ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ
УДК 412
ББК 81.411.2-212
РОЛЬ ПРЕДЛОГА «С» В ФОРМИРОВАНИИ ПАДЕЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ «С» + СУЩ. В РОД. П.
А.И. Авдина
THE ROLE OF THE PREPOSITION «0» IN THE FORMATION OF THE CASE MEANING OF THE CONSTRUCTION «C» + NOUN IN THE GENITIVE CASE
A.I. Avdina
Исследована роль предлога в формировании падежного значения на примере непроизводного лексического предлога «с» в конструкциях с существительными в родительном падеже при выражении обстоятельственных отношений. Автор анализирует конструкции с пространственным, временным, качественнообстоятельственным, причинным значением, подтверждая теоретические положения примерами из художественной, научной литературы, публицистики.
Ключевые слова: непроизводный лексический предлог; обстоятельственные отношения; падежное значение; пространственное, временное, качественнообстоятельственное, причинное значение;родительный падеж; флексия.
This paper examines the role of the preposition in the formation of case meaning on the example of non-derivative lexical preposition «с» in constructions with nouns in the genitive case when adverbial relations are expressed. The author analyzes the constructions of spatial, temporal, qualitative and adverbial, and causal meaning, confirming the theoretical concepts with examples from fiction, nonfiction, journalism.
Keywords: non-derivative lexical preposition, adverbial relations, case meaning, spatial meaning, temporal meaning, qualitative and adverbial meaning, causal meaning, genitive, inflexion.
Падеж - грамматическая категория имени существительного, которая выражает отношение имени к словам в словосочетании и предложении.
Падеж как словоизменительная категория выражается флексиями. В «Русской грамматике» 1980 г. отмечается, что «все падежные формы трёх склонений в единственном и множественном числе имеют в общей сложности только пятнадцать различных флексий... Омонимия падежных флексий делает систему падежных форм в целом, с одной стороны, очень экономной, а с другой - недостаточной...»1.
Неслучайно то, что кроме флексий существуют другие способы и средства выражения падежных значений: ударение, чередование звуков, интонация, порядок слов, супплетивизм основ. Важ-
Авдина Анастасия Ивановна, аспирант кафедры русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы, ЧГПУ (Челябинск), науч. рук. - д-р филол. наук, проф. Шиганова Галина Александровна. E-mail: [email protected]____________________________________
ную роль в формировании падежных значений и выражении отношений между именем и другими словами играют предлоги, которые вместе с флексиями образуют аналитическую форму.
Авторы пособия «Современный русский язык» Д.Э. Розенталь и др. характеризуют предлоги как служебные слова, которые не обладают номинативным значением, но «...употребляясь с именем в косвенном падеже, развивают, дополняют, усиливают значение имени разнообразными оттенками и уточняют синтаксическую роль падежной формы в строе предложения»2.
В грамматике современного русского языка -6 падежей. Вторую позицию занимает родительный падеж (лат. genetivus - gene - род, происхождение).
Anastasia I. Avdina, Postgraduate Student of Russian Language and Literature and Methodology of Russian Language and Literature Teaching, Chelyabinsk Pedagogical State University, Scientific Supervisor: Dr. of Philology, Prof. Shiganova Galina Alexandrovna. E-mail: [email protected]___________________
В учебно-практическом пособии А.А. Пановой «Морфология русского языка»3 указывается, что родительный падеж богат значениями. У приглагольного родительного выделяются три значения: прямой объект действия, если глагол имеет отрицание (не видеть берега); объект действия при глаголах с общим значением желания, ожидания, достижения (желать счастья); точная дата (приеду десятого июля). У приименного родительного -тоже три значения: прямой объект действия при отглагольных существительных (чтение книг); предмет счёта или измерения (прочитать пять книг); различные оттенки атрибутивных отношений (книга подруги, пение птиц, ножка стула, житель Челябинска). Эти значения родительного падежа выражаются флективно: у существительных единственного числа 1-го склонения с помощью окончаний и, ы; 2-го склонения -я, а; 3-го склонения - и; у существительных множественного числа
- с помощью нулевых окончаний или ей у слов 1-го склонения; 2-го склонения - нулевые окончания или ов, ев; 3-го склонения - ей. Всего у родительного падежа - 11 флексий, которые позволяют передать значения данного падежа.
