Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЕ ОЛИМПИАДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОЛИМПИАДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционные олимпиады / Интернет-ресурсы / образовательные платформы / профессионально-ориентированные олимпиады / профессиональные компетенции / принципы организации / distance Olympiads / Internet resources / educational platforms / professionally oriented Olympiads / professional competencies / principles of organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходченко Татьяна Николаевна, Проценко Светлана Ивановна

Статья посвящена профессионально-ориентированным олимпиадам в процессе подготовки будущих педагогов. Актуальность проблематики подтверждается недостаточной проработанностью в теории и практике образовательного процесса вуза вопросов о роли олимпиадного движения для профессионального развития студентов. Особое внимание авторами уделено олимпиадам, проводимым в дистанционном формате. Приводятся некоторые факты из истории возникновения и развития дистанционных олимпиад. Сформулированы их преимущества и недостатки. На примере Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад обозначены принципы и этапы организации олимпиад подобного вида. Проведен анализ некоторых сайтов, на которых студентам доступны дистанционные олимпиады. Показаны возможности Интернет-ресурсов при подготовке студентов к олимпиадам по различным предметам. Обозначены возможности дистанционных олимпиад в развитии профессиональных компетенций и личностных качеств будущих педагогов. В статье на примере конкретных заданий олимпиад рассмотрено, каким образом участники могут продемонстрировать сформированность своих компетенций. В зависимости от результата участия, студенты могут сделать для себя соответствующие выводы об уровне сформированное™ компетенций и скорректировать свое дальнейшее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходченко Татьяна Николаевна, Проценко Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to professionally-oriented Olympiads in the process of training future teachers. The relevance of the problem is confirmed by the insufficient elaboration in the theory and practice of the educational process of the university of questions about the role of the Olympiad movement for the professional development of students. The authors pay special attention to the Olympiads held in a remote format. Some facts from the history of the emergence and development of distance Olympiads are given. Their advantages and disadvantages are formulated. Using the example of Open International Student Internet Olympiads, the principles and stages of organizing Olympiads of this kind are outlined. The analysis of some sites where distance Olympiads are available to students is carried out. The possibilities of Internet resources in preparing students for Olympiads in various subjects are shown. The possibilities of distance Olympiads in the development of professional competencies and personal qualities of future teachers are outlined. In the article, using the example of specific tasks of the Olympiads, it is considered how participants can demonstrate the formation of their competencies. Depending on the result of participation, students can draw appropriate conclusions for themselves about the level of competence formation and adjust their further development.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОЛИМПИАДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

По результатам опроса студентов становится очевидным, что для организации качественного обучения в рамках индивидуализированного обучения важно использовать виртуальные классы, интерактивные игры, онлайн-тестирования, онлайн-курсы, взаимодействие в чатах, вебинары.

Далее студентам было предложено ознакомиться с особенностями реализации индивидуальных образовательных траекторий. Был продемонстрирован опыт внедрения индивидуальных образовательных траекторий в других высших учебных заведениях. Студентам было предложено проанализировать представленные кейсы и выделить достоинства и недостатки использования индивидуальных образовательных траекторий в цифровой среде.

К числу достоинств студенты отнесли:

- уровень нагрузки на студентов соответствует их личностным особенностям, потребностям и ожиданиям;

- при разработке индивидуальных образовательных траекторий учитывается изначальный уровень готовности и мотивации к реализации обучения;

- повышается мотивация обучающихся;

- существует возможность выбрать коллектив участников для совместного достижения образовательных целей;

- конкретизируются действия для достижения высокого качества образовательной деятельности.

К недостаткам были отнесены:

- существует вероятность неправильно определить образовательные потребности студентов;

- высокие финансовые, кадровые затраты на подготовку цифровых систем обучения;

- не все платформы цифровой среды могут учитывать существующее многообразие индивидуальных особенностей личности.

Выводы. Несмотря на существующие трудности в реализации индивидуализации обучения, организация индивидуальных образовательных траекторий является актуальным направлением деятельности высшей школы. Образовательные результаты от внедрения образовательных траекторий определяются в зависимости от вовлеченности студентов, готовности педагогов разрабатывать соответствующие программы, ресурсных возможностей конкретной образовательной организации.

