УДК 342 Юридические науки
Видякин А.Г., студент Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва
РОЛЬ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПОСТРОЕНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Аннотация: В настоящей статье проводится комплексный анализ деятельности органов внутренних дел в правоприменительной сфере и рассматривается роль этой деятельности в развитии идей правового государства. Также дается характеристика проблемных аспектов деятельности ОВД и предложены пути разрешения выявленных спорных моментов.
Ключевые слова: органы внутренних дел, полиция, правовое государство, законность, права и свободы, правоохранительная деятельность, законность, судопроизводство, демократия, профессиональное поведение, юридические гарантии.
Vidyakin A. G, a student of the National Research Mordovian State University
THE ROLE OF THE LAW ENFORCEMENT FUNCTIONS OF THE
ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS IN BUILDING A LEGAL STATE
Abstract: In this article, a comprehensive analysis of the activities of internal Affairs bodies in law enforcement and discusses the role of this activity in the development of ideas of legal state. Also describes the problematic aspects of the police Department and proposed solutions to the identified controversial issues.
Keywords: internal Affairs bodies, police, rule of law, legality, rights and freedoms, law and order, legality, justice, democracy, professional conduct, legal guarantees.
Деятельность каждого органа государства в настоящее время направлена на достижение общей цели - обеспечение и гарантии прав и свобод человека и
гражданина. Это считается его прямой и одной из основных обязанностей и заключается в формировании организационных, юридических и других условий для осуществления прав и свобод.
В настоящий период развития правоохранительной системы основное место и значение приобретает деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, непосредственно сформированных для обеспечения этих прав и свобод человека и гражданина, и по своему содержанию именно она плотно связана с необходимостью применения мер государственного принуждения, специальных средств, а также с вмешательством в личную жизнь граждан.
Необходимо указать, что в деятельности органов внутренних дел в отдельной сфере используются все основные формы охраны и защиты прав и свобод, которые применяются правоохранительными органами и характерны государственному аппарату. Этими формами являются как юридические (правовые) - правотворчество (правоустановление) и правоприменение (правоисполнение), так и организационные (неправовые), характерные свойственными им профилактическими, организационными, пропагандистскими и иными мерами воздействия.
Эти формы устанавливаются и выполняются в определенных методах деятельности. При этом выполнение форм и методов рассматривается как внешнее практическое выражение деятельности по осуществлению возложенных на них функций[9, с. 343].
Правотворческая деятельность осуществляется с помощью принятия, изменения, дополнения и отмены правовых актов, имеющих целью в первую очередь регулирование разных областей деятельности рассматриваемых государственных органов.
Необходимость ее выполнения можно аргументировать тем, что путем принятия подзаконных актов органы внутренних дел закрепляют правила реализации функций, которые или непосредственно направляются на обеспечение интересов граждан, или опосредуются презумпцией их соблюдения и защиты.
Основным субъектом реализации правотворческой функции России является такой государственный орган как Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Правоохранительная деятельность - это основанная на законе деятельность государства через уполномоченные им органы, направленная на обеспечение правопорядка, противодействие и недопущение правонарушений разного характера, с помощью применения мер принудительного характера с конкретно установленным предметом правоохранительного воздействия [5, с. 53].
Особой важностью в работе органов внутренних дел в рассматриваемой области обладает и такая юридическая форма как применение норм права.
В целом необходимо указать, что их правоприменительная функция во многом имеет сходства с аналогичной деятельностью других органов и служб государства. К ней в полной мере можно применить общие признаки и свойства, рассматривающие правоприменение как процесс осуществления социальных норм.
Совместно с общими применяемыми правовыми нормам в работе органов внутренних дел также свойственны и отдельные отличительные особенности, основанные спецификой поставленных перед ними целей, и в первую очередь возможностью использования принудительных мер воздействия. Примерами могут послужить акты, выносимые в отношении граждан, совершивших административный проступок; составление уполномоченным органом протокола задержания и т.д. [6, с. 50].
Создание конкретных и отдельных правовых норм, процедур и механизмов, которые граждане могли бы применять для защиты своих прав, а также конституционное регулирование деятельности всех государственных органов, в т.ч. полиции, должны являться основой для выработки и осуществления механизма защиты основных прав и свобод граждан.