Однако если сопоставить значения родительного беспредложного с родительным предложным, то можно сделать вывод, что благодаря предлогу предложно-падежная конструкция способна передавать большее количество значений.
Рассмотрим значения предлога с, употребляющегося с существительными в родительном падеже.
Предлог с - непроизводный лексический, который, как и все единицы этой части речи, обладает специфическим значением, представляющим совокупность иерархически расположенных сем.
Исследуя процесс образования новых предлогов, в своей работе «Переход полнозначных слов в предлоги» Е.Т. Черкасова отмечает, что «предлогам присущи не только грамматические значения, но также и значения лексические. Исследователи, стоящие на этой позиции, исходят из того, что предлог является словом и как таковое представляет собой неразрывное единство лексических и грамматических значений»4. В отличие от полнозначных слов, предлог, по мнению Е.Т. Черкасовой, не может функционировать самостоятельно, «только в условиях двусторонних синтаксических связей, осуществляя связь между зависимым именем и синтаксически господствующим словом...»5. Сочетаемость с другими словами является внешним выражением грамматического значения предлога. Отражая отношения и связи между предметами и явлениями действительности, грамматическое значение предлога есть общая категориальная сема, которая является наиболее абстрактной, не зависящей от значений соединяемых предлогом полнозначных слов и которая позволяет сформировать предлог как отдельный класс. К более конкретным, частным относятся суб-категориальная, групповая, подгрупповая (если есть),
индивидуальная семы, которые разнообразны и зависят от значений полнозначных слов.
Существительные в родительном падеже с предлогом с мо1ут выражать обстоятельственные, атрибутивные и объектные отношения. В отдельную группу мы выделили те конструкции, которые выражают синкретичные отношения - объектносубъектные.
Наиболее ярко проявляется роль предлога с в формировании значений родительного падежа при выражении обстоятельственных отношений. Родительный беспредложный способен передавать только время или количество при неделимых словосочетаниях в качестве восполняющего компонента. Родительный предложный с помощью предлога с выражает гораздо большее количество значений обстоятельственных отношений.
Конструкции с + сущ. в род. п., выражая обстоятельственные отношения, передают пространственные, временные, качественно-обстоятель-ственные и причинные значения. Всего в нашей картотеке насчитывается 544 примера. Проанализируем данные примеры.
Самыми многочисленными и разнообразными с точки зрения семантики являются конструкции с пространственным значением (всего -309 единиц (57 % от общего числа)). Мы выделили несколько подгрупп.
1. Указание на поверхность какого-либо объекта, с которого что-либо удаляется, отделяется, отходит.
Проанализировав картотеку (143 единицы), классифицировали конструкции с + сущ. в род. п. по семантике объекта, с которого что-либо удаляется, отделяется, отходит:
- одежда.
- Вот тварюга пернатая! — выругался Ша-линский, брезгливо вытирая носовым платком липкий птичий помёт с воротника куртки. М. Брикер.
- кухонная утварь.
- Желаете сахару покластъ! — спросила у меня официантка, снимая с подноса чашку кофе. Д. Донцова.
- мебель.
- Я вскочша с кровати и босиком помчалась к шкафу. Д. Донцова.
- транспорт.
- ...один из милиционеров стал снимать с автомобиля номерные знаки. А. Чечулин.
- театр.
- Сделай декорации подвижными, чтобы их в любой момент можно было вынести со сцены или поставить на неё. Е. Киричек.
- производство.
- Работа моя состояла в том, что с движущейся транспортёрной ленты нужно было снимать сырые кирпичи и укладывать их на вагонетку. Т. Корнилова.
