Научная статья на тему 'Семантика и функционирование конструкции "предлог с3 + имя сущ. В Т. П. " объектно-субъектной субкатегории'

Семантика и функционирование конструкции "предлог с3 + имя сущ. В Т. П. " объектно-субъектной субкатегории Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКЦИЯ / ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНАЯ СУБКАТЕГОРИЯ / SUBJECT SUBCATEGORY / СЕМАНТИКА / SEMANTICS / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / СИНКРЕТИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SYNCRETIC RELATIONSHIPS / ПРЕДЛОГ / PREPOSITION / ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ / INSTRUMENTAL CASE / PATTERN / FUNCTIONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Авдина Анастасия Ивановна

Исследована семантика и функционирование конструкции «предлог с3 + имя сущ. в Т. п.» объектно-субъектной субкатегории, отмечена ее продуктивность в связи со спецификой синкретичного значения, имеющего сложную семантическую структуру, следовательно, способного передавать более глубокие отношения, охватывать больший спектр синтаксических отношений. Автор анализирует значения данной конструкции, объединяя их в 4 группы: участие объекта во взаимном (ответном) действии с субъектом; совместное выполнение объекта с субъектом какого-либо действия; состояние или отношение, которое объект испытывает со стороны субъекта; тождественность объекта субъекту с точки зрения семантики. Кроме того, дана характеристика значений существительных в конструкции «предлог с3 + имя сущ. в Т. п.» и глаголов, которые употребляются с данной конструкцией. Автор проводит анализ, подтверждая теоретические положения примерами из художественной, научной литературы, публицистики, поиск которых осуществлялся методом сплошной выборки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Авдина Анастасия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS AND FUNCTIONALITY OF THE PATTERN “PREPOSITION C3 + A NOUN IN THE INSTRUMENTAL CASE” OF THE SUBJECT SUBCATEGORY

The semantics and functionality of the patternpreposition c3 + a noun in the instrumental case” of the subject subcategory have been studied. We note its productivity related to the specificity of the syncretic meaning having a complex semantic structure and, therefore, capable of reflecting deeper relations, embracing a larger range of syntactic relations. The author analyzes the meanings of this pattern, which are combined into four groups: the participation of the object in a reciprocal (response) action with the subject; carrying out an action by the subject and object together; the state or attitude that the object experiences from the subject; the identity of the object and subject in terms of semantics. The meaning of the noun in the patternpreposition c3 + a noun in the instrumental case” has been described, as well as of the verbs used with this pattern. The author carries out the analysis and exemplifies the theoretical concepts by samples from fiction, scholarly literature, and journalism obtained using the continuous sampling method.

Текст научной работы на тему «Семантика и функционирование конструкции "предлог с3 + имя сущ. В Т. П. " объектно-субъектной субкатегории»

Уровни системы языка и языковое варьирование

УДК 4Р-5 DOI: 10.14529/ling180101

СЕМАНТИКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ «ПРЕДЛОГ С3 + ИМЯ СУЩ. В Т. П.» ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНОЙ СУБКАТЕГОРИИ

А.И. Авдина

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г.Челябинск, Россия

Исследована семантика и функционирование конструкции «предлог с3 + имя сущ. в Т. п.» объектно-субъектной субкатегории, отмечена ее продуктивность в связи со спецификой синкретичного значения, имеющего сложную семантическую структуру, следовательно, способного передавать более глубокие отношения, охватывать больший спектр синтаксических отношений. Автор анализирует значения данной конструкции, объединяя их в 4 группы: участие объекта во взаимном (ответном) действии с субъектом; совместное выполнение объекта с субъектом какого-либо действия; состояние или отношение, которое объект испытывает со стороны субъекта; тождественность объекта субъекту с точки зрения семантики. Кроме того, дана характеристика значений существительных в конструкции «предлог с3 + имя сущ. в Т. п.» и глаголов, которые употребляются с данной конструкцией. Автор проводит анализ, подтверждая теоретические положения примерами из художественной, научной литературы, публицистики, поиск которых осуществлялся методом сплошной выборки.

