16. Bit-Shabo I.V. Publichno-pravovaya i chastnopravovaya priroda instituta gosudarstvenno-chastnogo (municipal'no-chastnogo) partnerstva // Bezopasnost' biznesa. 2020. № 4. S. 3-7.
17. Analiticheskaya zapiska «Investicii v osnovnoj kapital v Rossijskoj Federacii v 2020 godu» // https://rosstat.gov.ru/investment_nonfinancial (data obrashcheniya 22.11.2021).
18. Analiticheskaya zapiska «O zhilishchnom stroitel'stve v Rossij skoj Federacii v 2020 godu» // https://rosstat.gov.ru/folder/14458 (data obrashcheniya 22.11.2021).
19. Slavich M.A. Novye pravila o bankrotstve zastrojshchikov: soderzhanie i perspektivy // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. 2019. № 10. S. 37-43.
20. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 7 oktyabrya 2017 g. N 1231 «O publichno-pravovoj kompanii «Fond zashchity prav grazhdan - uchastnikov dolevogo stroitel'stva» (s izmeneniyami na 23 avgusta 2021 goda) https://docs.cntd.ru/document/436787359 (data obrashcheniya 22.11.2021).
21. Federal'nyj zakon ot 29.07.2017 N 218-FZ «O publichno-pravovoj kompanii po zashchite prav grazhdan - uchastnikov dolevogo stroitel'stva pri nesostoyatel'nosti (bankrotstve) zastrojshchikov i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» (red. ot 01.07.2021)// https://docs.cntd.ru/document/436753200 (data obrashcheniya 22.11.2021).
22. Fond zashchity prav grazhdan - uchastnikov dolevogo stroitel'stva // https://xn--214-mdd8bf5b.xn--p1ai/ (data obrashcheniya 22.11.2021).
23. Postanovlenie Plenuma VAS RF ot 11.07.2011 N 54 «O nekotoryh voprosah razresheniya sporov, voznikayushchih iz dogovorov po povodu nedvizhimosti, kotoraya budet sozdana ili priobretena v budushchem» // Vestnik VAS RF. 2011. N° 9. sentyabr'.
24. Informacionnoe pis'mo Prezidiuma VAS RF ot 25.02.2014 N 165 «Obzor sudebnoj praktiki po sporam, svyazannym s priznaniem dogovorov nezaklyuchennymi» // Vestnik VAS RF. 2014. № 4. aprel'.
25. Opredelenie Sudebnoj kollegii po ekonomicheskim sporam Verhovnogo Suda RF ot 15 sentyabrya 2015 g. N 305-ES15-3617 // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71100734/7prime (data obrashcheniya 16.12.2015).
26. Opredelenie Verhovnogo Suda RF ot 21.05.2019 N 307-ES18-25854 po delu N A56-21553/2017 https://legalacts.ru/ (data obrashcheniya 16.12.2015)
27. Obzor sudebnoj praktiki Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii N 3, 2018 (utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 14.11.2018) (red. ot 26.12.2018) // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2019. № 5-6. maj-iyun'.
28. Obzor sudebnoj praktiki Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii N 3, 2019 (utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 27.11.2019) // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2020. № 4. aprel'.
29. Federal'nyj zakon ot 22.04.1996 N 39-FZ «O rynke cennyh bumag» (red. ot 02.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2021), st. 10.2-1 // https://docs.cntd.ru/document/9018809 (data obrashcheniya 22.11.2021).
30. Ukazanie Banka Rossii ot 29.04.2015 N 3629-U (red. ot 17.09.2021) «O priznanii lic kvalificirovannymi investorami i poryadke vedeniya reestra lic, priznannyh kvalificirovannymi investorami» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 28.05.2015 N 37415)// https://docs.cntd.ru/document/420273979 (data obrashcheniya 21.11.2021).
31. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 N 306-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O rynke cennyh bumag» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii»// http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63958.html/ (data obrashcheniya 22.11.2021).
32. Federal'nyj zakon ot 02.08.2019 № 259-FZ «O privlechenii investicij s ispol'zovaniem investicionnyh platform i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» (red. ot 31.07.2020), st. 7 // https://docs.cntd.ru/document/560855174 (data obrashcheniya 21.11.2021).