- географические объекты.
Зеленые страницы
- С Левкады, где был храм Аполлона, в море в качестве искупительных жертв сбрасывали убийц. В. Эрлихман.
- строительные объекты.
—Да уж, —хихикнула Мадлен, - никогда не забуду суд над киллером, который застрелил главу управы района и случайно сбил с крыши кирпич. М. Брикер.
- спортивные объекты.
- И с бревна (спортивный снаряд - А.А.) падала неоднократно. А. Снаткина.
- человек.
- Максим стряхнул с лица противную воду и вытираться не стал. Т. Устинова.
- предметы обихода.
- ...потом ещё в метро какой-то дядька напустил со своего зонта целую лужу, и прямо ему (Максиму — А.А.) в ботинок. Т. Устинова.
- сад, огород.
- ...в прошлом году жена собрала с одной грядки ведро баклажанов. Т. Устинова.
- общественные понятия.
- К концу года некоторые партии из-за малочисленности уйдут с политической арены совсем. Т. Глоба.
Лексически данная подгруппа имеет широкий диапазон: любой конкретный предмет или лицо в прямом или в некоторых случаях в переносном значении, с поверхности которого что-либо отделяется, удаляется, отходит.
Чтобы передать значение удаления от чего-либо, используются глаголы движения. Данные глаголы могут обозначать движение сверху вниз или снизу вверх. Например, в первом случае -упасть, спланировать, скатиться, посыпаться, грохнуться, сбросить, сойти, сгружать, съехать, снимать, сорвать, спрыгнуть, стряхивать', во втором - вскочить, подняться, вспорхнуть, встать. Используются глаголы как обозначающие плавное движение по поверхности или постепенное удаление от наружной стороны предмета, так и резкое отделение от поверхности объекта. Например, в первом случае — вытирать, катиться, смести, стряхивать, течь, сползать', во втором — смахнуть, сдёрнуть, сбросить, спрыгнуть, свачить.
2. Указание на место, откуда направлено действие.
В нашей картотеке - 111 конструкций, которые распределены по следующим подгруппам в зависимости от указания на место, откуда направлено действие:
- географические объекты.
- ...задерживается ненадолго в вестибюле, чтобы обмолвиться словом-другим с писателями. приехавшими только что из Сибири, с Дальнего Востока, с Крайнего Севера, с Урала, с берегов Волги и Дона... (о писателе Соболеве Л.С.). А. Данилов.
- событие, мероприятие, сфера деятельности.
- Вернувшись с саммита «большой восьмёрки» в Японии, президент Дмитрий Медведев ут-вердип Концепцию внешней политики Российской Федерации. В. Герасимов.
- радиотехника.
- С выхода V1 сигнал поступает на драйверы выходного каскада...Н.Е. Сухов.
- приблизительное место начала действия.
- Стало вечереть, и С улицы потянуло сыростью, и Катя накинула на ноги плед. Т. Устинова.
С точки зрения семантики, на наш взгляд, эта подгруппа не имеет такого широкого диапазона, как первая. Это связано с тем, что в самом значении «начальный момент» заложены ограничения: не любой объект может рассматриваться в качестве пространственного ориентира.
В данной подгруппе активно используются глаголы движения со значением перемещения от одной точки (исходной, начальной) до другой (конечной). Движение может быть от периферии к центру (съехаться) и наоборот (разъехаться); по прямой (влететь, идти, ехать).
Достаточно редко используются глаголы состояния: потянуло тёплым ветром, уволить с работы, тепло изливалось, так как основным значением для данной подгруппы является значение перемещения, которое передаётся с помощью глаголов движения.
3. Указание на место действия, которое характеризует действие по его способу.
Мы выделили 49 конструкций, являющихся по своей сути гибридными, так как с точки зрения семантики такие единицы имеют синкретичные значения: место действия и способ действия.
- Толстая тётка с лотка продавала баклажаны и яркие стручки болгарского перца... Т. Устинова.
