Научная статья на тему 'Олимпиады по педагогике для школьников: необходимость или утопия?'

Олимпиады по педагогике для школьников: необходимость или утопия? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
олимпиада / академические конкурсы / реформирование олимпиады / педагогическая олимпиада / olympiad / academic competitions / olympiad reforming / pedagogical Olympiad

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулов Артем Петрович

Всероссийская олимпиада школьников по 24 предметам является ядром олимпиадного движения, при этом сквозь историю данного феномена наблюдается постоянное расширение конкурсной программы в связи с социокультурными изменениями в обществе. Однако широкий интерес общественности порождает проблему дефицита педагогических кадров, которые могут адекватно и целесообразно готовить к олимпиадным практикам. Широкое привлечение дипломантов интеллектуальных состязаний к педагогической деятельности обуславливает цель нашего исследования – вскрыть значимость проведения педагогических олимпиад для школьников. В исследовании анализируется возможность расширения числа предметов всероссийской олимпиады школьников через включение в программу интеллектуальных состязаний творческих конкурсов по педагогическим наукам. Среди выявленных причин расширить список всероссийской олимпиады школьников – поднятие престижа педагогической профессии, знания по методике и дидактике участников олимпиады, их готовность погружаться в педагогическую деятельность, а также скрытое повышение квалификации действующих школьных учителей, которые готовят обучающихся к олимпиадам. Теоретическая значимость состоит в обогащении педагогического знания об олимпиадном движении и способах раскрытия его потенциала, на практическом уровне результаты исследования могут использоваться как для запуска новых олимпиад по педагогике на уровне вузов, так и для расширения списка предметов всероссийской олимпиады школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogy Olympiads for Schoolchildren: Necessity or Utopia?

The All-Russian Olympiad of Schoolchildren in 24 subjects is the core of the Olympiad movement, while through the history of this phenomenon there is a constant expansion of the competition program in connection with socio-cultural changes in society. However, the growing public interest creates the problem of a shortage of teaching staff who can adequately and expediently prepare for Olympiad practices. The wide involvement of graduates of intellectual competitions in pedagogical activity determines the purpose of our research – to reveal the importance of conducting pedagogical Olympiads for schoolchildren. The study analyzes the possibility of expanding the number of subjects of the AllRussian Olympiad of schoolchildren through the inclusion in the program of intellectual competitions of creative contests in pedagogical sciences. Among the identified reasons to expand the list of the All-Russian Olympiad of schoolchildren are raising the prestige of the teaching profession, knowledge of the methodology and didactics of the participants of the Olympiad, their willingness to engage in pedagogical activity, as well as hidden professional development of active school teachers who prepare students for the Olympiads. Theoretical significance is reflected in the enrichment of pedagogical knowledge about the Olympiad movement and ways to unlock its potential, at the practical level, the results of the study can be used both to launch new Olympiads in pedagogy at the university level and to expand the list of subjects of the All-Russian Olympiad of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Олимпиады по педагогике для школьников: необходимость или утопия?»

УДК 37.01

DOI 10.52575/2712-7451-2023-42-3-449-458

Олимпиады по педагогике для школьников: необходимость или утопия?

Гулов А.П.

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, 119954, г. Москва, пр. Вернадского, 76 gulov@tea4er.org

Аннотация. Всероссийская олимпиада школьников по 24 предметам является ядром олимпиадного движения, при этом сквозь историю данного феномена наблюдается постоянное расширение конкурсной программы в связи с социокультурными изменениями в обществе. Однако широкий интерес общественности порождает проблему дефицита педагогических кадров, которые могут адекватно и целесообразно готовить к олимпиадным практикам. Широкое привлечение дипломантов интеллектуальных состязаний к педагогической деятельности обуславливает цель нашего исследования - вскрыть значимость проведения педагогических олимпиад для школьников. В исследовании анализируется возможность расширения числа предметов всероссийской олимпиады школьников через включение в программу интеллектуальных состязаний творческих конкурсов по педагогическим наукам. Среди выявленных причин расширить список всероссийской олимпиады школьников - поднятие престижа педагогической профессии, знания по методике и дидактике участников олимпиады, их готовность погружаться в педагогическую деятельность, а также скрытое повышение квалификации действующих школьных учителей, которые готовят обучающихся к олимпиадам. Теоретическая значимость состоит в обогащении педагогического знания об олимпиадном движении и способах раскрытия его потенциала, на практическом уровне результаты исследования могут использоваться как для запуска новых олимпиад по педагогике на уровне вузов, так и для расширения списка предметов всероссийской олимпиады школьников.