33. Ukazanie Banka Rossii ot 2 noyabrya 2018 g. N 4956-U «O trebovaniyah k investicionnym sovetnikam» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317748/ (data obrashcheniya 21.11.2021).
34. Glazunova I.V., Chernikova K.I. Kvalificirovannye investory: pravovoj status i problemy nalogooblozheniya // Pravoprimenenie. 2021. T. 5. № 3. S. 167-177.
ПУГАЧЕВА АННА СЕРГЕЕВНА - ООО «Юридическая служба Партнер», руководитель регионального офиса, г. Казань, Россия ([email protected]).
PUGACHEVA, ANNA S. - Partner Legal Service, head of the regional office, Kazan, Russia.
УДК 346.2 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-181-188
ЕЛЬНИКОВА Е.В.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Ключевые слова: государственная программа, государственная поддержка, сельскохозяйственный товаропроизводитель, субъект малого и среднего предпринимательства, субсидия, грант, крестьянское (фермерское) хозяйство.
В статье рассмотрены документы стратегического планирования и иные нормативные правовые акты, определяющие основные направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства, формы, порядок и условия её предоставления. Отмечена важная роль государственной поддержки для достижения национальных целей развития Российской Федерации. Вместе с тем обозначены ключевые проблемы, требующие решения в целях обеспечения эффективности предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в сфере сельского хозяйства, в частности, отсутствие единых критериев оценки государственных программ, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, фрагментарность и неполнота информационной поддержки получателей бюджетных средств.
ELNIKOVA, E.V.
CONCEPTUAL AND REGULATORY FRAMEWORK FOR THE PROVISION OF STATE SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE FIELD OF AGRICULTURE
Key words: state program, state support, agricultural commodity producer, small and medium-sized business entity, subsidy, grant, peasant (farmer) management.
The article considers strategic planning documents and other regulatory legal acts defining the main directions of state support for small and medium-sized enterprises in the field of agriculture, the forms, procedure and conditions for its provision. The important role of state support for achieving the national development goals of the Russian Federation was noted. At the same time, the key problems that need to be solved in order to ensure the effectiveness of providing state support to small and medium-sized businesses in the field of agriculture are identified, in particular, the lack of uniform criteria for evaluating state programs adopted at the federal and regional levels, fragmentation and incompleteness of information support to recipients of budget funds.
В последнее десятилетие существенно возросло внимание государственных структур к выявлению имеющихся проблем в сфере сельскохозяйственного производства и разработке путей и способов их разрешения, что в немалой степени связано со значительным увеличением объёма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно в сегменте малых предприятий. Существенное значение этого направления для развития агропромышленного комплекса страны подтверждается тем, что оно нашло непосредственное отражение в документах стратегического планирования как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов РФ и муниципальных образований. Предоставление государственной поддержки различным группам сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, являясь составной частью мероприятий, включенных в документы планирования, прогнозирования, программирования, в конечном итоге способствует достижению национальных целей развития Российской Федерации
Указом Президента РФ от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1] достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство определены в перечне национальных целей развития России на период до 2030 года. В качестве одного из целевых показателей, характеризующих достижение названной цели к завершению указанного периода, устанавливается увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек.
В соответствии с вышеназванным Указом Президента РФ был разработан и утверждён Распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года [2], который определяет стратегические приоритеты по достижению национальных целей развития на следующее десятилетие и содержит перечень мероприятий, направленных на достижение целевых показателей. В составе названного документа предусмотрены мероприятия по обеспечению акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства (далее -субъектов МСП), реализация которых осуществляется в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (срок действия - с 15 октября 2018 по 31 декабря 2024 года), предусматривающего нефинансовые и финансовые меры стимулирования акселерации соответствующих субъектов как инструменты прямой поддержки субъектов МСП. В составе финансовых мер особо выделена поддержка субъектов МСП в агропромышленном комплексе.
В соответствии с принятым ранее Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3], разработаны и утверждены паспорта национальных проектов по двенадцати направлениям. В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» был разработан федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» (срок действия с 15 октября 2018 года по 31 декабря 2021 года) в целях расширения вовлечения граждан для участия в субъектах малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства (не менее 126 тыс. человек к 2024 году), создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПоК).
