ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 378.147 ВАК 5.8.1
DOI 10.35231/18186653_2023_2_10
OPEN
Олимпиадное движение в современном контексте: мотивация участия и причины отказа от состязаний
Введение. Участие в школьных предметных олимпиадах является одной из черт современного отечественного образования: дипломанты состязаний получают солидные финансовые бонусы, льготы при зачислении в вузы, почет и славу. Однако возникает тенденция ухудшения психологического состояния олимпиадников, которая приводит к отказу от участия в интеллектуальных состязаниях. Целью нашего исследования является изучение комплекса причин и факторов, которые негативно воздействуют на мотивацию школьников к участию в олимпиадном движении. В целом данная тематика слабо изучена ввиду резкого увеличения массовости олимпиадного движения и относительной «молодости» ряда актуализировавшихся проблем, что и обусловливает научную новизну исследования. Полученные результаты могут использоваться как органами управления образования, так и отдельными коллективами школ для принятия предупреждающих мер.
Материалы и методы. В рамках исследования мы опираемся на принципы системного, дея-тельностного, культурологического и аксиологического подходов, которые и составили методологию нашего исследования. Среди теоретических методов выделим изучение научной литературы по теме, обобщение, классификацию. Среди эмпирических методов нами были использованы опрос, беседа, анкетирование. Мы опросили 360 старшеклассников трех московских школ с целью выявить их отношение к предметным олимпиадам. Все опрошенные школьники имели опыт участия в олимпиадных конкурсах как минимум на муниципальном этапе.
Результаты исследования. Результаты анкетирования показали, что среди 9 классов 87 % планируют принимать участие в олимпиадном движении, среди 10 классов - 65 % и среди 11 классов - только 58 %. Таким образом, было выявлено, что существует тенденция отказа от участия в интеллектуальных соревнованиях, которая нарастает к выпускному классу. Среди причин школьниками указаны сложность и нестандартность заданий, высокие проходные баллы, психологическое давление, ухудшение социальной жизни.
Обсуждение и выводы. После анализа выявленных проблем нами предложен комплекс мер, реализация которых позволит улучшить ситуацию, сняв ряд противоречий. Теоретическая значимость нашего исследования преломляется в обогащении педагогического знания по теме развития олимпи-адного движения - данные аспекты изучены слабо, так как подобные негативные тенденции появились сравнительно недавно, вместе с наращиванием массовости участия. Практическая значимость выражается в формулировании проблем и реальных мер, которые позволят улучшить психологическое состояние олимпиадников, тем самым придав свежий импульс отбору талантливой молодежи.
Ключевые слова: олимпиада, мотивация, интеллектуальные состязания, ВСОШ, предметные конкурсы.
Для цитирования: Гулов А. П. Олимпиадное движение в современном контексте: мотивация участия и причины отказа от состязаний // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2023. - № 2. - С. 10-22. DOI 10.35231/18186653_2023_2_10
А. П. Гулов
Московский государственный институт международных отношений МИД России (университет) Москва, Российская Федерация
© Гулов А. П., 2023
GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Original article UDC 378.147 VAK 5.8.1
DOI 10.35231/18186653_2023_2_10
Olympiad Movement in the Modern Context: Motivation for Participation and Reasons for Refusal to Compete
Artem P. Gulov
Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (university) Moscow, Russian Federation
Introduction. Participation in school subject olympiads is one of the features of modern domestic education: diploma winners of competitions receive solid financial bonuses, benefits when enrolling in universities, honour and glory. However, there is a tendency for the psychological state of Olympiads to deteriorate, which leads to refusal to participate in intellectual competitions. The purpose of our article is to study a complex of reasons and factors that negatively affect the motivation of schoolchildren to participate in the Olympiad movement. In general, this topic is poorly studied due to a sharp increase in the mass character of the Olympiad movement and the relative "youth" of a number of updated problems, which determines the scientific novelty of the study. The results obtained can be used both by educational authorities and individual school teams to take preventive measures.