Ключевые слова: олимпиада, академические конкурсы, реформирование олимпиады, педагогическая олимпиада

Для цитирования: Гулов А.П. 2023. Олимпиады по педагогике для школьников: необходимость или утопия? Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(3): 449-458. DOI: 10.52575/2712-

Abstract. The All-Russian Olympiad of Schoolchildren in 24 subjects is the core of the Olympiad movement, while through the history of this phenomenon there is a constant expansion of the competition program in connection with socio-cultural changes in society. However, the growing public interest creates the problem of a shortage of teaching staff who can adequately and expediently prepare for Olympiad practices. The wide involvement of graduates of intellectual competitions in pedagogical activity

7451-2023-42-3-449-458

Pedagogy Olympiads for Schoolchildren: Necessity or Utopia?

Artem P. Gulov

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation 76 Vernadsky Av., Moscow 119270, Russia gulov@tea4er.org

© Гулов А.П., 2023

determines the purpose of our research - to reveal the importance of conducting pedagogical Olympiads for schoolchildren. The study analyzes the possibility of expanding the number of subjects of the All-Russian Olympiad of schoolchildren through the inclusion in the program of intellectual competitions of creative contests in pedagogical sciences. Among the identified reasons to expand the list of the All-Russian Olympiad of schoolchildren are raising the prestige of the teaching profession, knowledge of the methodology and didactics of the participants of the Olympiad, their willingness to engage in pedagogical activity, as well as hidden professional development of active school teachers who prepare students for the Olympiads. Theoretical significance is reflected in the enrichment of pedagogical knowledge about the Olympiad movement and ways to unlock its potential, at the practical level, the results of the study can be used both to launch new Olympiads in pedagogy at the university level and to expand the list of subjects of the All-Russian Olympiad of schoolchildren.

Keywords: olympiad, academic competitions, olympiad reforming, pedagogical Olympiad

For citation: Gulov A.P. 2023. Pedagogy Olympiads for Schoolchildren: Necessity or Utopia? Issues in Journalism, Education, Linguistics, 42(3): 449-458 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-3-449-458

Введение

Современный мир характеризуется нестабильностью и изменчивостью условий жизни и труда, что обуславливает повышенные требования к специалистам любого профиля. Помимо необходимости постоянно учиться и развиваться профессионально, от человека требуются креативное мышление и творческие компетенции: для решения жизненных задач и проблем нужен не только мощный интеллект и развитые когнитивные способности, но готовность посмотреть на ситуацию под разным ракурсом, найти несколько вариантов решения, совместить междисциплинарные и метапредметные навыки.

Современный этап развития наук об образовании, как считают многие ученые, характеризуется необходимостью осмысления отечественных традиций в обучении и воспитании, отказе от чуждых российскому обществу ценностных установок, анализе и адаптации успешного зарубежного педагогического опыта с опорой на созидание. Например, Мартынов В.Г. пишет: «Очевидна необходимость серьезного анализа социально-гуманитарной составляющей образования, пересмотра универсальных компетенций с точки зрения их содержания и, главное, результатов, отражающих общие знания, социальные и личностные способности обучающихся, их готовность действовать в соответствии с нашими традиционными духовно-нравственными ценностями» [Мартынов, 2023, с.12].

В отечественной традиции подготовки школьников к взрослой жизни немалую роль играют предметные олимпиады, так как помимо крепких знаний по изучаемым дисциплинам дипломанты должны уметь создавать творческие авторские продукты и демонстрировать креативный подход - от необычных способов решения математических задач до написания эссе на иностранном языке.

Олимпиадное движение школьников используется не только для поиска талантливой молодежи, но и для обкатки образовательных технологий, связанных с социокультурным запросом общества. Нередки случаи использования отдельных форматов заданий для их постепенного внедрения в компоненты государственной аттестации. Перед масштабными инновациями в отечественном образовании олимпиады могут выступать как полигон для апробации подходов к тестированию. Так, первые комплекты олимпиадных заданий по английскому языку (конец XX века) стали прообразом современного ЕГЭ, при этом концептуально на уровне государственного экзамена предметное поле иностранных языков унифицировано с точки зрения структуры и критериального компонента, что нельзя сказать про олимпиады - в своем развитии интеллектуальные состязания по разным языкам постоянно меняли свое содержание. Однако технологии тестирования, равно как и цели образования, динамично меняются в глобальном цифровом мире. Отдельные методические

находки предметных методических комиссий не решают в комплексе дидактические проблемы формирования и развития креативности и творческих способностей, что является целью олимпиадного движения. В 20-х годах XXI в. множество олимпиад, участие в которых на бесплатной основе доступно для школьников, обретает массовость и популярность. Одновременно с этим мы вынуждены констатировать, что не все школы справляются с вызовами современных интеллектуальных состязаний. Изменчивость условий проведения конкурсов, нестандартность заданий, минимально заданный контекст творческих задач вместе с организационными сложностями не позволяют в полной мере раскрыть потенциал олимпиад как драйвера развития творческого потенциала как обучающихся, так и их наставников в массовой школе.

