Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

РОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационная форма / подготовка будущих педагогов / предметная олимпиада / профессионально-ориентированная олимпиада / программа олимпиады / профессиональные компетенции / творческая самореализация / organizational form / training of future teachers / subject Olympiad / professionally oriented Olympiad / Olympiad program / professional competencies / creative self-realization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходченко Татьяна Николаевна, Спиренкова Наталья Григорьевна, Карпушкина Любовь Владимировна

В статье рассматриваются вопросы организации профессионально-ориентированных олимпиад в процессе подготовки будущих педагогов. Раскрывается их потенциал в становлении специалистов. Описываются функции и особенности их реализации. На основе анализа литературы в качестве главной ценности олимпиад называется общий подъем предметной культуры и интеллектуального уровня обучающихся. Особое внимание уделено предметным олимпиадам, дана их краткая характеристика. Представлен опыт проведения олимпиады по педагогике дошкольного и начального образования и обоснована эффективность ее применения в образовательном процессе вуза. Описан алгоритм организации, программа проведения, содержание конкурсных заданий. Сформулированы условия повышения эффективности предметных олимпиад. Отмечена необходимость активного и постоянного погружения будущих педагогов в олимпиадную среду с целью совершенствования своих способностей и накопления опыта творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходченко Татьяна Николаевна, Спиренкова Наталья Григорьевна, Карпушкина Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the issues of organizing professionally oriented Olympiads in the process of training future teachers. Their potential in becoming specialists is revealed. The functions and features of their implementation are described. Based on an analysis of the literature, the main value of the Olympiads is the general rise of subject culture and the intellectual level of students. Particular attention is paid to subject Olympiads, and their brief characteristics are given. The experience of holding an Olympiad in pedagogy of preschool and primary education is presented and the effectiveness of its use in the educational process of a university is substantiated. The organization algorithm, program, and content of competition tasks are described. The conditions for increasing the effectiveness of subject Olympiads are formulated. The need for active and constant immersion of future teachers in the Olympiad environment in order to improve their abilities and accumulate experience in creative activities is noted.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

4. Пономарева, Ю.А. Сопоставительный анализ требований к владению фонетической стороной звучащей речи в отечественных и международных экзаменах по английскому языку / Ю.А. Пономарева, Л.В. Гусева // Вектор науки Тольяттинското государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2023. - № 1(52). - С. 31-38

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413 об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта Среднего Общего Образования.

6. Сосновцева, Т.П. Артикуляционная гимнастика как подготовительный этап в работе над постановкой английского произношения / Т.П. Сосновцева // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. - Саратов: Саратовский источник. - 2020. - С. 291-296

7. Суворова, Н.Л. Перспективы театрализации при обучении иностранному языку в вузе / Н.Л. Суворова // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2022. - № 1-6. - С. 282-287

8. Титова, Т.А. Лингво-театральные проекты как способ формирования лингвострановедческой компетенции / Т.А. Титова//E-SCIO.-2021.-Т. 10, №61.-С. 477-488

9. Цотова, Д.Ю. Методические особенности применения лингво-театрального подхода в преподавании иностранных языков / Д.Ю. Цотова // Научный результат. -2015. - Т.З, № 5. - С. 13-16

10. Шимичев, A.C. Креативная образовательная среда на уроке иностранного языка как проявление методической компетентности учителя / A.C. Шимичев, Ж. Ружьеро // Психологическая безопасность образовательной среды: материалы V юбилейной Международ, науч.-практ. конф. - Нижний Новгород: НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2022. - С. 255-261

11. Шимичев, A.C. Обучение фонетической стороне французской речи: методический и лингвистический аспекты / A.C. Шимичев. - Нижний Новгород: НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2022. - 153 с.

12. Шимичев, A.C. Проектная деятельность по иностранному языку как фактор развития творческих способностей учащихся старшей школы / A.C. Шимичев, A.C. Смирнова // Шатиловские чтения. Концептуальная образовательная парадигма в контексте глобализации: инноватика в иноязычном образовании. Сб. научн. трудов. - СПб: РГПУ, 2019. -С. 127-133

13. Эванс, В. Spotlight-9: учебник / В. Эванс, O.E. Подоляко, Ю.Е. Ваулина, Д. Дули. -М.: Просвещение, 2012. -216 с.

