УДК 340
Александр Викторович Петренко, старший преподаватель Южного университета (ИУБиП),
кандидат юридических наук E-mail: Fides333@mail.ru
Alexander Viktorovich Petrenko, Lecturer, Southern University (IMBL), candidate of law
РОЛЬ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В УСТРАНЕНИИ ПРАВОТВОРЧЕСКИХ ОШИБОК
Статья раскрывает значение и роль правовой политики при устранении правотворческих ошибок. Обосновывается значимость их нивелирования, способствующая повышению прозрачности и эффективности применения нормативных правовых актов, особенно в контексте реализации национальных проектов Российского государства. Автор приводит основной категориальный аппарат, в том числе дефиниции правовой политики и правотворческой ошибки. Выявлена связь ошибочной деятельности правотворческих органов и недоверия граждан к возможности реализации национальных проектов.
Ключевые слова: политика, правовая политика, правотворческая ошибка, национальный проект, правореализация.
THE ROLE OF LEGAL POLICY IN ELIMINATING LAW-MAKING MISTAKES
The article reveals the importance and role of legal policy in eliminating law-making mistakes. The significance of their leveling is substantiated, which helps to increase transparency and the effectiveness of the application of regulatory legal acts, especially in the context of the implementation of national projects of the Russian state. The author gives the main categorical apparatus, including the definition of legal policy and law-making mistakes. The connection between the erroneous activity of law-making bodies and the distrust of citizens in the possibility of implementing national projects is revealed.
Keywords: politics, legal policy, law-making mistake, national project, legal implementation.
В 2019 году на территории Ростовской области реализуется множество национальных проектов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» реализация национальных проектов должна способствовать достижению к 2024 году девяти стратегических целей развития Российской Федерации:
1. обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
2. повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет);
3. обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;
4. снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;
5. улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;
6. ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;
7. обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
8. вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2020. Вып. 3
9. создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.
Непосредственно в Ростовской области в рамках 11 национальных проектов (за исключением национального проекта «Наука») утверждены 49 региональных проектов (программ)1.
На наш взгляд, добиться достижения поставленных целей будет возможно лишь при устранении правотворческих ошибок в рамках эффективной правовой политики.
Правовая политика представляет собой универсальную форму общественной и государственной жизни, права в целом. Обеспечительная функция иных сфер государственной политики, которую невозможно реализовывать вне права, выступает в качестве важного и необходимого аспекта правовой политики в правовом регулировании общественных отношений.
На сегодняшний день существует ряд теоретических разработок по тематике правовой политики, внимания среди них заслуживают труды А.Р. Корнилова, А.В. Малько, Н.В. Ма-митовой. Необходимо согласиться с определением, приводимым авторами, которые под правовой политикой понимают научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и негосударственных структур по созданию эффективного механизма правового регулирования, цивилизованное использование юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности2.
В рамках правовой политики государством координируется правотворческая и правоприменительная деятельность, изучается законодательная база и формируется единообразный подход.
Только грамотная правовая политика может привести к устранению правотворческих ошибок. Под последней следует понимать такое состояние правовой нормы, при котором она не соответствует требованиям юридической техники, логики и языкового изложения, снижая качество права в целом, затрудняя его толкование и казуальное правоприменение. Распространение правотворческих ошибок способствует коллизиям между нормативными правовыми актами, зачастую с теми актами, которые выполнены в полном соответствии с установленными правилами.
Среди причин возникновения правотворческих ошибок выделим две - субъективные и объективные. К первым относятся:
- поспешность в рассмотрении и принятии законов;
- отсутствие знаний полной информации о нынешнем законодательстве субъектами и участниками законопроектной деятельности;
- нарушение регламентации законодательного процесса.
К объективным:
- нарушение технологии и недостаточно четкая регламентация законодательного процесса;
- необходимость создавать и обновлять законодательство в максимально короткие сроки.
И некоторые другие.