Разработка вышеназванных федеральных проектов подтверждает наличие преемственности в реализации основных направлений государственной аграрной политики, сформулированных в принятой ещё в 2008 году Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [4] (далее - Концепция 2008 года). В качестве одного из приоритетных направлений, реализация которых предусмотрена для достижения целей государственной аграрной политики, определённых в Концепции 2008 года, выступает улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства, в том числе на основе совершенствования форм, механизмов и увеличения объемов государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной
привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли, а также обеспечения эффективного использования земли и иных природных ресурсов.
Успешная реализация обозначенных в Концепции 2008 года направлений является необходимым условием достижения в долгосрочной перспективе целей государственной аграрной политики, выступающей в качестве правового механизма обеспечения продовольственной безопасности как ключевой составляющей экономической безопасности российского государства.
В Указе Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [5] определены стратегическая цель, задачи, показатели и индикаторы их достижения, риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности, а также основные направления государственной политики в этой сфере.
Предпринимая попытки разграничения понятий «продовольственная безопасность» и «обеспечение продовольственной безопасности», некоторые авторы усматривают сущность продовольственной безопасности в «способности государства гарантировать устойчивое обеспечение продуктами питания различных слоев населения» [6]. Необходимость углубленной теоретической разработки указанной категории обусловлена тем, что продовольственная безопасность продолжает оставаться одной из важных гарантий обеспечения социальной стабильности внутри страны, а также становится всё более значимым геополитическим фактором.
В соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [7], разработанной в целях реализации Концепции 2008 года и Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, одной из приоритетных мер в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда на селе является поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товарные личные подсобные хозяйства.
Законодательные основы предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям государственной поддержки связаны с принятием Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [8] (далее - Закон № 264-ФЗ), в котором закреплены меры по реализации государственной аграрной политики, а также перечислены основные направления государственной поддержки в сфере сельского хозяйства (ст. 6 и 7), значительная часть которых адресована непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям. В их числе обеспечение доступности кредитных ресурсов, развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве, племенного животноводства, элитного семеноводства, обеспечение производства продукции животноводства, закладки многолетних насаждений и ухода за ними, обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, мероприятий по повышению плодородия почв, поддержка производителей органической продукции, сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях, а также производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками.
Формы и виды государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, определены в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о МСП) [9].
Статьёй 16 названного закона предусмотрены различные формы поддержки субъектов МСП: финансовая, в том числе гарантийная, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников.
В комплексе разнообразных мер государственной поддержки первостепенное значение имеет финансовая поддержка, в качестве которой рассматривается «предоставление производителям денежных ресурсов как способа приобрести факторы производства» [10, с. 147.].
К видам финансовой поддержки Законом о МСП отнесены: предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства. В последние годы все большее распространение в качестве вида финансовой поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств приобретают субсидии в форме грантов, предоставляемых им на конкурсной основе после оценки
представленных ими бизнес-проектов. В научной литературе отмечается, что «эффективность деятельности хозяйств-грантополучателей оценивается по результатам полной реализации бизнес-проектов таких хозяйств и с учётом установленных сроков освоения грантовой поддержки» [11, с. 76].
Источником предоставления финансовой поддержки со стороны государства выступают денежные средства бюджетов различных уровней (как федерального, так и субъектов РФ), что предопределяет обязательность осуществления финансового контроля за их расходованием по целевому назначению. Как отмечает О.А. Тарасенко, «предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий, что в свою очередь подразумевает предоставление местным бюджетам субсидий из бюджетов субъектов РФ на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства» [12].
Закон № 264-ФЗ предусматривал разработку и реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [13], направленной на достижение национальной цели «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», а также определённых целевых показателей, характеризующих её достижение.
Правовое регулирование предоставления финансовой поддержки КФХ из государственного бюджета в период реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия претерпело существенные изменения, во многом обусловленные последующей корректировкой целей и задач самой этой программы, в том числе определения основных направлений поддержки субъектов малого предпринимательства в аграрной сфере.
На начальном этапе реализации обозначенной программы действовали Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 № 166 [14]. В 2019 году в период с 1 мая по 31 декабря рассматриваемые отношения на федеральном уровне регулировались Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 20.04.2019 N 476 [15]. С 1 января 2020 года по настоящее время применяются утверждённые постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2019 г. N 1706 [16] в качестве приложения N 6 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.11.2021 № 2063 [17], от 02.04.2022 № 573 [18]).