14. Bowler, В. New Headway Pronunciation Course: Pre-Intermediate / В. Bowler, S. Cunningham, P. Moor, S. Parminter. -OUP Oxford, 2002. - 64 p.

15. Giebert, S. Drama and theatre in teaching foreign languages for professional purposes / S. Giebert II Recherche et pratiques pédagogiques en langues.-2014. - Vol. XXXIII, №1. - P. 138-150

16. Korkut, P. Developing pronunciation through creative drama / P. Korkut, 0. Çelik II The Eanguage Teaming Journal. -2018.-Vol.49.-P. 1-13

17. Maley, A. Drama Techniques in Eanguage Learning. A resource book of communication activities for language teachers / A. Maley, A. Duff. - Cambridge University Press, 2001. - 257 p.

18. Ronke, A. Wozu all das Theater? / A. Ronke. - Technischen Universität Berlin, 2005. - 636 p.

19. Shraiber, E.G. Drama techniques in teaching English as a second language to University students / E.G. Shraiber, E.N. Yaroslavova И Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2016. - №1. - С. 59-65

20. Sokolova, M. Cross-linguistic transfer classroom L3 acquisition in university setting / M. Sokolova II Vestnik of Minin University. - 2019. - Vol. 7,№ 1,- P. 6.

Педагогика

УДК 378(045)

кандидат педагогических наук, доцент Приходченко Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Спиренкова Наталья Григорьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Карпушкина Любовь Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации профессионально-ориентированных олимпиад в процессе подготовки будущих педагогов. Раскрывается их потенциал в становлении специалистов. Описываются функции и особенности их реализации. На основе анализа литературы в качестве главной ценности олимпиад называется общий подъем предметной культуры и интеллектуального уровня обучающихся. Особое внимание уделено предметным олимпиадам, дана их краткая характеристика. Представлен опыт проведения олимпиады по педагогике дошкольного и начального образования и обоснована эффективность ее применения в образовательном процессе вуза. Описан алгоритм организации, программа проведения, содержание конкурсных заданий. Сформулированы условия повышения эффективности предметных олимпиад. Отмечена необходимость активного и постоянного погружения будущих педагогов в олимпиадную среду с целью совершенствования своих способностей и накопления опыта творческой деятельности.

Ключевые слова: организационная форма, подготовка будущих педагогов, предметная олимпиада, профессионально-ориентированная олимпиада, программа олимпиады, профессиональные компетенции, творческая самореализация.

Annotation. The article discusses the issues of organizing professionally oriented Olympiads in the process of training future teachers. Their potential in becoming specialists is revealed. The functions and features of their implementation are described. Based on an analysis of the literature, the main value of the Olympiads is the general rise of subject culture and the intellectual level of students. Particular attention is paid to subject Olympiads, and their brief characteristics are given. The experience of holding an Olympiad in pedagogy of preschool and primary education is presented and the effectiveness of its use in the educational process of a university is substantiated. The organization algorithm, program, and content of competition tasks are described. The conditions for increasing the effectiveness of subject Olympiads are formulated. The need for active and constant immersion of future teachers in the Olympiad environment in order to improve their abilities and accumulate experience in creative activities is noted.

Key words: organizational form, training of future teachers, subject Olympiad, professionally oriented Olympiad, Olympiad program, professional competencies, creative self-realization.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Ульяновский государственный педагогический -университет имени И.Н. Ульянова иМордовский государственный педагогическийуниверситет имени

М.Е. Евсевьева) по теме «Профессионально-ориентированные олимпиады и конкурсы как фактор становления и

реализации будущих педагогов»

Введение. В современных условиях одной из стратегических задач, стоящих перед системой педагогического образования, является совершенствование подготовки будущих педагогов. Особая роль в данном направлении отводится профессионально-ориентированным олимпиадам - краткосрочным по времени состязаниям студентов, которые не только расширяют и систематизируют знания, но и формируют опыт творческой деятельности, способствуют выявлению талантов и способностей, развитию личностных качеств. Как правило, они представляют собой организационную форму, направленную на демонстрацию уровня сформированности компетенций в конкретных предметных областях.