Materials and methods. Within the framework of the study, we rely on the principles of systemic, activity, cultural and axiological approaches, which formed the methodology of our research. Among theoretical methods, we highlight the analysis of scientific literature on the topic, generalization, classification. Among the empirical methods, we used a survey, conversation, questionnaire. We interviewed 360 high school students from 3 Moscow schools in order to identify their attitude to subject Olympiads. All schoolchildren surveyed had experience in participating in Olympiad competitions at least at the municipal stage.
Results. The survey results showed that among 9 classes 87% plan to take part in the Olympiad movement, among 10 classes - 65%, and among 11 classes - only 58%. Thus, it has been revealed that there is a tendency to refuse to participate in intellectual competitions, which is growing towards the graduating class. Among the reasons, schoolchildren indicate the complexity and non-standard tasks, high passing scores, psychological pressure, deterioration of social life.
Discussion and conclusion. After analyzing the identified problems, we proposed a set of measures, the implementation of which will improve the situation by removing a number of contradictions. The theoretical significance of our study is refracted in enriching pedagogical knowledge on the development of the Olympiad movement - these aspects are poorly studied, since such negative trends appeared relatively recently, along with increasing mass participation. Practical significance is expressed in the formulation of problems and real measures that will improve the psychological state of Olympiads, thereby giving a fresh impetus to the selection of talented youth.
Key words: Olympiad, motivation, intellectual competitions, All-Russian olympiad, subject contests.
For citation: Gulov, A. P. (2023) Olimpiadnoe dvizhenie v sovremennom kontekste: motivaciya uchastiya i prichiny otkaza ot sostyazanij [Olympiad Movement in the Modern Context: Motivation for Participation and Reasons for Refusal to Compete]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 10-22. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_2_10
Введение
В современной школе трудно представить ученика, который не принимает участие в предметных олимпиадах по ряду предметов как минимум на первоначальных этапах - школьном и муниципальном. Интеллектуальные состязания не только привлекают атмосферой элитарности и погружения в «большую науку», но и позволяют соревноваться амбициозным молодым людям, которые успешно учатся. Дух олимпиадного движения подобен спортивным принципам - быстрее, выше, умнее. Массовость участия объясняется и влиянием руководства школ, так как в современных рейтинговых системах формальная успешность общеобразовательных учреждений определяется в том числе и количеством призеров и победителей интеллектуальных состязаний. Административный состав школы, помимо учителей и родителей, также заинтересован в успехе своих воспитанников на олимпиадных фронтах, порой жертвует сбалансированным учебным планом ради достижения цели. Однако далеко не все учащиеся школ выбирают олимпиадный путь, часть школьников сознательно игнорирует участие в конкурсных академических испытаниях, предпочитая поступать в университеты по баллам ЕГЭ. Речь идет не только о неуспевающих учениках - в нашей практике работы со старшеклассниками мы столкнулись со случаями отказа продолжать олимпиадную карьеру уже после достижения определенных успехов, когда учащиеся предпочитали сконцентрировать свои усилия на успешном прохождении государственной итоговой аттестации.
Таким образом, цель нашего исследования - выявить причины отказов школьников от участия в олимпиадном движении после достижения определенных успехов. Актуальность нашей работы обусловливается повышением массовости участия за счет продвижения бренда всероссийской олимпиады школьников, которая функционирует в настоящее время как система альтернативного поступления в высшие учебные заведения. Однако появляются тревожные сообщения об отказе учащихся продолжать участвовать в интеллектуальных состязаниях, что требует осмысления и принятия мер как на федеральном, так и на локальном уровнях.