Продавать с лотка - один из видов уличной торговли.
- С воздуха по живой сиче и бронетехнике наносили удары лётчики 16-й воздушной армии. Т. Кукушин.
Наносить удар с воздуха - один из способов атаки противника.
- Он гипнотизировал народ с телеэкрана. Е. Логунова.
Гипноз может осуществляться как при непосредственном воздействии, так и на расстоянии.
Таким образом, мы видим, что в данных примерах указание на место действия является указанием и на способ действия.
Так как рассматриваемые конструкции используются для характеристики действия или состояния, то в большинстве случаев употребляются глаголы, обозначающие действие или состояние какого-либо конкретного лица или предмета:
- смотреть, рассматривать, взирать, видеть, глядеть, завидев, не разглядеть - глаголы зрительного восприятия;
- рассказывать, кричать, разговаривать, подать голос, вступить в разговор, отвечать, участвовать в разговоре, спросить, сказать, спеть — глаголы передачи мыслей;
- прошмыгнуть, вернуться, ловить, подбежать, захлопнуться, захватить, обернуться, атаковать, заколоть, огородить, окружить, торговать - глаголы движения;
- выглядеть, гипнотизировать, представлять, должно иметь - глаголы состояния.
4. Указание на место, которое является промежуточным, временным при совершении какого-либо действия. Существительное с предлогом с употребляется в паре с существительным с предлогом на. Проанализировав 6 примеров, которые есть в нашей картотеке, мы отмечаем, что в конструкциях используются существительные, обозначающие какой-либо объект, который может быть использован как временное место нахождения, пребывания: ветка, диван, лежак, баня. Употребляются глаголы со значением перемещения из одной точки в другую: перенести, перекинуться, перевезти, перепрыгивать. Сема «перемещение из одной точки в другую» усиливается тем, что во всех глаголах есть префикс пере-.
- Сверкала лишь гирлянда на ёлке — разноцветные огоньки весело перепрыгивали с ветки на ветку. Г. Куликова.
Таким образом, резюмируем, что конструкции с пространственным значением достаточно многочисленны и разнообразны с точки зрения семантики.
На втором месте по продуктивности функционирования находятся конструкции с временным значением.
В нашей картотеке насчитывается 202 единицы (37 % от общего числа), которые распределяются на несколько подгрупп по значению существительных (связь справа).
1. Указание на начальный момент действия. К данной подгруппе относятся конструкции (103 словосочетания), обозначающие конкретную дату, являющуюся начальным моментом действия. То, что эта подгруппа самая многочисленная, очевидно, объясняется стремлением русского человека к уточнению, конкретизации событий, фактов:
- год рождения, обучения, совершения како-го-либо события.
- С 1991 года Россию покинули более 200 ООО учёных и инженеров. В. Костиков.
- день.
- Пять новых школ, рассчитанных на 3 тыс. учеников, начнут работать с 1 сентября в Челябинске, Снежинске, Еманжелтске и посёлке Но-вомуслимово. А. Шевченко.
- месяц.
- С января всё меняется вокруг вас: будет много встреч, интересных контактов. Т. Глоба.
- час.
- Они (дети - А. А.) на ногах с трёх часов утра. Е. Черняк.
- время года.
- ...сок чёрной бузины. Заготавливать его надо с осени... Л. Дудчик.
- часть суток.
- Резкий звонок будильника портит настроение с самого утра. Фотофакт.
- декада, квартал, семестр.
- Поездки с детьми будут увлекательными в ноябре, но дороги удачны со второй декады. Т. Глоба.
- возраст.
-Ас 45-летнего возраста можно принимать эффективный и безопасный препарат Аспирин Кардио, который надёжно защитит ваше сердце от болезней. На правах рекламы.
- класс, группа, курс.
- Вообще-то у меня тоже бессонница. С десятого класса, - приглушённо сказала она (Катя -А.А.). Т. Устинова.
- мероприятие, праздник.