В результате проведенного опроса была продемонстрирована готовность студентов к переходу к индивидуальным образовательным траекториям, из этого наблюдается перспектива развития индивидуализации образования. С точки зрения студентов, в подготовке индивидуальных образовательных траекторий должны оказывать поддержку педагоги, специально подготовленные люди (тьюторы). В рамках индивидуализации образовательного процесса, студенты становятся уникальными специалистами с собственным набором качеств и навыков, необходимых для реализации будущей профессиональной деятельности. Обладая навыками выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в процессе обучения, будущий специалист сможет применять полученные способности на протяжении всей жизни.

Литература:

1. Булаева, М.Н. Возможности технологии дистанционного обучения в вузе / М.Н. Булаева, A.B. Гущин, И.Р. Воронина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 4(33). - С. 48-51. - DOI 10.26140/anip-2020-0904-0008. - EDN UZRCBU

2. Вергун, Т.В. Индивидуальные образовательные траектории студентов в высшей школе: к постановке проблемы / Т.В. Вергун, О.Ю. Колосова, В.Н. Гончаров // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 12-2. - С. 313-317. - EDN XIHYTV

3. Гриншкун, В.В. Отечественный и зарубежный опыт организации образовательного процесса на основе построения индивидуальных образовательных траекторий / В.В. Гриншкун, A.A. Заславский // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2020. - № 1(51). -С. 8-15.-DOI 10.25688/2072-9014.2020.51.1.01. - EDN GXILDI

4. Маркова, С.М. Управление профессиональной школой как социально-экономической системой / С.М. Маркова, A.M. Петровский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016,- № 6-3. - С. 597-600. -EDNTUCVQW

5. Петров, А.Ю. Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе / А.Ю. Петров, М.Н. Булаева, A.A. Сиротова // Человек и образование. - 2016. - № 4(49). - С. 134-138. - EDN YTDMOJ

6. Пирогланов, Ш.Ш. Цифровые технологии в образовательном процессе как новые возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий / Ш.Ш. Пирогланов, В.П. Скляров, И.С. Анцупов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-2. - С. 180-182. - EDN ZAEZNE

7. Савченков, A.B. Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов / A.B. Савченков, Н.В. Уварина, Г.В. Щагина // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 2(43). - DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-2-5. - EDN PKHAIU

8. Тарасова, С.А. Индивидуальная образовательная траектория обучения в электронно-информационной среде образовательной организации / С.А. Тарасова // Наука и Образование. - 2021. - Т. 4, № 4. - EDN RPPGEJ

Педагогика

УДК 378(045)

кандидат педагогических наук, доцент Приходченко Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Проценко Светлана Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОЛИМПИАДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена профессионально-ориентированным олимпиадам в процессе подготовки будущих педагогов. Актуальность проблематики подтверждается недостаточной проработанностью в теории и практике образовательного процесса вуза вопросов о роли олимпиадного движения для профессионального развития студентов. Особое внимание авторами уделено олимпиадам, проводимым в дистанционном формате. Приводятся некоторые факты из истории возникновения и развития дистанционных олимпиад. Сформулированы их преимущества и недостатки. На примере Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад обозначены принципы и этапы организации олимпиад подобного вида. Проведен анализ некоторых сайтов, на которых студентам доступны дистанционные олимпиады. Показаны возможности Интернет-ресурсов при подготовке студентов к олимпиадам по различным предметам. Обозначены

возможности дистанционных олимпиад в развитии профессиональных компетенций и личностных качеств будущих педагогов. В статье на примере конкретных заданий олимпиад рассмотрено, каким образом участники могут продемонстрировать сформированность своих компетенций. В зависимости от результата участия, студенты могут сделать для себя соответствующие выводы об уровне сформированности компетенций и скорректировать свое дальнейшее развитие.

Ключевые слова: дистанционные олимпиады, Интернет-ресурсы, образовательные платформы, профессионально-ориентированные олимпиады, профессиональные компетенции, принципы организации.