Ключевые слова: конструкция, объектно-субъектная субкатегория, семантика, функционирование, синкретичные отношения, предлог, творительный падеж.

Исследования семантики и функционирования конструкции «предлог с3 + имя сущ. в Т. п.» объектно-субъектной субкатегории позволяют говорить о продуктивности данной конструкции: в нашей картотеке - 1842 употребления. Это объясняется способностью конструкции выражать синкретичные отношения [5].

Данная конструкция выражает:

- значение субъекта, которое определяется на уровне семантики, так как существительные (местоимения) в творительном падеже с предлогом с3 обозначают лицо или предмет, который испытывает какое-либо состояние, или является соучастником действия, процесса, или конкретизирует значение субъекта;

- значение объекта, которое определяется на уровне грамматики, так как существительные (местоимения) в творительном падеже с предлогом с3 занимают позицию объекта и в предложении выполняют синтаксическую роль косвенного дополнения [4, 6].

Группа 1. Указание на лицо или предмет, который участвует во взаимном действии с другим лицом или предметом.

Конструкция «предлог с3 + имя сущ. в Т. п.» обозначает лицо или предмет, который становится соучастником действия с другим лицом или пред-

метом. Однако позиция объекта данной конструкции позволяет подчеркнуть, что лицо или предмет как соучастник не является инициатором действия: он (соучастник) - ведомый, а не ведущий. В нашей картотеке - 1230 употреблений конструкции «предлог с3 + имя сущ. в Т. п.», то есть больше половины от общего числа - 1842, что говорит о продуктивности данной конструкции.

- Практически одновременно с политикой в жизнь Отто фон Бисмарка вошла истинная любовь: в конце 1846 года он познакомился с дочерью соседа-помещика Иоганной фон Путткамер. О. Лютер.

- Недоразумение разрешилось, я представилась и договорилась с Клавдией Яковлевной о встрече. Е. Логунова.

- Ты порвала с Костей... и завела роман с Лёшей... Д. Донцова.

- Наша семья вообще дружила с Таганкой. С. Капица.

- Гастрольный график Шакиры по плотности может соперничать с выступлениями Мадонны. А. Тюкова.

- Это же общение с природой. Н. Калентьева.

В этих примерах деятельность субъекта, направленная на объект, предполагает ответную реакцию объекта, который становится соучастником

действия, поэтому с данной конструкцией употребляются глаголы, процессуальные фразеологизмы, выражающие значение отношения (социального или межличностного). Так как формирование определённых отношений происходит в первую очередь благодаря речевому общению, то естественно, что большинство глаголов связаны с речевой деятельностью: разговаривать с ним, прощаться со мной, завести с ней роман, здороваться с американцами, с кем-то договориться, спорить с Лидочкой, повздорить с Мишкой Сергеевым, со мной общаться на равных, познакомиться с Еленой, обсудить с младшими школьниками, встречаться с милицией, завести с красавицей беседу, раскланяться с деловой дамой, наладить отношения с юношей, выходить на связь с подельником, пободаться с многочисленными чиновниками, спутаться с другой бабой, тусоваться с байкерами, дружить с Надеждой, ругаться с человеком, подписывать контракты с киностудиями, обмолвиться словом с писателем, вести телефонные разговоры с клиентами, болтать с приятельницами, целоваться с моей героиней, любезничать с полковником, возник конфликт с ребёнком, договориться с соседом, вступить с ними в заговор, развестись с женой, венчаться со своей невестой, возобновить отношения с дочерью, проводить эксперимент с пациенткой, заключать контракты с агентствами Европы, конкурировать с Церковью и школой, подписать договор с фирмой «Аланта», взаимодействовать с окружающей средой [1].