Материалы и методы
Мы опирались на принципы системного, деятельностного, культурологического и аксиологического подходов. Среди примененных нами теоретических методов выделим изучение научной литературы по теме, обобщение, классификацию. Анализ трудов по теме функционирования олимпиадного движения в отечественной традиции и за рубежом показал широкую разработанность вопроса. Так, некоторые работы посвящены формированию и развитию метапредметных компетенций, использование которых позволяет успешно решать олимпи-адные задачи [2; 14]. Студенческие и школьные олимпиады как средство профориентационной работы в образовательных организациях вызывают живой интерес исследователей [1; 5; 10; 12]. Вопросам объективности оценивания и прозрачности процедур проведения конкурсов посвящены некоторые труды отечественных ученых [13; 15; 18]. Ряд авторов исследуют особенности предметных олимпиад по различным направлениям, выявляя их потенциал в научно-исследовательской и воспитательной деятельности субъектов образования [3; 6; 11]. Взаимосвязь олимпиадных этапов и вопросы преемственности заданий также вызывают интерес у российских и зарубежных авторов [7; 9; 19]. Психологическая устойчивость олимпиадников и паттерны поведения при стрессе изучаются в некоторых работах [16; 17], цифровизация олимпиадных процедур, а также подготовка к состязаниям описаны в современной научной литературе [4; 8]. Однако, несмотря на широкий интерес ученых к тематике олимпиадного движения, вопросы сознательного отказа от участия в олимпиадах слабо изучены.
На эмпирическом уровне мы использовали такие методы, как анкетирование, опрос, беседа. Нами было проведено анкетирование в московских школах № 1253, 1306, 1317 с целью выяснения отношения учащихся к олимпиадным проектам. Отдельно были опрошены учащиеся 9, 10, и 11 классов, выборка составила по 40 представителей каждой параллели в отдельно взятой школе. Все школьники имели право принимать участие в муниципальном туре: или по итогам школьного тура в данном учебном году, или получив такое право по итогам результативного участия в олимпиадах в прошлом году. Таким образом, в целом число опрошенных в отдель-
ных классах составило по 120 человек, а общее количество школьников-респондентов - 360 человек. Мы сознательно разделили респондентов по возрастным группам, так как в 9 классе учащиеся впервые принимают участие в региональном этапе и имеют возможность выйти на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников. Соответственно, так как негативный опыт может накапливаться в течение учебного года или нескольких лет, мы провели наше исследование в октябре 2022 года, получив, три группы респондентов с разным олимпиадным багажом как знаний, так и полученных эмоций: позитивных и негативных. На наш взгляд, участие разных классов из разных школ города позволило создать прозрачные условия для проведения исследования, поэтому наши выводы являются справедливыми. Отметим, что данные школы ежегодно воспитывают дипломантов олимпиады по разным предметам, в учебных заведениях царит здоровая атмосфера поддержки участников интеллектуальных состязаний с возможностью перейти на индивидуальный учебный план в случае академической необходимости в рамках подготовки к предстоящему конкурсному туру. Напомним, что в столичном регионе функционируют центры дополнительного образования, которые предлагают выездные школы с интенсивной программой на 10-15 дней, участие в которых связано с пропуском занятий в школе. В частности, ГАОУ «Центр педагогического мастерства», который является оператором муниципального и регионального этапов ВСОШ по поручению Департамента образования г. Москва, а также отвечает за подготовку московских сборных по всем 24 предметам, проводит подобные мероприятия круглогодично, собирая школьников на базе ближайших детских лагерей и пансионатов.
Результаты исследования
Для получения результатов нами было проведено анкетирование, в рамках которого школьникам предлагалось выразить свое отношение к предметным школьным олимпиадам. Респондентам был предложен опросник со следующими вопросами:
1. Планируете ли вы принимать участие в предметных олимпиадах в текущем учебном году? (да, нет)
2. Что повлияло на ваше решение? Укажите причины согласия продолжать олимпиадный путь или отказа от борьбы (свободная форма)
Таблица 1
Участники регионального этапа в стране по годам (все предметы)
Учебный год 9 классы 10 классы 11 классы Общее количество
2019-2020 46 241 46 896 49 886 143 021
2020-2021 54 063 55 926 59 021 169 010
2021-2022 52 088 54 275 58 077 164440
Обработанные анкеты показали, что среди 9 классов 87% планируют принимать участие в олимпиадном движении, среди 10 классов - 65% и среди 11 классов - только 58%. Таким образом, налицо тенденция снижения мотивации школьников к научно-исследовательской деятельности в рамках участия в школьных предметных олимпиадах среди опытных олим-пиадников. Наше исследование валидно именно для муниципального этапа - по сути, первого серьезного испытания готовности школьников к интеллектуальным состязаниям. На региональный этап проходят самые сильные участники, которые соревнуются за право выйти на заключительную стадию конкурса. Отдельно отметим, что все участники 10 и 11 классов, которые принимали участие в опросе, участвовали в олимпиадном движении не первый год. Данное условие было важным для соблюдения валидности нашего исследования, так как существует статистика участников регионального этапа (данные приведены с официального сайта vserosolimp.edsoo.ru Центра олимпиадного движения, который является федеральным оператором ВСОШ в настоящий момент), которая говорит об общем росте количества олимпиадников от класса к классу ежегодно по всем регионам страны. Однако данная статистика никак не противоречит полученным нами данным, так как 1) квоты на участие ежегодно увеличиваются, 2) в таблице наблюдается рост количества за счет «новичков» олимпиадного движения. Так, в 2019-2020 количество 9-классников было
46 241, а в 2021-2022 количество 11-классников стало 58 077. Таким образом, в этом поколении участников к 11 классу добавилось 11 836 школьников на региональном этапе. Однако данный рост возможен только за счет увеличения массовости проекта.
