Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА'

РОЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНАЯ ИНДУСТРИЯ / "САНКЦИОННАЯ ВОЙНА" / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудашев Сергей Евгеньевич

В статье рассматривается роль нормативного регулирования в формировании устойчивого развития крестьянского (фермерского) хозяйства (далее по тексту - КФХ) как самостоятельного направления хозяйственной деятельности, обладающего особой организационно-правовой формой. Анализ положений действующего законодательства, регулирующего рассматриваемый институт, проведен с учетом того, что КФХ, играет особую роль в развитии аграрной индустрии современной экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LEGAL REGULATION IN THE FORMATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE PEASANT (FARM) ECONOMY

The article discusses the role of regulatory regulation in shaping the sustainable development of the peasant (farm) economy (hereinafter referred to as the peasant farm) as an independent area of economic activity with a special organizational and legal form. An analysis of the provisions of the current legislation governing the institution in question was carried out taking into account the fact that the peasant farm plays a special role in the development of the agricultural industry of the modern Russian economy.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-196-199 КУДАШЕВ Сергей Евгеньевич,

NIION: 2018-0076-8/23-609 аспирант,

MOSURED: 77/27-023-2023-8-609 Московский финансово-промышленный

университет «Синергия», г. Москва,

e-mail: semenkorol02@gmail. com

РОЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО)

ХОЗЯЙСТВА

Аннотация. В статье рассматривается роль нормативного регулирования в формировании устойчивого развития крестьянского (фермерского) хозяйства (далее по тексту - КФХ) как самостоятельного направления хозяйственной деятельности, обладающего особой организационно-правовой формой. Анализ положений действующего законодательства, регулирующего рассматриваемый институт, проведен с учетом того, что КФХ, играет особую роль в развитии аграрной индустрии современной экономики России.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, фермерское хозяйство, аграрная индустрия, «санкционная война», сельское хозяйство, Российская Федерация, Федеральный закон.

KUDASHEV Sergey Evgenievich,

graduate student, Synergy Moscow Financial and Industrial University,

Moscow

THE ROLE OF LEGAL REGULATION IN THE FORMATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE PEASANT (FARM)

ECONOMY

Annotation. The article discusses the role of regulatory regulation in shaping the sustainable development of the peasant (farm) economy (hereinafter referred to as the peasant farm) as an independent area of economic activity with a special organizational and legal form. An analysis of the provisions of the current legislation governing the institution in question was carried out taking into account the fact that the peasant farm plays a special role in the development of the agricultural industry of the modern Russian economy.

Key words: legal regulation, farming, agricultural industry, «sanctions war», agriculture, Russian Federation, Federal Law.

Введение. Для современной России основополагающим элементом экономической безопасности государства, наряду с производственной составляющей, военной промышленностью, а также медициной, является одна из самых важных сфер доиндустриального развития общества -сельское хозяйство. Множественные изменения в экономическом сфере, политическом строе и обществе в целом, вызванные развалом Советского Союза, повлекли за собой реформации в указанной области, что в свою очередь привело к созданию новых форм ведения сельского хозяйства [3].

Настала новая для России эпоха, в которой важнейшим этапом для развития агропромышленной индустрии, стало создание новой формы

ведения сельского хозяйства - крестьянско-фер-мерское хозяйство. Ее цели были предельно просты и понятны: новой стране требовалось обеспечить себя всем необходимым продовольствием, а именно, качественным сырьем, в стабильно больших количествах, и уже готовыми к употреблению продуктами питания. Такой подход обусловлен тем, что обеспечение продовольственной безопасности является приоритетной задачей не только на уровне одного региона или страны, но и на международном уровне [2]. Решение о создании новой формы ведения сельского хозяйства быстро зарекомендовало себя, вызвав, фактически, скачок экономики в сельскохозяйственной сфере. За счет высокого уровня роста указанной сферы деятельности, стала расти и конкуренция

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

среди производителей, в конечном итоге вызвав постоянную гонку среди участников процесса за превосходством друг над другом. Как результат -высокое качество и бесперебойные поставки продукции потребителю. Немалую роль в этом сыграли иностранные аграрии. В то же время, в виду нестабильной экономической и политической ситуации в мире, неустойчивости международных отношений, а также на фоне ведения «санкционной войны» со стороны западных стран [4], иностранные производители стали активно покидать российский сельскохозяйственный рынок. Однако, нередко, в попытках удешевления производства своей продукции, они поставляли сырье более низкого качества нежели российские производители, что не могло не сказаться на перспективе законодательной коррекции тех требований, что предъявлялись к такому качеству. Стоит обратить внимание, что именно КФХ стал главным фактором такого развития, даже при том условии, что его формирование изначально проходило очень сложно [8].