Характерно употребление с данной конструкцией в качестве именной части составного сказуемого слов категории состояния (тяжело, легко, приятно, непросто, жалко, просто, интересно, хорошо), кратких и полных прилагательных, причастий (хороший, знаком, согласны, благодарны), что позволяет передать отношение к объекту:

- Не секрет, что с Ларсоном (режиссёром -А.А.) действительно очень тяжело работать. Д. Баринов.

- С тобой легко и просто! «BRATZ».

- Современная россиянка не должна быть черства, груба и агрессивна с близкими... Е. Черняк.

Употребление модальных слов (можно, нельзя, возможно, невозможно) в составных конструкциях сказуемого определяет отношение к объекту.

- С ним (с Лёшей - АА.) невозможно иметь дело! Д. Донцова.

Конструкция данной группы достаточно часто употребляется с существительными, которые образованы от глаголов отношения и речевой деятельности: встреча с ветеранами, взаимодействие с учителем, дружба с Богородовым, разговор со мной, общение с сотрудниками ГАИ, развод с супругом, разговор с Игорем, объяснения с невестой, дружба с Алисой, полемика с мыслителем, споры с партнёрами, знакомство с Катюшей, беседы с

детьми, переговоры с Инной, дебаты с конкурентами, сотрудничество с нами, схватка с врагом, переписка с сильными мира сего, разрыв с Верой, свидание с парнем, расставание с любимым, обмен мнениями с авторами, налаживание отношений с ребёнком, в жестокой схватке с фашизмом, взаимодействие с компьютером, скандалы с New Line Cinema [2]. В данном случае конструкция «предлог с3 + имя сущ. в Т. п.» приобретает более сложную семантическую структуру: к объектно-субъектному значению присоединяется атрибутивное, которое выступает в качестве характеристики взаимного действия между субъектом и объектом. Например:

- встреча с кем?, какая? - с друзьями (дружеская);

- встреча с кем?, какая? - с учениками (школьная);

- встреча с кем?, какая? - с любимым (личная).

Таким образом, характер протекания встречи зависит от того, с кем происходит общение.

Группа 2. Указание на лицо, предмет, которые совместно с другим лицом, предметом участвуют в каком-л. действии.

Конструкция «предлог с3 + имя сущ. в Т. п.» обозначает лицо или предмет, который совместно с другим лицом или предметом выполняют какое-либо действие, поэтому предлог с3 в этой конструкции можно заменить фразеологическим предлогом вместе с [9].

Данная конструкция сходна с конструкцией субъектной субкатегории, но глагол-сказуемое употребляется в единственном числе, что грамматически не позволяет объединить субъект и объект в словосочетание, кроме того - субъект и объект часто «разорваны» друг с другом другими членами предложения. С точки зрения количества, данная группа (418 употреблений) уступает предыдущей (со значением взаимного действия) примерно в 3 раза: по нашему мнению, это связано с тем, что в языке существуют другие средства и способы передачи значения совместности, а именно с помощью конструкции субъектной субкатегории.

- В 1943 году он (Пикассо - А.А.) расстался с Дорой, в его жизни появилась новая муза -21-летняя Франсуаза Жило. С ней он прожил 10лет. «Художественная галерея».

- В начале 1860-х годов Тургенев купил дом в Баден-Бадене, где поселился с Виардо, её детьми - к тому времени у неё было трое дочерей и сын, её мужем, и своей незаконнорождённой дочерью Пелагеей... В. Аксёнова.

- На переднем плане притаился охотник со своей собакой (о картине Рубенса «Осенний пейзаж с замком Стен»). «Художественная галерея».

- И будущий тесть говорил ему «сынок» и ездил с ним на рыбалку. Т. Устинова.

- Получив звание младшего офицера, Елизавета Виндзор - так она числилась в списках - обуча-

Авдина А.И.

Семантика и функционирование конструкции «предлог с3 + имя сущ. в Т. п.» объектно-субъектной субкатегории

лась на водителя военного грузовика с другими студентами (о Елизавете II - А.А.). Д. Суворова.