Напомним, что предметные олимпиады проектируются на уровень выше школьной программы, поэтому не каждый рядовой педагог справляется с задачей подготовить дипломантов. Проблема нашего исследования связана с данным противоречием - импульс, который получило олимпиадное движение в последнюю декаду, ставит неразрешимые задачи перед общеобразовательной школой. В связи с этим возникают новые типы образовательных учреждений - региональные и федеральные центры олимпиадного движения, среди которых «Сириус» (ФТ Сириус), Центр педагогического мастерства (Москва), «Взлет» (Московская область) и другие. Многие регионы могут похвастаться серьезной олимпиадной подготовкой, которая организуется при крупных университетах или региональных центрах повышения квалификации учителей. Однако нехватка педагогических кадров приводит к дефициту олимпиадных программ или снижению их качества, что в свою очередь актуализирует необходимость проектировать курсы повышения квалификации для действующих учителей, а также внедрять специальные дидактические курсы для студентов педагогических вузов. Отвечая на этот профессиональный запрос, Министерство просвещения РФ закрепляет право победителей и призеров интеллектуальных состязаний высокого уровня принимать участие в работе жюри всероссийской олимпиады школьников 1, соответственно, возникает инициатива широкого привлечения вчерашних дипломантов к педагогическим практикам - таким образом олимпиадное движение самостоятельно находит выход из патовой ситуации. Студенты активно вовлекаются в педагогический процесс, при этом не обладая системными методическими знаниями. Насколько продуктивна такая подготовка, не нанесет ли она вреда школе? На наш взгляд, переломить тенденцию включения победителей и призеров олимпиад в образовательный процесс в роли наставников и тьюторов вряд ли возможно и главное - не нужно. Энергия, энтузиазм, коммуникабельность, глубокие знания по предмету являются визитной карточкой любого олимпиадника, поэтому задача современного образования - найти способ поднять методический и дидактический уровень юного преподавателя, а не запретить погружаться в учительскую профессию.

Если есть волевое решение Министерства просвещения задействовать тот или иной предмет в конкурсном движении, в школе находятся возможности обеспечить подготовку олимпиадников - будь то «кружки чемпионов» от вчерашних дипломантов или посещение организованных на вузовских кафедрах дополнительных занятий для всех желающих.

Происходит активизация педагогической мысли в этом направлении в последние годы. Так, некоторые работы посвящены повышению познавательной активности обучающихся и их мотивации к успешному освоению предмета [Шатюк, 2015; Сергеева, Ешкина, 2019]. Раскрываются технологии проведения и эргономика образовательного пространства при реализации предметных олимпиад [Малиновская, 2021; Аксенов, Катушенко, 2023]. Предпринимаются комплексные попытки анализа методики организации педагогической олимпиады в военном вузе в диссертационных исследованиях

1 Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников. 2020. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.11.2020 № 678. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202103050027 (дата обращения: 03.07.2023)

[Рогожкина, 2012; Султанова, 2015], происходит рассмотрение данного конкурса в контексте профессионального становления студентов [Гладкая, 2010]. Отметим широкий интерес зарубежных ученых к тематике развития креативности школьников и их наставников средствами олимпиадного движения [Campbell, Walberg, 2010; Berk, 2016; Antonov, Antonov, 2021].

Подводя итоги вышеизложенному, отметим широкую разработанность вопроса студенческих олимпиад по педагогике, и недостаточное освещение тематики школьных олимпиад. Тем не менее в олимпиадном движении увеличивается число творческих конкурсов по педагогике для старшеклассников, что позволяет говорить о необходимости проведения всероссийской олимпиады школьников по данной дисциплине на ежегодной основе. В связи с вышесказанным цель нашего исследования состоит во вскрытии значимости реализации педагогических олимпиад для школьников. Мы убеждены, что интеллектуальный потенциал олимпиадников позволяет им освоить азы педагогики как дисциплины и профессии.