Между тем, нельзя не отметить, что на сегодняшний день проблема обеспечения продовольствием страны в достаточном объеме и надлежащем качестве, сопоставимым с привычным для многих россиянами европейским, является наиболее острой. Для экономики страны сельхозпроиз-водство является базой, в виду его незаменимости в поставках сырья для агропромышленных комплексов и легкой промышленности. При этом, именно фермерская деятельность вносит существенный вклад в развитие аграрного сектора и социальной сферы села России [11].

Крестьянско-фермерское хозяйство, являясь самой молодой формой ведения бизнеса, сталкивается с большим количеством трудностей, и его регулирование имеет множество пробелов и недоработок. Как показала практика, на стадии её проявления нормативно-правовая база, регулирующая еt функционирование, была сформулирована не совсем корректно. Более того, часть из имеющихся законов не позволяло в полной мере отразить потребности развития фермерского хозяйства, так, как того требовала экономическая конъюнктура. Сегодня пласт нормативной базы вырос и ежегодно пополняется новыми источниками. В частности, на современном этапе в России основными нормативными правовыми актами, регулирующими развитие и функционирование КФХ на государственном уровне, выступают: Основной закон нашей страны (Конституция РФ) [10], кодифицированные законодательные акты (например, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) и др. Так, в ст. 86.1 ГК РФ [7] содержится положение о КФХ с возможностью

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

регистрации в органах госвласти наряду с другими организациями.

Среди вышеперечисленных НПА особая роль в сфере правовых, экономических и социальных основ создания и деятельности фермерского хозяйства как договорного объединения граждан без образования юридического лица [14], отводится Федеральному закону от 11.06 2003 г. № 74- ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [15]. Согласно ст.ст. 1 и 2 Федерального закона № 74-ФЗ, рассматриваемый институт представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность.

При этом, согласно ст. 3 рассматриваемого выше ФЗ № 74, фермерское хозяйство может осуществлять свою деятельность без регистрации в качестве юридического лица. Для примера, ранее, до 16 июня 2003 года, КФХ, создавались как юридические лица [9]. Однако, КФХ, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР № 348-1, вправе сохранить статус юридического лица [15].

Главная проблема рассматриваемого института с точки зрения правового обоснования -отсутствие четко закрепленных последовательных основных признаков. Главным же отличительным признаком является его семейно-трудовой характер. Традиционно крестьянское хозяйство создавалось семьей крестьян. Отличие нового Федерального закона № 74-ФЗ от утратившего силу Закона РСФСР № 348-1 состоит в том, что теперь нельзя создавать крестьянское (фермерское) хозяйство «группой лиц», не связанных родственными узами.

Отдельного внимания заслуживает тема изменения главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Поскольку это изменение влечет за собой большое количество сложностей, в том числе и бюрократических, для всех участников хозяйства. Согласно действующему законодательству, регулирующему сферу фермерского хозяйства, причин для смены главы хозяйства может быть несколько. При этом важно учитывать, что ненадлежащее исполнение своих обязанностей не является весомой причиной для смены главы хозяйства. Также согласно действующему законодательству, глава фермерского хозяйства вправе отказаться от своего статуса, тем самым переведя себя в число остальных участников. В виду необходимости наличия представительного органа, в данном случае главы, новый претендент будет выбран из общего числа других членов хозяйства. Такая процедура влечет за собой изменение структуры, которое может оказаться весьма

значимым для хозяйства, в том числе и с точки зрения ответственности перед органами власти. Так действия или бездействия главы в отношении сделок, могут быть признаны незаконными.

Также фермерское хозяйство, несмотря на наличие расчетного банковского счета и наименования, лишено права участвовать напрямую в предпринимательской деятельности.

Специфическая организационно-правовая форма КФХ, представляющая собой экономическое объединение граждан в сфере производства, хранения и реализации сельхоз продукции [12], на данный момент не имеет аналогов в мире [13].