Дальнейшая работа с анкетами показала следующие результаты. Нами были обработаны ответы в свободной форме, которые мы распределили по 10 категориям. В таблице 2 представлены наиболее частотные причины попробовать свои силы в интеллектуальных соревнованиях или, напротив, отказаться от продолжения олимпиадного трека. Участники опроса могли указывать несколько вариантов, поэтому процентное соотношение посчитано исходя из общего количества респондентов при каждом ответе. Результаты опроса доступны в таблице 2.
Таблица 2
Мотивация школьников
Причины согласия Причины отказа
1. Углубленные знания по предмету - 57% 2. Самореализация - 29% 3. Социализация - 16% 4. Азарт конкурентной борьбы - 60% 5. Гранты и премии - 77% 6. Льготное поступление - 89% 7. Престижность участия - 43% 8. Просьба взрослых (семьи, школы) -23% 9. Атмосфера движения, причастность к группе - 36% 10. Будущая профессия - 50% 1. Психологическое давление (семьи, школы) - 62% 2. Боязнь неуспеха, стресс - 58% 3. Сложность освоения программы - 82% 4. Стоимость подготовки (плата за книги и доступ к курсам) - 33% 5. Нестандартность и неопределенность заданий - 90% 6. Высокие проходные баллы - 50% 7. Ухудшение социальной жизни - 48% 8. Нечестность конкурентов (списывание или утечка заданий) - 23% 9. Споры с жюри - 13% 10. Участие в разных предметах - 10%
Полученные нами результаты достаточно интересны. Абсолютное большинство олимпиадников (89%) приходят в движение благодаря знакомству с успешными историями выпускников школ, которые смогли поступить в учреждения высшей школы с использованием академической льготы, гарантированной государством всем дипломантам. Однако, сталкиваясь с реалиями состязаний, 82% отказываются от участия по причине повышенной сложности заданий, причем 90% выделяют в качестве основной причины не уровень заданий (программа
1-2 курса университета), а их нестандартность, которая требует определенных метапредметных навыков, критического мышления и креативности. Таким образом, почти 40% 11-классников не могут работать в рамках олимпиадного подхода к содержанию заданий, предпочитая стандартизированные процедуры государственной итоговой аттестации. Но среди этих же участников мы наблюдаем и другие мнения: школьники не справляются с психологической нагрузкой (62%) и стрессом, которые они испытывают во время состязаний (58%). Почти половина опрошенных указывает на ухудшение их социальной жизни, невозможность соблюдать баланс гармоничной жизнедеятельности и успешного освоения олимпиадного курса. Также высокие проходные баллы являются частой причиной отказа от участия. Напомним, что в конкурентной среде олимпиадного движения невозможно предугадать заранее количество баллов, которое необходимо для прохода на следующий этап. Как правило, проходные баллы являются высокими, достигая порой около 90% от максимального количества баллов за все задания. Впрочем, часть школьников списывают свои неудачи на нечестные академические практики и на субъективность представителей экспертных комиссий, указывают их среди прочих причин, соответственно, 23% и 13%. Около Уз опрошенных говорят о проблемах финансового характера, высокой стоимости учебной и справочной литературы, платного доступа к учебным курсам и консультациям экспертов. Отметим, что в опроснике разрешалось указывать несколько причин и минимальное количество составляет четыре позиции, в то время как максимальное - семь. Таким образом, речь идет о комплексе проблем, которые приводят к отказу школьников от участия в академических состязаниях.
