Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТРЕЛКОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТРЕЛКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / огневая подготовка / практическая стрельба / information technology / fire training / practical shooting

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурат Мухамедович Гедгафов

В статье рассмотрены возможности применения современных технологий обучения при подготовке стрелков на занятиях по огневой подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурат Мухамедович Гедгафов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MODERN TRAINING TECHNOLOGIES IN SHOOTER TRAINING

The article discusses the possibilities of using modern training technologies in training shooters in firepower training.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТРЕЛКОВ»

УДК 378 ББК 74.4

DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-148-150

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТРЕЛКОВ

Мурат Мухамедович ГЕДГАФОВ,

преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены возможности применения современных технологий обучения при подготовке стрелков на занятиях по огневой подготовке.

Ключевые слова: информационные технологии; огневая подготовка; практическая стрельба.

APPLICATION OF MODERN TRAINING TECHNOLOGIES IN SHOOTER TRAINING

Murat Mukhamedovich GEDGAFOV,

Teacher of the Fire Training Department, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Abstract. The article discusses the possibilities of using modern training technologies in training shooters in firepower training.

Keywords: information technology; fire training; practical shooting.

Постановка проблемы. Необходимость внедрения технологичных средств во все сферы человеческой жизнедеятельности обусловлена трансформациями, произошедшими в обществе и государстве. Современные технологии открыли совершенно новый уровень отображения информации, при котором стало возможно обрабатывать большие объемы информации. Сказанное определило возникновение неподдельного интереса со стороны ведомственного образования в части подготовки стрелков к достижениям современных информационных технологий по причине их ресурсности, позволяющей выйти на качественно новый уровень обучения [1].

Обоснование. Новые образовательные стандарты, сформировавшие современную систему высшего образования МВД России, обусловили

повышенные требования к уровню владения сотрудниками полиции навыками стрельбы. Внедрение и применение информационных технологий обучения направлены на повышение профессиональных компетенций обучающихся, так как в системе МВД России требования к рядовому и начальствующему составу органов внутренних дел в контексте формирования умений и навыков стрельбы постоянно растут [2].

Постоянно усложняющаяся криминогенная обстановка в стране и в мире, а также происходящие социально-политические и экономические трансформации определили одну из основных задач подготовки стрелков — повышение качества образования при помощи достижений современных технологий [1].

Обучение стрелков в образовательных организациях МВД России осуществляется на учеб-

но-тренировочных занятиях по дисциплине «Огневая подготовка». Обучение организовывается в строгом соответствии с положениями и требованиями приказов, разработанных МВД России: «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [1]; «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [2]; «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [3]. Целями и задачами обучения стрелков выступает овладение ими опытом и готовностью осуществлять практическую стрельбу в сложившейся оперативной и боевой обстановке.

Согласно учебному плану дисциплины «Огневая подготовка» занятия большей частью проводятся в форме практического (учебно-тренировочного) обучения, в ходе которого у обучающихся формируются умения и способности к точному поражению цели, а также отрабатываются навыки стремительного реагирования в быстроизменяющейся обстановке [7]. Для достижения высоких результатов стрельбы занятия с обучающимися необходимо проводить на регулярной основе, применяя при этом самые современные достижения информационных технологий. Вместе с тем результативность учебного процесса зависит: во-первых, от ответственности, проявляемой обучающимися, в сочетании с их умением учиться; во-вторых, от готовности преподавателей к стимулированию познавательной деятельности у обучающихся. Так, вырисовывается ключевая задача преподавателей по огневой подготовке — обучение стрельбе каждого обучающегося посредством определения индивидуального набора оптимальных методов и средств обучения [5]. При этом эффективность обучения достигается за счет глубоких теоретических познаний, хорошей технической, тактической и физической подготовки, а также наработанными практикой служебной деятельности высокими морально-волевыми и психологическими качествами [4].

Практика показывает, что главным критерием формирования стрелка выступает уверенное поражение цели. Для достижения результата выстрела — попадания в цель — ключевое значение имеет исполнение самого выстрела, который производится в соответствии с техническими приемами и способами ведения огня [7]. Таким образом, в процессе обучения должен сформироваться такой комплекс навыков, кото-

рый доводится до уровня автоматизма для дальнейшего применения в практической стрельбе. Чем шире будет диапазон приобретенных навыков, тем легче и быстрее стреляющий найдет оптимальное решение в сложившейся ситуации и выше будет вероятность поражения им любой цели [4].

Несмотря на существующие сегодня экономические ограничения, приводящие к ограниченности трудоемкости занятий по огневой подготовке, проблема повышения эффективности обучения должна решаться. И здесь на помощь приходит использование в процессе обучения инновационных образовательных технологий, в частности компьютерных и лазерных стрелковых тренажеров, при помощи которых решаются задачи формирования у обучающихся навыков стрельбы, а также совершенствования техники стрельбы [5]. Вместе с тем с помощью применения на учебно-тренировочных занятиях технических средств обучения уменьшится нагрузка на преподавателя за счет передачи части его функций современным технологиям. Эффективность обучения в данном случае достигается посредством тренировок на регулярной основе с использованием современных технических средств.

С учетом того, что современные технические средства упрочили свое положение в обучении стрелков, широкое развитие получили именно мультимедийные технологии, которые обусловливают совершенно новый уровень отображения информации и интерактивного воздействия компьютера на человека [6].

Мультимедийные средства, выступая в роли программных средств, объединяющих аудиовизуальную информацию, графику, анимацию и текст, позволяют создать презентацию или объемную модель, не требуя при этом специальных знаний, навыков и подготовки. Для отображения информации нужны лишь компьютерная техника, интерактивные доски и соответствующее программное обеспечение. Вместе с тем мультимедиа способствуют обеспечению доступа к обучающим ресурсам (электронным пособиям, обучающим и контролирующим программам) образовательной организации для копирования их и изучения самостоятельно, а также восполнения недостатка образцов учебного оружия, вооружения и техники [5; 6].

Заключение. Таким образом, мы пришли к выводу, что использование современных технологий при обучении стрелков имеет большие перспективы. Применение современных технологий обучения в процессе занятий по дисцип-

2021 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

149

лине «Огневая подготовка» направлено на повышение качества подготовки компетентных и высококвалифицированных кадров для системы МВД России, которые показывают «на выходе» достаточный уровень приобретенных знаний, умений и навыков обращения с оружием.

Список литературы

1. Приказ МВД РФ от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant. ru/about/software/law/ (дата обращения: 25.12.2020).

2. Приказ МВД РФ от 23 ноября 2017 г. № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/about/ software/law/ (дата обращения: 25.12.2020).

3. Приказ МВД РФ от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по орга-

низации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http:// www.consultant.ru/about/software/law/ (дата обращения: 25.12.2020).

4. Аксенов К.В. Применение компьютерных технологий обучения стрельбе из стрелкового оружия / / Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. № 1. С. 519—534.

5. Васильева Т.Б. Использование электронных стрелковых тренажеров в методике преподавания огневой подготовки в образовательных организациях МВД России / / Научный компонент. 2019. № 3 (3). С. 157—162.

6. Светличный Е.Г. Эффективность использования интерактивных методов обучения для совершенствования навыков владения стрелковым оружием // Педагогика и современность. 2015. № 2 (16). С. 36—43.

7. Юсупова O.A., Афанасьев А.В. Психологические и тактические особенности огневой подготовки сотрудников полиции // Научный компонент. 2019. № 2 (2). С. 115—121.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Трудовое право. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. 543 с.

ISBN: 978-5-238-03246-7

Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.

Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.