Профессионально-ориентированным олимпиадам присущи несколько функций: развивающая, активизирующая, контролирующая, представительская и другие. Так, первая из них способствует развитию навыков коммуникации, умения работать в команде, творческого мышления, уверенности в себе. Активизирующая связана с повышением академической активности студентов, развитием мотивации к достижению высоких результатов. Контролирующая направлена на подведение итогов проделанной работы отдельных кафедр и факультетов, что позволяет определить их позицию в общем рейтинге вуза, и в конченом итоге сказывается на их престиже. Кроме этого олимпиады способствуют установлению обратной связи между преподавателями и обучающимися, а также обмену опытом между кафедрами и отдельными педагогами.

Сегодня накоплен достаточно большой опыт по организации профессионально-ориентированных олимпиад в работе со студентами вузов. Достаточно подробно изучена история становления и развития олимпиадного движения, а также методика их организации и проведения в образовательных организациях (С.Д. Абдурахманов, Т.М. Адамович, П.С. Александров, Г.И. Васильева, Л.Д. Глейзер, В.Ф. Каган, А.Н. Колмогоров, И.С. Петраков, В.И. Смирнов, С.Л. Соболев и т.д.). Отдельным вопросам организации олимпиад в высших учебных заведениях, подготовки студентов к участию в них посвящены работы Т.Б. Алексеевой, Э.В. Балакиревой, И.Б. Буяновой, В.И. Вышнепольского, Г.Я. Гревцевой, О.Н. Макаровой, Е.Г. Осовского, А.И. Попова, Н.А. Савиновой, М.В. Циулиной, Т.П. Шукшиной и других ученых. Во многих из них подчеркивается тот факт, что олимпиады, организованные для студентов, являются сегодня традиционно-инновационным направлением в педагогических вузах. В качестве главной ценности олимпиад современные исследователи называют общий подъем предметной культуры и интеллектуального уровня обучающихся [2]. Вместе с тем, О.Н. Макарова отмечает необходимость длительной подготовки участников к испытаниям, большой затраты интеллектуальных и моральных усилий, оперативного решения на творческой основе профессионально-педагогических задач; постолимпиадной рефлексии [4].

Изложение основного материала статьи. Олимпиада сегодня рассматривается как самостоятельная и эффективная форма обучения. В процессе подготовки к олимпиаде студенты приобретают профессиональные умения, совершенствуют педагогическое мастерство. Участники олимпиады непосредственно демонстрируют приобретенные знания, умения и навыки, проявляют личностные и педагогические качества, оперативно и креативно решают педагогические задачи. Профессионально-ориентированная олимпиада может проводиться в очном, дистанционном и смешанных форматах на различных уровнях (международный, всероссийский, региональный, вузовский) и носить как предметный, так и междисциплинарный характер. Остановимся наиболее подробно на предметных олимпиадах, участие в которых, по мнению А.И. Попова, создает условия для развития способностей и творческого потенциала студентов, повышает интерес студентов к изучаемым дисциплинам, формирует ответственность, снимает внутренние барьеры, готовит к профессиональной деятельности в образовательной организации [5].

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева имеет многолетние традиции и опыт проведения Всероссийской студенческой олимпиады по педагогике. Начало олимпиадному движению было положено в 90-х годах XX века по инициативе Е. Г. Осовского, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, предложившего использовать в ходе организации олимпиад универсальную технологию на основе принципа коллективно-распределенной организации деятельности конкурсантов Г71. С этой целью на основе жеребьевки создаются конкурсные команды смешанного состава из числа участников различных вузов в количестве 7-12 человек, что позволяет организовать полноценное профессиональное сотрудничество между студентами на основе столкновения интересов личности, стремящейся к индивидуальной победе, и ее желания внести свой вклад в коллективную победу своей команды [3]. Включение участников в совместную работу способствует выявлению личностного творческого потенциала и самореализации в условиях командной работы.

Значимым этапом в развития креативности является внутривузовский тур предметных олимпиад. Так, на факультете педагогического и художественного образования сложилась традиция проведения ежегодной олимпиады по педагогике дошкольного и начального образования. Она представляет собой творческое состязание студентов 1-4 курсов, обучающихся по профилям Дошкольное образование. Музыка; Дошкольное образование. Начальное образование; Начальное образование. Иностранный язык. Ежегодно в олимпиаде принимают участие около 200 студентов факультета.