Annotation. The article is devoted to professionally-oriented Olympiads in the process of training future teachers. The relevance of the problem is confirmed by the insufficient elaboration in the theory and practice of the educational process of the university of questions about the role of the Olympiad movement for the professional development of students. The authors pay special attention to the Olympiads held in a remote format. Some facts from the history of the emergence and development of distance Olympiads are given. Their advantages and disadvantages are formulated. Using the example of Open International Student Internet Olympiads, the principles and stages of organizing Olympiads of this kind are outlined. The analysis of some sites where distance Olympiads are available to students is carried out. The possibilities of Internet resources in preparing students for Olympiads in various subjects are shown. The possibilities of distance Olympiads in the development of professional competencies and personal qualities of future teachers are outlined. In the article, using the example of specific tasks of the Olympiads, it is considered how participants can demonstrate the formation of their competencies. Depending on the result of participation, students can draw appropriate conclusions for themselves about the level of competence formation and adjust their further development.

Key words: distance Olympiads, Internet resources, educational platforms, professionally oriented Olympiads, professional competencies, principles of organization.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Ульяновский государственный педагогический -университет имени И.Н. Ульянова и Мордовский государственный педагогическийуниверситет имени М.Е. Евсевьева) по теме «Профессионально-ориентированные олимпиады и конкурсы как фактор становления и

реализации будущих педагогов»

Введение. Одним из приоритетных направлений деятельности высшей школы в современных условиях становится совершенствование подготовки будущих педагогов. Особая роль в данном вопросе отводится профессионально-ориентированным олимпиадам - краткосрочным по времени состязаниям студентов, которые не только расширяют и систематизируют знания, но и формируют опыт творческой деятельности, способствуют выявлению талантов и способностей, развитию личностных качеств. Профессионально-ориентированная олимпиада может проводиться в очном, дистанционном и смешанных форматах на различных уровнях (международный, всероссийский, региональный, вузовский) и носить как предметный, так и междисциплинарный характер.

На современном этапе особую актуальность в подготовке будущих педагогов приобрели дистанционные олимпиады и конкурсы, представляющие собой способ проведения мероприятия, при котором участники и организаторы удалены друг от друга. Они проводятся с помощью электронной почты, а также специальных web-сайтов. В отличие от очных олимпиад, где преподаватель делает больший акцент на отбор наиболее подготовленных студентов, что ограничивает количество участников, в дистанционных олимпиадах принять участие могут все желающие без предварительного отбора. Использование Интернет-ресурсов в этом случае - это быстрый и удобный способ, в котором обучающийся может реализовать свои интеллектуальные способности, творческий потенциал. Использование в образовательном процессе дистанционных форм проведения олимпиад способствует получению качественно нового образовательного продукта [3], что во многом происходит благодаря педагогическим технологиям (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение и др.), которые выделяет Е.С. Полат [5].

Изложение основного материала статьи. Технология проведения дистанционных олимпиад связана в нашей стране с именем доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования А.В. Хуторского, который в 1996 году ввел понятие «эвристическая олимпиада», а с 1997 года являлся автором технологии и председателем оргкомитета Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад, проводимых Центром дистанционного образования «Эйдос» для школьников 1-11 классов, студентов, взрослых [1]. Начиная с 1999 года Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады стали проводиться по отдельным предметам: физике, математике, английскому языку. В дальнейшем количество предметов возросло до 90. С 2006 года введены новые формы дистанционных эвристических олимпиад: олимпиады-исследования, SMS-олимпиады, профильные олимпиады.

Первые компьютерные дистанционные Интернет-олимпиады в качестве образовательного эксперимента были проведены для школьников 10 и 11 классов Санкт-Петербурга по информатике в ноябре 2006 г. Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий механики и оптики (СПбГУ ИТМО). До этой олимпиады в стране не проводились официальные соревнования по информатике с использованием Интернет, особенно в рамках Всероссийской олимпиады школьников. Все проводившиеся в нашей стране и за рубежом такого рода интернет-олимпиады носили неофициальный открытый характер и организовывались либо с целью отбора на очные соревнования, либо имели тренировочный характер. Основной целью олимпиад стало привлечение внимания школьников к области высоких технологий и популяризация системы высшего образования. Известные в стране ученые и педагоги в области школьной и олимпиадной информатики В.М. Кирюхин, С.М. Окулов, В.В. Прохоров внесли значительный вклад в развитие олимпиады. Начиная с 2008 года, олимпиада по информатике приобрела статус Всероссийской, что потребовало не только разработку порядка отбора и регистрации участников интернет-олимпиады, но системы мероприятий и системы доступа к среде проведения интернет-олимпиады, гарантирующих решение олимпиадных задач участниками без какой-либо посторонней помощи, в том числе и без несанкционированного использования сети Интернет Г2, С. 431.