Однако, у такого правового института имеются как свои положительные стороны, так и недостатки. К преимуществам можно отнести замоти-вированность всех хозяйствующих субъектов и возможность оперативного принятия организационно-управленческих решений, в силу родственных связей между членами рассматриваемой организационно-правовой формы. Что касается недостатков КФХ, то к ним следует отнести, что ввиду уровня развития, региональных особенностей хозяйствующих субъектов [6] (к примеру, климат, почва, сезон), сфера сельского хозяйства является довольно рискованной и капиталоемкой сферой деятельности с долгой окупаемостью [1], а доход от работы такого предприятия становится жестко привязан к сезону. Также к негативным аспектам, полагаем, необходимо отнести неохотное желание банков выдавать кредиты на развитие фермерской деятельности. Относительно недостатков нормативно-правового характера, то Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» регулирует только особенности правового положения соответствующих хозяйств, не имеющих статуса юридического лица. На практике такое регулирование может создать немало сложностей при попытках реорганизовать КФХ [5].

Заключение. Таким образом, роль правового регулирования в формировании устойчивого развития крестьянского (фермерского) хозяйства очевидна. Однако несмотря на то, что на современном этапе развития России законодатель проводит политику аграрного протекционизма, встречаются проблемы гражданско-правового регулирования КФХ. К примеру, не все субъекты фермерского хозяйства получают право в государственной регистрации (такое право имеет лишь глава КФХ); не до конца на законодательном уровне урегулирован вопрос прекращения деятельности КФХ; проблемы с правовым режимом имущества участников КФХ; проблемы с юридической личностью рассматриваемого правового института; наличие двух законодательно закрепленных дефиниций крестьянского (фермерского)

хозяйства (ГК РФ и ФЗ № 74-ФЗ); проблема в отсутствии законодательного закрепления разграничений между двумя видами КФХ: односемей-ным крестьянским хозяйством и многосемейным фермерским хозяйством; и другие проблемы.

Полагаем, что несмотря на тщательное нормативно-правовое регулирование общественных отношений в рамках КФХ на протяжении длительного времени, вопрос окончательного определения правового положения уникальной, в своем роде, организационно-правовой формы, на сегодняшний день не решен, что требует дальнейшего исследования рассматриваемого правового института и внимания со стороны государства.

Список литературы:

[1] Акульшина К.Г. Особенности правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств / К.Г. Акульшина // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 4(32). С. 444.

[2] Бочарникова В.Н. Особенности правового регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в России / В.Н. Бочарникова, Ю.А. Китаев // Вестник Кыргызского национального аграрного университета им. К.И. Скрябина. 2022. № 2(61). С. 29.

[3] Бурдуковская Р.З. Актуальные проблемы крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству Российской Федерации / Р.З. Бурдуков-ская // Правовой альманах. 2023. № 3(25). С. 31.

[4] Бычко М.А., Комаревцева И.А. Правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства: особенности становления, современное состояние м перспективы развития / М.А. Бычко, И.А. Комаревцева // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. № 2. С. 58-59.

[5] Габов А.В. Реорганизация крестьянского (фермерского) хозяйства - юридического лица / А.В. Габов // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 5 (114). С. 79.

[6] Ганиев М.Р.Г. Проблемы правового регулирования деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства / М.Р.Г. Ганиев, М.Ш. Кадимова // Закон и право. 2023. № 3. С. 125.

[7] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Российская газета. № 238-239. 1994.

[8] Демин Е.В. Нормативное регулирование правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств / Е.В. Демин // Юридическая наука. 2022. № 2. С. 32.

[9] Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

[10] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

[11] К проблеме правового регулирования крестьянского (фермерского) хозяйства, как организационно-правовой формы / И. П. Чупина, Е. В. Зарубина, Н. Н. Симачкова [и др.] // International Agricultural Journal. 2023. Т. 66, № 1. С. 215.

[12] Сагалаева В. С. Крестьянское (фермерское) хозяйство как способ реализации права граждан на занятие экономической деятельностью: правовые основы / В.С. Сагалаева // Актуальные проблемы права, экономики и управления: сборник материалов студенческой научной конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, учёного-правоведа, доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко., Москва, 24 марта 2022 года. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2022. С. 402-403.

[13] Тагирова А.В. Правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях модернизации гражданского законодательства / А.В. Тагирова // Сибирское юридическое обозрение. 2018. № 1. С. 107.