1 Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: https://www.donland.ru/activity/2505/ (время обращения: 17.09.2019).
2 См.: Мамитова Н.В. Правовая экспертиза российского законодательства. М., 2013; Малько А.В. Теория правовой политики. М., 2012; Корнилов А.Р., Малько А.В., Мамитова Н.В. Экспертиза. Юридический словарь-справочник / Под ред. А.В. Малько. М., 2018.
Опасность правотворческой ошибки заключается и в том, что она ведет к снижению уровня развития всего правового пространства государства, поскольку воздействует на коренные принципы общественного строя и ведет к формированию правового нигилизма.
Качество законодательной базы показывает, насколько изучаемая норма права реализуема в конкретных условиях, повлечет ли она положительные последствия, то есть насколько правовая норма эффективна (здесь уместно сказать о количественном критерии оценки последствий - например, насколько затраты труда и денежных средств обоснованы и насколько закон дал предполагаемый нужный результат). Это приобретает особую актуальность в контексте реализации национальных проектов.
В пределах правовой политики существуют специальные средства устранения (либо существенного уменьшения) правотворческой ошибки. К ним отнесем проведение таких мероприятий, как установление приоритетов в планировании правотворческой деятельности, экспертиза нормативно-правовых актов, мониторинг нормативно-правовых актов и ряд других. Однако наиболее значимым инструментом в рамках правовой политики в целях устранения правотворческой ошибки, на наш взгляд, является правовая экспертиза нормативных правовых актов.
Одной из важнейших целей правовой экспертизы является повышение правовой культуры. Под последней следует понимать общий уровень отношения к праву, его знания, основанные на восприятии субъектом правовых норм, определенную систему установок и конструкций, сложившихся в процессе жизнедеятельности индивида, профессиональной группы, общественной организации, органа государства, общества и государства в целом.
Важно отметить, что ошибочная деятельность правотворческих органов приводит к недоверию граждан в отношении возможности реализации национальных проектов.
Показатели эффективности законодательства напрямую зависят от качества принимаемых законопроектов, которое снижается из-за правотворческих ошибок.
Поэтому одним из приоритетов правовой политики Российской Федерации должно выступать создание благоприятных правовых условий для преодоления правового нигилизма и идеализма, который также представляется достаточно опасным правовым явлением.
Уровень правовой культуры и доверия граждан играет высокую роль, поскольку региональная государственная власть при осуществлении национальных проектов обращается за помощью, например, к представителям бизнес структур. Так, в 2019 году, в целях софинансиро-вания из федерального бюджета расходных обязательств Ростовской области, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национальных проектов, были заключены соглашения по 26-ти региональным проектам.
Таким образом, эффективно используя средства правовой политики можно минимизировать правотворческие ошибки, что приведет к качественной системе реализации национальных проектов в целом, и в конкретных регионах.
Список литературы
1. Корнилов А.Р., Малько А.В., Мамитова Н.В. Экспертиза. Юридический словарь-справочник / Под ред. А.В. Малько. - М.: Проспект, 2018. - 112 с.
2. Малько А.В. Теория правовой политики: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 328 с.
3. Мамитова Н.В. Правовая экспертиза российского законодательства. - М.: Норма, Инфра-М., 2013. -
208 с.
List of references
1. Kornilov A.R., Malko A.V., Mamitova N.V. Ekspertiza. Yuridicheskiy slovar'-spravochnik /Pod redaktsiyey [Expertise. Law dictionary reference] / Edited A.V. Malko. - M.: Prospect, 2018. - 112 с.
2. Malko A.V. Teoriya pravovoy politiki: Monografya. [Theory of legal policy: Monograph]. - M.: Yurlitin-form, 2012. - 328 p.
3. Mamitova N.V. Pravovaya ekspertiza rossiyskogo zakonodatel'stva. - [Legal examination of Russian legislation]. - M.: Norma, Infra-M, 2013. - 208 p.