В данную подгруппу входят словосочетания «имя сущ. (мест.) в Д. п. + имя сущ. (мест.) в Т. п. с предлогом с3». В предложении словосочетания такого типа являются единым членом предложения, так как представляют собой синтаксически цельную конструкцию. Грамматически выступают в роли объекта, но по смыслу - в качестве участников событий.

- Маме Ирме с дочерью пришлось много скитаться... (о А. Герман - А.А.). И. Ильичёв.

- За ночной рейд нам с Образцовым вручили по ордену Красного Знамени, а местные власти удостоили звания почётных граждан Орла. И. Санько.

Конструкция данной группы употребляется с глаголами, обозначающими действие, которое можно выполнить совместно.

Глаголы бытия: жить со мной, сидеть с товарищем за одной партой, находиться с ним, начинать новую жизнь с новой женой, быть с тобой.

Глаголы владения: иметь с ней.

Глаголы созидательной деятельности: работать со мной, работать с известными артистами.

Глаголы интеллектуальной деятельности: заниматься музыкой с дочерьми, услышать новость с подругами, слушать трели соловьёв с девчатами, осматривать объекты с Грызуновым.

Глаголы социальной деятельности: осуществить со мной, разделять власть с более молодыми и прогрессивными людьми, отмечать со своим приятелем, торговать с Европой.

Глаголы физиологического действия: курить с Волчковым.

Глаголы движения: идти с ней, играть с женой в теннис (передвигаться по площадке - А.А.), ехать с нами, отправиться со мной, пойти со мной, приехать со своим малышом, гулять с детьми, уехать с нами, убежать с Лизой, пойти в загс с тобой, вернуться со мной, переехать с родителями, танцевать с нами, показываться с Лидией, отправиться с ним на вечеринку, возвратиться с кем-то, заваливаться с большой компанией [1].

Конструкция «предлог с3 + имя сущ. в Т. п.» достаточно часто употребляется с существительными, которые образованы от глаголов, что семантически усложняет данную конструкцию, так как, помимо объектного и субъектного, можно выделить элемент атрибутивного значения, который выступает в качестве характеристики совместного действия субъекта и объекта: заезд с детьми, репетиция с друзьями, игра с партнёрами, проживание с детьми, работа с Сандрой Баллок, возвращение с американцем, отдых с друзьями, поездки с детьми, прогулки с детьми, жизнь с одним человеком, появление с дамой [2]. Например: прогулки (с кем?, какая?) с детьми по своему характеру протекают иначе, чем прогулки (с кем?, какая?)

с собакой, так как имеют разные цели, место, время, содержание.

Группа 3. Указание на лицо или предмет, с которым что-либо происходит, который что-либо испытывает. В нашей картотеке - 162 употребления конструкции данной группы.

Выражая грамматическое значение объекта, существительное (местоимение) в творительном падеже с предлогом с3 с точки зрения содержания является субъектом, так как обозначает лицо или предмет, который испытывает определённое состояние. В качестве объекта, который испытывает какое-либо состояние или отношение со стороны субъекта или другого объекта, выступают:

- конкретные существительные, одушевлённые или неодушевлённые, собственные или нарицательные, обозначающие лицо или предмет [2]:

- Дэн, - это майор Вавилов из Москвы, -представила она (Надежда - А.А.) по-английски. -Он говорит, что с Катей Самгиной случилась беда. Т. Устинова.

- Со мной, как с человеком неопытным, происходили какие-то забавные истории. С. Капица.

- Страшно представить, что станет с Землёй в случае тотального отключения электричества! Д. Донцова.

- Катя была шокирована историей, которая приключилась с её фишкой. Д. Донцова.

- отвлечённые существительные, обозначающие отвлечённое понятие (идеи, взгляды каких-нибудь учёных на определённую проблему), социальное явление (политическая ситуация, частная собственность, спортивная деятельность, учебная деятельность и др.), ситуацию, процесс (приготовление пищи, празднование и др.), общественное движение (ветеранское движение и др.) [2].

