Научная статья на тему 'Пути реализации принципов физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России'

Пути реализации принципов физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / методические принципы / двигательные умения и навыки / методические приемы / physical training / methodical principles / motive skills / methodical receptions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ислам Хасанбиевич Мешев

Статья посвящена вопросам и задачам организации и направленности физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России, которые служат комплексному, всестороннему гармоническому развитию личности и ее взаимосвязи с профессионально-прикладной служебной деятельностью. Автором рассмотрен ряд принципов, которые содержательно отражают методические закономерности педагогического процесса и в силу этого носят обязательный характер при осуществлении образовательных и воспитательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ислам Хасанбиевич Мешев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of Realization of the Principles of Physical Training of Students of the Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

The article is devoted to the organization and orientation of physical training of students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, which serve a comprehensive harmonious development of personality and its relationship with professional and applied performance. In this regard, the author considered a number of principles that substantially reflect the methodological laws of the pedagogical process and therefore are mandatory in the implementation of educational and educational tasks.

Текст научной работы на тему «Пути реализации принципов физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России»

УДК 796 ББК 75.1

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10158

Пути реализации принципов физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России

Ways of Realization of the Principles of Physical Training of Students of the Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Ислам Хасанбиевич МЕШЕВ,

старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам и задачам организации и направленности физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России, которые служат комплексному, всестороннему гармоническому развитию личности и ее взаимосвязи с профессионально-прикладной служебной деятельностью. Автором рассмотрен ряд принципов, которые содержательно отражают методические закономерности педагогического процесса и в силу этого носят обязательный характер при осуществлении образовательных и воспитательных задач.

Ключевые слова: физическая подготовка, методические принципы, двигательные умения и навыки, методические приемы

Физическая подготовка являет собой основу основ здоровья каждого слушателя. Занятия физическими упражнениями — главное условие формирования и развития у них работоспособности. Так, на начальной стадии профессиональной подготовки у слушателей формируются основы физической подготовленности, которая начинается непосредственно с основ и впоследствии происходит постепенное увеличение нагрузки и познаний в практической (профессионально-прикладной) деятельности. Поскольку на каждого слушателя физическая подготовка оказывает индивидуальное воздействие, то и польза от нее, соответственно, не является одинаковой.

При изучении специфических особенностей профессионально-прикладной деятельности необходимо сосредоточить внимание на выборе форм

Abstract. The article is devoted to the organization and orientation of physical training of students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, which serve a comprehensive harmonious development of personality and its relationship with professional and applied performance. In this regard, the author considered a number of principles that substantially reflect the methodological laws of the pedagogical process and therefore are mandatory in the implementation of educational and educational tasks.

Key words: physical training, methodical principles, motive skills, methodical receptions

и методов физической подготовки, которые способны оказать результативное воздействие на двигательные (моторные) умения и навыки занимающихся.

Методика физической подготовки призвана решить такую фундаментальную задачу, как достижение кратчайшим путем принципов обучения и тренировки. Отправной точкой, определяющей организацию и направленность физической подготовки, являются всестороннее гармоническое развитие личности и ее взаимосвязь с профессионально-прикладной служебной деятельностью. Наряду с упомянутым физическая подготовка реализуется посредством принципов, содержательно отражающих методические закономерности педагогического процесса и в силу этого носящих обязательный характер, при осуществлении образовательных и воспитательных задач,

к которым относятся: сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, динамичность. Они же составляют структуру общедидактических принципов [4]. Остановимся на каждом из них подробно [2; 4; 5].

1. Принцип сознательности и активности предусматривает формирование у слушателей осмысленного отношения и устойчивого интереса к физическим упражнениям. Этот процесс обеспечивается посредством формулирования четкой мотивации, которая, кстати сказать, возникает не сразу. Поэтому преподаватели (руководители занятий) должны проводить разъяснительную беседу со слушателями. Вместе с тем у самих занимающихся должен «включиться» режим осмысленного оценивания и самостоятельного контроля успехов и неудач. Задача тренера-преподавателя заключается в умении на тренировочных занятиях раскрывать сущность и значение любого задания. Преподавателю следует подробно объяснять состав, структуру, цель и алгоритм выполнения предлагаемых упражнений.