Таким образом, в статье идет речь о возможности включения в программу всероссийской олимпиады школьников конкурсов по педагогическому профилю, что обеспечит дополнительный интерес к данной науке. Как правило, на школьном и муниципальном этапах в состязаниях принимают участие несколько миллионов школьников 1, что позволит приобщить к педагогике огромное число подростков.

Методы исследования

Мы использовали теоретические методы исследования - анализ научной литературы по теме, категоризацию, индукцию и дедукцию. Нами был проведен поиск научных материалов в библиотеке Elibrary по ключевым словам «предметные олимпиады», «педагогическая олимпиада», «олимпиадное движение» за последние 10 лет. Кроме того, были изучены нормативные документы по теме исследования.

Обращаясь к практикам реализации олимпиадного движения, мы опираемся на каноны культурологического подхода - в нашей трактовке культура есть восприятие, осознание и воспроизведение творчества, что отражается в целях проведения предметных олимпиад, среди которых - развитие творческих компетенций учащихся вместе с продвижением научно-исследовательской деятельности.

Мы также используем принципы системного и деятельностного подходов.

В качестве теоретической рамки исследования выделим разработанную нами педагогическую концепцию реализации школьных предметных олимпиад [Гулов, 2023].

Истоки олимпиадного движения

Конкурсные практики пронизывают отечественную и международную педагогику. Так, первые городские олимпиады по математике в СССР были проведены в 30-х г. XX в., а первые международные состязания по данному предмету - на стыке 50-60-х годов. Отметим, что олимпиадное движение как педагогический феномен всегда функционировало на острие инновационных идей, отвечая на запросы общества и государства на воспитание высококлассных специалистов определенного профиля. Так, постепенное расширение списка дисциплин всероссийской олимпиады школьников (далее - ВСОШ) продолжается и по сей день, являясь лакмусовой бумажкой потребностей науки и производства. Такие предметы, как физика, химия, астрономия, экология, информатика, а также аспекты технологии «Робототехника» и «Информационная безопасность» внедрялись в конкурсное поле в связи с необходимостью решать прикладные задачи современного мира, формировать экологическую культуру сохранения планеты, бережливого и грамотного использования минеральных ресурсов, что особенно актуально в период цифровой трансформации и

1 Центр олимпиадного движения. URL: https://vserosolimp.edsoo.ru/ (дата обращения: 15.07.2023)

развития технологий. Делаются и шаги в гуманитарном направлении: вводятся новые иностранные языки, пересматривается конкурсная программа состязаний по существующим предметам. Признавая архиважную роль подготовки новых кадров для отечественного образования, педагогические олимпиады могут стать ответом на данные вызовы общества.

Из истории педагогических олимпиад

На данный момент олимпиадное движение включает в себя как ВСОШ по 24 предметам, так и многочисленные вузовские олимпиады, часть из которых проводится для студентов. Возвращаясь к идее полигона образовательных технологий, отметим, что на университетских олимпиадах тестируются самые смелые идеи, и только получив определенный положительный отклик и накопив нужный опыт, в учительской среде начинается обсуждение возможности внедрения предмета в список ВСОШ. Программа интеллектуальных вузовских состязаний ежегодно расширяется, в ней находится место и олимпиадам по педагогике. Так, Н.М. Науменко и О.С. Шаврыгина высказывают тезис о важности подобных проектов в современном отечественном образовании: «Опыт организации олимпиады по педагогике позволяет утверждать, что данное средство профориентационной работы способствует развитию творческого и интеллектуального потенциала школьников, создает условия для их "погружения" в педагогическую профессию, является средством личностного развития обучающихся и преподавателей» [Науменко, Шаврыгина, 2019, с. 115]. Гревцева Г.Я. высказывает мнение о том, что педагогическая олимпиада есть «форма подготовки к профессиональной деятельности будущих специалистов, способствующая развитию компетенций и стимулирующая их творческий потенциал» [Гревцева, 2015, с. 46]. Дозморова Е.В. считает, что «олимпиада по педагогике является одним из средств активизации творческого потенциала обучающихся, пропаганды педагогических и психологических знаний» [Дозморова, 2019, с. 25]. При этом стоит понимать, что гораздо чаще интеллектуальные состязания по педагогическим наукам проводятся для студенческой молодежи. Например, в Белгородской области традиция проводить педагогические конкурсы зародилась в 1984 году. Как указывают Анохина С.В., Назаренко М.Л., Тарасова С.И., «процесс организации региональной олимпиады по педагогике для обучающихся Педагогического института НИУ «БелГУ» и профессиональных образовательных организаций СПО г. Белгород и Белгородской области представляет собой один из ведущих процессов, реализуемых кафедрой педагогики» [Анохина и др., 2023, с. 38].