[14] Четаева К.А. Особенности правового регулирования деятельности (крестьянского) фермерского хозяйства / К.А. Четаева // Интерактивная наука. 2023. № 4(80). С. 131.

[15] Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Российская газета. № 115. 2003.

Spisok literatury:

[1] Akul'shina K.G. Osobennosti pravovogo sta-tusa krest'yanskih (fermerskih) hozyajstv / K.G. Akul'shina // Skif. Voprosy studencheskoj nauki. 2019. № 4(32). S. 444.

[2] Bocharnikova V.N. Osobennosti pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti krest'yanskih (fermerskih) hozyajstv v Rossii / V.N. Bocharnikova, Yu.A. Kitaev // Vestnik Kyrgyzskogo nacional'nogo agrar-nogo universiteta im. K.I. Skryabina. 2022. № 2(61). S. 29.

[3] Burdukovskaya R.Z. Aktual'nye problemy krest'yanskogo (fermerskogo) hozyajstva po zakono-datel'stvu Rossijskoj Federacii / R.Z. Burdukovskaya // Pravovoj al'manah. 2023. № 3(25). S. 31.

[4] Bychko M.A., Komarevceva I.A. Pravovoj status krest'yanskogo (fermerskogo) hozyajstva: osobennosti stanovleniya, sovremennoe sostoyanie

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

m perspektivy razvitiya / M.A. Bychko, I.A. Komarevceva // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2018. № 2. S. 58-59.

[5] Gabov A.V. Reorganizaciya krest'yanskogo (fermerskogo) hozyajstva - yuridicheskogo lica / A.V. Gabov // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2020. № 5 (114). S. 79.

[6] Ganiev M.R.G. Problemy pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti krest'yanskogo (fermerskogo) hozyajstva / M.R.G. Ganiev, M.SH. Kadimova // Zakon i pravo. 2023. № 3. S. 125.

[7] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 24.07.2023) // Rossijskaya gazeta. № 238-239. 1994.

[8] Demin E.V. Normativnoe regulirovanie pravovogo statusa krest'yanskih (fermerskih) hozyajstv / E.V. Demin // YUridicheskaya nauka. 2022. № 2. S. 32.

[9] Zakon RSFSR ot 22.11.1990 № 348-1 «O krest'yanskom (fermerskom) hozyajstve» (utratil silu) // Vedomosti S»ezda narodnyh deputatov RSFSR i Verhovnogo Soveta RSFSR. 1990. № 26. St. 324.

[10] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Oficial'nyj tekst Kon-stitucii RF s vnesennymi popravkami ot 14.03.2020 opublikovan na Oficial'nom internet-portale pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

[11] K probleme pravovogo regulirovaniya krest'yanskogo (fermerskogo) hozyajstva, kak organ-izacionno-pravovoj formy / I. P. CHupina, E. V. Zaru-bina, N. N. Simachkova [i dr.] // International Agricultural Journal. 2023. T. 66, № 1. S. 215.

[12] Sagalaeva V. S. Krest'yanskoe (fermer-skoe) hozyajstvo kak sposob realizacii prava grazh-dan na zanyatie ekonomicheskoj deyatel'nost'yu: pravovye osnovy / V.S. Sagalaeva // Aktual'nye problemy prava, ekonomiki i upravleniya: sbornik materia-lov studencheskoj nauchnoj konferencii, posvyash-chennoj pamyati zasluzhennogo deyatelya nauki Rossijskoj Federacii, uchyonogo-pravoveda, doktora yuridicheskih nauk, professora M.N. Marchenko., Moskva, 24 marta 2022 goda. Saratov: Izdatel'stvo «Saratovskij istochnik», 2022. S. 402-403.

[13] Tagirova A.V. Pravovoj status krest'yanskih (fermerskih) hozyajstv v usloviyah modernizacii grazhdanskogo zakonodatel'stva / A.V. Tagirova // Sibirskoe yuridicheskoe obozrenie. 2018. № 1. S. 107.

[14] CHetaeva K.A. Osobennosti pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti (krest'yanskogo) fermerskogo hozyajstva / K.A. CHetaeva // Interaktivnaya nauka. 2023. № 4(80). S. 131.

[15] Federal'nyj zakon ot 11.06.2003 № 74-FZ (red. ot 06.12.2021) «O krest'yanskom (fermerskom) hozyajstve» // Rossijskaya gazeta. № 115. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.