Обсуждения и выводы
Олимпиадное движение в отечественной педагогике рассматривается как система поиска и отбора талантливых и одаренных подростков, которые в будущем смогут стать интеллектуальной элитой. Однако в погоне за массовостью участия операторы предметных олимпиад не учитывают возникающие проблемные поля. В результате нашего исследования выявлены причины отказа одаренных школьников от продолжения
их научно-исследовательской деятельности в статусе олимпи-адника, что в конечном счете является негативной тенденцией для олимпиады как педагогического феномена.
Мы предлагаем комплекс решений, которые помогут преодолеть возникающие трудности у подростков и восстановить баланс между олимпиадными образовательными практиками и институтом детства и юности.
1. Снижение доли успеха олимпиадников в рейтинговании школ, прекращение давления со стороны учителей, которые настаивают на участии в олимпиаде по разным предметам.
2. Прозрачность оценивания, снижение проходных баллов, обеспечение честности академических состязаний.
3. Создание психологической программы для одаренных детей, работа со страхами школьников, формирование правильной самооценки.
4. Тестирование школьников на этапе присоединения к олимпиадному движению, выбор научного трека, выявление склонностей к определенному направлению.
5. Разъяснение уровня сложности регионального и заключительного этапов в начале курса, постепенное выстраивание системы знаний, создание дорожных карт для каждого этапа.
6. Обеспечение социальной жизни внутри олимпиадного движения.
7. Доступ к бесплатной олимпиадной подготовке не только самых одаренных и сильных участников, но и начинающих олимпиадников.
8. Обеспечение индивидуального учебного плана подросткам, которые достигли определенных высот в олимпиад-ном зачете (победитель муниципального этапа, призер регионального этапа).
9. Разработка программ раннего включения в олимпи-адное движение, проведение региональных этапов для 5-8 классов по единой модели.
10. Создание учебных курсов, которые направлены на развитие функциональной грамотности и креативного мышления.
Мы осознаем, что предложенные нами меры носят комплексный характер, и часть из них могут быть реализованы только на федеральном уровне. Тем не менее определенные
направления требуют педагогической деятельности на местах, в школьных коллективах. Олимпиадное движение как феномен имеет потенциал и перспективы, однако важно замечать возникающие проблемы и своевременно реагировать на вызовы времени.
Таким образом, в проведенном исследовании выявлены как основные мотивы школьников для участия в олимпиад-ном движении, так и причины отказа от продолжения участия в состязаниях. Нами классифицированы основные проблемы, которые возникают у школьников, и предложен комплекс мер, реализация которых позволит снизить психологическую нагрузку, поднять престиж состязаний, обеспечить равный доступ к знаниям и образовательным программам и даст новый импульс к повсеместному развитию олимпиадного движения. Теоретическая значимость лежит в сфере обогащения педагогической науки, в то время как на практическом уровне полученные нами результаты могут использоваться для модернизации образовательных практик на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Список литературы
1. Абрамова Л. А. Повышение роли профориентации участников олимпиад школьников в их дальнейшем образовании и профессиональном самоопределении // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 10. - С. 47-51. - DOI 10.25586/RNU.HET.19.10.P.47.
2. Алексашина И. Ю. Инновации в системе оценки качества образования: от метапред-метных результатов образовательной деятельности к функциональности грамотности школьников // Педагогическая наука и практика. - 2021 - № 3 (33). - С. 64-70.
3. Астанин С. С., Звонарева Е. А., Корецкая И. И. Методика и специфика составления заданий очного этапа олимпиад по биологии и химии для школьников // Бизнес. Образование. Право. - 2022. - № 3 (60). - С. 428-433. - DOI 10.25683/V0LBI.2022.60.366. - EDN TAWGFX.