Неминуемая цифровизация образования приводит к актуализации цифровых компетенций у педагогов, в связи с чем высказывается точка зрения, что «творческие конкурсы по цифровой педагогике являются своеобразным средством инициации в профессиональную интеллектуальную среду» [Гордиенко и др., 2022, а 86]. Ряд испытаний проводится на межвузовском уровне. Так, в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева «были разработаны уникальные технологии проведения олимпиадных состязаний, основанные на организации коллективно-распределенной деятельности участников, ранжировании их индивидуальных и командных результатов», которые привлекают студентов из других регионов для участия [Савинова и др., 2018, с. 165].

Современные педагогические олимпиады

Существует ежегодная Всероссийская олимпиада для студентов разных направлений подготовки (технических, гуманитарных, естественно-научных, педагогических, аграрных и медицинских) «Я - профессионал» (yandex.ru/profi), которая проводится в 2022/23 учебном году в 6-й раз, с общим количеством регистраций более 650 тысяч. По направлению «Педагогические науки» запущены следующие конкурсные треки: «Классный

руководитель», «Педагогическое образование (основное)», «Педагогическое образование (дошкольное)», «Специальное (дефектологическое) образование».

Наблюдается тенденция по увеличению количества педагогических олимпиад для школьников. Например, МГПУ проводит с 2015 года олимпиаду по специальной педагогике и специальной психологии, в которой интегрированы вопросы из области биологии, обществознания, а также педагогики и психологии. Всероссийская Толстовская олимпиада школьников в 2022-2023 году запустила профиль «Педагогика». В КФУ в 2023 году проведена Республиканская олимпиада по психологии и педагогике «Педагогика -первое и высшее из искусств...». Герценовская педагогическая олимпиада «Педагогические ориентиры» включает в себя и испытания для школьников, которые традиционно проводятся Институтом педагогики РГПУ им. А. И. Герцена - абитуриенты, подающие документы на 2023/24 учебный год, могут использовать свои дипломы как результаты вступительных испытаний на профильные направления.

Отметим, что включение вузовских олимпиад для школьников по педагогике в список рекомендованных к участию Российским советом олимпиад школьников (РСОШ) (таблица) также может дать импульс развитию - на данный момент таких творческих конкурсов явно недостаточно 1, хотя сам факт их наличия в перечне - сигнал о намечающейся тенденции разработки подобных проектов конкурсных состязаний во многих крупных университетах.

Список олимпиад по педагогике из перечня РСОШ List of Olympiads in Pedagogy from the list of RSOS

Олимпиада Профиль Предмет Уровень

Всероссийская (с международным участием) олимпиада учащихся музыкальных колледжей музыкальная педагогика и исполнительство музыкознание и музыкально-прикладное искусство (музыкальная педагогика) 2

Всероссийская Толстовская олимпиада школьников литература педагогическое образование 2

Северо-Восточная олимпиада школьников родные языки педагогическое образование 3

Учитель школы будущего иностранный язык педагогическое образование (профиль «иностранный язык») 2

Межвузовская олимпиада школьников «Первый успех» педагогические науки и образование педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), специальное (дефектологическое) образование 2

Основания для реализации педагогических олимпиад

Расширение предметной программы всероссийской олимпиады школьников является сложным процессом - необходимо привлечь кадры, организовать деятельность Центральной предметно-методической комиссии, разработать методические рекомендации для составления заданий школьного и муниципального этапов, ввести в региональное

1 Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2022/23 учебный год. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30.08.2022 № 828. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209300006 (дата обращения: 03.07.2023)

информационное поле олимпиады определенные инструкции, связанные с техническим обслуживанием конкурсных практик. В каждой школе в Российской Федерации проводится школьный тур, число участников по самым популярным предметам достигает несколько миллионов человек. Тем не менее мы убеждены, что включение олимпиады по педагогике в программу проведения ВСОШ является важным и необходимым условием развития педагогической мысли в отечественной традиции. Отметим, что многие олимпиадники успешно учатся и применяют полученные в школе знания в выбранной профессии, отличаясь креативностью и тягой к научно-исследовательской деятельности.

Среди прочих укажем на следующие основания для такого шага:

1. Повышение престижа профессии - мотивация постигать педагогику как науку, целевой набор в вуз, профориентационная работа, осознание трудностей педагогической деятельности, уважение к труду педагогов.