Следующий этап развития дистанционных олимпиад наступил в 2011 году, что связано с появлением обучающего компонента. С этого момента целью дистанционного олимпиадного движения стало «обучение через участие в соревновании». В содержание олимпиад стали включаться обучающие конкурсные предметные задания, в связи с чем, для них сегодня можно применить такой термин, как массово дистанционно обучающий конкурс, сокращённо МДОК. Условием проведения является наличие платформы или посредника между участниками и организатором (например, сайт с возможностью регистрации участников, получения заданий и информации об итогах мероприятия). Конкурсные задания обязательно должны быть направленные на получение нового знания не в одной какой-то конкретной предметной области, а в различных предметных областях.

Новый этап в развитии дистанционных олимпиад пришелся на период пандемии, что связано с ограничением очных контактов и переводом многих мероприятий в режим онлайн. В сложившихся обстоятельствах именно дистанционные

технологии оказались единственно возможными для использования. Появилось достаточно большое количество новых сайтов, предлагающих участие в олимпиадах в формате дистант.

На современном этапе совершенствуются технологии проведения олимпиад, меняются темы, варьируются требования, появляются новые этапы и конкурсы [6, С. 73]. Так, например, появились олимпиады, предусматривающие не только индивидуальную, но и коллективную/командную работу.

Сравнительно новым явлением становятся Интернет-олимпиады для студентов, которые появились в 2008 году и сегодня, являясь одними из самых массовых студенческих олимпиад, позволяют не только выстроить работу по выявлению одаренной молодежи на системной основе, но и оценить качество подготовки студентов. В качестве примера приведем Открытые международные студенческие Интернет-олимпиады (ОНО - Open International Internet-Olympiad), участниками которых ежегодно становятся свыше 60 тысяч студентов из 20 стран по 17 дисциплинам высшего и 6 дисциплинам среднего профессионального образования. Среди основных принципов организации подобных олимпиад можно подчеркнуть доступность, добровольность участия, объективность и независимость оценки. Интернет-олимпиада, как правило, проводится в несколько этапов, начиная от вузовского (отборочного) и до всероссийского или международного. Проведение отборочных туров, представляющих собой компьютерное тестирование в режиме online, происходит на площадке вуза, который может самостоятельно в указанные сроки определить дату. Заключительные туры доверены базовым вузам и ссузам с организацией видеотрансляции в сети Интернет, либо с применением технологии прокторинга, предполагающей идентификацию личности до начала тестирования, видеонаблюдение и видеозапись экрана. Важно уточнить, что участники олимпиады располагаются в специально организованном образовательном пространстве (например, компьютерный класс вуза) без права использования любых средств связи. Это позволяет создать равные условия для участников и обеспечить объективность результатов.

Вузам может быть предоставлен доступ к рейтинг-листам в случае оплаты участия студентов в Интернет-олимпиадах. Кроме того, по итогам участия вузы получают информационно-аналитический отчет, который содержит количественные показатели участия студентов как в целом по вузу, так и в сравнении с результатами всех участников (по всероссийскому и международному рейтингу); анализ уровня сформированности предметных компетенций студентов вузов-участников; развернутый анализ результатов Интернет-олимпиады по дисциплине.

Теоретически зарегистрироваться на соревнование может любой студент, подходящий по требованиям организаторов. Но часто преподаватели сами рекомендуют к участию наиболее сильных студентов. На сайте Интернет-олимпиад для подготовки студентов актуализированы онлайн-тренинги по всем дисциплинам ВО и СПО, в ходе которых можно попробовать свои силы в решении олимпиадных заданий. Участие в Интернет-олимпиадах дает возможность пополнить своё портфолио новыми достижениями, а также получить преимущество в конкурсном отборе на получение повышенной стипендии, при поступлении в магистратуру, при трудоустройстве как подтверждение качества подготовки специалиста.

