Р.Р. Алиуллов,
доктор юридических наук (КЮИ МВД России)
О МЕХАНИЗМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА (ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ)
В данной статье рассматриваются теоретические, организационные и правовые проблемы создания эффективного механизма реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Затрагиваются правоприменительные, правоохранительные и нормотворческие аспекты деятельности МВД России в контексте обеспечения прав и свобод граждан.
Ключевые слова: обеспечение законности, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, гуманность, нормотворчество, правоприменительная и правоохранительная деятельность ОВД
This article discusses the theoretical, organizational and legal problems of an effective mechanism for the implementation and protection of the rights and freedoms of man and citizen in the activities of the internal affairs of the Russian Federation. Affected by the law enforcement, law enforcement and rule-making aspects of the Russian Ministry of Internal Affairs in the context of the rights and freedoms of citizens.
Keywords: rule of law, the rights and freedoms of man and citizen, humanity, law-making, law enforcement and law enforcement ATS
Конституции РФ гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»[1]. Проблема обеспечения прав и свобод человека и гражданина - большая социально-прикладная и научно познавательная проблема, требующая постоянного внимания науки и практики, особенно в Российской Федерации, где они, по существу, никогда не были приоритетными. Трудности в реализации гуматистической идеи прав и свобод человека и гражданина в нашей стране обусловливаются множеством причин: исторически сложившимся негативным отношением к самой идее о приоритетности прав и свобод граждан, отрицанием человека как высшей ценности, изменениями, происходящими в социальной структуре общества, глубокими преобразованиями в политической, экономической и правовых системах,
недостаточностью уровня нравственного воспитания, низкой правовой образованностью населения и правовым нигилизмом значительной части его населения и т.д.
Вместе с тем выход на достойный уровень обеспечения прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации возможен лишь при условии, когда государство возложит на себя обязанность реализовать эти права и свободы, установив определенные нормы поведения людей и обеспечивая контроль за соответствием деятельности всех граждан, учреждений, организаций идолжностныхлицпредписаниямэтихнорм.
На сегодняшний день актуальным вопросом является, кому и какими средствами обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. В современном правовом государстве необходим надежный механизм реализации закрепленных в Конституции неотчуждаемых жизненных благ, данных человеку от рождения,
естественных прав и свобод. Этот механизм условно может включать в себя как законодательные гарантии прав граждан, так и фактическое их осуществление при помощи соответствующих государственных органов, учреждений, организаций.
Важным звеном (элементом) в защите прав и свобод и их охране являются органы исполнительной ветви власти. Само назначение и место в аспекте государственной власти определяет их решающее значение в защите прав и свобод граждан. С одной стороны, они призваны исполнить требования законов, закрепляющих права и свободы человека и гражданина, с другой - они наделены соответствующими распорядительными полномочиями разрабатывать и принимать подзаконные акты нормативного характера, направленные на регулирование механизма защиты прав и свобод граждан.
Органы внутренних дел, выполняя правоохранительные функции, занимают особое место в механизме осуществления защиты прав и свобод. Это объясняется в первую очередь тем, что в современных условиях становления российской государственности происходит усиление социальной функции органов внутренних дел, которые не только защищают, но и обеспечивают права и свободы человека и гражданина. При этом обеспечение прав и свобод органами внутренних дел осуществляется как в правоприменительной, так и в нормотворческой деятельности, которая является неотъемлемой частью системы правового регулирования в государстве в целом.
Эффективность правового регулирования предполагает надежную работу всех элементов названного механизма, то есть как законов, так и подзаконных актов, в том числе и ведомственных. При этом необходимо отметить, что функционирование нормативных актов федеральных органов исполнительной власти как инструмента реализации предписаний законов и других нормативных актов и поручений высших органов государственной власти требует совершенствования нормотворческой деятельности МВД России в сфере обеспечения за-
щиты прав и свобод человека и гражданина.