- А июнь начинается с Дня защиты детей. К. Буренина.
- явление природы.
- А в этом году месяц (август — А.А.) ещё и с солнечного затмения начинается. Ф. Сабеева.
Для наибольшей степени точности используются несколько фактов. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, по которому с 1 января следующего года в стране повышается минимальный размер оплаты труда. А. Данилов.
Самыми частотными в плане употребления являются глаголы начинаться, продолжаться, ведёт своё начало, исполняться, изменяться, развиваться, появляться, станет, запретит, которые позволяют передать динамику процесса.
2. Указание на какой-либо период, который является начальным моментом действия. Нами выделено 59 конструкций, обозначающих период, который послужил началом каких-то событий:
- период жизни.
- С детства любил петь, увлекался игрой на гитаре (о И.М. Таран - А. А.). В. Науменко.
- исторический период.
- Научное изучение семьи начинается с первой половины XIX века... Е. Черняк.
- творческий период в науке, искусстве, литературе.
- Отрицание частных языков как языков, замкнутых сознанием отдельного индивида (своеобразная языковая робинзонада), известно давно. с ранних марксистских работ. В. Самсонов.
В данной подгруппе используются глаголы, связанные в первую очередь с состоянием: испытывать, появилось ощущение, привыкнуть, обожать, чувствовать, любить, забывать, стесняться, страдать. Достаточно часто употребляются глаголы, связанные с мыслительными процессами (читать, понять, наблюдать, усвоить, знать), с процессами воздействия на кого-либо, чего-либо (научить, кормить, лечить, удивить). Глаголы этих
Зеленые страницы
семантических групп позволяют охарактеризовать то, что происходит с определённого периода, который рассматривается как начальный.
3. Указание на исходный момент путём описания событий, которые послужили началом какого-либо действия.
- Первые печатные работы вдохновили ребят. Я считаю, что именно с этого момента они осознали, что всё в их руках и нужно только захотеть. Г. Халтурина.
Проанализировав 12 примеров, которые относятся к данной подгруппе, мы обратили внимание, что для указания исходного момента используются конструкции с этого момента, с этого времени, с того времени, с того самого дня, с того момента, позволяющие расставить необходимые акценты после так называемой описательной части. Частица именно, достаточно часто употребляемая в подобных предложениях, позволяет усилить значение начала какого-либо действия, которое выражается также вспомогательными глаголами начинается, становится, стал, был в составе составного именного сказуемого.
4. Указание на начальный момент какого-либо периода. Знаменательный компонент с предлогом с в данных конструкциях всегда употребляется в паре со знаменательным компонентом с предлогами по, на или до, что позволяет определить границы какого-либо временного промежутка.
28 конструкций нашей картотеки классифицировали по указанию на период времени:
-год.
- Здесь же он (Н. Гумилёв - А.А.) прожил с 1911 по 1916 г. с женой Анной Ах.матовой (в Царском Селе-А.А.). В. Мудров.
- месяц.
- С мая по июль вы заняты домом, родителями, делами детей, и даже работа может проходить на дому. Т. Глоба.
- день недели.
- ...затем спать бухаешься и можешь со вторника по пятницу продрыхнуть. Д. Донцова.
- число.
- Противник подбросил подкрепление, с 18 по 22 августа войска фронта вели тяжёлые бои. П. Кукушин.
-час.
- Он (руководитель одного из центральных телеканалов — А.А.) сказал, что эти передачи (про шаманов и целителей — А.А.) идут с 10 часов до 15 часов... Л. Бокерия.
- класс, группа, курс.
- Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1-го по 4-й класс по 2 часа в неделю. Из учебного плана начальной школы по образовательной системе «Школа 2100».
Как правило, данные конструкции употребляются с глаголами состояния (спать, жить, править, вести дела, изучать) или с глаголами, обо-
значающими изменение состояния (уничтожить, изменить, разработать, стать главным, избираться).
Таким образом, конструкции с временным значением служат для указания на начало каких-либо событий, действий, состояний.
