Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громова Татьяна Владимировна

Цифровая трансформация, происходящая в настоящее время в обществе, не могла не отразиться на системе образования, в целом и специфике обучения, в частности. Новая образовательная среда характеризуется новыми формами, средствами, методами, подходами, технологиями, а часто и содержанием обучения. Эффективность образования зависит от множества факторов, среди которых, однако, характер взаимодействия основных участников дистанционного обучения - студентов, преподавателей - играет определяющую роль. Для повышения эффективности образовательного процесса при интеграции информационных технологий в систему образования следует учитывать особенности обучения, форм и способов дистанционной поддержки студентов преподавателем. В рассматриваемой статье анализируются этапы обучения студентов в дистанционном режиме в контексте цифровой трансформации образовательной системы. Автор также описывает формы и способы поддержки студентов в дистанционном обучении, как одной из форм образовательного процесса в условиях новой образовательной среды, которое является как самостоятельной формой обучения, так и дополнением к традиционным формам обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING STUDENTS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

The digital transformation currently taking place in society could not but affect the education system in general and the specifics of education in particular. The new educational environment is characterized by new forms, means, methods, approaches, technologies, and often the content of education. The effectiveness of education depends on many factors, among which, however, the nature of the interaction between the main participants in distance learning - students, teachers - plays a decisive role. To improve the efficiency of the educational process when integrating information technology into the education system, one should take into account the features of training, forms and methods of remote support for students by a teacher. The presented paper analyzes the stages of students’ learning in distance learning in the context of the digital transformation of the educational system. The author also describes the forms and ways of supporting students in distance learning, as one of the forms of the educational process in a new educational environment, which is both an independent form of learning and an addition to traditional forms of learning.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Особенности обучения студентов в условиях цифровой трансформации образования

Громова Татьяна Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и иноязычной деловой коммуникации Самарского государственного экономического университета E-mail: gromova73@yandex.ru

Цифровая трансформация, происходящая в настоящее время в обществе, не могла не отразиться на системе образования, в целом и специфике обучения, в частности. Новая образовательная среда характеризуется новыми формами, средствами, методами, подходами, технологиями, а часто и содержанием обучения. Эффективность образования зависит от множества факторов, среди которых, однако, характер взаимодействия основных участников дистанционного обучения - студентов, преподавателей - играет определяющую роль. Для повышения эффективности образовательного процесса при интеграции информационных технологий в систему образования следует учитывать особенности обучения, форм и способов дистанционной поддержки студентов преподавателем. В рассматриваемой статье анализируются этапы обучения студентов в дистанционном режиме в контексте цифровой трансформации образовательной системы. Автор также описывает формы и способы поддержки студентов в дистанционном обучении, как одной из форм образовательного процесса в условиях новой образовательной среды, которое является как самостоятельной формой обучения, так и дополнением к традиционным формам обучения.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая трансформация образования, дистанционное обучение, преподаватель дистанционного обучения, информационно-коммуникационные технологии, формы дистанционной поддержки студентов.

о с

U

со см о см

Введение

Цифровая трансформация определена одной из целей развития Российской Федерации на период до 2030 года [1 ]. Очевидно, что цифровая трансформация общества невозможна без цифровой трансформации образовательной системы. Министерство просвещения РФ выступает за создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы [2]. Цифровая трансформация в секторе образования означает улучшение его учебной среды и системы управления за счет применения новых технологий. Это позволяет снизить затраты и удовлетворить растущие требования всех участников образовательного процесса.

Изменения в системе образования: создание новой образовательной среды; использование электронных образовательных ресурсов и инновационных методов и форм требуют, в том числе, новых подходов к обучению студентов. Одной из форм образовательного процесса в условиях цифровой трансформации выступает дистанционное обучение, подразумевающее под собой обучение с применением информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности обучающихся и преподавателей [3]. Оно является как самостоятельной формой обучения, так и дополнением к традиционным (очной, очно-заочной, заочной или экстернату). Ввиду предполагаемого соответствия характера и способа обучения цифровой среде, результатами работы стали: определение этапов обучения студентов, а также форм и способов поддержки студентов в дистанционном обучении.