Дистанционные олимпиады доступны на различных сайтах: Мир Олимпиад, Онлайн-олимпиада, Студпортал и ряде других. Например, олимпиады, конференции, публикации и конкурсы проекта «СтудПортал» предназначены доя студентов и преподавателей всех образовательных организаций на территории России и стран СНГ. На сайте агентства исследовательских проектов «Познание» для студентов, учеников 1-11 классов и дошкольников представлена Международная олимпиада «Интеллектуал», которая позволяет проверить знания по 15 предметам школьной программы в форме теста из 10 вопросов. Онлайн олимпиады на портале «Время развития» позволят не только проверить свои знания, но и получить новые навыки. Педагогический портал «Солнечный свет» предоставляет возможность студентам оценить свои знания посредством олимпиадных тестов, что позволяет качественно подготовиться к реальной международной олимпиаде. Как правило, большинство дистанционных олимпиад, представленных на обозначенных сайтах, являются бесплатными, но за оформление диплома взимается организационный взнос. Зачастую олимпиадные задания представлены в форме тестов, в разработке которых участвуют ведущие специалисты в разных областях.

Дистанционные олимпиады имеют свои плюсы и минусы. Среди преимуществ дистанционных олимпиад можно отметить:

-доступность, что предполагает участие в олимпиаде студентов с различным уровнем подготовки. В этом случае олимпиада является мотивацией для обучающихся к учению;

- регулярность проведения в отличие от традиционных олимпиад, что помогает педагогам выстроить систематическую внеаудиторную работу со студентами, в том числе по совершенствованию уровня подготовки;

- возможность для выявления потенциала и талантов учащихся;

- значимость и востребованность. Дистанционная олимпиада помогает раскрыть индивидуальные способности обучающегося. Данная форма помогает участнику сравнить собственные достижения с достижениями других участников.

Кроме этого дистанционные олимпиады позволяют проверить свои знания и умения, применить их в решении профессиональных задач, повысить личный статус в глазах других студентов и педагогического коллектива. Повышению привлекательности таких олимпиад способствует большое количество интересных и разнообразных вопросов и заданий открытого типа, требующих творческого ответа и нестандартного мышления. Кроме того, дистанционные олимпиады предполагают совершенствование навыков работы участников с новыми информационными технологиями и использование их в своей практической деятельности.

Что до недостатков, то можно отметить ограниченность живого общения и взаимодействия с единомышленниками и будущими коллегами, а также платный характер многих олимпиад.

Для организации участия студентов в дистанционных олимпиадах необходимо учитывать уровень технической оснащенности образовательной организации, а также уровень ИТ-компетентности студентов.

Еще один важный аспект - использование Интернет-ресурсов при подготовке студентов к олимпиадам по различным предметам, что позволяет выстроить индивидуальную работу с обучающимся. В этом случае можно использовать различные образовательные платформы, доступ к которым является открытым и бесплатным. Например, для подготовки к Всероссийской олимпиаде для студентов «Я - профессионал», которая проводится для студентов по 73 направлениям и дает возможность подтвердить свой профессионализм, на соответствующем сайте доступен архив материалов за прошлые сезоны олимпиады, а также демонстрационные версии заданий отборочного этапа и список литературы. Уникальные карьерные продукты олимпиады и ее партнеров становятся доступны для студентов российских вузов сразу после регистрации.

Покажем на примере Всероссийской олимпиады студентов «Я - профессионал», проходившей 2022/2023 учебном году, каким образом олимпиады позволяют не только оценивать предметные знания участников, но и способствуют развитию компетенций студентов.

Участники финала объединялись в группы по шесть человек и выполняли задания. Уже на данном организационном этапе каждый должен был проявить способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3). После выполнения ряда заданий состав групп менялся. В связи с чем, каждый мог себя проявить как лидер

и быть задействованным в командной работе. Так же участник должен уметь: выстраивать конструктивное взаимодействие в командной работе; корректно использовать понятийный аппарат; формулировать вопросы, делать комментарии и отвечать на поставленные вопросы, что свидетельствует о способности осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах (УК-4).

Одно из заданий, например, представляло собой педагогический кейс, представленный в виде таблицы с текущими отметками обучающихся внутри одного класса. Кроме этого сообщались сведения, которые касались как самих обучающихся, так и некоторых аспектов образовательного процесса. Причем дополнительная информация могла носить характер «лишней». Участник должен был выполнить анализ информации, соотнести данные дополнительные сведения и отметки обучающихся, а затем ответить на тестовые вопросы кейса. Таким образом, участник должен проявить способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1).

