УДК 378 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-202-204
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Эдуард Борисович НАСТУЕВ,
старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: shmv1978@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена роли преподавателя и его профессиональной компетентности в организации физической подготовки в образовательных организациях МВД России.
Ключевые слова: физическая подготовка; профессионализм; преподаватель; результативность обучения.
ROLE OF TEACHER IN ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING WITH STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Eduard Borisovich NASTUEV,
Senior Lecturer, Department of Physical Training,
North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch)
of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
E-mail: shmv1978@yandex.ru
Abstract. The article is devoted to the role of the teacher and his professional competence in organizing physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Keywords: physical training; professionalism; teacher; educational performance.
Постановка проблемы. Уровень повышения профессионального мастерства у слушателей, обучающихся в образовательных организациях МВД России, средствами физической подготовки представляет интерес для ученых и практиков и требует поиска новых технологий в их обучении. Физическая подготовка имеет определенные цели и задачи, располагает своими средствами, методами и формами обучения, которые регламентируются соответствующей нормативно-правовой базой.
Одним из важных условий, определяющих успешность физической подготовки, является показатель профессиональной компетентности преподавателей, которые кроме профессиональных знаний, умений и навыков обязаны обладать
эрудицией, высокой степенью юридической грамотности и быть коммуникабельными.
Успешная деятельность преподавателей по физической подготовке всецело зависит от уровня их профессионализма, который можно охарактеризовать как высокую степень владения профессиональными умениями и навыкам, сознательное саморазвитие и формирование индивидуального творческого подхода к профессии, а также умение стимулировать интерес у обучающихся к результатам своей профессии и повышение ее престижа в обществе [4].
Обоснование. Система физической подготовки в образовательных организациях МВД России представляет собой обусловленный спецификой правоохранительной деятельности тип ведомствен-
ной практики физической подготовки, включающий идеологические (мировоззренческие), научные (теоретико-методические), организационные и нормативные (программно-нормативные) основы, обеспечивающие физическое совершенствование слушателей и успешное решение ими профессионально-прикладных задач [2].
В системе МВД России на сегодняшний день нет ни одной образовательной организации, подготавливающей и выпускающей преподавателей по физической подготовке, как следствие — на такую работу приглашаются бывшие спортсмены, не имеющие специального образования. В связи с этим актуализируется вопрос о необходимости подготовки таких специалистов в образовательных организациях по физической культуре и спорту, а для действующих специалистов в этой области — организации курсов повышения квалификации при кафедрах физической подготовки образовательных организаций системы МВД России, так как именно специалист по физической подготовке является центральной фигурой, системообразующим началом педагогического процесса — носителем содержания образования, организатором педагогических условий, обеспечивающих результативность деятельности [3; 4].
Ключевая роль преподавателя как центральной фигуры и системообразующего начала педагогического процесса по физической подготовке состоит в организации педагогических условий, обеспечивающих результативность деятельности. В личности преподавателя сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности. Он должен обладать не только природными способностями, но и огромными умственными, физическими и эмоционально-волевыми качествами. Преподавателя отличает высокая интеллектуально-двигательная культура, умение правильно и красиво организовывать и проводить занятия, своевременно и квалифицированно управлять деятельностью слушателей, формировать у них потребность в здоровом образе жизни, самоподготовке, самосовершенствовании [6].
Таким образом, профессионализм в преподавательской деятельности представляет собой комплекс сформированных знаний, умений и навыков, а также способностей и убеждений, которые составляют основу выполнения квалифицированного труда. Вместе с тем посредством преподавательского труда формируется направленность обучения на результат, когда итог обучения слушателей состоит в готовности к осуществлению в будущем профессиональной деятельности. Что примечательно, слушатели со своей
стороны должны также показывать решительность в преодолении трудностей, присущих выбранной профессии [1].
Труд преподавателя является формой профессиональной деятельности, основная ориентированность которой, кроме достижения результата, направлена также непосредственно на процесс [3; 5].
Среди основных профессиональных требований к деятельности преподавателей по физической подготовке назовем следующие:
■ знание дидактически обоснованных закономерностей в физической культуре и спорте;
■ владение методикой и спецификой организации учебно-тренировочного занятия с занимающимися разного возраста и уровня физической подготовленности;
■ знание анатомических, физиологических и психолого-педагогических основ процесса физической подготовки;
■ знание оценочных методик для осуществления комплексного контроля физической подготовки тренирующихся;
■ умение формулировать задачи на каждое учебно-тренировочное занятие;
■ умение обучать занимающихся двигательным действиям и формировать у них двигательные навыки;
■ умение обучать занимающихся профилактическим мерам по предупреждению травматизма и оказывать первую медицинскую помощь;
■ умение обучать занимающихся применению навыков страховки и самостраховки;
■ умение оценивать эффективность учебно-тренировочного занятия;
■ умение консультировать тренирующихся по актуальным для них вопросам;
■ умение применять научно-методические знания в процессе проведения учебно-тренировочных занятий;
■ умение определять причины ошибок в процессе освоения тренировок и находить возможности для их устранения [3; 6].
Характеризуя профессиональное мастерство преподавателя по физической подготовке, следует отметить, что оно состоит в обобщенной идейно-теоретической зрелости, военно-профессиональной подготовленности (компетентности), организаторско-педагогических способностях, командно-методических навыках и личностных качествах, определяющих успешность обучения и воспитания в процессе физической подготовки в образовательных организациях МВД России [1; 2].
2021 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры
203
Ключевой целью, стоящей пред преподавателями по физической подготовке, является достижение слушателями высокого уровня физической подготовленности и спортивного мастерства в результате тренировки. Помимо основной функции — обучения и подготовки слушателей, преподаватели реализуют не менее значимую функцию — воспитательную, которая проявляется в способности к эмпатии и позволяет понять чувства занимающихся, что приводит к повышению взаимопонимания с ними [4].
Вывод. Обобщая изложенное, отметим, что роль преподавателя по физической подготовке характеризуется ориентированностью на высокую степень владения профессиональными умениями и навыкам, сознательное саморазвитие и формирование индивидуального творческого подхода к профессии, а также умением стимулировать интерес у других к результатам своей профессии и повышение ее престижа в обществе.
Список литературы
1. Витютнев Е.Е. Проблемы профессиональной подготовки преподавателей физической подготовки образовательных организаций МВД Рос-
сии / / Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 1 (39). С. 83—86.
2. Губжоков А.Х., Хежев АА. Психолого-педагогические проблемы успешной деятельности инструкторов и тренеров по физической подготовке // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5-1. С. 476—483.
3. Клычков К.Е., Сергеева М.Г. Некоторые особенности и виды профессиональных компе-тентностей тренера-преподавателя // Казанский педагогический журнал. 2018. № 5 (130). С. 177—182.
4. Карданов А.К. Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России как педагогический процесс // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 163—165.
5. Тарчоков БА. К вопросу о профессиональном обучении сотрудников, как эффективном направлении кадрового обеспечения органов внутренних дел // Социально-политические науки. 2018. № 5. С. 267—269.
6. Щенникова М.Ю., Петров С.И. Подготовка кадров для спорта: современное состояние и направления развития // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 5 (147). С. 203—211.