В последние годы все более отчетливо прослеживается тенденция расширения количества инстанций, уполномоченных осуществлять на различных уровнях те или иные виды контроля за использованием бюджетных средств. В случаях предоставления бюджетных средств в целях развития сельскохозяйственного производства полномочиями по осуществлению контроля за надлежащим их использованием обладают Минсельхоз и его территориальные подразделения в качестве распорядителей бюджетных средств.
Изучение и анализ всего комплекса концептуальных и нормативно-правовых документов, формирующих институт государственной поддержки субъектов МСП, позволяет сформулировать следующие выводы.
Государственная поддержка указанной категории субъектов МСП имеет важное значение в контексте интересов не только самих названных субъектов, но и национальных целей развития России и характеризующих их достижение целевых показателей. Соответственно, документы стратегического планирования разрабатываются с учётом роли и места в этом процессе мероприятий по осуществлению государственной поддержки субъектов МСП в аграрной сфере.
Вместе с тем следует отметить, что нередко вместо уточнения уже принятых концепций, программ путем внесения в них изменений и дополнений в соответствии с новыми заявленными в
целеполагающих документах стратегического развития целями и задачами почти сразу же начинается разработка новых аналогичных по сути документов и досрочно прекращается действие принятых ранее, в том числе рассчитанных на долгосрочный период. Так, в 2019 году была принята Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года и план мероприятий по ее реализации [19], но уже в 2022 году утратила силу в связи с распоряжением Правительства РФ от 08.09.2022 № 2567-р, утвердившим вместо неё новую Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года [20]. Такое поспешное «обновление» не позволяет провести объективную оценку достижения ранее поставленных целей, задач, показателей и в конечном итоге снижает уровень регулирующего воздействия документов стратегического планирования, создаёт дополнительные сложности в процессе их реализации.
В других случаях принятие нового документа не сопровождается отменой предшествующего ему аналогичного документа, что может порождать правовую неопределённость и вызывать сложности как для правоприменения, так и для и исполнения. Аналогичные последствия возможны и в случаях, когда действие документа не отменяется и после истечения периода, на который он разрабатывался изначально, без внесения изменений, продлевающих срок его действия.
В отношении определения форм и видов государственной поддержки субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственное производство законодатель не ограничивает их лишь теми, которые указаны непосредственно в Законе о развитии МСП, предоставляя возможность органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления возможность самостоятельно устанавливать и иные формы поддержки за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Кроме того, предусмотрена возможность установления форм и видов оказания государственной поддержки названным субъектам в других федеральных законах (в частности, в Законе о развитии сельского хозяйства). Таким образом, нормативно-правовое регулирование государственной поддержки субъекта МСП в сфере сельского хозяйство представляет собой разветвлённую систему федеральных законодательных актов, а также принятых в соответствии с ними иных нормативных актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, а также нормативных актов органов местного самоуправления. Приоритетные направления оказания государственной поддержки названным субъектам определяются, исходя из национальных целей развития Российской Федерации и целевых показателей их достижения. Однако следует отметить в качестве проблемы, ожидающей своего решения, отсутствие единых подходов к оценке эффективности государственных программ, принимаемых на федеральном уровне и в отдельных субъектах РФ, что понижает достоверность их оценки и ставит под сомнение эффективность расходования бюджетных средств.
Информация об издании федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления государственной поддержки развития сельского хозяйства, подлежит обязательному размещению и обновлению не реже чем один раз в квартал на официальном сайте Министерства сельского хозяйства РФ, в сети «Интернет» и на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разработана автоматизированная информационная система «Субсидии АПК», которая представляет собой комплексную информационную систему сбора и обработки бухгалтерской и специализированной отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирования сводных отчетов, мониторинга, учета, контроля и анализа субсидий на поддержку агропромышленного комплекса.
Несмотря на наличие некоторых шагов в направлении информационного обеспечения государственной поддержки субъектов МСП в сфере сельского хозяйства, принятых в настоящему моменту мер оказывается явно недостаточно, поскольку они не позволяют обеспечить получателей государственной поддержки в полном объёме информацией о наличии действующих федеральных и региональных программ, в том числе грантовой поддержки, что не позволяет им своевременно воспользоваться предоставленными возможностями, а также оценить преимущества получения государственной поддержки в том или ином регионе. В настоящее время
отсутствует единая целостная информационная система, которая бы объединяла в себе все действующие формы и виды государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и отдельных их категорий (в том числе и субъектов МСП).