4. Винокурова С. А. Применение интерактивных образовательных технологий как неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса в вузе и организации олимпиадной подготовки // Современное среднее профессиональное образование. - 2022. - No 1. - С. 13-15. - EDN XBQVNT.
5. Гдалина Т. Г., Гдалин Д. А. Интеллектуальные соревнования школьников как форма выявления и поддержки талантливой молодежи // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013. - No 4. - С. 138-148. - EDN SBLVCL.
6. Горобец А. В., Пустыльник Ю. Ю. Научно-методическое и организационное обеспечение всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту // Педагогика. - 2022. -Т. 86. - No 7. - С. 45-52. - EDN HXNGMZ.
7. Григорьев А. В., Добротина И. Н., Осипова И. В. Об итогах регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2019 году // Русский язык в школе. - 2019. - № 1. - С. 30-35.
8. Гущина Э. В., Варганова И. В. Дистанционный формат защиты экологических проектов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников: опыт Санкт-Петербурга // Биология в школе. - 2022. - № 2. - С. 47-53. - EDN BJNGGE.
9. Дейкова Т. Н., Овчинникова А. В. Олимпиада по дисциплине безопасность жизнедеятельности как оценочное средство сформированности компетенции // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. - № 11 (125). - DOI: 10.23670/IRJ.2022.125.98
10. Зайцева С. А., Смирнов В. А. Олимпиадное движение как средство профессиональной самоактуализации студентов // Вестник Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых. Педагогические и психологические науки. -
2021. - № 47 (66). - С. 84-96.
11. Иванова Т. А. Из опыта проведения региональной олимпиады школьников по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре // Нижневартовский филологический вестник. - 2022. - № 1. -С. 30-42. DOI 10.36906/2500-1795/22-1/03. - EDN WQEASM.
12. Касарова В. Г. Студенческие олимпиады как инструмент совершенствования образовательного процесса на этапе довузовской подготовки // Вопросы педагогики. - 2022. -№ 1-2. - С. 162-165. - EDN WBMSCS.
13. Кисова В. В., Семенов А. В., Семенова Е. А. Анализ связи результатов регионального и заключительного этапов олимпиады школьников по иностранному языку на основе матриц сопряженности // Проблемы современного педагогического образования. -
2022. - № 74-3. - С. 134-138. - EDN XXXSRL.
14. Нестеров В. П. Диагностика способностей обучающихся, одаренных в области физики, для построения индивидуальных образовательных траекторий // Физика в школе. - 2022. - No 7. - С. 14-18. - DOI 10.47639/0130-5522_2022_7_14. - EDN LRSMVM.
15. Никитин Д. И., Николаева В. В., Соколова Е. И. Актуальные проблемы объективности оценивания олимпиадных работ участников Всероссийской олимпиады школьников и пути их преодоления // Эффективные практики оценки качества образования. - 2020. -№ 1 (9). - С. 18-23.
16. Попов А. И., Пучков Н. П. Студенческие олимпиады как средство формирования психологической готовности к творческой деятельности в условиях конкурентной борьбы // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2017. - № 6. - С. 65-71.
17. Hughes A. J. & Partida E. Promoting pre-service STEM education teachers' metacognitive awareness: professional development designed to improve teacher metacognitive awareness. Journal of Technology Education. - 2020. - Vol. 32 (1). - P. 5-20.
18. Jones L. C. R., McDermott, H. J., Tyrer, J. R., & Zanker, N. P. The effect of teachers' confidence on technology and engineering curriculum provision. International Journal of Technology and Design Education. - 2021. - Vol. 31(1). - P. 117-137.
19. Kang D. Y. Past, present, and future of gifted science education in Korea: a historical perspective. Asia Pac. Sci. Educ. 2019. - Vol. 5. - P. 12-15.
References
1. Abramova, L. A. (2019) Povyshenie roli proforientacii uchastnikov olimpiad shkol'nikov v ih dal'neishem obrazovanii i professional'nom samoopredelenii [Increasing the role of career guidance of participants in Olympiad schoolchildren in their further education and professional self-determination]. Vysshee obrazovanie segodnja - Higher education today. No. 10. Pp. 47-51. (In Russian).