Олимпиада, как правило, проходит в течение нескольких дней и предполагает участие в разнообразных индивидуальных и командных конкурсах. Командные - предполагают деление участников олимпиады на сборные команды с целью раскрытия индивидуального потенциала каждого студента в условиях коллективной деятельности. Для начала приказом ректора создается рабочая группа по подготовке к олимпиаде из числа преподавателей кафедры педагогики дошкольного и начального образования, а также студентов старших курсов, которые могут выступать как наставниками команд участников, так и в качестве экспертов в различных конкурсах. Рабочая группа готовит приказ о проведении олимпиады, разрабатывает Положение и конкурсные задания, определяет сроки проведения и план работы, формирует состав жюри и апелляционной комиссии, создает пресс-центр и организует его работу по отражению хода олимпиады и оформлению персональных результатов конкурсантов.

Алгоритм организации предметной олимпиады включает в себя ряд этапов: подготовительный (заседание оргкомитета и студенческого научного объединения, «круглый стол», план олимпиады, разработка конкурсных заданий, формирование команд); основной (проведение олимпиады: открытие, конкурсные мероприятия, подведение итогов, награждение); рефлексивный (подведение итогов, анализ результатов олимпиады, определение перспектив).

В программу олимпиады входят традиционные конкурсы, разработанные преподавателями кафедры педагогики дошкольного и начального образования, такие как: «Анализ урока», «Защита педагогической идеи», «Отвечаем на детские вопросы» и другие. Кроме этого в программу могут быть включены конкурсы, позволяющие выявить способности

участников к решению практико-ориентированных профессионально-педагогических задач на основе нахождения оптимальных и оригинальных подходов. Например, «Педагогический экспромт в досуговой деятельности детей», «Педагогическое красноречие», «Педагогическая мастерская». Отметим, что разработанное методическое сопровождение позволяет делать программу разнообразной, насыщенной, каждый раз включая новые конкурсные задания и их различные комбинации.

В первый день олимпиады, как правило, проводится отборочный тур, предполагающий тестирование по педагогике в электронной среде вуза и позволяющий выявить уровень теоретической подготовки. Задания теста касаются особенностей педагогической профессии, профессиональной деятельности, истории развития и современного состояния дошкольного и начального образования, основных технологий в работе с детьми и т. д. Вопросы имеют как открытый, так и закрытый характер, то есть предполагают выбор ответа из числа предложенных вариантов, либо свой вариант. Кроме этого есть задания на установление последовательности или установление соответствия. Для каждого участника система формирует свой вариант теста, с определенным набором вопросов из общего списка и последовательностью их представления. Принять участие в тестировании могут все желающие студенты. В основу критериев оценки знаний заложена балльная система. Оценка теста - дихотомическая (за каждый правильный ответ - 1 балл, за неправильный - 0). Если студент правильно отвечает на все задания, то количество заданий определяет количество баллов. По результатам индивидуального теоретического конкурса «Знатоки педагогики» определяется группа студентов, которая дальше продолжит соревнования.

Следующий тур носит название «Педагогическое многоборье» и включает в себя набор конкурсных испытаний, как командных, так и индивидуальных, которые участники проходят на протяжении нескольких дней. Одним из командных конкурсов является конкурс «Знатоки педагогики», который проводится в форме деловой игры «Вертушка». Он позволяет оценить уровень теоретической готовности студентов, а также раскрыть творческий потенциал и нестандартность мышления, умение вести диалог, аргументировать точку зрения. Суть игры заключается в следующем. Каждый участник игры получает номер, маршрутный лист и визитную карточку, затем занимает место, соответствующее номеру раунда и номеру стола, указанного в маршрутном листе. Для каждого стола обозначена тема для обсуждения, например, «Нужны ли инновации школе?», «Цифровое обучение заменит классическое», «Оценки в школе нужно отменить?», «Сочетание воспитательного и образовательного компонента в школе и детском саду», «Необходимость профминимума в начальной школе», «Использование элементов традиционного урока в современной школе» и ряд других. Ведущий ставит цель игры, рассказывает о правилах. Затем объявляется первый раунд и конкретизируется, раскрывается первый вопрос. В карточках участников в колонке «роль» может быть записана одна из трех ролей: «ведущий»» - человек, который начинает и ведет разговор, предоставляет слово другим, подводит итог разговора за столом; «аналитик» - участник игры, который ведет записи самых интересных суждений участников, предложений, ответов и т.д. (он также может принимать участие в обсуждении); «игрок» - человек, принимающий активное участие в обсуждении вопроса. В зависимости от выбранной позиции члены команды отстаивают свою точку зрения по отношению к предложенной проблеме обучения и воспитания дошкольников и младших школьников, показывают понимание ее сущности, представляют аргументы и контраргументы, проявляют коммуникативные умения и навыки работы в команде. Время для обсуждения вопроса 5-7 минут, В завершении раунда участники заполняют визитные карточки (в графе «номер лидера» записывают номер игрока, который был наиболее активен). Далее игроки перемещаются за следующий игровой стол согласно маршрутному листу. В конце игры «Независимые эксперты» собирают визитные карточки и определяют лидеров. Обязательно вместе с ведущими «эксперты» подводят итоги игры, определяют наиболее активные в обсуждении команды и отдельных участников.