Актуальность работы определяется государственной политикой Российской Федерации в области цифровой трансформации общества, в целом и цифровой трансформации образования, в частности [1,2]; новизна - предоставлением комплекса условий - поэтапного обучения студентов, форм и способов поддержки студентов в дистанционном обучении в условиях новой образовательной среды.

Основная часть

Как было отмечено ранее, цифровая трансформация в экономике и бизнесе напрямую зависит

от цифровой трансформации в высшем образовании. Проблема использования дистанционного обучения (ДО) в вузе состоит в том, что система образования не отвечает вызовам цифровой экономики и требует приведения образовательных программ в соответствие с ее потребностями.

Цифровая трансформация в образовании заключается, среди прочего, в особой организации образовательного процесса (подходов, технологий, методов и т.п.), в предоставлении комплекса условий - этапах обучения студентов, формах и способов поддержки студентов в дистанционном обучении в условиях новой образовательной среды.

Прежде всего, рассмотрим предлагаемые нами этапы обучения.

Совместную деятельность преподавателей и студентов в ДО можно представить в виде модели, включающей в себя пять основных этапов: 1) знакомство, взаимодействие и стимулирование; 2) обмен информацией; 3) понимание; 4) применение; 5) структурирование знаний и развитие [4].

Рассмотрим подробнее особенности каждого этапа.

Этап 1: Знакомство, взаимодействие и стимулирование. В начале обучения, когда студенты могут столкнуться со сложностями, им важно чувствовать поддержку со стороны преподавателя ДО. Преподаватель предоставляет самую исчерпывающую информацию о курсе в целом и его деталях, самостоятельных и контрольных заданиях в рамках промежуточного и итогового контроля. На первом этапе стимулирование преподавателем студентов также имеет большое значение.

Первый этап завершается, когда студенты знакомятся с группой и начинают свободно общаться посредством электронной почты, групп и досок объявлений, голосовых и видео конференций с преподавателем и другими студентами. В качестве профессионально значимых качеств со стороны преподавателя на этом этапе можно отметить умение создавать и поддерживать положительный эмоциональный фон, а также мотивировать обучающихся на развитие.

Этап 2: Обмен информацией. Студенты приспосабливаются к новой образовательной среде; появляется коллектив, члены которого работают над выполнением общих задач. На этом этапе происходит знакомство с технологиями обучения, с сетевым этикетом, а также овладение навыками поиска, нахождения и восприятия информации. Наличие самодостаточных учебных материалов на разных носителях способствует освоению теоретических и практических основ курса. Следует отметить, что одной из задач этого этапа является формирование у студентов желания общения и взаимодействия. Групповые обсуждения часто показывают уровень взаимопонимания участников. На этом этапе преподавателю следует всеми способами поощрять взаимное уважение между студентами, устранять возника-

ющие конфликты, оказывать помощь по мере необходимости.

Преподавателю, в свою очередь, следует поощрять студентов на поиск дополнительных данных, связей и ресурсов. Навыки поиска и выбора подходящего материала на этом этапе возможно сложно сформировать самостоятельно, поэтому преподаватель следует управлять формированием данных навыков. В начале этого этапа целесообразно использовать средства и методы групповых дискуссий, участие в компьютерных сессиях и т.д.

Этап 3. Понимание. На этом этапе студенты восстанавливают приобретенные ранее знания и распространяют их на другие разделы обучения с целью более динамичного сотрудничества. В завоевании этой цели целесообразно использовать соответствующие учебные пособия, а также многочисленные активные средства обучения, в которых под руководством преподавателя следует планировать дебаты, ролевые игры, что, в том числе, будет оказывать помощь в ликвидации имеющихся пробелов в теоретических знаниях.

Этап 4: Применение. На этом этапе решаются вопросы, касающиеся использования уже приобретенных знаний для решения нестандартных задач. Во время обсуждений каждый выражает свое видение решения задачи, и оно включает в себя обмен взглядами, их оценку и желание и умение отстаивать их с помощью дебатов или парной работы. Обучение на данном этапе рассматривается как интерактивный процесс.