В этой связи следует поддержать внесённые в Закон о развитии сельского хозяйства изменения [21] (в частности, дополнение его новой статьёй 17.1), предусматривающие создание с 1 января 2025 года информационной системы цифровых сервисов агропромышленного комплекса, которая станет единой государственной информационной системой, создаваемой в том числе в целях информирования юридических и физических лиц о мерах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства с учетом специфики предоставления таких мер субъектами Российской Федерации, а также обеспечения возможности её получения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, стимулирования деятельности в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий.
В рамках новой системы предусмотрены формирование и подача заявок на получение государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в электронной форме (в настоящее время возможность обращения за государственной поддержкой в электронной форме уже реализована во многих, но пока еще не во всех регионах), сбор отчетности, представляемой в рамках реализации мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, формирование и ведение перечня мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий, и также информирование юридических и физических лиц о мерах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Разработка и ввод информационной системы цифровых сервисов агропромышленного комплекса позволить повысить качество и эффективность предоставления государственной поддержки в сфере сельского хозяйства всем её получателям, в том числе и субъектам МСП, что будет способствовать как развитию самой сельскохозяйственной отрасти, так и улучшению благосостояния занятых в ней граждан.
Литература и источники
1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 27.07.2020. № 30. ст. 4884.
2. Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р «Об утверждении Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» // СЗ РФ. 18.10.2021. № 42. ст. 7157.
3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 14.05.2018. № 20. ст. 2817.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СЗ РФ. 24.11.2008. № 47. ст. 5489.
5. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 27.01.2020. № 4. ст. 345.
6. Белхароев Х.У. Правовые основы и проблемы обеспечения продовольственной безопасности России // Юридический мир. 2012. № 7. С. 14-17.
7. Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 N 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 13.12.2010. № 50. ст. 6748.
8. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ. 01.01.2007. № 1 (1 ч.). ст. 27.
9. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 30.07.2007. № 31. ст. 4006.
10. Калинин А.М., Самохвалов В.А. Эффективность финансовой поддержки сельского хозяйства: общая оценка и межбюджетный эффект // Проблемы прогнозирования. 2020. № 5.
11. Латыпов Р.Т, Малейкина Г.П., Ручкин А.В. Грантовая поддержка реализации государственных программ и проектов по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств: опыт региона и ключевые проблемы // Аграрный вестник Урала. 2019. № 8.
12. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. 460 с.
13. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» // СЗ РФ. 06.08.2012. № 32. ст. 4549.
14. Постановление Правительства РФ от 28.02.2012 N 166 (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» // СЗ РФ. 05.03.2012. №10. ст. 1251 (утратило силу).
15. Постановление Правительства РФ от 20.04.2019 N 476 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» // СЗ РФ. 29.04.2019. № 17. ст. 2105 (утратило силу).
16. Постановление Правительства РФ от 18.12.2019 N 1706 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2019 г. N 476» // СЗ РФ. 30.12.2019. № 52 (часть I). ст. 7949.
17. Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 N 2063 (ред. от 24.12.2021) «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 13.12.2021. № 50 (часть IV). ст. 8533.
18. Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 N 573 «О внесении изменений в приложения N 6 - 8 и 12 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившим силу абзаца пятого подпункта «в» пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2451» // СЗ РФ. 11.04.2022. № 15. ст. 2492.
19. Распоряжение Правительства РФ 2798-р от 26 ноября 2019 года «Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации (с изменениями на 12 мая 2022 года) (утратило силу)// СЗ РФ. 02.12.2019. № 48. ст.6905.
20. Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2022 № 2567-р «Об утверждении «Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.09.2022, N 0001202209120021.
21. Федеральный закон от 11.06.2022 N 169-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ. 13.06.2022. № 24. ст. 3929.
References and Sources
1. Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 N 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // SZ RF. 27.07.2020. № 30. st. 4884.
2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 01.10.2021 N 2765-r «Ob utverzhdenii Edinogo plana po dostizheniyu nacional'nyh celej razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda i na planovyj period do 2030 goda» // SZ RF. 18.10.2021. № 42. st. 7157.
3. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 N 204 (red. ot 21.07.2020) «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» // SZ RF. 14.05.2018. № 20. st. 2817.
4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda») // SZ RF. 24.11.2008. № 47. st. 5489.
5. Ukaz Prezidenta RF ot 21.01.2020 № 20 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 27.01.2020. № 4. st. 345.
6. Belharoev H.U. Pravovye osnovy i problemy obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii // YUridicheskij mir. 2012. № 7. S. 14-17.
7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30.11.2010 N 2136-r «Ob utverzhdenii Koncepcii ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» // SZ RF. 13.12.2010. № 50. st. 6748.
8. Federal'nyj zakon ot 29.12.2006 N 264-FZ (red. ot 02.07.2021) «O razvitii sel'skogo hozyajstva» // SZ RF. 01.01.2007. № 1 (1 ch.). st. 27.
9. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 N 209-FZ (red. ot 28.06.2022) «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 30.07.2007. № 31. st. 4006.
10. Kalinin A.M., Samohvalov V.A. Effektivnost' finansovoj podderzhki sel'skogo hozyajstva: obshchaya ocenka i mezhbyudzhetnyj effekt // Problemy prognozirovaniya. 2020. № 5.
11. Latypov R.T, Malejkina G.P., Ruchkin A.V. Grantovaya podderzhka realizacii gosudarstvennyh programm i proektov po razvitiyu krest'yanskih (fermerskih) hozyajstv: opyt regiona i klyuchevye problemy // Agrarnyj vestnik Urala. 2019. № 8.
12. Maloe i srednee predprinimatel'stvo: pravovoe obespechenie / L.V. Andreeva, T.A. Andronova, N.G. Apresova i dr.; otv. red. I.V. Ershova. M.: YUrisprudenciya, 2014. 460 s.
13. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.07.2012 № 717 «O Gosudarstvennoj programme razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013 - 2020 gody» // SZ RF. 06.08.2012. № 32. st. 4549.
14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.02.2012 N 166 (red. ot 25.05.2016) «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya i raspredeleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub"ektov Rossijskoj Federacii na podderzhku nachinayushchih fermerov» // SZ RF. 05.03.2012. №10. st. 1251 (utratilo silu).
15. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.04.2019 N 476 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya i raspredeleniya inyh mezhbyudzhetnyh transfertov iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub"ektov Rossijskoj Federacii na sozdanie sistemy podderzhki fermerov i razvitie sel'skoj kooperacii» // SZ RF. 29.04.2019. № 17. st. 2105 (utratilo silu).
16. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18.12.2019 N 1706 «O vnesenii izmenenij v Gosudarstvennuyu programmu razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyaj stvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya i priznanii utrativshim silu postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20 aprelya 2019 g. N 476» // SZ RF. 30.12.2019. № 52 (chast' I). st. 7949.
17. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.11.2021 N 2063 (red. ot 24.12.2021) «O vnesenii izmenenij v Gosudarstvennuyu programmu razvitiya sel'skogo hozyaj stva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyaj stvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya i priznanii utrativshimi silu otdel'nyh polozhenij nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 13.12.2021. № 50 (chast' IV). st. 8533.
18. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.04.2022 N 573 «O vnesenii izmenenij v prilozheniya N 6 - 8 i 12 k Gosudarstvennoj programme razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyaj stvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya i priznanii utrativshim silu abzaca pyatogo podpunkta «v» punkta 1 izmenenij, kotorye vnosyatsya v akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii po voprosu realizacii Gosudarstvennoj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyaj stvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya, utverzhdennyh postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrya 2021 g. N 2451» // SZ RF. 11.04.2022. № 15. st. 2492.
19. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF 2798-r ot 26 noyabrya 2019 goda «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya rybohozyajstvennogo kompleksa Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda i plana meropriyatij po ee realizacii (s izmeneniyami na 12 maya 2022 goda) (utratilo silu)// SZ RF. 02.12.2019. № 48. st.6905.
20. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.09.2022 № 2567-r «Ob utverzhdenii «Strategii razvitiya agropromyshlennogo i rybohozyajstvennogo kompleksov Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii www.pravo.gov.ru, 12.09.2022, N 0001202209120021.
21. Federal'nyj zakon ot 11.06.2022 N 169-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O razvitii sel'skogo hozyajstva» // SZ RF. 13.06.2022. № 24. st. 3929.
ЕЛЬНИКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). ELNIKOVA ELENA - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Entrepreneurial and Corporate Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) ([email protected]).
УДК 347.44(560) DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-188-191
ХАЛИЛОВ Р.С.
ПЕРЕДАЧА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В ПОРЯДКЕ НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ В РАМКАХ СТАТЬИ 705 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА ТУРЦИИ
Ключевые слова: торговые компании, передача коммерческого предприятия, незарегистрированное приобретение, объяснительная регистрация.
В отличие от случаев приобретения путем регистрации, приобретение недвижимого имущества признается незарегистрированным приобретением в случаях передачи коммерческого предприятия и слияния хозяйственных товариществ. Но в доктринах коммерческого и гражданского права существует конфликт по поводу того, когда собственность может быть приобретена. Хотя в Коммерческом кодексе Турции № 6102 есть четкое положение по этому вопросу, единого мнения в доктрине до сих пор нет. Особое внимание уделяется исследованию с учетом взглядов на доктрину коммерческого и гражданского права и практики Верховного суда Турции. По этой причине поясняется, что в случае передачи коммерческого предприятия и слияния хозяйственных товариществ будет известно, в какой момент произойдет приобретение недвижимого имущества. Место этого института в турецком и азербайджанском законодательстве также оценивается в рамках достигнутых результатов и текущих событий, касающихся предмета.
KHALiLOV, R.S.
TRANSFER OF COMMERCiAL ENTERPRiSE iN TERMS OF UNREGiSTERED ACQUiSiTiONS WiTHiN THE FRAMEWORK OF ARTiCLE 705 OF THE TURKISH CiViL CODE
Key worlds: Trading Companies, Transfer of Commercial Enterprise, Unregistered Acquisition, Explanatory Registration.
Unlike the cases of gain by registration, the acquisition of immovable property is accepted as unregistered acquisition in cases of transfer of commercial enterprise and merger of commercial partnerships. But there is conflict in the commercial and civil law doctrines over when property can be acquired. Although there is a clear provision on this issue in the Turkish Commercial Code No. 6102, there is still no consensus in the doctrine. The study is especially examined by taking into account his views in the commercial and civil law doctrine and the practice of the Supreme Court. For this reason, it is explained that in the case of the transfer of the commercial enterprise and the merger of the commercial partnerships, the acquisition of the immovable property will be known at what moment. The place of this institution in Turkish and Azerbaijani law is also evaluated within the framework of the results reached and current developments concerning the subject.
The concept of commercial enterprise constitutes the central concept of both the old Turkish Commercial Code No. 6762 and the Turkish Commercial Code No. 6102 and determines the application area of these laws. Although commercial enterprise is the basic concept of commercial law, the definition of the concept of commercial enterprise was not made directly in the old Turkish Commercial Code, and the definition was left to the Trade Registry Regulation. In the articles 11 to 13 of the old Turkish Commercial Code numbered 6762, only some types of commercial enterprises were regulated. However, the definition of this concept and the determination of its elements were left to the doctrine. In the Justification of Article 11 of the Turkish Commercial Code No. 6102, the concept of commercial enterprise is "the basis of the commercial enterprise law; that is, the central concept; it is determinative, even descriptive in this nature, commercial law has become the foreign law of the commercial enterprise in the intervening time and has transformed from a concept to a theory [40, p. 4].
Article 11 paragraph 1 of the new Turkish Commercial Code No. 6102, with the provision that "it is the enterprise in which the activities aiming to generate income exceeding the limit set for the tradesman enterprise are carried out continuously and independently", have been made by making use of the definition in the Trade Registry Regulation during the period of the former Turkish Commercial Code No. 6762. describes the business. Based on this definition given by the law, in order for a business to be considered as a commercial enterprise, it is necessary to have the elements of exceeding the limit of the artisan enterprise, aiming to provide income, continuity and independence in its activities.
The contract for the transfer of the commercial enterprise is made between the transferor of the commercial enterprise and the transferee. In the former Commercial Code numbered 6762, article 11, paragraph 2, it was regulated that the commercial enterprise could be the subject of different contracts, with a closed expression, by taking into consideration the elements included in the commercial enterprise with the counting method. However, the provision of article 11 paragraph 3 of the Turkish Commercial