2. Aleksashina, I. Ju. (2021) Innovacii v sisteme ocenki kachestva obrazovanija: ot meta-predmetnyh rezul'tatov obrazovatel'noi dejatel'nosti k funkcional'nosti gramotnosti shkol'nikov [Innovations in the system for assessing the quality of education: from meta-subject results of educational activities to the functionality of literacy of schoolchildren]. Pedagogicheskaja nauka i praktika - Pedagogical science and practice. No. 3 (33). Pp. 64-70. (In Russian).
3. Astanin, S. S., Zvonareva, E. A., Koreckaja, I. I. (2022) Metodika i specifika sostavlenija zadanii ochnogo jetapa olimpiad po biologii i himii dlja shkol'nikov [Methodology and specifics of compiling tasks of the full-time stage of Olympiads in biology and chemistry for schoolchildren]. Biznes. Obrazovanie. Pravo - Business. Education. Law. No. 3 (60). Pp. 428-433. (In Russian).
4. Vinokurova, S. A. (2022) Primenenie interaktivnyh obrazovatel'nyh tehnologit kak neot#emlemaja sostavljajushhaja sovremennogo obrazovatel'nogo processa v vuze i organi-
zacii olimpiadnoi podgotovki [The use of interactive educational technologies as an integral part |2i| of the modern educational process at the university and the organization of Olympiad training]. Sovremennoe srednee professional'noe obrazovanie - Modern secondary vocational education. No. 1. Pp. 13-15. (In Russian).
5. Gdalina, T. G., Gdalin, D. A. (2013) Intellektual'nye sorevnovanija shkol'nikov kak forma vyjavlenija i podderzhki talantlivoi molodezhi [Intellectual competitions of schoolchildren as a form of identifying and supporting talented youth]. Universum: Vestnik Gercenovskogo uni-versiteta - Universum: Bulletin of the University of Herzen. No. 4. Pp. 138-148. (In Russian).
6. Gorobec, A. V., Pustyl'nik, Ju. Ju. (2022) Nauchno-metodicheskoe i organizacionnoe obespechenie vserossiiskoi olimpiady po iskusstvennomu intellektu [Scientific, methodological and organizational support of the All-Russian Olympiad on Artificial Intelligence]. Pedagogika -Pedagogy. Vol. 86. No. 7. Pp. 45-52. (In Russian).
7. Grigor'ev, A. V., Dobrotina, I. N., Osipova, I. V. (2019) Ob itogah regional'nogo i zak-ljuchitel'nogo jetapov Vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov po russkomu jazyku v 2019 godu [On the results of the regional and final stages of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in the Russian language in 2019]. Russkit jazyk v shkole - Russian language at school. No. 1. Pp. 30-35. (In Russian).
8. Gushhina, Je. V., Varganova, I. V. (2022) Distancionnyi format zashhity jekologicheskih proektov regional'nogo jetapa Vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov: opyt Sankt-Peterburga [Remote format for protecting environmental projects of the regional stage of the All-Russian Olympiad for schoolchildren: experience of St. Petersburg]. Biologija v shkole - Biology at school. No. 2. Pp. 47-53. (In Russian).
9. Deikova, T. N., Ovchinnikova, A. V. (2022) Olimpiada po discipline bezopasnost' zhizned-ejatel'nosti kak ocenochnoe sredstvo sformirovannosti kompetencii [Olympiad in the discipline of life safety as an evaluation tool for the formation of competence]. Mezhdunarodnyf nauchno-issledovatel'skii zhurnal - International Research Journal. No. 11 (125). - DOI: 10.23670/ IRJ.2022.125.98 (In Russian).
10. Zaiceva, S. A., Smirnov, V. A. (2021) Olimpiadnoe dvizhenie kak sredstvo professional'noi samoaktualizacii studentov [The Olympiad movement as a means of professional self-actualization of students]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.G. i N. G. Stole-tovyh. Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki - Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N. G. Stoletov. No. 47 (66). Pp. 84-96. (In Russian).
