УДК 378 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-173-175
ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Арсен Климович КАРДАНОВ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: shmv1978@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена принципам физической подготовки стрелков в образовательных организациях МВД России, которая направлена на решение образовательно-воспитательных задач по формированию у них необходимых знаний, умений и навыков, а также совершенствованию основных физических и психических качеств.
Ключевые слова: физическая подготовка; стрелок; профессиональное мастерство.
PRINCIPLES OF PHYSICAL TRAINING OF SHOOTERS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Arsen Klimovich KARDANOV,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch)
of Krasnodar University of the Ministry of Internal
Affairs of Russia
E-mail: shmv1978@yandex.ru
Abstract. The article is devoted to the principles of physical training of shooters in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which is aimed at solving educational and educational tasks for the formation of their necessary knowledge, skills and skills, as well as improving basic physical and mental qualities. Keywords: physical training; shooter; professional skill.
Постановка проблемы. Спортивная тренировка, становление и совершенствование мастерства, достижение высоких результатов предъявляют к организму стрелков большие и разносторонние требования, что делает физическую подготовку одним из главных компонентов тренировочного процесса стрелков.
Важным аспектом физической подготовки стрелков, обучающихся в образовательных организациях МВД России, являются выбор и правильное построение программы обучения, кото-
рая основана на базовых принципах и методах обучения. Неотъемлемой же частью профессиональной деятельности стрелков выступает личная дисциплинированность, которую они проявляют в процессе обучения, что помогает им в достижении высоких результатов в физической подготовке.
Основная проблема в системе образовательных организаций МВД России при подготовке стрелков на сегодняшний день состоит в формировании у них знаний, умений и навыков на за-
нятиях по физической подготовке, в систематизации этих знаний, которая достигается посредством адекватного выбора методов обучения и воспитания, а также закрепления полученных навыков.
Обоснование. Систематизацию знаний, умений и навыков по физической подготовке стрелков целесообразно выстраивать в соответствии со следующими принципами.
1. Обучение стрелков необходимым действиям и навыкам, обусловленным их профессиональной деятельностью в целях успешного выполнения оперативных, служебных и боевых задач.
2. Сознательность, активность и самостоятельность, формирующие у стрелков осмысленное отношение к поставленной цели путям ее достижения.
3. Наглядность, направленная на лучшее восприятие и усваивание получаемой информации при помощи изучения видеоматериалов и иллюстрированных обучающих пособий.
4. Систематичность, последовательность и комплексность, направленность которых состоит в обеспечении непрерывного учебно-тренировочного процесса, что объясняется необходимостью упорядочения и систематизации знаний, умений и навыков стрелков [1; 2].
Реализация указанных принципов способствует совершенствованию профессионального мастерства стрелков и достижению ими высоких результатов обучения.
По своему характеру физическая подготовка стрелков делится на общую и специальную. Такое деление зависит от целей, задач и средств подготовки. Общеизвестно, что общая и специальная физическая подготовка по отдельности не могут обеспечить тот высокий уровень функциональной нагрузки, который требуется для подготовки стрелков. Таким образом, возникает неразрывная связь общей и специальной физической подготовки, а уже в зависимости от вида профессионально-прикладной деятельности обучающихся и задач подготовки определяется внутреннее соотношение между ними. Особо следует подчеркнуть, что не только специальная, но и общая физическая подготовка должна иметь определенную направленность. Совершенно неправильно считать, что общая физическая подготовка одинакова для всех видов спорта. Общая физическая подготовка, ее особенности и различия являются настолько велики, насколько менее сходны отдельные разделы физической подготовки [1].
Общая физическая подготовка имеет немалое значение благодаря своему всестороннему
воздействию на все функции, обеспечивающему в полном объеме развитие организма стрелков. Она развивает двигательные качества на широкой основе (с учетом повышения общей работоспособности организма и укрепления здоровья) и устанавливает оптимальную гармонию между наиболее важными двигательными и вегетативными функциями у тренирующихся. Очень часто задачи общей физической подготовки связываются только с подготовительным периодом. Это является неправильным. Средства общей физической подготовки занимают значительный объем в тренировочной деятельности стрелков и варьируются в соответствии с этапом и видом подготовки [2; 3].
Следует помнить, насколько более специфической (узкоспециализированной) является двигательная деятельность, настолько шире должны использоваться средства общей физической подготовки, которые устраняют односторонность и вносят необходимую синхронизацию в то, как протекают процессы торможения и возбуждения в организме тренирующихся.
Специальная физическая подготовка создает двигательные качества специальным образом в непосредственной связи с двигательными навыками, характерными для избранного вида тренировки. Для решения этой задачи наиболее часто используются специальные подготовительные упражнения, которые оказывают концентрированное воздействие на наиболее важные органы и системы организма стрелков. Именно поэтому вопрос о комплектовании средств и методов является основным при осуществлении специальной физической подготовки.
В целом же можно отметить, что общая и специальная физическая подготовка органически связаны между собой, и в то же время они находятся в неразрывной связи с другими сторонами спортивной подготовки (технической, тактической, психической), которые обеспечивает целостность тренировочного процесса стрелков [2].
Следует также отметить, что немаловажное значение при подготовке стрелков имеет самостоятельная подготовка как неотъемлемая и важная часть в формировании у них физической подготовленности. Для того чтобы профессиональная деятельность стрелков соответствовала определенному в квалификационных требованиях уровню, им необходимо на каждом учебно-тренировочном занятии и самостоятельных занятиях улучшать достигнутую степень физической подготовленности. Так, результатом освоения физической подготовки для стрелков долж-
174
Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 1
ны стать: уверенное и компетентное применение в стрельбе сформированных на учебно-тренировочных занятиях двигательных навыков; контроль за состоянием своего здоровья; поддержание высокого уровня работоспособности во время тренировок [4].
Вывод. Процесс физической подготовки стрелков в образовательных организациях МВД России направлен на решение образовательно-воспитательных задач по формированию у них необходимых знаний, умений и навыков, совершенствованию основных физических и психических качеств, которые, в свою очередь, помогают решить поставленные перед ними профессиональные цели и задачи.
Список литературы
1. Балуев A.C. К вопросу о значении физической подготовки стрелка / / Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: опыт и инновационные технологии физического воспитания: сб. материалов Все-рос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2020. С. 9—12.
2. Гаджиев M.C., Хлебак Г.В. Морально-психологическая и физическая подготовка обучающихся ведомственных вузов МВД России при изучении дисциплины «Огневая подготовка» // Молодежь, наука и цивилизация: материалы всерос. студенческ. науч. конф. с междунар. участием. 2019. С. 115—116.
3. Карданов A.K. Некоторые вопросы организации физической подготовки слушателей, обучающихся по программам профессиональной подготовки в соответствии с порядком организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.М. Баршай, A.A. Тащиян. Ростов н/Д, 2019. С. 48—51.
4. Филимонов ВА., Якушев ВА., Митин A.A. Актуальные вопросы организации огневой и физической подготовки в территориальных органах МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 4. С. 239—241.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Московская академия Следственного комитета Российской Федерации
Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям « Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.
Молодежный экстремизм
Понятие и противодействие
Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматри -вается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности .
Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.