Работа в парах и малых группах дает возможность подвергать анализу разные точки зрения, дискуссировать, приходить к коллективному мнению и т.п. Студенты взаимодействуют с другими студентами и экспертами и обсуждают всевозможные решения стандартных и нестандартных задач. Здесь многое решает стиль поведения преподавателя - контролирующий или партисипатив-ный, последний в более значительной степени содействует выполнению задач данного этапа.

Этап 5: Структурирование знаний и развитие. Здесь, как правило, обобщаются полученные на предыдущих этапах знания и умения. Условиями для структурирования знаний могут быть особенные задания и рекомендации, нацеленные на дальнейшее развитие знаний. Способность самостоятельного критического мышления, рефлексии и исследования процесса накопления и структурирования знаний также вырабатывается на данном этапе.

Преподаватели, в свою очередь, должны быть готовы предоставить студентам задания, направленные на совершенствование критического мышления: комментарии работ других студентов; защита проектов и т.п. Во время 4-го и 5-го этапов обучение часто не проводится в форме очных занятий. Преподаватель ДО предлагает студентам возможность автономно искать и анализировать данные, наращивать свои знания. Предполагается, что преподавателю следует оперативно реаги-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ровать, обобщать, оценивать, то есть контролировать учебную работу студентов.

В процессе дистанционного обучения сложно переоценить значение форм дистанционной поддержки студентов преподавателем. Можно выделить организационную и эмоциональную поддержку. Организационная поддержка - это помощь студенту в управлении его учебой. Она включает в себя помощь в эффективном управлении своим учебным временем, не отставанием от темпа курса, нахождением способов расставлять приоритеты в учебе, работе, общественной и семейной жизни и т.д. Эмоциональная поддержка - это помощь студентам справиться с эмоциональной стороной их обучения. Она включает в себя оказание помощи студентам в развитии мотивацией к обучению, • развитии уверенности в себе, нахождении способов справляться со стрессом, связанным с обучением, особенно со стрессом от оценок. По характеру инициации (кто ее инициирует) поддержка может быть «реактивной» - начата с обращения студента за помощью к учебному заведению или «активной» - когда учебное заведение берет на себя инициативу связаться со студентом в оказании поддержки.

Интеграция инфо-коммуникационных технологий в систему образования, безусловно, имеет как преимущества, связанные с возможностью расширять сферу образовательной деятельности, привлекать больший контингент обучающихся и повышать качество образования; так и недостатки: материальные затраты на обеспечение бесперебойного функционирования удаленных объектов, и поиск необходимых специалистов; сложность методического обеспечения учебного процесса в новых условиях; полная или частичная утрата живого общения и др.)[5].

В этой связи особое значение приобретают также способы поддержки студентов дистанционного обучения со стороны преподавателя. Остановимся на некоторых из них подробнее.

Создание четких структур

Поскольку онлайн занятия сильно отличаются от очного обучения, важно, чтобы студенты понимали, чего ожидать, когда они настраиваются на виртуальные занятия. Например, если в вашей группе обычно проводятся лекции и практические занятия, убедитесь, что обучающиеся понимают, какая часть занятия будет посвящена каждому из них. Если студенты проводят большую часть своего времени онлайн, важно быть уверенным, что предоставляемый онлайн-портал (многофункциональная виртуальная площадка с большим количеством интерактивных интернет-сервисов) эффективен. Используйте четкие призывы к действию и делайте ссылки на занятия легкодоступными, чтобы студентам было легко

— работать онлайн.

с=

и

^ Обеспечение высококачественной обратной связи

ем

сЗ В среде дистанционного обучения, где преподава-

]| тели и студенты часто не могут находиться в одном

и том же месте, поддержание как можно большего личного контакта имеет решающее значение для вовлеченности студентов. Есть несколько способов, с помощью которых это можно сделать:

1. Поощряйте студентов к вовлечению во время занятий.

Включение веб-камер может оказаться простым способом повысить вовлеченность. Когда веб-камера включена, преподаватели могут видеть выражения лиц студентов и следить за их реакцией (понимают, скучают, смущены, заинтересованы или им что-нибудь нужно и т п.). Наличие веб-камер обеспечит подотчетность и сократит соблазн воспользоваться своими телефонами не по назначению.