2. Обеспечение знаний по дисциплине для школьников: научные знания для будущих педагогов (методика и дидактика), педагогические идеи для специлистов широкого профиля - будущих наставников, базовые знания по методике для дипломантов-тьюторов, включенных в преподавательский процесс в студенчестве.

3. Скрытое повышение квалификации для учителей, триггер для развития олимпиадного движения.

4. Улучшение качества самоуправления в школе, новые инициативы школьников в сфере организации мероприятий воспитательной и культурной направленности.

5. Педагогическая практика - при включении соответствующих заданий практической направленности в программу конкурсных мероприятий.

Олимпиадное движение является одним из драйверов углубленного изучения предметов наравне с формированием и развитием творческих компетенций учащихся. Выделенные нами основания убеждают в необходимости как минимум серьезного обсуждения создания педагогического полигона для развития отечественной образовательной мысли. Среди акторов и бенефициаров олимпиады по педагогике выступают все субъекты образовательного процесса - школьники изнутри учатся понимать суть преподавательской деятельности, учителя получают возможность в рамках организации олимпиадной подготовки освежить знания по предмету. Государство и общество в рамках социального заказа получат новые педагогические кадры, а также действующих педагогов с более глубокими знаниями и возросшим уровнем компетентности. Есть надежда, что некоторые школьники в своих предметных и научных изысканиях смогут дойти и до программ аспирантуры, которые реализуются в отечественной научной школе, что позволит в целом поднять уровень педагогической мысли.

Заключение

В заключение отметим, что расширение конкурсной программы на всероссийской олимпиаде школьников давно назревало, и в 2023 году - Году педагога и наставника - самое время задуматься об эффективных способах поднятия престижа учительской профессии и качестве преподавания, в том числе и через запуск всероссийской олимпиады школьников по педагогике. В последние годы добавились различные иностранные языки (испанский, итальянский, китайский), введены новые аспекты в профиле «Технология» - не пришло ли время педагогических наук? Отсутствие данного предмета в общеобразовательной программе не должно смущать, так как подобные прецеденты существуют. Например, к олимпиаде по экологии часто готовятся в рамках уроков биологии и химии, а преподавание китайского языка за пределами крупных городов - большая редкость, однако данные предметы включены в перечень ВСОШ.

В нашем исследовании была обоснована необходимость внедрения педагогики в сферу конкурсных мероприятий всероссийской олимпиады школьников. Среди

предпосылок такого шага назовем успешную разработку интеллектуальных состязаний по данному предмету в вузовской среде, а также определенную нехватку педагогических кадров, способных успешно готовить олимпиадников по другим предметам. Указаны существующие творческие конкурсы и педагогические олимпиады, которые функционируют в российских университетах.

Теоретическое значение исследования состоит в обогащении научного знания и вскрытии потенциала олимпиадного движения в самообеспечении педагогических практик. На практическом уровне результаты исследования могут служить как для интенсификации разработки вузовских олимпиад для школьников по педагогике в различных регионах страны, так и для внедрения педагогики в конкурсное поле ВСОШ.

Завершая исследование, подчеркнем: реализация педагогических олимпиад -жизненная необходимость как для развития самого олимпиадного движения, так и для обеспечения развития научной педагогической мысли. Игнорировать творческий потенциал молодежи, вовлеченных в интеллектуальные состязания - утопично; использовать его во благо отечественного образования и школы - необходимо.

Список литературы

Аксенов С.И., Катушенко О.А. 2023. Развитие студенческого олимпиадного движения как условие обеспечения эргономики образовательного пространства. Проблемы современного педагогического образования, 78(1): 17-21. Анохина С.В., Назаренко М.Л., Тарасова С.И. 2023. Повышение эффективности процесса организации региональной олимпиады по педагогике с применением инструментов бережливого производства: опыт разработки проекта. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 22(1): 35-44. DOI: 10.20310/1810-231X-2023-22-1-35-44 Гладкая И.В. 2010. Олимпиада по педагогике как этап профессионального становления студентов.

Вестник Герценовского университета, 2(76): 72-75. Гордиенко О.В., Соколова А.А., Иванов О.А., Федоров В.В. 2022. Практические кейсы для олимпиад по цифровой педагогике. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 6(93): 79-91. DOI: 10.37493/2307-907X.2022.6.10 Гревцева Г.Я. 2015. Педагогическая олимпиада как средство подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Научно-методический электронный журнал «Концепт», Т13:4666-4670.

Гулов А.П. 2023. Культурологические основания школьных предметных олимпиад. Педагогика, 87(4): 54-63.