11. Ivanova, T. A. (2022) Iz opyta provedenija regional'noi olimpiady shkol'nikov po rodnym jazykam i literature korennyh malochislennyh narodov severa v Hanty-Mansiiskom avtonom-nom okruge - Jugre [From the experience of holding a regional Olympiad for schoolchildren in the native languages and literature of the indigenous peoples of the north in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra]. Nizhnevartovsk^1 filologicheskit vestnik - Nizhnevartovsky Philological Bulletin. No. 1. Pp. 30-42. (In Russian).
12. Kasarova, V. G. (2022) Studencheskie olimpiady kak instrument sovershenstvovanija obrazovatel'nogo processa na jetape dovuzovskoi podgotovki [Student Olympiads as a tool for improving the educational process at the stage of pre-university training]. Voprosy peda-gogiki - Issues of pedagogy. No. 1-2. Pp. 162-165. (In Russian).
13. Kisova, V. V., Semenov, A. V., Semenova, E. A. (2022) Analiz svjazi rezul'tatov regional'nogo i zakljuchitel'nogo jetapov olimpiady shkol'nikov po inostrannomu jazyku na osnove matric soprjazhennosti [Analysis of the relationship between the results of the regional and final stages of the Olympiad for schoolchildren in a foreign language based on conjugacy matrices]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija - Problems of modern pedagogical education. No. 74-3. Pp. 134-138. (In Russian).
14. Nesterov, V. P. (2022) Diagnostika sposobnostei obuchajushhihsja, odarennyh v oblasti fiziki, dlja postroenija individual'nyh obrazovatel'nyh traektorii [Diagnostics of the abilities of students gifted in the field of physics to build individual educational trajectories]. Fizika v shkole - Physics at school. No. 7. Pp. 14-18. (In Russian).
15. Nikitin, D. I., Nikolaeva, V. V., Sokolova, E. I. (2020) Aktual'nye problemy ob#ektivnosti ocenivanija olimpiadnyh rabot uchastnikov Vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov i puti ih preodolenija [Actual problems of objectivity in evaluating Olympiad works of participants of the All-Russian Olympiad of schoolchildren and ways to overcome them]. Jeffektivnye praktiki ocenki kachestva obrazovanija - Effective practices of assessing the quality of education. No. 1 (9). Pp. 18-23. (In Russian).
16. Popov, A. I., Puchkov, N. P. (2017) Studencheskie olimpiady kak sredstvo formirovanija psihologicheskoi gotovnosti k tvorcheskoi dejatel'nosti v uslovijah konkurentnoi bor'by [Student Olympiads as a means of forming psychological readiness for creative activity in a competitive struggle]. Alma mater: Vestnik vysshetshkoly- Alma mater: Bulletin of Higher Education. No. 6. Pp. 65-71. (In Russian).
17. Hughes, A. J., Partida, E. (2020) Promoting pre-service STEM education teachers' metacognitive awareness: professional development designed to improve teacher metacognitive awareness. Journal of Technology Education. No. 32 (1) Pp. 5-20.
18. Jones, L. C. R., McDermott, H. J., Tyrer, J. R., Zanker, N. P. (2021) The effect of teachers' confidence on technology and engineering curriculum provision. International Journal of Technology and Design Education. No. 31 (1) Pp. 117-137.
19. Kang, D. Y. (2019) Past, present, and future of gifted science education in Korea: a historical perspective. Asia Pac. Sci. Educ. No. 5. Pp. 12-15.
Информация об авторе
Гулов Артем Петрович - кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений МИД России (университет), Москва, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-7192-5316, e-mail: gulov@tea4er.org
Information about the author
Artem P. Gulov - Cand. Sci. (Ped.), Assistant Professor, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (university), Moscow, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001-7192-5316, e-mail: gulov@tea4er.org
Поступила в редакцию: 02.05.2023 Received: 02 May 2023
Принята к публикации: 15.05.2023 Accepted: 15 May 2023
Опубликована: 30.06.2023 Published: 30 June 2023