В этом туре участники также соревнуются в командном конкурсе «Педагогический экспромт в досуговой деятельности детей», который позволяет выявить уровень развития организаторских, коммуникативных, актерских умений участников, способность реализовывать их при организации досуга. Как правило, конкурс проводится по типу творческого соревнования команд в форме организации и проведения малой формы воспитательной работы (например, «Защита времен года», «Космический парад», «Шляпное сражение» и другие).

Дальнейшая программа предусматривает индивидуальное представление и защиту участниками оригинальной педагогической идеи по актуальной тематике в форме публичного выступления. Этот конкурс предполагает домашнюю подготовку с учетом индивидуальных интересов и профессиональной направленности участников и позволяет продемонстрировать адекватность понимания темы, аргументированную и обоснованную точку зрения на проблему, уровень развития речевых способностей. В качестве предлагаемых идей, например, могут выступать: «Использование интернет-платформ на уроках Окружающего мира». «Применение интеллект-карт на уроках в начальной школе» и многие другие. Формат представления участники выбирают самостоятельно (видеоролик, слайдовая презентация, интервью, репортаж). После представления педагогической идеи выступающий должен в течение 5 минут ответить на вопросы аудитории из числа участников олимпиады.

В финале олимпиады проводится индивидуальный конкурс «Педагогическая мастерская», в ходе которого участники проводят мастер-класс «Научу за 5 минут», позволяющий продемонстрировать уровень общей культуры, умения взаимодействия в условиях продуктивной творческой деятельности (умение устанавливать контакт с аудиторией, создать положительно-эмоциональный настрой), уровень методической подготовки, креативный подход, готовность и желание позиционировать свой опыт работы. Проводимые занятия могут быть связаны с актерским мастерством, декламацией стихов, конструированием из бумаги, нетрадиционными техниками рисования, хореографией и т.д. - всем тем, в чем участники преуспевают и могут поделиться своими навыками с другими. Мероприятие носит открытый характер, что позволяет всем заинтересованным лицам освоить новые компетенции.

Подготовка к каждому конкурсному этапу олимпиады предполагает ответственность и заинтересованность каждого участника, умение самостоятельно работать с дополнительной литературой и медиа ресурсами, готовность повышать личностный и образовательный уровень. Успех зависит от уровня мотивации и профессиональной педагогической направленности, стремления каждого участника к самореализации. Отметим и тот факт, что активность и системность в работе, постоянное погружение в олимпиадную среду позволяют студентам совершенствовать свои способности и добиваться наиболее высоких результатов.

Выводы. Многолетний опыт проведения предметной олимпиады в процессе подготовки студентов подтверждает ее эффективность в повышении качества образования, доказывает существенное влияние на развитие профессиональной мобильности, личностно-значимых качеств будущих педагогов, позволяет оценивать творческий потенциал студентов. Для многих олимпиада становится возможностью испытать себя, обрести уверенность в собственных силах, продемонстрировать сформированность профессиональных компетенций, обменяться опытом с другими студентами.

Литература:

1. Буянова, И.Б. Педагогическая олимпиада как средство формирования успешности учебно-профессиональной деятельности будущего педагога / И.Б. Буянова, С.К. Кудряшова. - Текст: непосредственный // Гуманитарные науки и образование. - 2018,- Т.9. -№ 3 (35). - С. 20-25

2. Вышнепольский, В.И. Методические основы подготовки и проведения олимпиад по графическим дисциплинам в высшей школе: дис. .. канд. пед. наук: 13.00.02. -Москва, 2000. -250 с.