В рамках индивидуального задания участнику финала необходимо было выполнить практико-ориентированную проектную работу, которая имеет отношение к практике классного руководителя. Разработка такого проекта требует от участника проявить способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2). Степень сформированности компетенций оценивалась результатами выполненных заданий.

При подготовке к олимпиадам можно использовать различные образовательные платформы. Так, по информатике и информационным технологиям большим потенциалом обладают:

Портал «ЯКласс» - https://www.yaklass.ru/. Несмотря на то, что портал создан для школьников, у него достаточно серьезный потенциал для работы со студентами. Данный Интернет-ресурс помогает проверить знания и умения обучающихся с помощью проверочных работ. Педагог на портале задает проверочную работу, студент заходит на сайт и ее выполняет, если допускает ошибку, то система ему выдает ход решения задания.

«Учи.ру» - https://uchi.ru/. На данной платформе обучающимся предлагается интерактивный курс, а для педагогов обучающие вебинары для проведения урока. Здесь также есть возможности создавать тесты, проверочные работы.

На портале «Яндекс. Учебник» - https://education.yandex.ru представлены различные по уровню сложности задания, выполнение которых обеспечит качественную подготовку к олимпиадам различного уровня.

Кроме этого, педагог может с помощью Интернет-ресурсов сам создавать контрольно-измерительные материалы, которые позволяют оценить степень готовности студентов к предстоящим олимпиадам. Приведем пример, как создать тесты, проверочные работы, кроссворды на платформе «Online Test Pad». Для начала работы на данном Интернет-ресурсе необходимо зарегистрироваться в системе. После входа в систему появляется авторская страничка, в которой указаны разделы «мой профиль», «опросы», «тесты», «кроссворды», «комплексные задания». Затем выбираем нужную категорию, например, тесты и создаем задания, по конкретной теме. Созданный тест сохранится в личном кабинете, в соответствующем разделе. После того, как обучающиеся пройдут тест, у педагога отображается в таблице результат, на основе которого может быть выставлена оценки. Контент можно использовать как в индивидуальной, так и групповой работе со студентами. А самое главное это дает возможность обучаться на расстоянии, не зависимо от места нахождения.

Выводы. Дистанционные олимпиады обладают большим потенциалом в процессе профессионального становления будущих учителей. Они не только позволяют обобщить и систематизировать знания по предметным областям согласно специальностям участников, способствуют формированию чувства уверенности в своих силах, но и развивают навыки работы в условиях конкурентной среды, умение ставить цели и добиваться их, реализовать себя в интересных и нестандартных ситуациях, стимулируют применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Еще один важный аспект связан с подготовкой студентов к организации олимпиадного движения в образовательных организациях, к внедрению инноваций в сфере образования.

Литература:

1. Как стать гением. 27 лет назад проведена первая эвристическая олимпиада. - Текст: электронный // Эйдос. - 2022. -№ 4. - https://eidos.ru/doc/Eidos-Journal-Content.pdf (Дата обращения: 25.10.2023)

2. Кирюхин, В.М. Всероссийская олимпиада школьников по информатике: 1988-2018 годы / В.М. Кирюхин. -Москва; Ульяновск: УлГУ, 2018. - 123 с. - ISBN 978-5-88866-680-7. - Режим доступа: http://infolymp.ru/the-olympic-year/museum/files/30book.pdf (Дата обращения: 27.10.2023)

3. Макарова, О.Н. Дистанционные олимпиады как средство формирования профессиональных компетенций будущих учителей информатики / О.Н. Макарова. - Текст: электронный // Научный электронный архив. -URL: http://econf.rae.ru/article/4936 (дата обращения: 25.10.2023)

4. Макарова, О.Н. Подготовка будущих учителей средствами командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад/ О.Н.Макарова. - Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2011. -№ 1(26). - С. 184-186

5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат - Москва: Академия, 2002. - Текст: непосредственный.

6. Тарасенко, Ю.А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций / Ю.А. Тарасенко. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2017. - № 1(11). - С. 50-54. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1789/ (дата обращения: 25.10.2023)

7. Трубин, A.B. Школа дистанционных олимпиад в образовательном пространстве гимназии / A.B. Трубин. - Текст: непосредственный // Муниципальное образование: инновации и эксперименты. - 2009. - № 6. - С. 72-75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.