Как показывают проведенные исследования [6], средний студент тратит около 1-4 часов на выполнение домашней работы или исследования, 1-2 часа на потоковые видео и еще 1-2 часа на социальные сети. Эти результаты доказывают, что, без сомнения, подключение к интернету играет важную роль, как в академической работе студентов, так и в их досуговых интересах. Имея это в виду, целесообразным могло бы стать, например, создание целевого контента в социальных сетях, который привлекает студентов. Это интересный, инновационный способ создавать новый контент, вовлекая в процесс студентов

2. Разделяйте студентов, когда это позволяет формат занятий, на небольшие группы.

Взаимодействие с большой аудиторией может оказаться затруднительным во время онлайн-лекций и семинаров. Одним из простых решений является разделение студентов на небольшие группы, где они могут задавать вопросы и обсуждать содержание тем и разделов более подробно.

3. Используйте личностно ориентированный подход.

Онлайн - обучение означает, что многие возможности задать вопросы преподавателям до, во время и после занятий исключаются. Однако это просто значит, что студентам нужна поддержка другим способом. Простые инструменты, такие, например, как индивидуальные консультации онлайн, в чате и по электронной почте, позволяют студентам и преподавателям легко общаться вне обычного времени занятий в дистанционном формате. Эти инструменты позволяют записывать видео, которые можно отправить по электронной почте, просто скопировав и вставив URL. Результатом является быстрое время отклика, отсутствие длинных электронных писем с большим количеством текста и персонализированная поддержка.

4. Устанавливайте часы консультаций.

Для дополнительной поддержки студентов преподаватели могут предоставлять еженедельные рабочие часы с помощью программ для организации видеоконференций (можно использовать российские аналоги уходящих Zoom и Microsoft teams, такие, как Webinar Meetings, Яндекс Телемост, Сферум, Jazz by Sber, Вебинар.ру, IMind и др.). Ими можно управлять, создав простую форму, ко-

торая позволяет студентам отправлять вопросы до назначенного времени, чтобы преподаватель знал, кого и чего ожидать. Студентам может быть либо выделено специальное время, чтобы задать свои вопросы, либо они могут просто подключиться онлайн, и преподаватель сможет отвечать на вопросы по мере их возникновения.

5. Прислушивайтесь к отзывам студентов.

Природа онлайн - обучения такова, что оно постоянно развивается. Поэтому преподавателям следует держать руку на пульсе проблем и озабо-ченностей, которые возникают у студентов. Этим можно управлять методично, предоставляя студентам регулярные формы обратной связи, или с этим можно справиться органично, собирая вопросы, комментарии и проблемы по мере их возникновения.

В заключение следует отметить, что, к сожалению, не существует единой дорожной карты для поддержки студентов во время дистанционного обучения или онлайн - курсов. Однако хочется надеяться, что администрация учебных заведений и преподаватели, которые мыслят нестандартно и внедряют инновации, продолжат совершенствовать учебный процесс в переходный период трансформации образования и подготовят прекрасные решения на будущее.

Выводы

Таким образом, цифровая трансформация, происходящая в настоящее время в обществе, не могла не отразиться на системе образования, в целом и специфике обучения, в частности. Новая образовательная среда характеризуется новыми формами, средствами, методами, подходами, технологиями, а часто и содержанием обучения. Эффективность образования зависит от множества факторов, среди которых, однако, характер взаимодействия основных участников дистанционного обучения - студентов, преподавателей - играет определяющую роль. Для повышения эффективности образовательного процесса при интеграции информационных технологий в систему образования следует учитывать особенности обучения, форм и способов дистанционной поддержки студентов преподавателем [подробнее см.7].

Дистанционное и онлайн образование, тем не менее, не означают, что университеты должны отказаться от своей приверженности тому, что является для них естественной моделью преподавания. Вместо этого университеты могут рассматривать это как стратегическую возможность, которая позволит им стать заметными участниками рынка образовательных услуг в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Столкнувшись с ситуацией перемен, традиционные университеты встречаются со сценариями, которые являются новыми и которые, следовательно, вызывают существенные сложности: риски против возможностей. Те, кто наилучшим образом скорректирует свою миссию, пересмотрит

свое видение и адаптируется к новым реалиям, получат более существенные возможности в ближайшем будущем.