Обеспечение верховенства права является обязательным условием соблюдения полицией прав человека, так как оно закрепляет и ограничивает функции и полномочия полиции, устанавливает нормы, регулирующие
профессиональное поведение, а также формирует место и роль полиции в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в целом.
Обеспечение правового режима законности - есть одно из приоритетных направлений правовой политики государства в области правоохранительной деятельности органов внутренних дел, вместе с принципом соблюдения прав и свобод человека
В ряду отдельных федеральных законах основания ограничений основополагающих прав и свобод человека и гражданина являются необходимым условием для выполнения органов внутренних дел, в первую очередь полиции, осуществляющих охрану и защиту прав и свобод всех граждан, поэтому в них требуется более детальное и строгое регулирование.
Такие законы, необходимые в интересах общества, одновременно таят опасность злоупотреблений ими, тем более, что отдельными из них установлена потенциальная возможность применения силы.
Этот опасный компонент еще более усугубляется вследствие того, что под видом закрепления и конкретизации процессуального порядка применения ограничений внутренние приказы, инструкции, законы субъектов Российской Федерации практически достаточно часто включают дополнительные «неправовые» ограничения прав человека.
В связи с этим необходимо более продуманно соблюдать меру при отсылке законов к подзаконным актам, не понижая таким образом законодательного потенциала и не делая его слишком зависимым от внутренних актов [8, с. 59].
Юридические гарантии прав граждан, закрепленные в нормативных актах регулирующих деятельность органов внутренних дел, являются довольно совершенными и соответствуют требованиям современного правового государства, а также не уступают зарубежным аналогам и по некоторым аспектам даже превосходят их.
Тем не менее если и существует неудовлетворенность уровнем гарантии прав граждан в административной деятельности, то по большей части это связано
с вопросами имплементации таких гарантий в повседневную деятельность полиции и объясняется не в последнюю очередь уровнем российской правовой культуры [4, с. 1277].
В настоящее время российские власти уже сделали многое для повышения уровня состояния законности и защищенности прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве (прежде всего от незаконного и необоснованного ограничения права на свободу и личную неприкосновенность).
Тем не менее, сейчас принципиально важно продолжить эту работу и не останавливаться на половине пути.
Средства правовой защиты должны быть эффективны не только в теории, но и на практике.
Полагаем, что нужно вести речь идет не только о внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство, но и о формировании должного и неподдельного уровня правосознания у должностных лиц и органов, ответственных за принятие решения о применении меры пресечения.
Повышение эффективности административной деятельности полиции в сфере обеспечения прав граждан возможно посредством совершенствования законодательства и, в частности, посредством разработки и принятия Закона «О защите прав граждан в административной деятельности полиции».
Другими путями совершенствования защиты прав граждан в административной деятельности органов внутренних дел может стать развитие взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества, а также создание органов административной юстиции.
Как считает А.Р. Еремин, «Любое демократическое государство является в широком смысле самоуправляющимся государством. Конституции демократических государств закрепляют право народа осуществлять государственную власть и местное самоуправление через выборные органы и непосредственно» [7, с. 8].
Таким образом, задачи правовой политики в области правоохранительной деятельности органов внутренних дел состоит в двух основных направлениях: во -
первых, закрепление в правовых границах норм правового поведения и определения статуса органов внутренних дел как субъекта реализации правового режима законности; во-вторых, гарантии законности в работе самих органов внутренних дел.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Рос. газета, 1993. 25 декабря.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174 [ Электронный ресурс] - Доступ из справ. правовой системы «Гарант». - Загл. с экрана.
4. Адмиралова И.А. Административно-правовое обеспечение прав и свобод граждан в полиции зарубежных государств / И.А. Адмиралова // Административное и муниципальное право. 2014. № 12. С. 1277 - 1288.
5. Гулягин А.Ю. Правовые аспекты правоохранительной деятельности как ключевой функции государства // Юридический мир. 2013. № 8. С. 53 - 57.
6. Гунич С.В. Формы и методы деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности / С.В. Гунич // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 1. С. 50 - 55.
7. Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / А.Р. Ерёмин. Саратов.: Издательство Саратовского университета. 2003. 280с.
8. Параносенков П.М. Соблюдение прав и свобод человека как основополагающий принцип деятельности полиции Российской Федерации / П.М. Параносенков // Административное право и процесс. 2014. № 8. С. 57 - 59.
9. Теория права и государства: учеб. / под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1996. 443с.