Особую группу составляют конструкции с качественно-обстоятельственным значением (всего - 31).
1. Указание на образ действия (26 единиц).
а) В эту подгруппу мы включили 17 единиц нашей картотеки, употребляющиеся в научном стиле и представляющие собой характеристику научных явлений, объяснение позиций учёных.
- С логической точки зрения подход Куайна к понятию существования приемлем. В. Самсонов.
- Научные языки по-разному моделируют действительность и помогают взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения. В. Самсонов.
В данных примерах характерно употребление таких существительных или сочетаний слов, как позиция, сторона, точка зрения', глаголов, как существует, объясняется, обусловлены, приемлемы, анализировать, оценивать, что является отличительной чертой научного стиля.
б) 9 единиц обозначают качество действия, выражаемое с помощью порядковых числительных и существительных в родительном падеже с предлогом с.
- На студии «Мелодия» Анну (Ггрман - А.А.) обожали. Она записывалась с одного дубля. И. Ильичёв.
- Уже тогда голос Бьорк завораживал с первой ноты. Д. Баринов.
- Его машина... заводилась с третьей попытки, тряслась, гремела и изрыгала клубы синего дыма. Т. Устинова.
2. Указание на степень действия. Подгруппа со значением степени действия на данный момент насчитывает всего 5 единиц, которые являются верхним или нижним пределом чего-либо в составе неделимых словосочетаний.
- Удалось сбить таксу с 500 до 300 рублей. К. Боровой.
- На днях сделан очередной несбыточный прогноз: инфляцию на 2008 г. повысили с 10,5 % до
11,8 %. От редактора.
Неслучайно употребление количественных числительных, выражающих предел чего-либо количественно, а также таких глаголов, как повысить, понизить, удалось повысить или удалось понизить, которые позволяют передать тенденцию к увеличению или к снижению.
Таким образом, качественно-обстоятельственные конструкции - это конструкции, обозначающие образ действия или степень действия.
Существительные в родительном падеже с предлогом с могут выражать причинное значение. Однако в нашей картотеке на данный момент всего 2 единицы.
1. Указание на причину действия, состояния.
— Кстати, хочешь, оставь издание себе, оно, как видишь, в пакете, почитаешь тут со скуки. Д. Донцова.
— Если мы улыбались (а со сна мы могли только улыбаться), он (отец - АЛ.) оставался доволен. Ю. Никулин.
Очевидно, конструкции «существительное в родительном падеже с предлогом с», обозначающие причинное значение, не продуктивны в современном русском языке, так как существуют другие способы и средства выражения данного значения.
Таким образом, проанализировав словосочетания, мы смогли доказать, что конструкции «существительное в родительном падеже с предлогом с» обладают более широким семантическим диапазоном, так как имеют больше возможностей для выражения различных значений, чем беспредложные единицы.
Следовательно, предлоги играют важную роль в формировании падежных значений и выра-
жении отношений между именем и другими словами, образуя вместе с флексиями аналитическую форму. Участвуя в структурировании конструкций языка, предлоги не просто механически связывают слова друг с другом, а привносят свои значения, усложняя семантику полнозначных единиц. В этом особенность предлогов как особого класса слов, которая до сих пор в достаточной степени не понята и до конца не осмыслена.
1 Русская грамматика: фонетика, фонология, ударение, интонация, словообразование, морфология / гл. ред. Н.Ю. Шведова: в 2 т. М.: Наука, 1980. Т. 1. С. 430.
2 Розенталь Д.Э. Современный русский язык. 6-е изд. М.: Айрис-пресс, 2004. С. 271.
3 Панова А.А. Морфология русского языка. Ч. 1. Именные части речи: учеб.-практ. пособие. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2006. С. 156.
4 Черкасова Е.Т. Переход полнозначных слов в предлоги. М.: Наука, 1967. С. 8.
5 Там же. С. 11.
Поступила в редакцию 9 ноября 2010 г.