Нормативно-правовым основанием для организации и деятельности органов внутренних дел служит отнесение Конституцией Российской Федерации к прерогативе Правительства проведения мер «по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью». Детальное регулирование полномочий соответствующих структур данных органов осуществляется отраслевым, текущим законодательством, а также ведомственными нормативными актами. Именно через оценку специфики их полномочий и реализации последних проявляется в целом роль органов внутренних дел как особого и значительного гаранта прав и свобод человека и гражданина и одновременно проявляются отличия в работе по обеспечению реализации и охране прав и свобод. Существенным является определение деятельности органов внутренних дел в плане форм гарантирующего воздействия на права и свободы личности. В различной степени здесь используются все основные формы: как юридические - нормотворческая и правоприменительная, так и организационная, с присущими воспитательными, техническими и прочими мерами. Нормотворческая деятельность заключается в свойственной ей выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении, дополнении, отмене, т.е. издании ведомственных нормативных актов, нацеленных на регулирование главным образом разных сторон функционирования органов внутренних дел, а иногда и иных соотносимо подведомственных аспектов. Результат ведомственного нормотворчества - правовые установления подзаконного характера, содержащиеся в приказах (вводимых ими инструкциях, наставлениях, положениях и т.п.), издаваемых Министром внутренних дел Российской Федерации и другими уполномоченными на то должностными лицами.
Нормотворческие акты МВД России в большинстве своем организуют работу конкретных служб и подразделений в области борьбы с преступлениями и другими
правонарушениями, в том числе посягающими непосредственно на права и свободы личности или создающими тому реальную угрозу. Существуют нормативные правовые акты МВД, регулирующие общие проблемы упрочения законности, соблюдения прав и свобод личности, следования профессиональной этике при отправлении должностных полномочий, наконец, регулирующие вопросы организации работы по обеспечению правомерного осуществления российскими гражданами и иными лицами отдельных субъективных прав или касающиеся близких по смыслу вопросов. К таковым, в частности, относятся обзор о состоянии служебной дисциплины и законности среди личного состава органов, организаций и подразделений системы МВД России в первом полугодии 2013г. №1/7787, приказ МВД России от 2 ноября 1993 года № 478 «О мерах по реализации отдельных положений Закона Российской Федерации «Об оружии» и Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», приказ МВД России от 23 октября 1995 года № 393 «Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», приказ МВД России и Федеральной миграционной службы России от 14 июля 1995 года № 272/116 «Об утверждении Временной инструкции о сопровождении иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище на территории Российской Федерации, в места временного содержания при постах иммиграционного контроля и центры временного размещения иммигрантов» и другие.
Могут издаваться акты, направленные большей частью на профилактику нарушений прав личности. В качестве примера приведем совместный Приказ МВД России и Министерства юстиции России от 8 февраля 1995 г. № 19-01-31-95/65 «О введении бланка нотариальной доверенности на право пользования и распоряжения транспортными средствами». Цель - обе-
спечить законную реализацию права собственности граждан на автомототранспорт, подвергаемого посягательствам путем подделки доверенности.
Вышеперечисленные нормативные правовые акты, разумеется, не исчерпывающие. При необходимости в пределах предоставленных ему полномочий в установленном порядке Министр внутренних дел вправе издавать и иные акты: обязательные для исполнения различными, включая граждан, субъектами; затрагивающие соответственно вопросы реализации и защиты прав и свобод личности. Согласно установленной законодательством компетенции Министерства он также утверждает стандарты, нормы и правила, в том числе касающиеся отдельных сторон жизнедеятельности граждан (переоборудование автомототранспорта или пользование самодельным, открытие стрелковых тиров и т.д.).
В рассматриваемом ракурсе можно выделить вопрос об участии МВД в подготовке отдельных нормативных актов, принимаемых Государственной Думой, Президентом, Правительством Российской Федерации и т.д. Речь идет о правотворческих инициативах, разработке положений актов, относящихся к сферам борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения и др. Своевременная и адекватная законодательная урегулированность такого рода отношений существенно влияет на упрочение гарантий прав и свобод личности как участника этих отношений.
Важнейшей юридической формой деятельности органов внутренних дел, в том числе по гарантированию прав и свобод человека и гражданина, служит применение норм права . Каждая самостоятельная структура указанных органов в определенном объеме обладает правоприменительной компетенцией. Применению норм права органами внутренних дел присущи общие признаки и черты, характеризующие правоприменительную деятельность любого государственного органа с ее разделением на регулятивную и охранительную.