3. Лайкина, Т.А. Педагогическое сопровождение формирования творческой самореализации студентов в деятельности гуманитарных кафедр вуза / Т.А. Лайкина // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 2. - С. 109-112

4. Макарова, О.Н. Совершенствование подготовки будущих учителей средствами профессионально-ориентированных олимпиад: дисс. пед. наук. - Барнаул, 2012. - 196 с.

5. Попов, А.П. Система олимпиадного движения студентов в техническом университете / А.П. Попов // Вестник ТГТУ. - 2004. - Том 10. - № 1Б.-С. 256-263

6. Тарасенко, Ю.А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций / Ю.А. Тарасенко. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2017. - № 1 (11). - С. 50-54. - URL: https://moluch.rU/th/4/archive/52/1789/ (дата обращения: 30.08.2023)

7. Шукшина, Т.П. Педагогическая олимпиада как гуманитарная технология формирования профессиональной компетентности / Т.П. Шукшина, Т.В. Татьянина // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 11. - С. 33-37

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Булганина Анастасия Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Поздышева Юлия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Статья раскрывает состояние и перспективы неформального образования как специфического вида непрерывного образования в современных условиях. В публикации систематизированы сущностные характеристики неформального образования, описаны функции, которые оно выполняет, проведен анализ исследований неформального образования в нашей стране. Представлены и интерпретированы результаты анкетирования состояния неформального образования среди студентов, обучающихся по экономическим направлениям подготовки. Выявлены цели неформального образования, его частота, тематические направления, формы получения, а также трудности, связанные с совмещением формального обучения в вузе с непрерывным образованием. Систематизированы особенности практик неформального образования, распространенные среди обучающихся в вузе. Сделаны выводы об усилении значимости неформального образования для личностного и профессионального роста студентов в современных условиях.

Ключевые слова: неформальное образование, студент вуза, профессиональное развитие.

Annotation. The article reveals the state and prospects of non-formal education as a specific type of lifelong education in modern conditions. The publication systematizes the essential characteristics of non-formal education, describes the functions it performs, and analyzes research on non-formal education in our country. The results of a survey of the state of non-formal education among students studying in economic areas of training are presented and interpreted. The goals of non-formal education, its frequency, thematic areas, forms of receipt, as well as difficulties associated with combining formal education at a university with lifelong education are identified. The features of non-formal education practices common among university students are systematized. Conclusions are drawn about the increasing importance of non-formal education for the personal and professional growth of students in modern conditions.

Key words: non-formal education, university student, professional development.

Введение. В современном динамичном мире качество человеческого капитала приобретает решающее значение, следовательно, все большее внимание устремляется к способности человека обучаться, развиваться, совершенствоваться на протяжении всей жизни. В постиндустриальном информационном обществе образование «через всю жизнь» становится элементом реальности - большинство людей каждый день получают и перерабатывают большое количество информации, целенаправленно обучаются и взаимодействуют, совершенствуясь в личностном, духовном и профессиональном планах.

Вместе с этими процессами возрастает роль неформального образования, главной характеристикой которого выступает отсутствие институционального оформления и структурной целостности. Объединяя в себе самые разные формы образования вне рамок установленной формальной системы, неформальное образование формируется и развивается в системе общественных запросов, гибко реагируя на образовательные потребности и удовлетворяя их.

Неформальное образование сегодня приобретает все большее значение для профессионального развития специалиста, практически всегда обучение в образовательной организации дополняется актуальным доя человека неформальным образованием. Именно неформальное образование позволяет удовлетворить интерес к новому, более широкому и глубокому знанию, выбрать формы для самореализации, реализовать альтернативные пути профессионального и личностного развития. Оно способствует формированию новых образовательных потребностей, обеспечивает профессиональную гибкость и мобильность специалиста.

Можно с полным правом утверждать, что неформальное образование сопровождает и дополняет процесс формальной подготовки в образовательных организациях, и обучающиеся прибегают к различным способам дополнительного развития в соответствии с изменением ситуации. Если формальное образование ориентировано на формирование базовых навыков и способов действий, но неформальное дает возможностью овладеть самыми разными специфическими знаниями и умениями, востребованными для конкретного человека. Возрастание значимости неформального образования обуславливает необходимость исследования важнейших его характеристик, в целом также влияющих на качество профессиональной подготовки выпускников. Наиболее важным из них являются мотивация неформального образования, тематические направления обучения, формы получения.

Цель статьи представить и интерпретировать результаты опроса обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент относительно участия их в неформальном образовании.

Задачи статьи:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.