238-241

5. Обухова, Е.А. Модель дистанционного взаимодействия педагогов в условиях цифрового обучения / Е.А. Обухова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2020. - № 4 (40). - С. 129-137

6. Осипова, С.И. Исследование содержания категории профессионально-личностного развития педагога / С.И. Осипова,М.Л. Коцуба// Современноепедагогическоеобразование. -2022. -№ 1.-С. 140-144

7. Подчалимова, Г.Н. Сетевая технология персонализированного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях цифровой трансформации ДППО / Г.Н. Подчалимова, С.Н. Белова // Человеческий капитал. - 2021. - Том 2, № 12 (156). - С. 122-129

8. Синявина, О.В. Держать квалификацию на уровне / О.В. Синявина, Е.В. Богомолова // Вестник военного образования. - 2022. - №1 (34). - С. 100-103

9. Скабёлкина, Т.Н. О роли субъектности в условиях дистанционного образования на примере дисциплин гуманитарного цикла: сборник трудов конференции / Т.Н. Скабёлкина // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 янв. 2022 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина и др. - Чебоксары: ИД «Среда». - 2022. - С. 115-119

10. Стеблецова, И.С. Цифровая трансформация преподавателя в условиях современного образовательного процесса / И.С. Стеблецова, Л.Э. Гейцман // Технологии в образовании-2021: материалы Международной

научно-методической конференции. - Новосибирск. - 2021. - С. 95-100. - URL: http://sibupk.su/science/research/mconfer2021 (дата обращения: 18.02.2023).

11. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс]. -URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 02.02.2023).

12. Шерехова, О.М. Педагогические условия и психологические предпосылки развития коммуникативной инициативы студентов средствами иноязычного образования в процессе дистанционного обучения / О.М. Шерехова, Л.Н. Юсупова // Вестник Вятского государственного университета. - 2021. - №3.-С. 79-89

УДК 378.2

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОФЕСИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ЧТЕНИЯ

МАГИСТРАНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

кандидат педагогических наук, доцент Хлыбова Марина Анатольевна Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академикаД.Н. Прянишникова (г. Пермь)

Постановка проблемы. Одной из важнейших целей формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции магистрантов является развитие навыков работы с профессиональной и научной литературой. Предметное содержание профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции магистрантов неязыкового вуза направлено, прежде всего, на знакомство с новейшими научными и профессиональными достижениями в той или иной отрасли человеческой деятельности, непосредственно задевающих интересы обучающихся и дающих возможность совершенствования в выбранной профессиональной области.

В связи с этим существенное внимание магистрантов уделяется такому виду речевой коммуникации, как чтение, поскольку оно является важнейшим источником получения информации. Развитие навыка профессионально-ориентированного чтения, в том числе, с целью формирования навыков критического оценивания материала в плане достоверности и информационной наполненности составляет основу профессиональной подготовки магистрантов по иностранному языку. Профессионально-ориентированное чтение в магистратуре направлено на использование полезной информации в профессиональной практической или научной деятельности.

Во многих исследованиях подчеркивается, что чтение специальной литературы на иностранном языке является одним из важнейших профессионально-ориентированных навыков, механизмом практического овладения иностранным языком, средством информационной и образовательной деятельности, способствующем развитию других видов иноязычной коммуникативной деятельности [2, 6].

О.Б. Николаева и А.С. Гусева отмечают, что среди основных видов речевой деятельности чтение более востребовано при решении многих учебных и профессиональных задач, поэтому перед обучающимися поставлена задача овладеть всеми видами чтения, а перед педагогами стоит цель сформирования необходимых навыков [4]. В работах С.К. Фоломкиной подчеркивается, что для отбора текстов важными критериями выступают смысловая завершенность, языковая доступность, информационная насыщенность, а также содержание, содействующее мотивации студентов [8]. Т.С. Серова также подчеркивает важность отнесенности текста к области знания, к теме обучающихся и отмечает, что целью чтения в рамках профессиональной подготовки выступает не только знакомство с языковым материалом, но и получение знаний по специальности, расширение профессионального тезауруса [7]. Посредством профессионально значимой информации, носителем которой является текст, имитируется контекст профессиональной деятельности на занятиях по иностранному языку. Одной из важных характеристик профессионально-ориентированного чтения является то, что оно предполагает у читающего обязательное наличие сформированного плана ожиданий, гипотезы, с которыми он приступает к чтению любого источника [7].

Целью статьи является рассмотрение основных аспектов развития навыков профессионально-ориентированного иноязычного чтения магистрантов неязыкового вуза.

Изложение основного материала исследования. В процессе изучения иностранного языка в магистратуре обучающиеся проводят самостоятельный интенсивный информационный поиск иноязычной литературы по профессиональной тематике, представляют терминологический словарь по специальности, готовят обзор научной литературы по теме выпускной квалификационной работы. Тематика текстов и учебных материалов, а также лексический минимум определяются, прежде всего, профессиональным направлением и конкретной темой выпускных квалификационных работ обучающихся магистратуры.

Самостоятельный поиск научной и профессиональной литературы предполагает чтение большого объема материала, умение правильно оценить содержание источников информации. Целенаправленное развитие навыков профессионально-ориентированного чтения в магистратуре предполагает развитие всех его видов -поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего (классификация С.К. Фоломкиной [8]), а также варьирование разных видов в зависимости от цели и типа текста.

В зарубежной методике выделяются следующие виды чтения: skimming/reading for general comprehension (просмотровое чтение, определение основной темы/идеи текста, от англ. to skim - просматривать);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.