2. Принцип наглядности. Для правильного освоения любого физического упражнения прежде всего его нужно увидеть. В учебно-тренировочном процессе наглядность обусловливается необходимостью изучения движения, так как здесь важно сформировать правильное представление, образ двигательного задания или его элемента прежде, чем попытаться выполнить его. Принцип наглядности реализуется тренером-преподавателем путем показа двигательного задания. Для лучшего усвоения показ можно дополнить учебными и методическими пособиями, техническими средствами, имитационными действиями с помощью предметов и образными выражениями в силу того, что учебно-тренировочное задание может восприниматься не только зрительно, но и другими органами чувств.

3. Принцип доступности предназначен для установления строгого соответствия возрастных и гендерных особенностей, а также уровня и степени подготовленности занимающихся к выполнению предлагаемых физических упражнений. Следует помнить, что под доступностью не следует понимать отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, т.е. она означает посильную меру этих трудностей, которые должны успешно преодолеваться занимающимися.

4. Принцип систематичности обусловливается непрерывностью учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха. Необходимо помнить: если после получения физической нагрузки следует слишком большой перерыв, то через некоторое вре-

мя полученный эффект начинает снижаться, вплоть до утери. Страдает от этого прежде всего уровень работоспособности. Поэтому задача слушателей состоит в длительном сохранении полученных двигательных умений и навыков. Для этого необходимо предотвратить большие интервалы отдыха. Он (отдых) должен заканчиваться раньше, чем начнется потеря эффекта от тренировки.

5. Принцип динамичности (или постепенного повышения требовании) заключается в усложнении выполняемых в последующем заданий по мере освоения предыдущих. Это достигается путем повышения требований к выполнению двигательных задач, в наращивании объема и интенсивности нагрузок. При этом нельзя забывать о принципе доступности. Все должно происходить в оптимальном для занимающегося режиме.

Отметим, что структурно физическая подготовка состоит из технического, физического, тактического и психического элементов. Остановимся на каждом из них подробно. В частности, техническое обучение предполагает формирование у слушателей технических особенностей движений конкретного двигательного (моторного) действия. Оно выступает в тесной взаимосвязи с физическими, психическими и тактическими возможностями слушателя. Изменения условия выполнения двигательного действия оказывают значительное влияние на содержание технической подготовки слушателей [4].

Физический элемент подготовки представляет собой воздействие на функциональные возможности систем организма. Он показывает степень развития тех физических качеств, от которых зависит успешность выполнения избранного упражнения или приема [1].

Тактическое обучение слушателей зависит от того, насколько они способны освоить средства спортивной тактики (например, технические приемы, необходимые для выполнения выбранной тактики), ее виды (наступательная, оборонительная, контратакующая) и формы (индивидуальная и групповая). Тактические задачи преимущественно носят перспективный характер (например, ожидаемая схватка с правонарушителем, разоружение правонарушителя, его задержание и сопровождение и т.д.). Эффективность тактической подготовки определяется способностью предвидеть ситуацию (обстановку) до ее развертывания.

И, наконец, психический элемент подготовки формируется из волевой и специальной психической подготовленности. Так, волевая

154

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 3

подготовленность означает наличие таких качеств, как:

■ целеустремленность — ясность видения перспективной (долгосрочной) цели;

■ решительность и смелость — склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений;

■ настойчивость и упорство — способность проявлять активность и мобилизованность в достижении цели;

■ выдержку и самообладание — способность контролировать свои мысли и действия в момент эмоционального возбуждения, самостоятельность и инициативность.

Некоторые из указанных качеств могут быть присущи слушателям изначально, но большая часть их формируется и совершенствуется на учебно-тренировочных занятиях [3; 5].

Подводя итог сказанному, отметим, что для достижения физического и технического совершенства слушателям образовательных организаций МВД России необходимо учитывать множество факторов и придерживаться указанных принципов для гармоничного развития функционального и физического состояния организма.

Список литературы

1. Андреев Е.Э. Эффективные формы и методики проведения занятий по физической подготовке // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2015. № 2 (19). С. 136—141.

2. Андреева НВ., Антонова C.B., Клюшкина НЮ. Методические основы профессионально-прикладной физической подготовки // Наука и образование в жизни современного общества: Сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: В 12 ч. 2015. С. 15—17.

3. Карданов А.К. Вопросы оптимизации организации физической подготовки слушателей по программам профессиональной подготовки МВД России // Современный ученый. 2017. № 3. С. 149—152.

4. Кузнецов C.B., Волков А.Н., Воронов А.И. Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2016.

5. Настуев Э.Б. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности слушателей программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 4A. С. 75—81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.