Дозморова Е.В. 2019. Уровневый подход к организации олимпиадных заданий (на примере заданий олимпиады по педагогике). В кн.: Олимпиадное движение педагогической направленности среди школьников и студентов. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (Томск, 25 ноября 2019 г.). Под ред. Ю.Г. Титовой. Томск, Томский государственный педагогический университет: 25-28. Малиновская М.П. 2021. Технология организации и опыт проведения педагогической олимпиады.

Вестник педагогических инноваций, 2 (62): 86-94. DOI: 10.15293/1812-9463.2102.09 Мартынов В.Г. 2023. Социально-гуманитарная составляющая образования. Педагогика, 87(5): 5-16. Науменко Н.М., Шаврыгина О.С. 2019. Олимпиада по педагогике как средство профориентации школьников. В кн.: Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. Сборник научных статей III международной научно-практической конференции (Брянск, 18-19 апреля 2019 г.). Под ред. Н.А. Асташовой. Брянск, РИО БГУ; ООО «Новый проект»: 110-115. Рогожкина Е.М. 2012. Методика организации олимпиады по педагогике в военном вузе внутренних

войск МВД России. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 23 с. Савинова Н.А., Быкова С.С., Курочкина Л.В. 2018. Всероссийская олимпиада студентов образовательных организаций высшего образования по педагогике. Гуманитарные науки и образование, 9-4(36): 164-166. Сергеева А.А., Ешкина Н.И. 2019. Проблема активизации познавательной деятельности студентов в процессе проведения олимпиады по педагогике в вузе. В кн.: Тенденции развития

образования: педагог, образовательная организация, общество - 2019. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 19 августа 2019 г.). Под ред. Ж.В. Мурзиной. Чебоксары, Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда»: 276-278.

Султанова К.Г. 2015. Проектирование и реализация олимпиад по педагогике для адъюнктов военных вузов внутренних войск МВД России. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 23 с.

Шатюк Т.Г. 2015. Из опыта проведения межвузовской олимпиады по основам психологии и педагогики. В кн.: Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования. Сборник материалов заочной V Всероссийской научно-практической on-line конференции с международным участием (Тверь, 24 ноября — 2 декабря 2015 г.). Под ред. М.А. Крыловой. Тверь, Тверской государственный университет: 96—117.

Antonov Y.S., Antonov M.Y. 2021. Using the mapping method for solving some methodical problems. n: 9th international conference on mathematical modeling: Dedicated to the 75th Anniversary of Professor V.N. Vragov, AIP Conference Proceedings (March 5, 2021), 2328(1): 030002. DOI: 10.1063/5.0044890

Berk S. 2016. Designing for the future of education requires design education. Art Education, 69(6): 1620. DOI: 10.1080/00043125.2016.1224844

Campbell J.R., Walberg H.J. 2010. Olympiad studies: Competitions provide alternatives to developing talents that serve national interests. Roeper Review, 33: 8-17. DOI: 10.1080/02783193.2011.530202

References

Aksenov S.I., Katushenko O.A. 2023. Development of the student olympiad movement as a condition for ensuring the ergonomics of the educational space. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 78(1): 17—21 (in Russian).

Anokhina S.V., Nazarenko M.L., Tarasova S.I. 2023. Efficiency improving in organizing regional olympiad in pedagogy using lean production tools: project development experience. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 22(1): 35—44 (in Russian). DOI: 10.20310/1810-231X-2023-22-1-35-44

Gladkaya I.V. 2010. Olimpiada po pedagogike kak etap professional'nogo stanovleniya studentov [Pedagogy Olympiad as a stage of students' professional development]. Vestnik Gertsenovskogo universiteta, 2(76): 72—75.

Gordienko O.V., Sokolova A.A., Ivanov O.A., Fedorov V.V. 2022. Practice cases for digital pedagogy olympiad assignments. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 6(93): 79—91 (in Russian). DOI: 10.37493/2307-907X.2022.6.10

Grevtseva G.Ya. 2015. Pedagogicheskaya olimpiada kak sredstvo podgotovki budushchikh spetsialistov k professional'noy deyatel'nosti [Pedagogical Olympiad as a means of preparing future specialists for professional activities]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept», T13: 4666-4670.

Gulov A.P. 2023. Culturological foundations of school subject olympiads. Pedagogika, 87 (4): 54—63.