- По мнению Куайна, не так обстоит дело с лингвистической теорией, с аналитическими гипотезами, которые составляют параметр перевода. В. Самсонов.

- С празднованием пришлось повременить... М. Брикер.

Необходимо отметить, что в данной конструкции важнее не указание на лицо, предмет, а указание на состояние, которое испытывает это лицо, или воздействие, которому подвергается предмет, поэтому конструкция «предлог с3 + имя сущ. (мест.) в Т. п.» употребляется с глаголами бытия (существования, осуществления): случиться с ней, произойти с неопытным человеком, твориться со мной, получиться с девушкой, приключиться с мужем, с ней стало - в двусоставных предложениях, где в качестве субъекта выступают существительные, выражающие конкретное состояние, или местоимения, указывающие на неопределённое состояние [1].

- Где Ната, что с ней случилось, Костя не знает. Д. Донцова.

Значение состояния объекта выражается и в безличных предложениях, где существительные

(местоимения) в творительном падеже с предлогом с3 употребляются со словами категории состояния или качественно-обстоятельственными фразеологизмами, которые в предложении выступают в роли именной части составного сказуемого.

- Со мной всё отлично. Т. Устинова.

- ... с бабушкой всё в порядке. Т. Устинова.

- Со мной шутки плохи, это я тебе точно говорю. Т. Устинова.

- [Санитар]: Ступай к Тасе, со мной всё чисто, ничего плохого я не сделал. Д. Донцова.

- Мне было бы легче выдержать и эту пытку в автобусе, и спектакль с рюкзаком, если бы я знал, что с сыном всё в порядке. Е. Арсеньева.

Конструкция «предлог с3 + имя сущ. в Т. п.» может употребляться с отвлечёнными существительными, обозначающими определённое состояние лица или предмета. Это приводит к усложнению семантики конструкции: происходит наложение атрибутивного значения на объектно-субъектное - характеристика состояния лица или предмета.

- Выходит, после несчастья с Наташей вы выгнали медсестру. Д. Донцова.

- Почему мне в забытьи вспомнилась ситуация с Лизой? Д. Донцова.

- ... история с Зюзиным - это как красный сигнал светофора: чтобы не повторить судьбу Ходорковского. В. Никитина.

- Дела отца, проблемы со здоровьем потребуют вашего участия в ноябре и особенно в декабре. Т. Глоба.

- Но сейчас я открываю чувства, ранее мне незнакомые: какую-то необычайную нежность с полным растворением. М. Зудина.

- В 1545 году Микеланджело всё же закончил работу над гробницей, оказавшейся лишь бледной тенью первоначального замысла. Сам художник называл эту историю «трагедией с усыпальницей». «Художественная галерея».

Группа 4. В нашей картотеке - 32 употребления конструкции «предлог с3 + возвр. мест. в Т. п.». Данная конструкция относится к объектно-субъектной субкатегории в силу специфики семантики возвратного местоимения. Грамматически занимая позицию объекта, возвратное местоимение себя «. служит для указания на то, что объект действия тождественен с субъектом, иначе говоря, обозначает, что действие направлено на само действующее лицо. В предложении реальное значение местоимения себя обычно совпадает с реальным значением подлежащего (я поранил себе руку, они купили себе квартиру), но может и не совпадать с ним (подумай о людях, не жалеющих себя для других)» [3]. Однако в конструкции, анализируемой нами, значение местоимения себя совпадает со значением подлежащего, поэтому данная группа выражает объектно-субъектные отношения, то есть относится к субкатегории синкретичного характера - объектно-субъектной, хотя явля-

ется наименее продуктивной среди групп данной субкатегории.

- Наверное, это был последний тёплый ветер этим летом, нёсший с собой запахи речной воды свежескошенной травы. Т. Устинова.