Результаты исследования могут использоваться при организации процесса обучения в образовательных учреждений различных видов и уровней.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http ://www. kremlin. ru/acts/bank/45726

2. Паспорт стратегии Цифровой трансформации образования / Министерство просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/docu-ment/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd

3. Сайкылы А. Дистанционное образование: определения, поколения, ключевые концепции и направления на будущее. Международный журнал современных образовательных исследований. 2018. № 5 (1). С. 2-17. https://files.eric. ed.gov/fulltext/EJ1207516.pdf

4. Глухов Г.В., Громова Т.В. Функциональные компоненты и роли преподавателя университета в дистанционном образовании. Международный обзор менеджмента и маркетинга. 2016. Т. 6. № 5. С. 235-242. https://www. researchgate.net/publication/307432390_Func-tional_components_and_roles_of_the_university_ teacher_in_distance_education

5. Гарсия-Пеньяльво Ф. Дж. Избегая темной стороны цифровой трансформации в преподавании. Институциональная справочная система для электронного обучения в высшем образовании. Устойчивое развитие. 2021. № 13(4), 2023. https://doi.org/10.3390/su13042023

6. Поллок К., Шварц К., Бак Д. Информационные технологии и их будущая роль в успехе студентов. 2018. URL: https://er.educause.edu/arti-cles/2018/1/information-technology-and-its-future-role-in-student-success

7. Громова Т.В. Особенности подготовки/переподготовки кадров в условиях цифровой трансформации. Конспекты лекций по сетям и системам. 2021. Т. 161. С. 162-169. https:// www.researchgate.net/publication/346299475_ Features_of_Personnel_TrainingRetraining_in_ the_Conditions_of_Digital_Transformation

FEATURES OF TEACHING STUDENTS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Gromova T.V.

Samara State University of Economics

The digital transformation currently taking place in society could not but affect the education system in general and the specifics of education in particular. The new educational environment is characterized by new forms, means, methods, approaches, technologies, and often the content of education. The effectiveness of education

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

depends on many factors, among which, however, the nature of the interaction between the main participants in distance learning - students, teachers - plays a decisive role. To improve the efficiency of the educational process when integrating information technology into the education system, one should take into account the features of training, forms and methods of remote support for students by a teacher. The presented paper analyzes the stages of students' learning in distance learning in the context of the digital transformation of the educational system. The author also describes the forms and ways of supporting students in distance learning, as one of the forms of the educational process in a new educational environment, which is both an independent form of learning and an addition to traditional forms of learning.

Keywords: digital transformation, digital transformation of education, distance learning, distance learning teacher, information and communication technologies, forms of remote support for students.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated 21.07.2020. "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030". [electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726

2. Passport of the Digital transformation strategy of education / Ministry of Education of the Russian Federation. [electronic re-

source]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc-9394c4fd7db31026f68f2dd

3. Saikyly A. (2018).Distance education: definitions, generations, key concepts and directions for the future. International Journal of Modern Educational Research, 5(1), 2-17. . https://files.eric. ed.gov/fulltext/EJ1207516.pdf

4. Glukhov G.V., Gromova T.V. Functional components and roles of the university teacher in distance education.International Review of Management and Marketing. 2016. T. 6. № 5. C. 235242. https://www.researchgate.net/publication/307432390_ Functional_components_and_roles_of_the_university_teach-er_in_distance_education

5. Garcia-Penalvo F. J. (2021). Avoiding the dark side of digital transformation in teaching. Institutional reference system for e-learning in higher education. Sustainable Development, 13(4), 2023. https://doi.org/10.3390/su13042023

6. Pollock K., Schwartz K., Buck D. Information technologies and their future role in student success. -2018. - URL: https://er.ed-ucause.edu/articles/2018/1/information-technology-and-its-future-role-in-student-success

7. Gromova T.V. Features of training / retraining of personnel in the conditions of digital transformation. Lecture notes on networks and systems. 2021. Vol. 161. pp. 162-169. https://www. researchgate.net/publication/346299475_Features_of_Person-nel_TrainingRetraining_in_the_Conditions_of_Digital_Transfor-mation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o d

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.