Dozmorova E.V. 2019. Urovnevyy podkhod k organizatsii olimpiadnykh zadaniy (na primere zadaniy olimpiady po pedagogike) [Level approach to the organization of Olympiad tasks (on the example of tasks of the Olympiad in Pedagogy)]. In: Olimpiadnoe dvizhenie pedagogicheskoy napravlennosti sredi shkol'nikov i studentov [Olympiad movement of pedagogical orientation among schoolchildren and students]. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Tomsk, November 25, 2019). Ed. Yu.G. Titova. Tomsk, Publ. Tomskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet: 25—28.

Malinovskaya M.P. 2021. Technology of the organization and experience of the pedagogical olympiad. Journal of pedagogical innovations, 2(62): 86—94 (in Russian). DOI: 10.15293/1812-9463.2102.09

Martynov V.G. 2023. Socio-humanitarian component of education. Pedagogika, 87(5): 5—16.

Naumenko N.M., Shavrygina O.S. 2019. Olimpiada po pedagogike kak sredstvo proforientatsii shkol'nikov [Pedagogy Olympiad as a means of vocational guidance for schoolchildren]. In: Strategiya i taktika podgotovki sovremennogo pedagoga v usloviyakh dialogovogo prostranstva obrazovaniya [Strategy and Tactics of Training a Modern Teacher in the Dialogue Space of Education]. Collection of

scientific articles of the III International Scientific and Practical Conference (Bryansk, April 18-19, 2019). Ed. N.A. Astashova. Bryansk, Publ. RIO BGU; OOO «Novyy proekt»: 110-115.

Rogozhkina E.M. 2012. Metodika organizatsii olimpiady po pedagogike v voennom vuze vnutrennikh voysk MVD Rossii [Methodology for organizing an Olympiad in pedagogy in a military university of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Abstract dis. ... cand. ped. Sciences. St. Petersburg, 23 p.

Savinova N.A., Bykova S.S., Kurochkina L.V. 2018. All russian olimpiad for students of higher educational establishments on pedagogics. The Humanities and Education, 9-4(36): 164-166 (in Russian).

Sergeeva A.A., Eshkina N.I. 2019. Problema aktivizatsii poznavatel'noy deyatel'nosti studentov v protsesse provedeniya olimpiady po pedagogike v vuze [The problem of enhancing the cognitive activity of students in the process of holding the Olympiad in Pedagogy at the university]. In: Tendentsii razvitiya obrazovaniya: pedagog, obrazovatel'naya organizatsiya, obshchestvo - 2019 [Trends in the development of education: teacher, educational organization, society - 2019]. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation (Cheboksary, August 19, 2019). Ed. Zh.V. Murzina. Cheboksary, Publ. Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Izdatel'skiy dom «Sreda»: 276-278.

Sultanova K.G. 2015. Proektirovanie i realizatsiya olimpiad po pedagogike dlya ad"yunktov voennykh vuzov vnutrennikh voysk MVD Rossii [Design and implementation of Olympiads in pedagogy for adjuncts of military universities of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Abstract dis. ... cand. ped. Sciences. St. Petersburg, 23 p.

Shatyuk T.G. 2015. Iz opyta provedeniya mezhvuzovskoy olimpiady po osnovam psikhologii i pedagogiki [From the experience of holding an interuniversity Olympiad on the basics of psychology and pedagogy]. In.: Molodezh' i gosudarstvo: nauchno-metodologicheskie, sotsial'no-pedagogicheskie i psikhologicheskie aspekty razvitiya sovremennogo obrazovaniya [Youth and the State: Scientific, Methodological, Social, Pedagogical and Psychological Aspects of the Development of Modern Education]. Collection of materials of the correspondence V All-Russian scientific and practical online conference with international participation (Tver, November 24-December 2, 2015). Ed. M.A. Krylova. Tver', Publ. Tverskoy gosudarstvennyy universitet: 96-117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Antonov Y. S., Antonov M. Y. 2021. Using the mapping method for solving some methodical problems. In: 9th international conference on mathematical modeling: Dedicated to the 75th Anniversary of Professor V.N. Vragov, AIP Conference Proceedings (March 5, 2021), 2328(1): 030002. DOI: 10.1063/5.0044890

Berk S. 2016. Designing for the future of education requires design education. Art Education, 69(6): 1620. DOI: 10.1080/00043125.2016.1224844

Campbell J.R., Walberg H.J. 2010. Olympiad studies: Competitions provide alternatives to developing talents that serve national interests. Roeper Review, 33: 8-17. DOI: 10.1080/02783193.2011.530202

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 05.07.2023 Received July 05, 2023

Поступила после рецензирования 21.08.2023 Revised August 21, 2023 Принята к публикации 10.09.2023 Accepted September 10, 2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Гулов Артем Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Россия.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Artem P. Gulov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of English, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.