- Мы уехали за границу буквально в одних рубашках. Всё потеряли, взяли с собой только альбомы с фотографиями. «Биография».

- Слышал, что новозеландская олимпийская команда берёт с собой на Игры в Пекин собственного кофевара, португальцы запаслись сыром и вином. А наши-то что повезут с собой? «А и Ф».

- Полгода назад к нам приезжала в гости Светка Милёва, которая прихватила с собой Кар-лушу, большого говорящего попугая. Д. Донцова.

В большинстве случаев с конструкцией «предлог с3 + возвр. мест. в Т. п.» данной группы употребляются глаголы, обозначающие движение, перемещение лица или предмета в пространстве: привезти с собой, притащить с собой, захватить с собой, прихватить с собой, брать с собой, взять с собой, принести с собой, забрать с собой, нести с собой, привести с собой [1].

Таким образом, конструкция объектно-субъектной субкатегории выражает синкретичные значения: на уровне семантики - значение субъекта, на уровне грамматики - значение объекта [7, 8]. Данная конструкция способна передавать значение:

- объекта, который принимает участие во взаимном (ответном) действии с субъектом;

- объекта, который совместно с субъектом выполняет какое-либо действие;

- объекта, который испытывает какое-либо состояние или отношение со стороны субъекта или другого объекта;

- объекта, который тождественен субъекту.

Литература

1. Большой толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / под ред. Л.Г. Ба-бенко. -М.: АСТ- Пресс Книга, 2008. - 576 с.

2. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. Л.Г. Бабенко. - М.: АСТ- Пресс Книга, 2005. - 864 с.

3. Возвратное местоимение «себя». - http:// www.genon.ru/GetAnswer.aspx? qid=8206d6be-e53e-4254-b848-3b8eb 04e54b 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Клобуков, Е.В. Семантика падежных форм в современном русском литературном языке: Введение в методику позиционного анализа. / Е.В. Клобуков. - М.: МГУ, 1986. - 118 с.

5. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.

6. Объяснительный словарь русского языка: структурные слова: предлоги, частицы, междометия, вводные слова, местоимения, числительные, связочные глаголы / В.В. Морковкин,

Авдина А.И.

Семантика и функционирование конструкции «предлог с3 + имя сущ. в Т. п.» объектно-субъектной субкатегории

Н.М. Луцкая, Г. Ф. Богачёва и др.; под ред. В.В. Морковкина. - 2-е изд., испр. - М.: Астрель: АСТ, 2003. - 425 с.

7. Русская грамматика / гл. ред. Н.Ю. Шведова. - М.: Наука, 1980. - Т. I: Фонетика, фонология, ударение, интонация, словообразование, морфология. - 784 с.

8. Русская грамматика / гл. ред. Н.Ю. Шведова. - М.: Наука, 1980. - Т. II: Синтаксис. -712 с.

9. Шиганова, Г.А. Система лексических и фразеологических предлогов в современном русском языке. / Г.А. Шиганова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. - 454 с.

Авдина Анастасия Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск), a.avdina@mail.ru

Поступила в редакцию 15 января 2018 г.

DOI: 10.14529/ling180101

SEMANTICS AND FUNCTIONALITY OF THE PATTERN "PREPOSITION C3 + A NOUN IN THE INSTRUMENTAL CASE" OF THE SUBJECT SUBCATEGORY

A.I. Avdina, a.avdina@mail.ru

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation

The semantics and functionality of the pattern "preposition c3 + a noun in the instrumental case" of the subject subcategory have been studied. We note its productivity related to the specificity of the syncretic meaning having a complex semantic structure and, therefore, capable of reflecting deeper relations, embracing a larger range of syntactic relations. The author analyzes the meanings of this pattern, which are combined into four groups: the participation of the object in a reciprocal (response) action with the subject; carrying out an action by the subject and object together; the state or attitude that the object experiences from the subject; the identity of the object and subject in terms of semantics. The meaning of the noun in the pattern "preposition c3 + a noun in the instrumental case" has been described, as well as of the verbs used with this pattern. The author carries out the analysis and exemplifies the theoretical concepts by samples from fiction, scholarly literature, and journalism obtained using the continuous sampling method.