Наряду с этим, применению правовых
норм органами внутренних дел свойственны некоторые отличительные качества, обусловленные особенностями объекта воздействия, содержания «милицейских» функций, методов их исполнения, что выражается в большей правоохранительной ориентации осуществляемого органами МВД правоприменения. Соответственно, и в системе гарантий прав и свобод личности правоприменение со стороны данных органов в значительной степени подчинено задачам правоохраны, т.е. пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, производству по делам об административных правонарушениях, посягающих на права и свободы личности, а следовательно, на различные блага, ими опосредованные (жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество и др.). Это в свою очередь обычно связано с необходимостью использования для защиты человека и закона в расширенном понимании разнообразных принудительных мер воздействия. Конкретными примерами могут служить наложение начальником органа внутренних дел штрафа на лицо, допустившее в общественном месте оскорбительное, унижающее честь и достоинство граждан поведение; административное задержание и предупреждение полицией лица, нарушающего установленный порядок при проведении митинга, шествия, массового культурного мероприятия гражданами, реализующими соответствующие политические и другие права и свободы.
Правоприменение регулятивного свойства используется органами внутренних дел для разрешения разнообразных управ-ленческо-распорядительных вопросов, как внутриорганизационных, так и находящихся вовне структуры (подбор и расстановка кадров, планирование, распоряжение материальными средствами, поощрение, выдача юридическим лицам разрешения на приобретение и хранение предметов сферы разрешительной системы и пр.), а также при реализации некоторых прав и законных интересов личности. На последний аспект в юридической литературе нередко обращается внимание при рассмотрении отправления административных полномочий
органами внутренних дел, когда они вступают в административно-правовые отношения с гражданами для решения вопросов, не связанных непосредственно с правонарушениями. Это может быть деятельность в сфере паспортной, разрешительной систем, обеспечение безопасности дорожного движения, исполнение отдельных положений законодательства о гражданстве и пр. В подобных случаях акцент преимущественно делается на показе разнообразия направлений, форм, самих процедур административной деятельности как таковой, а не на ее оценке относительно прав и свобод личности. Между тем вынесение органами внутренних дел правоприменительных актов, исходя из действующего законодательства, требуется при реализации целого ряда конституционных и отраслевых прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (право на выбор места жительства, право на получение или признание российского гражданства, право личной собственности на автомототранспорт и др.). Назначение и функции регулятивных правоприменительных актов в механизме реализации субъективных прав имеют не охранительный, а собственно обеспечивающий их характер. Такие акты выступают необходимыми юридическими фактами, элементами юридических (фактических) составов, с наличием которых закон связывает претворение прав в жизнь.
Говорить об организационной деятельности органов внутренних дел в отрыве от принятия ими широкого спектра юридических актов в рамках внутриведомственной и основной профессиональной работы нельзя. Все так или иначе взаимосвязано, будь то, скажем, нормотворческий или же правоприменительный процесс, которые требуют известной организационнотехнической подготовки и аналогичного по характеру «сопровождения» до конечного результата. Да и сама организационная деятельность, хотя и не облечена в правовые формы, осуществляется при строгом соблюдении относящихся к ней требований законодательства, выступает как использо
вание органами своих прав и исполнение возложенных обязанностей. Между тем организационные мероприятия на фоне правовых в определенном смысле отличительны в своем проявлении. Некоторые из них предстают как текущие, непрерывные и разумеющиеся в целях обеспечения нормального функционирования всей системы органов внутренних дел (материальное и финансовое снабжение, подготовка технических средств, экипировка личного состава и т.д.). Другие имеют более выраженную конкретику применительно к ситуации, объекту воздействия и т.д. Например, подготовка и расстановка сил и средств для проведения определенной правоохранительной опера-
ции, рейда по безопасности дорожного движения, комплексной проверки паспортного режима в криминогенных местностях и др.
В отношении прав и свобод личности организационная деятельность как их гарантия многопланово проявляется в повседневной охране правопорядка в общественных местах: создаются безопасные условия их реализации и применяются первые необходимые меры в случае их нарушений. Примерами сугубо правоохранительной направленности данной деятельности могут служить операции по освобождению заложников, по задержанию преступников, по спасению людей и имущества при пожаре, розыск похищенного имущества и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. См.: Ст.2 Конституции РФ. М., 1993.
2. См.: Арзамасов Ю.Г. Обеспечение прав человека и гражданина в нормотворческой деятельности ОВД: автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 1998.
3. См.: п. «е» ч.1 ст.114 Конституции РФ. М., 1993.
4. Черников В.В. Нормативные акты органов внутренних дел в системе правовых актов управления. М., 1996.
5. Об этом см., например: Лазарев В.В., Левченко И.П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. М., 1989; Гранат Н.Л., Колесникова О.М., Тимофеев М.С. Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. М., 1991.