Keywords: pattern, subject subcategory, semantics, functionality, syncretic relationships, preposition, instrumental case.

References

1. Bol'shoi tolkovyi slovar' russkikh glagolov: Ideograficheskoye opisaniye. Sinonimy. Antonimy. An-gliyskiye ekvivalenty. [A large explanatory dictionary of Russian verbs: Ideographic description. Synonyms. Antonyms. English equivalents]. Ed. L.G. Babenko. Moskow, AST - Press Kniga Publ., 2008. 576 p.

2. Bol'shoi tolkovyi slovar' russkikh suschestvitel'nykh: Ideograficheskoye opisaniye. Sinonimy. Antonimy. [A large explanatory dictionary of Russian nouns: Ideographic description. Synonyms. Antonyms]. Ed. L.G. Babenko. Moskow, AST - Press Kniga Publ., 2005. 865 p.

3. Vozvratnoye mestoimeniye «sebya» [The return pronoun of «self»]. URL: http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx? qid=8206d6be-e53e-4254-b848-3b8eb04e54b0

4. Klobukov E.V. Semantika padezhnykh form v sovremennom russkom literaturnom yazyke: Vvedenie v me-todiku pozitsionnogo analiza [The semantics of case forms in the modern Russian literary language]. Moskow, Publishing of the Moskow State University, 1986. 118 p.

5. Lingvisticheskii entsiklopedicheskii slovar' [Linguistic Encyclopedic Dictionary]. Ed. V.N. Yartseva. Moskow, Sovetskaya Entsiklopediya Publ., 1990. 685 p.

6. Morkovkin V.V., Lutskaya N.M., Bogachyova G.F. et al. Ob 'yasnitel'nyi slovar' russkogo yazyka: pred-logi, chastitsy, mezhdometiya, vvodny 'ye slova, mestoimeniya, chislitel'ny 'ye, svyazochny 'ye glogoly [Explanatory Dictionary of Russian: structural words: prepositions, particles, interjections, introductory words, pronouns, numerals words, ligament verbs]. Ed. V.V. Morkovkin. Moskow, Astrel' AST Publ., 2nd ed., revised, 2003. 425 p.

7. Russkaya grammatika. Tom I: Fonetika, fonologiya, udareniye, intonatsiya, slovoobrazovaniye, morfolo-giya [Russian grammar. Volume I: Phonetics, phonology, stress, intonation, word formation, morphology]. Ed. N.Yu. Shvedova. Moskow, Nauka Publ., 1980. 784 p.

8. Russkaya grammatika. Tom II: Sintaksis [Russian grammar. Volume I: Syntax]. Ed. N.Yu. Shvedova. Moskow, Nauka Publ., 1980. 712 p.

9. Shiganova G.A. Sistema leksicheskikh I frazeologicheskikh predlogov v sovremennom russkom yazyke [The system of lexical and phraseological prepositions in modern Russian]. Chelyabinsk, Publishing of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, 2001. 454 p.

Anastasia I. Avdina, PhD in Philology, associate professor of Sub department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature of Department of Primary School Teacher Training, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, a.avdina@mail.ru

Received 15 January 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Авдина, А.И. Семантика и функционирование конструкции «предлог с3 + имя сущ. в Т. п.» объектно-субъектной субкатегории / А.И. Авдина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2018. - Т. 15, № 1. -С. 5-10. DOI: 10.14529/1^180101

FOR CITATION

Avdina A.I. Semantics and Functionality of the Pattern "Preposition c3 + a Noun in the Instrumental Case" of the Subject Subcategory. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics. 2018, vol. 15, no. 1, pp. 5-10. (in Russ.). DOI: 10.14529/ling180101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.